Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие духа отречения






Тибетский термин, обычно переводимый как " отречение", на самом деле буквально означает " бесповоротный выход". Он указывает на исходящее из глубины сердца решение о непременном выходе из замкнутого круга бесконечно повторяющихся разочарований обычной жизни. Попросту ' говоря, отречение - это когда человек чувствует, что он по горло сыт постоянно возникающими проблемами, и его ощущения настолько сильны, что он готов отказаться от той или иной привязанности и приступить к поиску иного способа привнесения смысла и удовлетворенности в свою жизнь. Таким образом, культивация отречения, или стремления к " бесповоротному выходу", связана с отстранением от липучего чувства привязанности, удерживающего нас от достижения своего полнейшего человеческого потенциала. '
В жизни бывают определенные периоды (это будет обсуждаться подробнее в главе 10), когда наши чувства автоматически отключаются от воспринимаемых ими в обычном состоянии объектов реальности, и мы переживаем то, что можно назвать естественным отстранением или естественным отречением. В такие моменты нам уже не за что уцепиться и не к чему привязаться. В этом состоянии даже наиболее привлекательный для чувственного восприятия объект перестает нас притягивать и оказывается не в силах отвлечь наш ум от трансцендентного созерцания. Но, как правило, когда дело касается объектов наших переживаний, мы очень далеки от состояния отстраненности. Нас не, перестает манить и завораживать нескончаемый поток чувственных впечатлений. Мы все время находимся в поиске новых, не похожих на предыдущие ощущений - чего-то такого, что бы вызвало у нас интерес и волнение. Если у нас есть машина, нам этого мало: мы хотим две. А когда у нас уже есть две машины, этого тоже оказывается недостаточно: нам нужен катер. А потом и этот катер нас уже не устраивает: мы хотим другой, побольше. И так может продолжаться до бесконечности. Это и есть состояние неудовлетворенности - полной противоположности истинному отречению, или выходу сознания из замкнутого круга недовольства.

Каким-то образом нам нужно научиться быть естественными, а точнее, быть естественно не привязанными к материальным ценностям, свободными от желания получать сегодня то, а завтра это. Я говорю это не потому, что как отсталый тибетец не могу не позавидовать зажиточным жителям Запада. Я также не хочу сказать, что вы плохие люди, потому что живете в достатке, в то время как другие испытывают нужду. Я просто пытаюсь дать ответ на вопрос, почему мы испытываем чувство неудовлетворенности.

Мы всегда умеем найти какую-то внешнюю причину, на которую можно было бы списать его. " Мало этого, не хватает того". Но эта причина никогда не будет истинной подоплекой нашего беспокойства и разочарований. Нам не хватает чего-то внутри нас самих, и это надо признать. Удовлетворение не зависит от материальных объектов; это нечто такое, что происходит от простоты..внутренней простоты.

Когда я говорю об отстраненности, то я имею в виду непритязательность в отношении к жизни. Отстраненность не означает отказ от всего, что нас - окружает. Это значит, что мы просто должны ослабить хватку и чувствовать себя более расслабленно. В мире очень много приятных вещей, но пока мы напряжены, пока со страхом держимся за свои деньги и имущество, все это будет приносить нам все больше и больше несчастий. Если мы не умеем расслабиться и довольствоваться тем, что у нас есть, не умеем ценить естественную красоту своего окружения, не ощущаем в себе простоты, то даже владея всеми богатствами мира, мы будем чувствовать себя глубоко несчастными.

Что касается отречения, то это совсем не значит, что мы должны отказаться от своих удовольствий. Далеко не значит! Вся философия буддизма в целом и тантры в частности заключается в том, что мы, являясь человеческими существами с практически безграничным потенциалом, должны ставить себе целью достижение высочайшей степени удовольствия. Истинное отречение основывается не на чем ином, как на осознании того, что наши обычные удовольствия второсортны. Они ничтожны по сравнению с исключительным, несравненным блаженством, переживаемым при пробуждении спящих внутри нас энергий и достижении своего высочайшего внутреннего потенциала.

И дело не только в том, что эти обычные удовольствия второсортны. Уже одно то, как мы за них цепляемся, не дает нам испытать высшего счастья полной самореализации. Наш подход - это когда мы хватаем и выжимаем до последней капли то, что попадается нам под руку - это наркотик, омрачающий нашу природную ясность ума. Нас все больше и больше затягивает мир внешних явлений. Мы все больше удаляемся от своей истинной природы. Развить дух отречения - это значит понять, как обычная зависимость от удовольствий препятствует нам в духовном прогрессе, не давая вкусить возвышенного счастья.

При правильном развитии духа отречения мы позволяем себе отойти в сторону от привычной, невольной и стесняющей нас зависимости от чувственных наслаждений. И чем лучше мы понимаем, что эти удовольствия не в состоянии дать нам постоянного ощущения счастья, которого мы так жаждем, тем менее непререкаемыми и более реалистичными становятся наши притязания. Вместо того чтобы испытывать напряжение (как от жажды удовольствия, так и от виноватого отказа от него), мы чувствуем себя более расслабленно и непринужденно. Нас перестают особо пугать неблагоприятные обстоятельства. А когда мы испытываем нечто приятное, у нас это не вызывает дискомфорта: мы просто принимаем радость такой, какова она есть, не требуя большего. Мы можем чувствовать себя расслаблено не только потому, что осознаем преходящий характер всех удовольствий, на и потому, что наш взгляд устремлен на более возвышенную цель - на иную, высшую степень удовольствия, связанную с достижением заложенного в нас потенциала. Имея перед собой такую трансцендентную цель, мы не перевозбуждаемся от испытываемых нами мимолетных удовольствий и не теряем присутствия духа, когда дела начинают идти плохо. Другими словами, вместо того чтобы искать прибежища в объектах чувственного восприятия и пытаться таким образом положить конец своей неудовлетворенности, мы должны опираться на свой собственный внутренний потенциал.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.