Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Непроизвольное внимание вызывается субъективными и объективными факторами.






К объективным факторам относятся особенности предметов или явлений окружающего мира: интенсивность, т.е. сила, с которой действуют на человека предметы окружающей среды (яркий свет, цвет, громкий звук, сильный запах или их сочетание). Причем существенную роль играет не только абсолютная сила раздражителя, но и относительная. Слабое раздражение на фоне еще более слабого воспринимается человеком сильнее и привлекает его внимание. Длительность действия раздражителя, его непрерывность или прерывистость; динамичность раздражителя. Предметы, находящиеся в движении, больше привлекают внимание, чем находящиеся в статике. К субъективным факторам относятся эмоции и потребности; интересы человека. Субъективные и объективные факторы связаны между собой, благодаря их действиям возникает непроизвольное внимание.

Произвольное внимание вызывается сознательно поставленной целью, волевыми усилиями человека. Его называют активным, преднамеренным процессом. Основными особенностями произвольного внимания являются активность, волевой характер, опосредованность.

Активность предполагает управление человеком своим вниманием. Активный характер управления связан с волей, благодаря которой внимание произвольно может направляться на предметы или деятельность и длительное время удерживаться на них.

Опосредованный характер внимания связан с общим положением о средствах деятельности как условии и меры произвольности. Эта особенность была выявлена Л.С.Выготским в процессе изучения высших психических функций. Такими средствами, по его мнению, выступают стимулы-знаки, благодаря которым поддерживается внимание.

Развитие произвольного внимания начинается в раннем детстве. Первоначально функция П.В. делится между взрослым и ребенком, потому что при помощи взрослых ребенок познаёт и усваивает ряд стимулов-средств, которые сначала направляют его внимание, а потом он сам овладевает им на произвольном уровне.

 

Послепроизвольное внимание – сознательный, преднамеренный процесс сосредоточенности на объектах или предметах, не требующий волевых усилий вследствие поглощенности выполняемой деятельностью. Деятельность выступает условием поддержания внимания. По сознательности цели послепроизвольное внимание напоминает П.В., а по степени интенсивности - Н.В. По оценке Н.Ф.Добрынина, психическая активность достигает своего пика в послепроизвольном внимании, постепенно повышаясь от Н.В. к П.В.

Виды внимания связаны друг с другом. Возникновение и поддержание внимания зависит от самих объектов или информации, от отношения к ним человека, от выполняемой им деятельности.

Свойства внимания. К свойствам относят объем, устойчивость, распределение, переключение и рассеяние внимание.

Объем – это количество ясно и отчетливо отраженных человеком объектов или предметов при одномоментном их восприятии. Объем внимания соотносится с объемом памяти и не превышает магического числа Мюллера: 7 плюс-минус 2 элемента. Объем внимания способен изменяться, расширяться, зависит от индивидуальных и возрастных особенностей. Так же, как и память, внимание зависит от организации материала для восприятия. *** По данным Е.И.Степановой, внимание достигает своего пика к 33 годам, минимум его развития отмечается в 19-21. ***

Вместе с тем, расширение объёма внимания может привести к ошибкам невнимания. Это свидетельствует о том, что степень интенсивности внимания и его объём находятся в обратной зависимости. Объём и степень внимания определяют его устойчивый характер.

Устойчивость внимания проявляется в сосредоточенности человека на предметах внешнего мира или внутреннем состоянии. С одной стороны, устойчивость является показателем длительности сохранения внимания на чем-либо, с другой, - показателем степени его концентрации. Устойчивость проявляется в колебаниях внимания, в сдвигах внимания, в целенаправленной регуляции.

Колебания внимания – это цикличный процесс усиления или ослабления внимания. Это непроизвольное изменение интенсивности внимания субъективно не замечается и отрицательно не сказывается на содержании психической активности (лестница Шредера, усеченная пирамида).

Сдвиги внимания характеризуются изменением общей направленности внимания и его объёма. В структуре общей направленности внимания выделяют несколько стадий сосредоточенности: 1. стадия сосредоточения при вхождении в деятельность (на начальном этапе восприятия); 2. стадия достижения максимума (оптимума) сосредоточения благодаря волевым усилиям; 3. стадия отвлечения внимания (снижается сосредоточенность внимания в результате утомления).

