Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические советы. Готовясь к первому вопросу, необходимо осознать, что зарождение в Европе капиталистических отношений






Готовясь к первому вопросу, необходимо осознать, что зарождение в Европе капиталистических отношений, усиление роли буржуазных прослоек общества и буржуазной идеологии не могли не отразиться на развитии культуры. В ней происходят серьезные изменения, начинается постепенный переход от средневековой культуры к новоевропейской. Этот период включает в себя два таких крупных явления культуры, как Возрождение и Реформация.

Студент должен знать, что свое название эпоха Возрождения получила потому, что преодоление средневекового мировоззрения происходило в форме возрождения и развития тех идеалов античной культуры, которые были отброшены в средние века как несовместные с господствовавшей христианской культурой.

Центральной категорией культуры Возрождения стал гуманизм (от лат. humanitas — человеческая природа, человеческое достоинство). На первый план выдвигается человек, безграничные возможности личности. Антропоцентризм культуры Возрождения противостоял теоцентризму средневековья. Следует также учитывать, что, хотя сами гуманисты глубоко презирали культуру «темных веков» — как они называли средневековье, — тем не менее, несомненно, что ренессансная культура основана на двух источниках — античном классическом наследии и культурном наследии средних веков.

Реформация стала важным этапом в культурно-историческом развитии Европы. Реформацию можно охарактеризовать как широкое религиозно-идеологическое и социально-политическое движение, целью которого было преобразование и исправление христианской религии, существующей в форме католицизма. Фактически Реформация стала первым серьезным выступлением европейской буржуазии против средневековых феодальных устоев общества. В результате Реформации возникла третья разновидность христианства — протестантизм. Именно на основе протестантизма была выработана новая буржуазная этика, составляющими которой стали трудолюбие, бережливость, педантизм, аккуратность, экономическая деятельность, договорные отношения.

Поскольку эпохи Возрождения и Реформации как бы накладываются друг на друга, студенту необходимо выяснить, что в них общего и в чем различие.

При подготовке ко второму вопросу необходимо осознать, что XVII в. — это время коренных экономических сдвигов и социальных столкновений, когда формирующаяся буржуазия стремится утвердиться политически, ослабить феодальную власть и диктатуру церкви. В ответ на Реформацию усилилась католическая реакция. В этих условиях происходят серьезные изменения в европейской культуре, в ее системе ценностей и идеалов. Наука все в большей степени превращается в самостоятельный фактор духовной культуры, в реальную базу мировоззрения, выступает как высшая культурная ценность; формируется новое представление о мире в целом.

Студенту следует разобраться, почему происходят существенные изменения и в самом человеческом идеале: на первый план выходит не святой, как в средние века, не творец, как в эпоху Возрождения, а работник, предприимчивый человек, не теряющий присутствия духа в самых тяжелых обстоятельствах.

Изучение третьего вопроса целесообразно начать с уяснения того, что под эпохой Просвещения обычно понимается идеология, философия и культура эпохи крушения феодализма и утверждения капиталистического общества. Возникнув в XVII в. в Англии, идеи Просвещения получили широкое распространение во Франции, а затем и других странах Европы.

Студент должен уяснить, что западноевропейское Просвещение многими нитями связано с Возрождением. Однако просветительская критика старой феодально-церковной культуры была острее и глубже ренессансной и затрагивала всю структуру общества и государства. Главенствующую роль в культуре Просвещения начинает играть идея прогресса, культ разума, суверенности личности. Всей культуре эпохи Просвещения присуща так называемая «научность». Для ученых эпохи Просвещения характерно ясное убеждение в необходимости объяснить все явления природы исключительно естественными причинами.

При подготовке к четвертому вопросу необходимо понять, что культура XIX в. является культурой сложившихся буржуазных отношений. К началу века капитализм как система полностью сформировался. В XIX в. в большинстве западноевропейских стран произошел промышленный переворот, вызвавший резкий рост объемов промышленного производства. Произошли огромные изменения и в непроизводственной сфере — политике, науке, философии, искусстве, образовании, в быту, общественном сознании. Ведущей доминантой культуры XIX в. была наука. Коренным образом изменились представления людей о строении материи, пространстве и времени, о путях развития природы и общества, происхождении человека. Теологические представления сменялись строго научными. Важнейшим средством получения новых знаний стал эксперимент. Теория признавалась верной лишь в том случае, если она опиралась на факты, на эмпирический опыт. Происходило стирание граней между теорией и практикой, наука стала превращаться в непосредственную производительную силу.

Вместе с тем все больше сказывались и противоречия в буржуазного общества — стремительное развитие техники способствовало распространению монотонного труда на фабриках, превращению человека в придаток машины, усиливалось социальное неравенство, порождавшее социальные потрясения. Все это не могло не отразиться на развитии культуры XIX в. В обществе получают развитие два противоположных ценностных ориентира — с одной стороны, утверждение и восхваление ценностей буржуазного образа жизни, с другой — критическое отношение к ним и неприятие их. Поэтому в культуре XIX в. наблюдаются и столь непохожие друг на друга явления, как романтизм, критический реализм, символизм, натурализм, позитивизм и т. д.

Литература

Основная

1. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2002. С. 286–315, 316–333, 334–361.

2. Культурология. История мировой культуры / Под ред. Н.О. Воскресенской. М.: ЮНИТИ, 2003. С. 191–229, 391–411, 413–437, 439–479.

3. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Марковой. 2-е изд. М.: ЮНИТИ, 2003. С. 173–190, 381–400, 401–441.

Дополнительная

1. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения / Пер. с нем. М.: Интрада, 1996.

2. Георгиева Т.С. Культура повседневности: В 3 кн. Книга 2. Частная жизнь и Нарвы от средневековья до наших дней: Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2006.

3. История мировой культуры. Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций / Отв. ред. С.Д. Серебряный. М.: Институт «Открытое общество», 1998.

4. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. М.: Наука, 1991.

5. Сапронов П.А. Культурология: Курс лекций. СПб.: Лениздат; Союз, 2001.

6. Шоню П. Цивилизация классической Европы / Пер. с фр. Екатеринбург: У-Фактория, 2005.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.