Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие подхода равностности - основы безграничного сострадания






Если у нас есть ясное и четкое понимание философии и психологии бодхичитты, и мы пытаемся вести себя соответствующим образом в повседневной жизни, пробуя применять во всех своих действиях идею посвящения себя с открытым сердцем другим существам, это уже является достаточной духовной практикой. Это уже само по себе хорошо. Конечно, зарождение подлинной бодхичитты - такого состояния ума, когда мы автоматически больше заботимся о других, чем о себе, - это очень глубокая степень осознания, и нам предстоит пройти долгий путь, прежде чем ее достигнуть. Однако недостаточно одного желания для того, чтобы полностью раскрыть свое сердце. Этот процесс происходит постепенно, в течение долгих занятий духовной практикой.

С моей точки зрения, одной из прекрасных черт буддизма является то, что он предлагает нам путь ^ практической тренировки ума. Он не говорит:

" Бодхичитта - это здорово, потому что Будда так, сказал! " Вместо этого он предлагает нам методы. зарождения такого подхода, и мы сами можем убедиться в том, работает он или нет, хорошо это или. плохо.

Согласно этим методам, первое, что нам следует в себе выработать - это чувство равностно, ста, или равновесия. Так же как фундамент - основа, на которой мы строим здание, так и равностность - непредвзятое отношение ко всем живым. существам - основа для культивации бодхичит. ты. Как показывает опыт мастеров медитации прошлого, по достижении состояния такого равновесия бодхичитту можно взрастить довольно быстро. Однако, поскольку привычка к строгому делению людей на друзей, врагов и посторонних глубоко в нас укоренилась, такая уравновешенность ума достигается нелегко. Мы, с нашим неуемным желанием во что-нибудь " вцепиться", привязываемся к нашим дорогим друзьям, с ненавистью и отвращением отвергаем тех, кто нам пришелся не по вкусу, и с безразличием смотрим на людей, которые, как нам кажется, не приносят нам ни вреда, ни пользы. До тех пор пока наш ум находится во власти таких факторов, как предпочтение, антипатия и безразличие, мы не сможем взрастить в своем сердце драгоценную бодхичитту.

Равностность - это не интеллектуальное понятие; это не просто еще одна мысль или абстрактная идея, с которой можно немножко поиграть, повертеть так или этак. Скорее, это состояние ума, особое качество сознания или осознанности, которое достигается через постоянное ознакомление с ним. Для того чтобы это произошло, нужно приложить немало усилий. Иными словами, нам следует тренировать свой ум, трансформируя свое от. ношение к другим людям в самой его основе. Например, когда я впервые встречаюсь на медитативном курсе с новой группой, мое отношение ко всем одинаково. Я никого из них раньше не встречал (словно они из-под земли появились!), и у меня не было времени к кому-то из них привязаться или почувствовать антипатию. Они для меня все равны. Если я перенесу это ощущение непредвзятой равностности, испытываемое мной по отношению к новым, незнакомым людям, на моих друзей (к которым я привязан), а также на моих врагов и критиков (которые мне не нравятся), то я приступлю к развитию в себе подхода подлинной равностности ко всем живым существам.
Существует детализированная медитативная техника, направленная на создание такого равновесия. Вкратце приведу ее. Вы представляете себя окруженным тремя людьми: один из них - ваш лучший друг, второй - заклятый враг, а третий - совершенно незнакомый человек. Один из вариантов визуализации таков: друг стоит у вас за спиной, а враг и незнакомец - перед вами, причем вы окружены толпой людей и других живых существ в человеческом обличье. Расположив всех таким образом, вы внимательно исследуете те чувства, которые вы испытываете по отношению к каждому из трех вышеназванных лиц, и анализируете, почему вы отнесли их к той или иной категории.

Когда вы зададите себе вопрос, почему вы чувствуете близость только к одному человеку, а к двум другим нет, то, вероятно, обнаружите, что приходящие на ум причины носят очень поверхностный характер и основываются на нескольких отобранных вами конкретных событиях. К примеру, вы можете считать кого-то другом только потому, что думая о нем или ней, вспоминаете определенные моменты, когда по отношению к вам была проявлена доброта или высказана привязанность. А второй человек оказывается врагом потому, что вы помните о каких-то неблаговидных поступках с его стороны. Что касается третьего, то причина, почему вы считаете его посторонним, чужим, заключается в том, что у вас не отложились в памяти моменты, когда бы он принес вам пользу или причинил вред.

Причины, лежащие в основе вашей реакции на человека, в действительности носят случайный характер. Если вы старательно покопаетесь в своей памяти, то непременно вспомните множество ситуаций, когда эти три выбранные вами человека, не полностью соответствовали отведенной им вами роли. Очень возможно вам вспомнятся моменты, когда так презираемый вами " враг" проявил по отношению к вам доброту; или когда ваш любимый друг пробудил в вас гнев; или даже когда человек, к которому вы сейчас безразличны, очень много для вас значил. Если вы поразмыслите об этом, то уже никогда не сможете относиться к этим людям с такой предвзятостью, как сейчас. А когда вы задумаетесь о том, что каждое живое существо - в течение своего безначального существования в прошлых воплощениях - уже причиняло вам зло и приносило добро, как соответственно враг и друг в этой жизни, вы придете к пониманию равенства всех живых существ, поскольку все они уже многократно выступали по отношению к вам в роли друга, врага или постороннего.

Тренируя свой ум таким образом, вы добиваетесь того, что ваше чувство привязанности к другу, неприязни к врагу и безразличия к постороннему постепенно начинает ослабевать. Это признак того, что вы начинаете испытывать некоторую уравновешенность ума. Держитесь за это чувство, и в конечном итоге практика приведет вас к тому, что оно станет неотъемлемым качеством вашего ума.

Медитация на равновесие - это лучший способ добиться великолепного здоровья ума. Вместо того чтобы платить сто долларов за часовой прием у терапевта, лучше медитируйте на равновесие! Закройте глаза и не обращайте внимания на все физические ощущения. Отключите пять органов чувств и позвольте себе погрузиться в глубины интенсивной осознанности ума, переживающего опыт равновесия. Вы станете более уравновешенным, спокойным и открытым человеком. Даже после десяти минут подобной медитации вы вернетесь в совершенно новый мир, не похожий на прежний.

Существует очень распространенное заблуждение насчет того, как развить в себе чувство равновесия. Некоторое люди думают, что для этого нужно стать ко всему и ко всем безразличным. Они боятся, что, ослабив свою привязанность к семье и друзьям, они утратят чувство любви и близости. Но не стоит тревожиться. При подлинно равностном отношении, мы никоим образом не можем ни для кого закрыть свое сердце.

Чем больше мы занимаемся практикой, учась видеть изначальное равенство всех существ и преодолевая нашу привычную тенденцию к жесткому делению на друзей, врагов и посторонних, тем больше открывается наше сердце, неизмеримо возрастает наша способность любить. Освободившись от предрассудков, мы начнем полностью отдавать себе отчет в том, что все без исключения желают и имеют право быть счастливыми, стремиться избежать даже малейших страданий. Таким образом, основываясь на подходе равностности, равновесия, мы получаем возможность культивировать в себе безграничную любовь и сострадание и в конечном итоге достичь полной реализации бодхичитты - открытости сердца, всецело посвятившего себя служению всему живому, ради всеобщего блага.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.