Целенаправленная регуляция внимания, связана с сознательным управлением внимания.

Устойчивость экспериментально изучалась многими психологами, начиная с психологии сознания и заканчивая современными психологами.

В отечественной психологии устойчивость внимания изучалась в связи с организацией деятельности: 1. деятельность должна быть разнообразной, поскольку однообразие тормозит внимание человека, приводит к отвлечению; 2. деятельность должна быть организована, учитывая индивидуальные и возрастные особенности человека; 3. сложность выполняемой деятельности, требующей активности психики. (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Добрынин).

Распределение и переключение внимания связаны со скоростью перемещения психической активности. Переключение связано со скоростью перехода внимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности – на другой. Переключение зависит от 1. индивидных свойств человека: особенностей ВНД, темперамента; 2. индивидуальных особенностей: от потребностей, мотивов, эмоций; 3. особенностей деятельности: соотношения последующей и предыдущей (чем интереснее или легче предыдущая деятельность, тем сложнее переключаться с неё на последующую; чем больше сосредоточен человек на предыдущей деятельности, тем сложнее с нее переключаться на последующую).

Распределение внимания – свойство, отражающее скорость одновременного успешного рассосредоточения внимания на несколько объектов или выполнение двух и более видов деятельности. Оно зависит:

1. от характера деятельности (чем разнороднее деятельность, тем эффективнее внимание). 2. от выработки навыков в определенной деятельности (набирать текст на компьютере и одновременно смотреть фильм); 3. от степени связи между предметами или видами деятельности (чем теснее связаны предметы между собой, тем легче распределить внимание между ними).

Рассеяние внимание характеризуется нарушением сосредоточения внимания человека. Факторы рассеянности: 1. физическое состояние (усталость, утомление, головная боль, бессонница и др.);

2.эмоциональное состояние (фрустрация, аффект и др.);

3.клинические нарушения психики, в частности, мышления;

4.снижение мотивации;

5. характер деятельности (однообразие, монотония).

Рассеянность может быть двух видов: подлинной и мнимой.

Подлинная рассеянность характеризуется большой отвлекаемостью и слабой концентрацией внимания. К этому виду относятся ученическая и старческая рассеянность. Ученическая рассеянность выступает следствием чрезвычайной подвижности и отвлекаемости. Внимание непроизвольно и хаотично перемещается с объекта на объект, не задерживаясь ни на одном. Блуждающее внимание, оно возникает, когда человек занимается малоинтересным делом.

Старческая рассеянность – следствие слабой концентрации и переключаемости. Внимание является «липким» к предметам, но такая концентрация внимания не является эффективной.

Мнимая рассеянность характеризуется сильной внутренней концентрацией и полным отвлечением от внешнего мира. К мнимой рассеянности относят поэтическую и профессорскую.

Профессорская является результатом односторонней сосредоточенности при напряженной умственной деятельности, направленной на достижение определенной цели (Ньютон варил яйца, отслеживая процесс варки по часам. Однажды, задумавшись, варил часы, глядя на яйцо).

Поэтическая рассеянность характеризуется погружением человека в неконтролируемый поток приятных впечатлений, мыслей при полном отключении от окружающего. Эта рассеянность сопровождается состоянием мечтательности.

 

 

Тема 2. Основные подходы в изучении памяти.

1.Ассоциативный подход. Экспериментальные исследования Г.Эббингауза. Методы измерения мнемических процессов.

2.Формирование и закрепление навыков в жизненном опыте человека. Память и научение. Законы научения.

3.Память человека как совокупность процессов приема, трансформации и хранения информации.

 

Возникнув в среде английского эмпиризма, ассоциативное направление на рубеже 18-19 столетий стало развиваться не только в Англии, но и в Германии, Франции. (Дж.Миль, Г. Эббингауз, А.Рибо).

