Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические советы. При подготовке к первому вопросу необходимо отметить, что становление культуры средневековья проходило в борьбе двух тенденций — языческого античного наследия






При подготовке к первому вопросу необходимо отметить, что становление культуры средневековья проходило в борьбе двух тенденций — языческого античного наследия и христианства. Следует также четко представлять, что именно христианство стало основополагающим фактором становления и развития средневековой культуры. Не было ни одной сферы культуры, где бы ни сказывалось влияние христианства. В этой связи необходимо представлять ту систему ценностей, которая присуща христианству, понимать, что являлось идеалом средневекового человека и как этот идеал отличался от античного.

Обращаясь к рассмотрению отдельных этапов в развитии культуры средневековья, следует помнить, что степень интенсивности культурных процессов в продолжение этой длительной эпохи была неодинакова. Если в начале средневековья (после падения Западной Римской империи и Великого переселения народов) политическая, социальная, экономическая, а значит, и культурная жизнь Европы существенно замедлилась, то уже к IX–X вв. в ней наметились позитивные перемены. В результате активного синтеза римских и варварских социальных систем жизнь и деятельность европейского населения заметно дифференцировалась. Еще большему подъему культурной активности способствовали Крестовые походы (конец XI–XIII вв.), начало которых значительно повлияло на всю дальнейшую историю средневековой Европы.

Изучая отдельные проявления средневековой культуры, студент также должен иметь в виду, что в ней (в особенности применительно к периоду развитого средневековья) выделяют четыре культурных слоя: культуру духовенства (монастырскую), рыцарскую (замковую), городскую (бюргерскую) и народную. Необходимо знать отличительные особенности каждого из этих культурных слоев средневековой культуры.

Рассматривая второй вопрос, следует прежде всего иметь представление о том, что византийская империя возникла на рубеже двух эпох — крушения поздней античности и рождения средневекового общества — в результате разделения Римской империи на Восточную (Византию) и Западную.

Географическое положение Византии — ее владения находились в Европе и в Азии, а некоторые и в Африке — превращало эту империю в своеобразное связующее звено между Востоком и Западом, что, несомненно, влияло на развитие ее культуры. Византия была многонациональным государством, что также отражалось на ее культуре.

Византийская культура сочетала в себе наследие греко-римского мира и эллинистического Востока, в ней ощущается своеобразный синтез западных и восточных начал. Она оказала огромное влияние на культуру стран Южной и Восточной Европы. В истории европейской, да и всей мировой культуры, византийской цивилизации принадлежит особое место. Ее культура, несмотря на воздействие со стороны культур других народов, представляет собой самоценный тип культуры. Византия по уровню развития культуры вплоть до XIII в. намного опережала все страны средневековой Европы.

Приступая к изучению третьего вопроса, целесообразно вспомнить, что вся культура арабского Востока формировалась под влиянием ислама. В этой связи студент должен знать, что ислам — третья и последняя из развитых монотеистических религий. Ислам является одной из универсальных мировых религий, религией откровения. Он впитал в себя ряд положений христианства и иудаизма, однако развитие основных идей ислама пошло совершенно другим путем. Его специфика настолько велика, что можно говорить об особом «исламском мире», исламской (арабо-исламской) цивилизации.

Ислам означает «покорность», «вручение себя богу». Возникновение мира ислама относится к началу VII в. и наполнено драматическими событиями, связанными с жизнью пророка Мухаммеда. Впоследствии описание этих событий оказалось включено в мусульманскую культуру, приобрело социально-значимые черты и стало составной частью новой религии. Арабский язык и Коран — два основных элемента рождающейся новой цивилизации, которые и поныне являются основополагающими для всей исламской культуры. Все проявления арабской и мусульманской культуры: наука, философия, искусство, право — несут на себе печать этих двух факторов.

Раскрывая содержание исламской культуры, студенту следует обратить внимание на такие ее составляющие, как картина мира, идея абсолютного монотеизма, система мусульманских ценностей, идея абсолютного предопределения человеческих поступков, теократическая идея социального мира.

Литература

Основная

1. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2002. С. 266–285.

2. Культурология. История мировой культуры / Под ред. Н.О. Воскресенской. М.: ЮНИТИ, 2003. С. 159–189, 231–247, 287–309.

3. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Марковой. 2-е изд. М.: ЮНИТИ, 2003. С. 161–172, 225–248, 249–261.

Дополнительная

1. Георгиева Т.С. Культура повседневности: В 3 кн. Книга 2. Частная жизнь и Нарвы от средневековья до наших дней: Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2006.

2. Гийу А. Византийская цивилизация / Пер. с фр. Екатеринбург: У-Фактория, 2005.

3. Гуревич А.Я. Избранные труды. Культура средневековой Европы. СПб.: Издательство СПбГУ, 2006.

4. История мировой культуры. Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций / Отв. ред. С.Д. Серебряный. М.: Институт «Открытое общество», 1998.

5. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Пер. с фр. Екатеринбург: У-Фактория, 2005.

6. Поньон Э. Повседневная жизнь в Европе в 1000 г. / Пер. с фр. М.: Молодая гвардия, 2001.

7. Сапронов П.А. Культурология: Курс лекций. СПб.: Лениздат; Союз, 2001.

8. Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке: Учебное пособие. М.: Интерпракс, 1995.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.