Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы деловой риторики






Деловая риторика –(«риторика» в переводе с греческого «теория красноречия») является прикладным направлением общей риторики, ориентированным на обеспечение руководителей и специалистов правилами обращения со словом.

Деловая риторика учитывает факторы, влияющие на коммуникативность, являясь инструментом коммуникационного общения. Одной из основных причин низкого личного рейтинга руководителей и специалистов в трудовых коллективах является невладение деловой риторикой на должном уровне. В деловой риторике используются следующие принципы речевого воздействия: доступность, ассоциативность, сенсорность, экспрессивность, интенсивность.

Доступность. Требует взвешенности содержания речи, учета культурно-образовательного уровня слушателей, их жизненного опыта и производственного уровня. Необходимо принимать во внимание социальный состав аудитории. Эффективен прием актуализации содержания, использования малоизвестной информации (новизна и оригинальность), сочетания разнохарактерных сведений, их достоверность.

Ассоциативность. Достигается обращением к эмоциональной и рациональной памяти слушателей. Для этого используются такие приемы, как аналогия, ссылка на прецеденты, образность высказывания. Специальный ряд приемов связан с привлечением стихов, живописи, произведений, видеофильмов и т.п.

Сенсорность. Требует широкого использования цвета, звука, реальных моделей в коммуникационном общении. Чем основательнее и разносторонне задействованы человеческие ощущения, тем эффективнее проникает информация в психику людей и процесс ее освоения идет в ней активнее.

Экспрессивность. Предполагает эмоциональную напряженность речи, ее эмоциональный подтекст, выразительность мимики, жестов, позы выступающего. Страстность, неподдельная радость или грусть, сострадание – все это конкретные формы экспрессивности. Такая, изнутри идущая, открытость выступающего свидетельствует о его полной самоотдаче.

Интенсивность. Характеризует темп подачи информации, степень подвижности выступающего во время общения. Необходимо учитывать темперамент людей, их подготовленность к принятию конкретного вида информации и личную заинтересованность в ней. Принцип требует использовать дифференцированный темп изложения в зависимости от специфики информации и особенностей слушателей.

Эти принципы коммуникационного общения обретают наибольшую выразительность при умелом использовании риторического инструментария. Данный риторический инструментарий выступает в виде следующего набора коммуникационных эффектов:

Эффект визуального имиджа. Рассчитан на впечатление от внешнего вида выступающего, который вызывает симпатию или антипатию еще до того, как выступающий начал говорить. Привлекательный внешний вид, элегантная манера общения, доброжелательный, открытый взгляд – все это оказывает на людей положительное воздействие еще до начала речи оратора.

Эффект первых фраз. Главным критерием эффекта первых фраз является заключенная в них привлекательная информация. Она может быть известной, но поданной в новой интерпретации, сопровождаемой оригинальными примерами. Следует располагать набором начальных фраз, ориентированных на социальные группы, преобладающие в аудитории. Данный эффект закрепляет первоначальное впечатление от выступающего.

Эффект аргументации. Основан на логике выступления, которая придает обоснованность и убедительность речи. Если логика – это внутренняя организация речи, то ее внешней стороной является теоретическая (научные положения, концепции) и практическая аргументация (конкретные цифры, факты, статистические данные).

Эффект квантового выброса информации. Является одним из действенных риторических приемов для поддержания внимания аудитории. Основан на заранее продуманном размещении по всей речи новых мыслей и аргументов, «выбрасываемых» через определенные временные интервалы квантов свежей информации, активизируя внимание аудитории.

Эффект художественной выразительности. Связан с умением превращать мысли в соответствующие слова, грамотно строить предложения, соблюдать правила словоударения. Не любая фраза может быть вставлена в выступление. Логика речи подсказывает, какие фразы достойны занять место в речи. Это могут быть лишь фразы, которые не нарушают смысла изложения, обеспечивают его речевое воплощение, доступное для осмысления.

Эффект интонации и паузы. Специалисты утверждают, что интонация и паузы способствуют 10 –15% -му приращению информации. Слово или фраза, которым придана определенная голосовая тональность, как правило, вызывают у слушающих людей определенные ассоциации. В итоге происходит информационное приращение.

Деликатным риторическим инструментом является пауза. Ее применение эффективно тогда, когда есть уверенность, что слушатели активно включились в коммуникационный процесс, что их мышление, память, воображение интенсивно соучаствуют в нем. В этом случае для самостоятельного осмысления слушателями получаемой информации, подключения к ней собственных знаний и полезна пауза.

Эффект релаксации. Используется оратором в помощь слушателям. Чем сложнее выступление, тем большие усилия приходится прилагать слушателям для концентрации своего внимания. Цель эффекта релаксации – снять эмоциональную напряженность. Классическим примером этого является юмор. Благодаря юмору создается естественная пауза для отдыха и появляется возможность восстановления эмоциональной энергии.

Эффект дисперсии. Коммуникативный процесс – это не переливание информации из одного сосуда в другой. Ему свойственны как непрерывная потеря информации, так и ее субъективное искажение. На это есть масса причин. Одна из них в риторике обозначается понятием «дисперсионные потери». Под ними подразумевается рассеивание информации по мере получения ее от выступающего.

Специалисты советуют:

1. Следите за правильным употреблением слов, их произношением,

ударением. Если вы не уверены в произношении или употреблении какого-либо слова, обращайтесь к словарю ударений, толковому и орфоэпическому словарям.

2. Избегайте многословия, канцеляризмов, штампов.

3. Не используйте без необходимости иностранные слова (например,

детерминировать» вместо «определить», «имманентный» вместо «внутренний»). Неправильное или параллельное употребление иностранной лексики ведет, как правило, к ненужным повторениям (например, «промышленная индустрия», хотя в слове «индустрия» уже заключено понятие «промышленная»).

4. Не забывайте, что безликие конструкции часто прикрывают нежелание брать на себя ответственность, самостоятельно думать.

5. Необходимо избавляться от слов, засоряющих речь: «так сказать», понимаете», «вот», «скажем так». Такие слова не украшают речь, а лишь вызывают раздражение аудитории.

6. Говорить нужно достаточно громко, ясно, отчетливо, выразитель-

но и просто; эмоциональность выступления должна соответствовать содержанию и учитывать ситуацию.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.