Исследование познавательных процессов было связано с данным направлением. Ими были разработаны принципы и законы ассоциаций, определены виды. Развитие познавательных процессов, в том числе памяти, они объясняли действием принципа ассоциации. Согласно этому принципу представления человека возникают благодаря установлению между ними «мысленных связей» или ассоциаций. Под ассоциацией понимается основная структурная единица психического. Важным условием образования ассоциаций выступает одновременность их образования или смежность во времени. Возникновение ассоциаций регулируется собственными законами.

1. Законом смежности (близости) возникновения ассоциаций во времени и пространстве.

2. Законом сходства или контраста возникающих ассоциаций.

3. Законом причинности ассоциированных элементов. Эти элементы могут связываться между собой отношениями «причина-следствие».

Согласно классическим законам выделяют четыре вида ассоциаций:

1. по сходству

2. по контрасту

3. по смежности (по близости во времени и пространстве)

4. по причинности

Первые экспериментальные исследования памяти, проводимые Г.Эббингаузом, строились на принципах и законах ассоциаций. Он объяснял развитие памяти возникновением ассоциаций между элементами того, что надо запомнить. Запоминание сводилось к механическим образованиям ассоциаций. Предметом его исследований являлась «чистая память», не обремененная использованием различных способов переработки материала. Изучение «чистой» памяти требовало и определенной организации эксперимента. Первые результаты эксперимента были опубликованы в 1885 году.

Эксперименты были поострены на заучивании бессмысленных трехбуквенных слогов, включенных в ряды разной длины (по 10, 12, 15 и т.д. слогов). Требовалось порядка 50 и более проб при заучивании. Определялось время, затрачиваемое на заучивание каждого слога. Фиксация времени была необходима, поскольку Эббингауза интересовало, как изменяется память во времени, т.е. сколько информации может удерживаться в памяти, сколько теряться. С этой целью он разработал методы заучивания, сбережения, антиципации.

Более точными были результаты при использовании метода заучивания, который измеряет время и количество упражнений, необходимых для полного заучивания. Основной критерий заучивания – полное усвоение предъявленной для заучивания информации. Заучивание может быть концентрированным и распределенным.

Распределенное заучивание направлено на измерение времени, необходимого для полного усвоения материала. Этот вид заучивания требует распределения повторения во времени, что приводит к положительному эффекту.

Концентрированное заучивание предполагает измерение количества упражнений, необходимых для полной фиксации информации. Этот вид заучивания связан с непрерывным процессом повторения информации. Г.Эббингауз отдавал предпочтение распределенному заучиванию.

В 1887 году исследования в этой области были продолжены Йостом, который сформулировал закон сохранения информации, получивший впоследствии название ЗАКОНА ЙОСТА – полное заучивание информации более эффективно при распределенном заучивании и требует меньшего числа повторений.

Метод заучивания позволил Эббингаузу выявить закономерности памяти, отраженные в «кривой заучивания» и «кривой забывания». «Кривая заучивания» имеет возрастающий характер и является показателем того, что у людей с нормальной психикой, в бодром, активном состоянии % заученной информации увеличивается при уменьшении числа повторений. «Кривая забывания» вначале резко падает, затем ее падение замедляется и в памяти удерживается примерно 23% информации явлением реминисценции – отсроченного воспроизведения. Эббингауз предполагал, что отсрочка улучшает процесс воспроизведения, поскольку уменьшается интерференция (торможение) хранящейся в памяти информации. Г.Эббингауз отмечал, что процесс забывания замедляется, если заучивается осмысленный материал. Позже это предположение было подтверждено его последователями.

Метод заучивания позволил определить такую закономерность, как «фактор края», которая связана с тем, что первые и последние элементы предъявляемого ряда удерживаются в памяти лучше, чем промежуточные. Интерференция первых или последних элементов имеет место только с одной стороны, а средние элементы подвергаются торможению, как со стороны первых, так и последних. Материал, заключенный в середину текста, как правило, воспроизводится менее эффективно.

