Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Страховые компании как часть экономической системы






Деятельность любой страховой компании как исторически определенной организационной формы страхового фонда всегда находится в тесной зависимости от экономической среды, в рамках которой осуществляют свою деятельность стра­ховщики. Совокупность страховых компаний, функционирую­щих в данной экономической среде, образует страховую систему. В экономике рыночного типа основной задачей страховой системы является предоставление комплекса страховых и кон­сультационных услуг, обеспечивающих определенные гарантии компаниям и фирмам в бесперебойности производственного или торгового цикла; индивидуальным клиентам — повседневное и надежное страховое обслуживание, достижение долгосрочных индивидуальных целей.

Среди проблем, с которыми сталкиваются страховые компа­нии индустриально развитых стран, можно отметить следующие:

• интернационализация страхового бизнеса;

• появление крупных страховых групп;

• инвестиции в ценные бумаги;

• рост запросов со стороны клиентуры;

• финансовые мошенничества;

• резкие изменения политической ситуации во многих стра­нах;

• несбалансированные возрастные структуры персонала;

• появление новых информационных технологий;

• обеспечение личной безопасности страховых работников.

Страховые компании, имеющие зарубежные отделения или дочерние компании, особенно чувствительны к изменениям в международной политике. Большое влияние на страховые ком­пании оказывают изменения в социальной сфере, тесно взаимосвязанные с запросами клиентов к персоналу. Объективно высо­кие критерии уровня жизни населения в индустриально разви­тых странах приучили клиентов страховых компаний требовать высокие стандарты в обслуживании. Клиенты страховых компа­ний этих стран все менее склонны безоговорочно принимать то, что им предлагают. Страховые компании систематически долж­ны проводить изучение рынка, чтобы их услуги соответствовали запросам клиентов. С другой стороны, возрастающее участие служащих страховых компаний в управлении и распределении прибыли вынуждает смотреть на персонал иначе.

Новые информационные технологии, взятые на вооружение ведущими страховыми компаниями Запада, коренным образом изменили стереотип массового сознания относительно рутинной работы с " бумагами" в офисе страховщика. Компьютеризация сбора и обработки страховой информации резко повысила про­изводительность труда, оперативность в принятии решений. Оказалось, что большая часть работы может выполняться мень­шим количеством персонала. Однако чтобы поддерживать тех­нологические электронные системы в рабочем состоянии, стра­ховым компаниям требуется нанимать на работу программистов, инженеров по компьютерам и др. Для сохранения здоровья пер­сонала введены правила, регулирующие использование компью­терного оборудования (например, для операторов ЭВМ, рабо­тающих с дисплеями). Все активнее привлекаются временные работники и консультанты, которые помогают справиться с пи­ковыми ситуациями.

Новые информационные технологии, облегчающие доступ к информации, способствовали внедрению в страховое обслужи­вание кредитных карточек. Усиливается конкуренция между страховыми компаниями и коммерческими банками, которые в рамках диверсификации банковского обслуживания активно внедряются в страховой бизнес (особенно в страхование жизни, которое приносит банкам большую прибыль и связано с не­большим риском).

В последние десятилетия в банковской практике получил достаточно широкое распространение термин " банкассюранс" (bankassurance), дословно переводимый как " банковское страхо­вание" или " страхование, проводимое банками". Впервые ком­мерческие банки стали проводить страховые операции во Фран­ции, но затем к этим операциям стали прибегать банки Велико­британии и ряда других стран. Многие банки стремятся к при­обретению уже функционирующих страховых компаний. Такой союз оказывается выгодным как для банков, получающих ста­бильно прибыльные страховые компании, так и для последних, которым предоставляется возможность использовать широкую сеть банковских филиалов и отделений на территории всей страны и за рубежом.

Одной из форм внедрения коммерческих банков в страховое дело является создание страховых трастов. Это доверительные операции коммерческих банков, которые осуществляются по до­говоренности с клиентом. Страховой траст возникает, если клиент назначает коммерческий банк доверенным лицом по страховому полису (личное страхование) и поручает ему выплачивать доход овдовевшему супругу в случае своей смерти и передать сумму по­лиса детям после смерти второго супруга. Если клиент коммерче­ского банка самостоятельно оплачивает страховые премии по до­говору страхования, то доверительная операция называется нефун­дированный страховой траст. Если клиент передает коммерческо­му банку имущество, чтобы тот уплачивал страховые премии по полису из дивидендов или процентов, получаемых с этого имуще­ства — это фундированный страховой траст.

