Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стиль управления и руководства






Стиль управления - это способ, которым руководитель управляет подчиненными ему сотрудниками, а также независимый от конкретной ситуации управления образец поведения руководителя.

С помощью установленного стиля управления должна достигаться удовлетворенность работой и поощряться производительность сотрудников. Вместе с тем оптимального стиля управления не существует и говорить о преимущественности того или иного стиля управления можно только для определенной ситуации.

Выбор того или иного стиля руководства определяется взаимодействием объективных и субъективных факторов.

К объективным факторам относятся:

- содержание выполняемой деятельности (например, производственной, правоохранительной, воинской и др.);

- мера трудности решаемых задач, сложность условий, в которых осуществляется их решение (например, в экстремальных ситуациях);

- иерархическая структура руководства и подчинения;

- социально-политическая ситуация и др.

К субъективным факторами относятся:

- психологическиe свойства нервной системы (темперамент);

- свойства характера;

- направленность, способности человека;

- привычные способы деятельности, общения, принятия решений.

В зависимости от субъективных факторов складывается тип руководителя. В приложении 5.3 предлагаются характерные с позиций психоанализа типы руководителей.

На рисунке 5.1. представлен континуум стилей руководства. Континуум, т.е. непрерывности, неразрывности явлений и процессов, где одна крайность - руководитель, ориентированный на задачу, работу, и другая крайность - руководитель, ориентированный на сотрудников,

Рис. 5.1. Континуум стилей руководства.

1. руководитель принимает решение сам и его объявляет;

2. руководитель предлагает решение сотрудникам;

3. руководитель представляет идеи, вызывает, порождает вопросы, отвечает, объясняет свои идеи и решения;

4. руководитель представляет пробное решение, которое можно и изменить после обсуждения;

5. руководитель представляет проблему, слушает и учитывает предложения сотрудников, находит взаимоприемлемое решение;

6. руководитель ставит определенные границы и предлагает группе найти решение;

7. руководитель позволяет сотрудникам действовать свободно в существующих рамках.

Суммирую открытия в области управления эффективностью предприятий, американский социальный психолог Ренсис Лайкерт предлагает 4 базовые системы стилей управления (таб. 5.1.).

Таблица 5.1.

Четыре базовые системы стилей управления Р. Лайкерта

Система 1 Система 2 Система 3 Система 4
Эксплуататорско-авторитарная Благосклонно-авторитарная Консультативно-демократическая Основана на участии в управлении подчиненных

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.