Кроме метода заучивания, Г.Эббингауз разработал метод сбережения, который также позволял исследовать динамику памяти во времени. Этот метод позволяет определить, сколько информации сбереглось в памяти при повторном заучивании или доучивании. Это позволит выявить сбереженную в памяти информацию. Однако повторное заучивание должно отвечать определенным требованиям: должно осуществляться в одинаковых условиях с первоначальным заучиванием (например, должны использоваться те же способы); должен быть достигнут тот же критерий усвоения материала, что при первоначальном заучивании (полный текст заучить или часть, сколько должно быть повторений и т.д.). По мнению Эббингауза, повторное заучивание дает возможность определить величину сбереженной в памяти информации.

Метод антиципации (подсказки, помощи). Он направлен на преодоление неуверенности при заучивании, дает возможность проследить прогресс в заучивании и скорректировать процесс узнавания и воспроизведения. Этот метод открывает возможности для изучения ассоциативных механизмов памяти, в частности, парных ассоциаций.

Таким образом, ассоциативное направление в психологии сыграло существенную роль в изучении мнемических процессов. Благодаря ему впервые память изучалась экспериментально, существенный вклад был внесен Г.Эббингаузом. Им изучалось изменение памяти во времени, были определены методы изучения, выявлены закономерности памяти.

Влияние ассоциативной психологии испытывало на себе бихевиористское направление, изучавшее поведение человека. Бихевиористы связывали память с формированием навыков как результатом простого (механического) связывания движений человека и закрепления их в опыте. Память рассматривалась в контексте двух подходов: классическом (Дж. Уотсон, Э.Торндайк) и неклассическом (Э.Толмэн, К.Халл).

В классическом бихевиоризме работа памяти связывалась с выработкой различного рода навыков в процессе научения и закрепления их в опыте человека. По мнению Дж.Уотсона, научение навыкам представляется процессом простого запечатления информации, осуществляемым в результате многократного повторения условного сочетания связей между S и R человека. Основным условием для запечатления информации является смежность во времени и частота повторений. Связи между S и R человека образуются механически вне осмысления и понимания. Речь идет о внешних связях как в ассоциативной психологии. Это нашло отражение в знаменитой формуле Дж. Уотсона: S – R.

В русле классического бихевиоризма процесс научения навыкам рассматривался Э.Торндайком. Он внес изменения в этот процесс и модифицировал формулу Уотсона. Изменения касались условий выработки навыков и закрепления их в опыте человека. Таким условием Торндайк называл простое подкрепление, которое обусловливает образование связей между S и R человека в процессе научения: S – П – R. Э. Торндайк сформулировал законы научения, которые обеспечивают прочность закрепления информации в памяти: закон эффекта, закон упражнения и закон готовности.

1. Согласно закону эффекта отбирается и закрепляется информация, приносящая удовлетворение, т.е. имеющая положительный эффект.

2. Закон упражнений. Благодаря этому закону обеспечивается прочность формирования и закрепления связей между S и R. Чем чаще повторяются связи, тем они прочнее фиксируются в опыте человека.

3. Закон готовности обеспечивает прочность формирования навыков и закрепления их в опыте благодаря установке человека на научение.

Неклассический бихевиоризм представлен исследованиями Толмена и Халла. Они рассматривали память человека как процесс, обусловленный промежуточными переменными, которые предваряют запечатление. К промежуточным переменным относятся цели, мотивы, знаковые структуры или когнитивные процессы, которые выступают необходимым условием образования связей между S и R человека. Научение навыкам представляется процессом запечатления информации, осуществляемым благодаря промежуточным переменным. Последние обеспечивают целенаправленную переработку информации, а не механическую.

Таким образом, процесс формирования и закрепления навыков в жизненном опыте человека рассматривался в бихевиоризме, с одной стороны, как процесс механического повторения, как результат простого связывания движений без их осмысления. С другой стороны, – формирование навыков представляется целенаправленным процессом. Человек научается не системе механических движений, а знакам, ведущим к достижению цели. Вместе с тем, бихевиористы акцентировали внимание на внешнем описании поведения.

В когнитивной психологии память рассматривалась как совокупность процессов приема, трансформации и хранения информации. Как известно, данное направление возникло в конце 50-х годов прошлого столетия как альтернатива бихевиористскому подходу.

Центральной проблемой является проблема знания: как знания человека организуются в его уме? Какова природа восприятия, внимания, памяти и др. Наряду с другими познавательными процессами, когнитивисты изучали память. Они исходили из аналогии человека и компьютера. Появился новый понятийный аппарат: вход информации, блоки, распознавание образов, кодирование и др.