Современный уровень развития страхового рынка в индуст­риально развитых странах Запада характеризуется усилением тенденций к монополизации в страховом деле и концентрации капитала. В этой связи можно выделить четыре организацион­ные формы проявления этой тенденции.

Горизонтальная интеграция — это сосредоточение в руках не­большого числа крупных страховых компаний все большего объ­ема страховой премии и страховых услуг.

Вертикальная интеграция — проникновение страховых ком­паний в другие сферы, тесно связанные со страховым делом (банковская, биржевая деятельность).

Создание межнациональных страховых компаний пока еще не получило значительного распространения в страховом деле, од­нако как общая тенденция это явление имеет место.

Диверсификация — расширение сферы деятельности страхов­щика в различных предприятиях других отраслей, не находя­щихся в прямой связи со страховым делом. В этом выражается стремление средних и мелких страховых обществ выжить в усло­виях обострившейся конкурентной борьбы и получить более ус­тойчивые доходы от смежных предприятий для покрытия рас­тущих расходов по основной деятельности, т.е. страхового дела.

Для страхования рынка индустриально развитых стран Запа­да характерны следующие основные типы диверсификации:

• страховые компании становятся частью какого-либо концерна;

• страховые компании сами начинают владеть предприятиями, занятыми в других отраслях материального производства, или вкладывают капитал в эти отрасли, приобретая акции этих предприятий;

• страховые компании создают дочерние компании в финан­сово-кредитной сфере.

Страховые компании составляют основу институциональной структуры страхового рынка. С финансовой точки зрения они являются формой выражения страхового фонда, а сосредоточен­ные в страховом фонде ресурсы — источником долгосрочных кредитов. В США, например, на финансовые ресурсы страховых компаний приходится около 50% долгосрочных кредитов, вы­данных промышленным и торговым компаниям.

Страховые компании подразделяют:

- по принадлежности: на частные и публично-правовые, акционерные (корпоративные), взаимные, государст­венные и правительственные;

- по характеру выполняемых операций: на специализированные (личное или имущественное страхова­ние), универсальные и перестраховочные. В ряде зарубежных стран деятельность универсальных страховых компаний запре­щена законом. Вместе с тем данная классификация для зару­бежной практики в значительной мере является условной, так как отдельные страховые компании предоставляют значительно больший перечень страховых услуг, чем это заявлено в их назва­нии. На практике наблюдается тенденция к ликвидации узкой специализации в страховой деятельности. Одновременно на ры­нок страховых услуг активно вторгаются банковские, биржевые и иные структуры. Компании личного страхования обладают значительно большими финансовыми ресурсами по сравнению со всеми прочими страховщиками. Именно этим, в частности, обусловлена их активная роль на рынке ценных бумаг амери­канских промышленных корпораций. Большинство американских компаний личного страхования образованы в форме корпораций;

- по зоне обслуживания: на местные, региональ­ные, национальные и международные (транснациональные);

- по величине уставного капитала и объ­ему поступления страховых платежей, а также другим технико-экономическим показателям, определяющим их место на стра­ховом рынке: на крупные, средние и мелкие.

Акционерное страховое общество — форма организации страхо­вого фонда на основе централизации денежных средств посредст­вом продажи акций. Получила распространение в странах с раз­

витой рыночной экономикой. " Первое Российское от огня стра­ховое общество" в акционерной форме было создано в России в 1827 г.

Существуют закрытые акционерные стра­ховые общества, акции которых распространяются среди их учредителей, и открытые акционерные страховые общества, акции которых свободно про­даются и покупаются. Совладельцем объединенного имущества открытого акционерного общества формально может стать вся­кий, кто купил хотя бы одну акцию. Однако для того чтобы иметь реальную власть в управлении и распоряжении имущест­вом акционерного страхового общества, необходимо обладать значительным количеством акций (самая большая доля, теоре­тически превышающая 50%, хотя практически может быть го­раздо меньше, образует так называемый контрольный пакет). На общих собраниях акционеров каждый владелец обладает количе­ством голосов, пропорциональным сумме имеющихся у него ак­ций, дающих право голоса.

Акционерное страховое общество — юридическое лицо, имеющее свой устав, в котором определены цели общества, раз­мер капитала, порядок управления делами. Высшим органом управления акционерного страхового общества является об­щее собрание акционеров. Собрание созывается, как правило, один раз в год, а текущими делами руководит правле­ние или совет директоров. Проверку оперативно-финансовой деятельности акционерного общества осуществляет избранная ревизионная комиссия. Результаты работы ревизионной комис­сии докладываются общему собранию акционеров. К исключи­тельной компетенции общего собрания относятся определение стратегических направлений работы страхового общества, ут­верждение документов, регламентирующих его деятельность, и внесение в них поправок, избрание правления и наблюдатель­ного совета, представляющих собственников и контролирующих деятельность страхового общества в период между заседаниями общего собрания, исполнительных и ревизионных органов, а также принятие в случае необходимости решения о ликвидации страхового общества.

