Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внешний облик оратора, поза, жесты






 

Одежда. Для оратора это один из факторов, определяющих его успех. Одежда не должна сковывать докладчика, мешать непринужденному изложению. Не следует одеваться чересчур изысканно. Лучше надеть привычный костюм. Во время выступления не следует поправлять и одергивать одежду. Эти действия лишь привлекают внимание к ней слушателей, отвлекая их от восприятия излагаемого материала.

Невербальная связь с аудиторией. Если в помещении есть кафедра, то лучше использовать ее для организации выступления. В процессе доклада можно положить на нее руки, но не опираться на нее, как бы готовясь к прыжку. Лучше держать руки так, чтобы выглядеть естественно. Не следует держать руки в карманах. Не стоит также скрещивать их на груди, что несет негативный смысл. Не следует покачиваться взад-вперед, шаркать ногами и топтаться на месте, переступая с ноги на ногу. Это лишь отвлекает или развлекает аудиторию. Лучшей является поза, при которой вес тела равномерно распределен на обе ступни, тело слегка наклонено вперед, чем обеспечивается свободное дыхание и хорошее звучание голоса. Но это вовсе не означает, что нужно стоять неподвижно. Публичное выступление требует постоянного контроля за своими телодвижениями.

Начинающему оратору рекомендуется начинать с умеренной жестикуляции и развивать соответствующие навыки постепенно. Необходимо избавиться от повторяющихся бессознательных движений – не стоит почесываться, тереть нос, дергать себя за ухо. Во многих случаях это может вызвать раздражение, подобно беспрестанному повторению слов-пара-зитов. Немаловажен визуальный контакт с аудиторией. Обычно выступающие периодически смотрят на лицевую часть аудитории и меньше обращают внимание на сидящих справа, уделяя основное внимание центру. Лучше непрерывно скользить взглядом по аудитории, при этом выявить слушателя или их группу, которые чем-то обеспокоены либо скучают или сонливы. Обращаясь непосредственно к ним, обычно удается восстановить полный контроль над аудиторией. Для этого достаточно внезапно заговорить громче.

Прочный визуальный контакт достигается, если смотреть на группу слушателей примерно в течение времени прочтения абзаца средней величины. Это помогает в оценке как слушателей, так и частей своего сообщения по степени вызываемого интереса. Однако следует помнить, что слишком продолжительный взгляд на кого-либо из слушателей может вызвать у него неприятное ощущение. Опытный оратор как бы показывает каждому слушателю, что он обращается лично к нему. Достигается это с помощью «эффекта луча»: оратор, глядя на одного из слушателей, видит и еще некоторых (обычно 3 – 5), находящихся перед ним на «луче», соединяющем оратора с обозначенным слушателем. Им кажется, что говорящий смотрит именно на них. Отсутствие визуального контакта воспринимается слушателями как равнодушие оратора: «Говорит для себя. Мы его не интересуем». Не стоит надеяться на хорошее впечатление от такой речи.

Существует два крайних уровня публичного выступления: дилетантский (неумелый, самодеятельный) и профессиональный (опытный, эталонный) (табл. 2).

Таблица 2

Уровни публичного выступления

 

Дилетантский Профессиональный
   
Ориентирован прежде всего, на самого себя, обеспокоен, как он выглядит, как говорит, все ли сказал   Ориентирован на слушателя и оценивает свой успех не по тому, что и как он сказал, а по тому, что и как понял, принял слушатель
«Самоуглублен» и не воспринимает сигналы, идущие от слушателей   Распределяет свое внимание между собой и слушателями, отслеживает обратную связь. Умеет «читать» сигналы, поступающие от слушателей. Расшифровывает эти сигналы и реагирует на них, перестраиваясь на ходу, не прерывая речи
Нетерпим к людям и к их позициям Слишком критичен   Терпим, толерантен к идеям и предложениям; он понимает и признает естественные различия людей и особенностей их мышления и восприятия    
Говорит, исходя из своих представлений, наивно полагая, что так же должны думать и другие Допускает различия в мышлении людей, поэтому подает информацию сразу с трех систем – визуальной, аудиальной, компьютерной. Гибок с людьми, восприимчив и к их возражениям
Часто замечает отрицательные черты в человеке, поэтому раздражителен, недоверчив, принижает возможности людей Пробуждает в человеке прежде всего позитивные качества
Его смущают повторы того, что уже говорил   Относит повторы к своим сильным местам, которые надо повторять, избавляясь одновременно от всего второстепенного
Благодарит своих слушателей в конце своего выступления Яркая, последняя фраза оратора вызывает благодарность слушателей за прекрасное выступление

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.