Память – это целостная, открытая, развивающая система, структурными компонентами которой являются сенсорная, кратковременная и долговременная блоки. Названные составляющие памяти взаимосвязаны. Информация, хранящаяся в них, управляется процессами распознавания образов, внимания, повторения и кодирования.

Распознавание образов связано с поиском и извлечением информации из долговременной памяти.

Внимание отбирает релевантную, значимую информацию.

Процесс повторения связан с неоднократным воспроизведением информации из памяти.

Кодирование предполагает введение запоминаемой информации в контекст дополнительной, легко извлекаемой. Кодирование может быть перцептивным (фиксируется часть опыта человека, обладающая для него определенными характеристиками) и концептуальным (фиксируется свернутая запись всей информации, накопленной в памяти человека).

Охарактеризуем основные компоненты памяти.

Сенсорный блок памяти – это система, удерживающая точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Сенсорная память представляет собой «непосредственный отпечаток сенсорной информации».

Время хранения сенсорной информации в памяти менее 1 сек., затем она исчезает в результате угасания сенсорного следа или стирания информации вследствие интерференции. Форма хранения – сенсорный образ.

В зависимости от вида стимула выделяют иконическую (зрительную) память и эхоическую (слуховую). Функция этих видов памяти заключается в обеспечении времени, необходимого для обработки зрительной или слуховой информации.

Иконическая память обладает большой информационной емкостью, способностью к суммированию информации. Человек видит больше, чем может переработать его иконическая память. Иконы создаются в течение первых десятков миллисекунд, воспринимаются не сами стимулы, а икона, т.е. непосредственный сенсорный отпечаток.

Эхоическая память связана с пониманием устной речи. Благодаря ей возможно сравнение акустического звучания слова с его семантическим значением. Запоминаются обрывки фраз, музыки и других звуков, если не находятся в контексте с другими звуками. Другие виды сенсорной памяти мало изучены.

Информация из сенсорного блока памяти передается в блок кратковременной памяти. Из кратковременной памяти она может воспроизводиться на уровне оперативной (рабочей). По мнению Аткинсона, этой памятью человек может пользоваться как системой решения актуальных задач, достижения цели, системой регуляции потоком информации. Кроме того, информация из К.П. может передаваться в долговременную память.

Кратковременная память отличается от сенсорной временем, объемом и формой хранения.

Время хранения – от 10 до 30 секунд.

Объем ограничен, включает 7 плюс-минус 2 элемента. После первого предъявления воспроизводится именно этот объем. Объем К.П. не чувствителен к длине ряда, т.е. длине хранящихся в ней единиц, а чувствителен к структурированию их. Чем лучше структурирован материал для запоминания, тем больше информации способна переработать наша память. За счет этого расширяется объем К.П.

Форма хранения преимущественно вербально-акустическая: слова кодируются в звуки, происходит оформленность образа в понятие.

Хотя в К.П. может быть и семантическая форма хранения. О вербально – акустической форме хранения свидетельствуют ошибки воспроизведения: акустические и артикуляционные. Акустические прослеживаются в смешении элементов, сходных по звучанию, а не по внешней, видимой форме: чаще всего смешиваются фонетически близкие буквы М и Н; М и Д, чем П и Н. (Митрий, Миколай, Микита: вместо букв Д или Н произносят М). Артикуляционные ошибки допускаются в тех случаях, когда слова кодируются не в звуки, а в последовательность мышечных сокращений, необходимых для произношения.

Забывание информации в К.П. вызывается процессом интерференции в результате поступления нового материала. Незакрепленная старая информация «стирается» в памяти.

Долговременная память. Информация хранится бесконечно, объем памяти практически не ограничен. В ней хранится все, что известно человеку об окружающем мире. Весь опыт, накопленный человеком, хранится в Д.П. Форма хранения - преимущественно семантическая (может быть вербально-акустическая). О семантической форме свидетельствуют ошибки, связанные с феноменами «все или ничего», «на кончике языка».