Исполнительным органом страховой компании является ди­рекция, осуществляющая руководство деятельностью и пред­ставляющая фирму при заключении договоров и соглашений с другими юридическими и физическими лицами. Компетенция дирекции определяется общим собранием и закрепляется в уста­ве страхового общества.

Уставный капитал акционерного страхового общества фор­мируется с помощью акций.

Акционерное страховое общество может включать, кроме го­ловной компании, различные по уровню самостоятельности и совершаемым операциям подразделения. В странах с рыночной экономикой юридическими лицами являются только филиалы страхового общества, а представительства, агентства и отделения такой самостоятельностью не обладают.

Представительство страховой компании занимается, как правило, сбором информации, рекламой, репрезентативными функциями, поиском клиентов в интересах страховщика в дан­ном регионе или другой стране, но не ведет коммерческую дея­тельность.

Агентству страховой компании разрешено выполнять все функции представительства и определенные страховые опера­ции: заключение и обслуживание договоров страхования.

Филиал (отделение) страховой компании является обособ­ленным подразделением страховщика без права юридического лица. Осуществляет свою деятельность филиал страховой ком­пании на основании положения, утвержденного президентом компании, руководствуется законодательством, нормативными актами, уставом компании, а также решениями общего собрания акционеров, совета директоров, исполнительной дирекции и президента компании. Результаты работы филиала (отделения) отражаются в консолидированном балансе страховой компании.

Аффилированные страховые компании — это акционерные страховые общества, в которых имеется пакет акций меньше контрольного (обычно 5—50%). Аффилированной является так­же одна из двух компаний, выступающая в качестве дочерней компании.

Процесс дальнейшего углубления специализации среди стра­ховщиков привел к образованию ряда перестраховочных компа­ний, осуществляющих " вторичное страхование" наиболее круп­ных и опасных страховых рисков.

Общество взаимного страхования (ОВС) — форма организации страхового фонда на основе централизации средств посредством паевого участия его членов. Участник общества взаимного страхо­вания одновременно выступает в качестве страховщика и страхо­вателя. Создание обществ взаимного страхования характерно для союзов средних и крупных собственников (домовладельцев, соб­ственников гостиниц и т.д.). Страхователь становится членом общества взаимного страхования, участвует в распределении прибыли и убытков по результатам деятельности за год. Страхователям — членам ОВС принадлежат все активы компании. Высшим органом ОВС является общее собрание его членов. Общее собрание избирает правление для оперативного руково­дства страховым делом и ревизионную комиссию, которая про­веряет работу правления и докладывает результаты проверки общему собранию пайщиков ОВС.

Если объем собранной страховой премии значительно пре­высил суммы выплат страхового возмещения и перекрывает рас­ходы на ведение дела и отчисления в запасные и резервные фонды ОВС, то указанная сумма превышения доходов над рас­ходами может быть распределена между участниками ОВС про­порционально внесенному паю. Таким образом, при заключении договора страхования в ОВС страхователь вносит авансовый платеж (страховую премию) и не знает, какую сумму ему при­дется внести дополнительно до конца года. Чтобы устранить эту неопределенность, некоторые ОВС обычно устанавливают огра­ничение ответственности своих членов в пределах шестикратной нормы обычного взноса. Некоторые ОВС содержат в себе эле­менты, свойственные акционерной форме страхования. Напри­мер, имеют временный паевой капитал, который постепенно погашается по мере того, как у ОВС накапливаются за счет опе­раций свободные средства.

В современных условиях в индустриально развитых странах сфера деятельности ОВС концентрируется преимущественно в области личного страхования. " Prudential Insurance Company of America" — это крупнейшее в масштабах США общество взаим­ного страхования. Превышение доходов над расходами ОВС идет в первую очередь на пополнение резервных фондов. Оста­ток средств может быть распределен в форме дивиденда между пайщиками или в форме уменьшенной суммы страховой пре­мии, подлежащей уплате в следующем году. Роль и значение ОВС, действующих на страховом рынке, постоянно возрастают. В США, например, ОВС составляет 6% от общего количества страховщиков, специализирующихся на операциях личного страхования (всего около 200), однако на их долю приходится 42% продаж полисов личного страхования. В Японии общества взаимного страхования являются преобладающей формой орга­низации личного страхования.

