Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные темы, мотивы и образы лирики С. Есенина Внеклассная работа по литературе.






В лит. 1910-х годов известн. Ес.принесли две гл.особен. его поэтического стиля. Первая сост. в изобр. худ. мира, наполн. своеобр. сказочн.яркостью, декоративн.образов, народной экзотикой, образная насыщенность б. созвучна исканиям и символистов, и футуристов, и представителей других модерн. направл. Центр.темой размышл. стан.судьба, он с грустью говор.о скоротечности жизни, о власти роковых сил, об одиноч-ве. Второй особ. поэтич. стиля явл. особая эмоцион. лирики, кот. сопровожд. своеобразн. р/грустью.

Ходасевич опр. этапы творч.:

1 -ранняя лирика (до 1915г.) – обр-ся к теме России-Русь, родина, деревня; показ.подвиг крестьянина;

2 -петерб.период (1915-1918гг)-мотив преображенной Руси, мечта на дух-ое преображ., кот. спасут Россию;

3-20-е годы-«период метаний», душ. кризис Ес.

1 этап Поэзия раннего Ес неоднородна и неравноценна. ознаменовался выходом в свет первого сб-ка стих. «Радуница», лирич. сюиты «Русь», поэмы «Марфа Посадница»., также были созданы «Сказание о Евпа-тии Коловрате» и книга стих-й «Голубень». Сб-к «Радуница»(«Русь», «Маковые побаски»)-осн. лирич. тема-любовь к России., идущие от жизни, от знания крест-го быта. Гл. место заним. реалистич. изображ. деревен. жизни (ст. «В хате»). Дерев.Россия— это не только кресть. хата, но и природа, кот. ее окруж. Мир природы необыкн.красочен: здесь и «розовый закат», и багря-ные кусты, и снег лучистый, и «алый свет зари», и «вечер голубой», и «роща золотая» — все яркие и нежные тона, переливы и переходы красок впитала в себя рус. природа. Поэт писал: «Россия — какое хорошее слово. И «роса», и «сила», и синее что-то». Есенин, представляя Русь именно голубой, синей, связ-т святой ее образ с небесами и водной гладью. Сила лирики заключ. что в ней чув-во любви к Родине всегда выр-ся не отвлеченно и риторично, а конкрет-но, в зримых образах, ч/з картины родного пейзажа, приближ. к нам природу тем, что как бы очеловечива-ет ее. Первым опытом лирич. раздумий раннего Ес. о судьбе совр. России явилась его маленькая поэма «Русь», где автор пыт-ся ответить на вопросы: какова сегодняшняя Русь и за что он ее любит? Какая она Россия? Образный мир поэта объёмен и многомерен. Небо и земля, по Ес., соединены «Маврикийским дубом», вселенским («небесным», «облачным») деревом (кедром, вербой, тополем). Это есть вечное, неколеблемое древо, на ветвях которого «растут плоды дум и образов». Соединив в своём мире землю и небо с помощью мифич-го дерева, свободно распоряж. этим поэтич.простр-ом. Ч/з всё его творч. проход. образ дороги, кот. связ. воедино все земные пространств. образы, соед. простр. и время, образуя единый пространст.-временной мир. Дорога позволяет поэту увидеть другие города и страны, встретить разных людей («Хочу концы земли измерить», заним. значит.место в поэтич. мире Ес., помогает почувств. движ. течения жизни. Худ. время также представлено довольно широко: это различные образы: мгновения, дни, ночи, месяцы, года, века и т.п. Тут и седая древность («Песнь о Евпатии Коловрате», «Марфа Посадница») и соврем-сть, связ. в едином, временном потоке. «Дождь часов» питает «дни – ручьи», кот. бегут в «туманную реку», несущую свои «воды» в вечный океан времени. Как и в реальной действ-ти, в поэтич. мире время и простр-во связаны с движ. «восход поливает красной водой капустные грядки, ветер пляшет и т.д.).



