Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обучение детей навыку слияния букв в слоги.






Консультация учителя-логопеда Н.П. Дорожкиной

Уважаемые родители!

Ваш ребёнок уже знает все буквы, но никак не научится две известные буквы сложить в слог, для него это непосильная задача? Слогослияние – это ахиллесова пята вашего школьника? У вашего первоклассника закрепился навык побуквенного прочтения слогов? Тогда эта консультация для вас.

 

В настоящее время рынок детской учебной литературы наполнен разнообразными азбуками и букварями для дошкольников. К сожалению, многие авторы не дают методических указаний по способам обучения чтению. Первые страницы пособий знакомят детей с некоторыми буквами, затем родителям предлагается совместное с детьми выполнение заданий типа " сложи слоги с буквой А и прочитай их", " составь, запиши и прочитай слоги", а иногда и не имеют таких пояснений, а просто на страницах для чтения появляются слоги. Но как ребенку прочитать слог?

Есть авторы, которые предлагают способы облегчения слияния букв в слоги с помощью специальных приемов.

Так, Н. С. Жукова в своем " Букваре" иллюстрирует слияние согласного и гласного с помощью " бегущего человечка". Предлагает показать карандашом (указкой) первую букву, передвигая карандаш (указку) ко второй букве, соединять их " дорожкой", при этом тянуть первую букву до тех пор, пока " ты с человечком не добежишь по дорожке до второй буквы". Вторую букву нужно прочитать так, чтобы " дорожка не разорвалась".

Еще один способ облегчения слогослияния находим к книге

Ю. В. Тумалановой " Обучение детей 5-6 лет чтению". В методической части книги предложены разные варианты сопровождения слогослияния:

- взрослый держит в руках одну букву, ребенок читает, одновременно издалека подносится другая буква, а первая " падает", ребенок же переходит к чтению новой буквы,

- взрослый держит в руках буквы, одну высоко, другую ниже, ребенок начинает читать верхнюю букву, медленно приближаясь к нижней, и переходит на чтение нижней,

- взрослый держит в руках карточку, где написаны буквы с обеих сторон, ребенок читает букву на одной стороне, взрослый переворачивает карточку другой стороной, ребенок продолжает читать.

На страницах, предназначенных для работы с ребенком, видим следующие оригинальные изображения слогов:

 

Если вы, дорогие родители, серьезно настроились помочь своему ребенку, могу посоветовать вам очень интересную методику А. Н. Корнева «Называние – поиск – прочтение (Найди, покажи, назови)». В ней используется оригинальный способ обучения ребенка осознанию буквосочетания как цельного графического элемента. То есть, в качестве единицы чтения используется не отдельно взятая буква, а слог, который является и единицей письма. Данная методика позволяет ребенку быстрее овладевать навыками грамотного чтения и более легко переходить от чтения к письму.

Когда ваш ребёнок выучит буквы (хорошо усвоит зрительный образ букв), можно приступать к работе со слоговыми таблицами по этой методике. Если у вас дома нет магнитной или разрезной азбуки, можно самостоятельно набрать слоговые таблицы, соблюдая следующие правила:

1. Обычное количество слогов в таблице – 9 (3*3), потом можно увеличить количество слогов до 16 (4*4).

2. В одной и той же таблице нужно использовать как прямые, так и обратные слоги того же буквенного состава (например, МО и ОМ).

3. Обратные слоги со звонкими согласными (ОБ, ОВ, ОД, ОГ и т.п.) следует исключить, так как при произнесении они оглушаются.

4. На первых порах при составлении таблиц использовать только гласные буквы А, О, У, Ы (с ними согласные читаются твёрдо). Позднее начинаем использовать буквы И, Я, Ё, Ю, Е (с ними согласные читаются мягко).

Приведу образец 9-ти клеточной таблицы:

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.