Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности эмоциональной памяти.






1. Надмодальность. Э.П. не зависит от конкретного вида чувственного воздействия. Воспроизведение информации в эмоциональной памяти может происходить при воздействии любых стимулов.

2. Быстрота формирования эмоционального образа. Эмоциональная память не нуждается в многократном повторении информации для запоминания

3. Непроизвольность запоминания и воспроизведения. Данная особенность Э.П. связана с субъективным отношением человека к запоминаемой информации.

4. Постепенная эволюция во времени. 1. С течением времени чувства притупляются, и воспроизводимая информация является не такой четкой и яркой. 2. Происходит редуцирование информации в памяти. Воспроизводится не само первоначальное чувство, а воспоминание о нем, в котором то или иное событие ассоциируется с обобщенным понятием «приятного» или «неприятного».

5. Генерализация. Со временем в Э.П. представление о раздражителе (стимуле или ситуации) распространяется на другие, схожие с первоначальным.

Итак, эмоциональная память – это память на пережитые человеком чувства и эмоции с вызвавшей их ситуацией и субъективным к ней отношением человека. Она имеет свои характеристики: надмодальность, быстрота формирования эмоционального образа, непроизвольность запоминания и воспроизведения, постепенная эволюция во времени, генерализация.

Моторная (двигательная) память. Её определяют как память на движения, включая не только двигательные, но и речевые навыки или реакции. Этот вид памяти обнаруживается достаточно рано. Её истоки психологи видели в памяти – привычке, которая связана с выучиванием разного рода движений и их сохранением в процессе повторения. Идея отождествления памяти – привычки и моторной памяти принадлежит классическому бихевиоризму. Моторная память сводилась к механическому выучиванию движений благодаря упражнениям, она рассматривалась как механический процесс.

Совершенно иной взгляд на моторную память представлен отечественными психологами, которые исходили из основной идеи физиолога Н.А.Бернштейна, рассматривавшего её как процесс творческого конструирования информации о движениях. По оценкам психологов, он пытался найти «ключ» к двигательной памяти.

Основная идея Бернштейна сводится к тому, что формирование двигательного навыка представляется процессом не механического его повторения, а совершенствования навыка. Информация о таких именно навыках закрепляется в памяти. Совершенствование двигательного навыка осуществляется благодаря принципу уровневого и кольцевого регулирования. По замечанию Н.А.Бернштейна, каждый двигательный акт различается по своей смысловой структуре и двигательному составу, т.е. каждый навык не повторяет друг друга, а становится совершеннее при повторении и закрепляется в памяти

Развитие навыка – это непрерывный цикличный процесс. При нарушении процесса коррекция движений осуществляется уровневой регуляцией:

1) ведущим уровнем построения движений

2) фоновым уровнем

Начальный этап формирования навыка контролируется ведущим уровнем, отвечающим за общую программу выполнения движений. Это уровень сознательной регуляции. Затем контроль за выполнением двигательного акта передается на фоновый уровень. Он осуществляется до тех пор, пока не произойдет автоматизация формируемого навыка. При нарушении процесса формирования движений, в него вносятся коррективы. С этой целью управление снова передается на ведущий уровень, затем - на фоновый и т.д. Благодаря чему навык совершенствуется, а не просто механически повторяется.

По Бернштейну, формирование двигательного навыка представляет собой «цепь, сменяющих друг друга фаз разного смысла», последующий навык всегда совершеннее предыдущего, а не повторяет его. Поэтому моторная память есть не что иное, как творческий процесс переработки информации на движения.

Т.О., двигательная память рассматривается как активный, творческий процесс, «цепь, сменяющих друг друга фаз разного смысла». Ни одно движение не повторяется дважды, с каждым разом оно совершенствуется. Это нашло отражение в принципе повторения без повторения в психологии памяти.

Словесно – логическая память - процесс вербализации мыслей человека, связана со смысловой переработкой информации. Основной особенностью словесно – логической памяти является точность воспроизведения материала вследствие его понимания и осмысления. При переработке информации в словесно – логической памяти используются определенные способы: смысловая группировка, выделение смысловых опор, соотнесение новых знаний с имеющимися знаниями.

Смысловая группировка представляет разбивку материала для запоминания по смысловому содержанию. Информация группируется не по внешним, а по внутренним признакам. Данный способ обеспечивает осмысливание информации.

Для понимания запоминаемой информации используется способ выделения смысловых опор. Благодаря этому способу большая по объему информация «сжимается», свертывается и улучшает процесс запоминания. Роль смысловых опор выполняют конспекты, тезисы, пункты плана, формулировка вопросов к содержанию запоминаемого материала и др. Выделение смысловых опор способствует сконденсированности материала, её обобщение в процессе запоминания.

С целью осмысления и понимания материала используется способ соотнесения новых знаний с имеющимися знаниями. Частота соотнесения определяется материалом и задачами запоминания.

Итак, словесно - логическая память представляет собой семантическую переработку материала, которая характеризуется точностью и полнотой воспроизведения. Последнее достигается пониманием и осмыслением воспринимаемой информации благодаря способам смысловой группировки, выделения смысловых опор и соотнесения новых знаний с имеющимися знаниями.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.