Деятельность ОВС обычно подчинена тем же правовым нор­мам, что и акционерных страховщиков. В некоторых странах из­даны специальные законы о деятельности ОВС, где устанавли­ваются объем минимальных резервных фондов, порядок регист­рации этих страховщиков и т.п. Вместе с тем в ряде стран ОВС относятся к числу так называемых бесприбыльных (некоммер­ческих) организаций, что позволяет использовать ОВС предпри­нимательскими структурами для минимизации налогов.

Правительственные страховые организации (ПСО) — неком­мерческие компании, деятельность которых основана на субси­дировании. Специализируются на страховании от безработицы, страховании компенсаций рабочим и служащим, а также страхо­вании непрофессиональной трудоспособности. В большинстве своем ПСО освобождены от уплаты государственных, федераль­ных и местных налогов.

Государственная страховая компания — публично-правовая форма организации страхового фонда, основанная государством. Организация государственных страховых компаний осуществля­ется путем их учреждения со стороны государства или национа­лизации акционерных страховых компаний и обращения их имущества в государственную собственность. Создание государ­ственных страховых компаний является формой вмешательства государства в деятельность страхового рынка.

Частные страховые компании принадлежат одному владельцу или его семье. Уникальной формой объединения частных стра­ховщиков служит английская корпорация " Ллойд" (Lloyd's или Lloyd's of London). Каждый страховщик, именуемый в практике " Ллойда" андеррайтером, принимает страхование на " свой риск" исходя из собственных финансовых возможностей. " Ллойд" как организация не несет юридической ответственности по претензи­ям, которые могут быть предъявлены к индивидуальным страхов­щикам в результате их страховой деятельности.

Все члены " Ллойда" объединены в синдикаты для увеличе­ния финансовых возможностей при приеме рисков на страхова­ние. Каждый член синдиката несет пропорциональную ответст­венность индивидуально и не отвечает за остальных его членов. Страховая премия и убытки между членами синдиката распреде­ляются пропорционально их финансовым интересам в синдика­те. Синдикат " Ллойд" имеет свой порядковый номер и обычно носит имя одного из ведущих членов синдиката — агента-управляющего.

Синдикат не является юридическим лицом. Это форма объе­динения членов " Ллойда" для совместного ведения дел по стра­хованию и перестрахованию. Состав синдиката остается неиз­менным в течение одного года (исключая смерть или отставку кого-либо из членов " Ллойда"). Результаты деловой активности синдиката за год оцениваются не ранее чем через два года после завершения данного года. Например, деловые операции 1987 г. были " закрыты" в конце 1989 г. Этот трехгодичный метод расчета означает, что дополнительные страховые премии и страховые суммы, относящиеся к расчетному (1987) году учитывают дея­тельность в этом деле за 1988 и 1989 гг. Это дает более точную картину прибылей и убытков за расчетный год.

" Ллойд" привлекает весь мир разработанностью условий страхования и доскональной трактовкой на случай происшест­вия. В " Ллойде" преимущественно сконцентрированы четы­ре основных вида страховой деятельно­сти: морские, не морские, авиационные и автомобильные риски. Морской бизнес охватывает страхование различных рис­ков, связанных с мореплаванием. Не морской бизнес включает выдачу страховых полисов на случай землетрясения, грабежа, потери доходов в результате наступления экстраординарных со­бытий и т.д. Авиационный бизнес обеспечивает страхование всех видов воздушных судов, а также космических летающих объектов (спутников связи и др.). Автомобильный бизнес охва­тывает страхование всех видов дорожного транспорта Соединен­ного Королевства и стран Содружества.

Кэптив (captive) — акционерная страховая компания, обслу­живающая целиком или преимущественно корпоративные стра­ховые интересы учредителей, а также самостоятельно хозяйст­вующих субъектов, входящих в структуру многопрофильных концернов или крупных финансово-промышленных групп. Кэп­тив может являться дочерней страховой компанией. Преимуще­ства организации кэптива заключаются в большой потенциаль­ной емкости крупного сегмента страхового рынка, который об­служивается корпоративным страховщиком. Проникновение конкурирующих страховых компаний в данный сегмент страхо­вого рынка в целях привлечения нового бизнеса крайне затруд­нено или невозможно. Деятельность кэптива непосредственным образом связана с коммерческими банками, пенсионными и ин­вестиционным фондами, другими финансово-кредитными ин­ститутами, функционирующими в системе многопрофильных концернов или финансово-промышленных групп. Эти финансо­вые и банковские структуры обычно выступают учредителями кэптива. Через систему участия (обмен акций) происходит вза­имное проникновение и оказывается взаимное влияние на про­водимую финансовую политику, тактику и деловую стратегию между кэптивом и остальными финансовыми и банковскими структурами многопрофильных концернов и финансово-промышленных групп.

