Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Традиционные подходы к организации управления финансами на отечественных предприятиях и схема управления финансами западной промышленной корпорации






 

Организационная деятельность в области управления финансами предприятия включает два этапа:

1. Создание организационной структуры управления финансами хозяйствующего субъекта.

2. Установление формальных связей в ней путем делегирования полномочий и распределения ответственности.

Организационная структура управления финансами предприятия и ее кадровый состав зависят от размеров предприятия; вида его деятельности; национальных особенностей бизнеса в той или иной стране и прочих факторов.

Для крупных предприятий наиболее характерно обособление специальной службы, руководимой финансовым директором (вице-президентом по финансам) и, как правило, включающей службу главного бухгалтера и финансовый отдел (рисунок 14.1).

В составе финансового отдела обычно выделяют бюро или группы:

- плановые;

- расчетные (по пассивам и банковским операциям, по мобилизации внутренних резервов и т.д.).

На малых предприятиях роль финансового директора выполняет руководитель или по его поручению – главный бухгалтер. На средних по размеру предприятиях – имеется работник или группа работников (финансово-аналитическое бюро или финансовая группа) в составе бухгалтерии.

 

       
 
Совет директоров (акционеров)
 
   

 

 

 


 

               
 
Финансовый управляющий (начальник финансового отдела)  
 
Главный бухгалтер
 
Плановый отдел
 
Договор- ной отдел


 

 

       
 
- финансовый анализ и планирование - разработка учетной политики - управление активами - управление пассивами - налоговое планирование - управление денежными потоками - обеспечение финансовых взаимоотношений с партнерами - взаимоотношения с банками - финансовый контроль и т.п.  
   
- бухгалтерский (управленческий) учет; - составление бухгалтерской отчетности - инвентаризация имущества - внутренний аудит - уплата налогов и т.п.
 

 

 


 

 

Рисунок 14.1- Примерная схема финансового управления в акционерном обществе

 

Финансовый менеджер с помощью финансовых инструментов и методов осуществляет управление финансовыми взаимоотношениями субъекта хозяйствования, формированием и использованием денежных фондов и капитала, а также контроль этих процессов.

Финансовые отношения предприятия включают:

- отношения между предприятием и бюджетом по всем видам платежей в бюджет и получения бюджетного финансирования.

- между предприятием и внебюджетными фондами, а также государственным пенсионным фондом в форме платеже в эти фонды и финансирования из них

- между предприятием и банком при уплате процентов по кредиту;

- между предприятиями и организациями при уплате и получении штрафов, неустоек;

- получение дивидендов и процентов по акциям и облигациям при инвестировании средств в них;

- между предприятием и страховыми организациями при формировании и использовании страховых фондов;

- между государством и предприятием в процессе осуществления программы приватизации.

Задачи финансовой службы:

- финансирование деятельности;

- организация денежных расчетов и выполнение финансовых обязательств перед бюджетом, банками, поставщиками, работниками;

- изыскание путей повышения прибыли (рентабельности);

- обеспечение сохранности оборотных средств;

- осуществление контроля использования основных производственных фондов и капитальных вложений и т.д.

В основе организации финансов предприятий лежат четыре принципа:

- жесткая централизация финансовых ресурсов

- финансовая дисциплина, т.е. выполнение финансовых обязательств перед партнерами и соблюдение законодательства

- обязательное формирование финансовых резервов

- финансовое планирование.

Схема управления финансами западной корпорации приведена на рисунке 14.2

Основные качества, необходимые финансовым топ-менеджерам для успешного выполнения возложенных на них обязанностей:

- концептуальные способности, то есть умение чувствовать связь между своей фирмой и внешним окружением;

- умение видеть главные направления, создающие благоприятные возможности или угрозы для фирмы;

- способность прогнозировать спрос и предложение на финансовом рынке, принимать управленческие решения в условиях риска, а не дожидаться того момента, когда все проясниться.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.