Сохранение информации в Д.П. зависит от того, как она закодирована. Кодирование организуется по принципу ассоциаций.

1. Опора при кодировании на старые, сильные ассоциации, что избавляет от создания новых ассоциаций.

2. При кодировании сужается поле поиска ассоциаций в Д.П.

3. Осуществляется систематизация поиска информации, поскольку кодирование вносит порядок в случайный поиск.

4. Увеличивается объем запоминаемой информации за счет семантического кодироваия.

5. Осуществляется защита возникшей (свежей) ассоциации от искажающего влияния других элементов.

Таким образом: 1. Информация в Д.П. организуется преимущественно в семантической форме, но может кодироваться и в форме сенсорной или вербально-акустической.

2. Д.П. предполагает понятийный (смысловой) анализ поступающей информации.

3. Материал в Д.П. организуется по принципу ассоциаций.

4. Продуктивность воспроизведения информации из Д.П. определяется характером её повторяемости.

5. Д.П. – это всегда процесс решения определенных задач, которые часто не планируются человеком.

Управление информацией в памяти осуществляется различными процессами. На первом этапе переработка информации осуществляется процессами: распознавание образов и внимание.

Распознавание образов – процесс, возникающий в результате контакта информации, находящейся в С.П. и Д.П. Этот процесс реализует функцию соотнесения поступающей информации и имеющейся. Благодаря этому процессу происходит идентификация признаков сенсорного образа с определенным понятием, т.е. с эталоном, хранящимся в Д.П.

Распознавание образов включает несколько этапов: 1.сенсорная регистрация; 2. выделение существенных признаков; 3.построение конкретного образа на основе выделенных признаков; 4.сравнение конкретного образа с обобщенным понятием, хранящимся в Д.П. Другими словами, происходит узнавание и называние стимула.

Р.О. осуществляется благодаря принципам использования контекста и параллельного сравнения информации. Эти принципы позволяют «свернуть» процесс Р.О. и сократить его во времени. За счет этого обеспечивается быстрота процессов запоминания и воспроизведения информации.

Принцип использования контекста обеспечивает сравнение информации на «входе» с эталоном, хранящимся в Д.П. Принцип параллельного сравнения позволяет одновременно сопоставлять распознаваемый образ со многими внутренними кодами, пока не отыщется соответствующий эталон.

Внимание. Благодаря этому процессу информация передается из С.П. в К.П. Внимание выполняет функции селекции воспринимаемой информации (отбирается только релевантная информация, которая отвечает целям и задачам субъекта) и переноса её из сенсорной памяти в кратковременную память.

Второй этап управления информацией связан с процессом повторения.

Благодаря процессу повторения информация удерживается в К.П. и «освежается» за счет её реконструкции. Повторение выполняет функции: удержания и закрепления материала в К.П. и перевода закрепленной информации из К.П. в Д.П. Кодирование – процесс, связанный преимущественно с Д.П., предполагает введение запоминаемой информации в контекст дополнительной, легко извлекаемой. Как мы отмечали ранее, кодирование может быть перцептивным и концептуальным.

Тема 4. Виды памяти.

 

1. Образная память, формы её проявления.

2. Общая характеристика эмоциональной памяти.

3. Моторная память, её особенности.

4. Словесно – логическая память. Основные способы переработки информации в словесно – логической памяти.

 

Образная память, благодаря которой человек получает и удерживает точную и достаточно большого объема информацию об окружающем мире. Другими совами, - это память на образы. Информация в ней перерабатывается по различным сенсорным каналам.

Элементарной формой образной памятиявляются последовательные образы, возникающие как результат последействия. Особенности последовательных образов.

1. Время хранения минимально. След сенсорного раздражителя хранится менее 1 сек. В результате угасания сенсорного следа исчезает информация о нём.

2. Непроизвольность возникновения этих образов.

3. Яркость, четкость и продолжительность этих образов относительна.

Другой формой проявления образной памяти являетсяэйдетическая память. Эйдетическая память характеризуется точным и полным сохранением ярко выраженных образов предметов после прекращения их действия на органы чувств. Благодаря ей сканируется информация, практически, это фотографическая картина мира.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.