В Российской Федерации в качестве примера организации кэптива можно привести страховую компанию " Лукойл", функ­ционирующую в системе нефтяной компании " Лукойл".

Негосударственный пенсионный фонд — особая форма органи­зации личного страхования, гарантирующая рентные выплаты страхователям по достижении ими определенного (обычно пен­сионного) возраста.

Негосударственные (частные) пенсионные фонды в странах с развитой рыночной экономикой являются не только источнике», существенных инвестиций, но и неотъемлемым элементом сис­темы " встроенных стабилизаторов", сглаживающих влияние экономических циклов на социальную сферу.

Содержание и функции государственного страхового надзора

Деятельность страховщика коренным образом отличается от деятельности других хозяйствующих субъектов, так как нацелена на обеспечение беспрерывности процесса произ­водства и возмещение ущерба, причиненного различными не­предвиденными обстоятельствами и случайностями. Каждый страховой риск имеет свое индивидуальное измерение. Как уж сказано выше, его величина зависит от ряда факторов (степени вероятности страхового случая, интенсивности вредоносного воздействия разрушительных сил природы, стоимости имущества принятого на страхование, и т.д.). Реализация риска, выражения в ущербе, в некоторых случаях принимает катастрофический характер — крупные потери материальных ресурсов и многочисленные человеческие жертвы. Это связано с ростом величины и масштабов риска в эпоху научно-технической революции, усложнением хозяйственных связей, ростом объемов поступления страховых премий и инвестиций временно свободных ресурсов страхового фонда. Значение функционирующего страховщика в этих условиях существенно возрастает.

Высокая доля ответственности страховщика за социальна последствия его деятельности требует организации государственного страхового надзора. В общей форме этот надзор выражается в изучении финансового положения страховщика и его платежеспособности по принятым договорным обязательствам перед страхователями. Отсутствие средств у страховщика для расчетов по принятым обязательствам подрывает доверие не только к конкретному страховщику, но и вообще к идее страхования. В общественном сознании недоверие к страховой идее воплощается в претензиях населения к государственным инсти­тутам. Именно поэтому государство не может находиться в сто­роне от страховой деятельности, увязывая интересы страховщи­ков, населения и экономики в целом. Основная проблема госу­дарственного страхового надзора — величина резервов, гаранти­рующих платежеспособность страховщика.

Страховой рынок как часть финансово-кредитной сферы яв­ляется объектом государственного регулирования и контроля в целях обеспечения его стабильного функционирования с учетом значимости страхования в процессе общественного воспроизвод­ства. Повсеместно страховое дело выделяется в специальную об­ласть хозяйственного законодательства и административного над­зора; государственное регулирование страхового рынка осуществ­ляется посредством специальной налоговой политики, принятия по отдельным видам предпринимательской деятельности законов, отражающих порядок заключения договоров страхования и реше­ния возникающих споров. Государство также устанавливает с уче­том интересов всего общества обязательные виды страхования.

Регулирующая роль государственного органа по страховому надзору должна предусматривать выполнение в основном трех функций, с помощью которых обеспечивается надежная защита страхователей.

1. Регистрация тех, кто осуществляет действия, связанные с заключением договоров страхования, — главная функция. Реги­страцию должны пройти все страховщики. В ходе регистрации выясняются профессиональная пригодность страховщика, его фи­нансовое положение. Западная практика обычно требует пред­ставить рекомендательное письмо от какого-либо известного лица в финансово-кредитной сфере.Не получив официального призна­ния, страховое общество не может функционировать.

Органом государственного страхового надзора акт регистра­ции оформляется выдачей соответствующего разрешения или лицензии.

2. Обеспечение гласности. Каждый, кто профессионально занимается страховой деятельностью, обязан опубликовать про­спект, содержащий полную правдивую и четкую информацию о финансовом положении страховщика. Принцип гласности про­водится через положение законодательных актов о страховой деятельности (публичная отчетность).

Чтобы не допускать ограничения конкурентной борьбы, ор­ган государственного страхового надзора должен проверить, на­сколько достоверна представленная информация. Открытость информации о финансовом положении страховщиков способст­вует сохранению конкурентной борьбы.

3. Поддержание правопорядка в отрасли. Орган государст­венного страхового надзора может начать расследование нару­шений закона, принять административные меры в отношении тех, кто действует вопреки интересам страхователей, или пере­дать дело в суд. Орган государственного страхового надзора на­делен многими полномочиями по проверке оперативно-финансовой деятельности страховщиков.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.