2 этап -Петерб.период –спокойствие и плавность стиха нарушились, интимные темы, грустные тона и картины природы отодвинулись на второй план, конкр-ые поэтич. образы уступили место буйной религиозно-мистич. символике. Поэзия приобрела не свойств. ранее энергию, космизм, в ней возобладали бунтарские и богоборч. мотивы. Стих. полны романтики, радости преображения, радужных надежд на пришествие ожид-ых крестьян-ом свершений. Первым откликом на февр. револ. явилось ст. «Това-рищ» - появл. образ Христа, кот. погибает в борьбе за рабочее дело, и его гибель неизбежна, потому что мечта, за кот. он идет в бой, по мнению поэта, несбы-точна. В неясных и осложн. религ. символикой обра-зах поэт похоронил одновр. и мечту рабочего о револ-ии, и христ-ую веру, похоронен на Марсовом поле без права воскресенья. В «Инонии», «Иорданской голуби-це», «Пантократоре», с наибольшей определен. выражен мир новых чувств поэта, и его глубокий разрыв с конкр.-историч. действит. - раздв. лирич. героя. В поэтич. душе возн.борьба, создает ст. «Небесный барабанщик» -чувство свободы, вера в победу революции.

«Ключи Марии» - его теоретич. работе о поэзии, в кот. отразились имажинистские увлечения поэта (имажинизм-модерн. течение, возн. в р/поэзии после 1917г., связь-установка на образность, на яркий, неожид.образ). Анализ. историч. прошлое и дух. жизнь р/народа: его внимание целиком приковано к нар. образотворчеству, в кот. он видит отражение нравств., филос.и худ. жизни р/народа. В этом он видит разгадку всех задач поэтич. творч., в основе кот. д. лежать только образ. «Ключи Марии» значит ключи души, ключи поэзии «Мария-условное обознач. «души»-«ключи к душе чел-ка». Самым гл. призн. р/словесного иск-ва поэт считает образность. Влияние символист. теорий А.Белого отразилось и в отнош. Ес. к нар.орнаменту как к мистико-символич. знакам, связующим «земное» и «небесное». Образ дерева-ключевой образ Ес. Пыт-ся понять дух. силу древнего народа и понимает, что там царила гармо-ния., проводит параллель с совр. чел-ом, пыт-ся вернуть чел-ка к своим истокам. Образ дома –не смотрит на него как на временное пристанище. Дом выступ. как вечный космос, изба – почва, где зарожд. добро, гармония, красный угол – заря, потолок-небесный свод, матица-млечный путь, конек на крыше-хата-это колесница и что жизнь кратковременна, - воссоедин.двух миров: земного и небесного. Петух на ставнях-вестник того, что чел-к исполн. долг жизни по солнцу. Голубь-осенение кротостью, кот. устремлялся в душу каждого чел-ка. В трактате Ес. размышл. о назнач. поэта. Продолжает трад. Пушкина (Лермонтов, Некрасов), объясняет: его поэтич. мир строится по законам метафор – сближ.по сходству явления, предметы, понятия, все «перезванивается» м/у собой, он видит мир метафор-ки преображенным. Иным содерж. наполн-ся понятия, выраж. различн. душ. состояния – тоску, грусть, радость. Обрастая эпитетами, они приобр. большую конкретность и индивид-ть.

В творч.Е. три вида образов:

заставочный – уподобление одного предмета др. (солнце-колесо);

корабельный – наблюд. в к-нибудь предмете явл.или сущ-ве струения;

ангелический – сотворение или пробитие из заставки и кораб-го образа к-нибудь окна, образ у Е. растет от дерева.

Масса сквозных образов, кот. обрастает к-нибудь подробностями., символика цветов более устойчива, а нек. цветовые эпитеты стан-ся пост-ми символами (вначале малиновый и розовый, позднее золотой, белый, желтый, красный). Др. же, в особен-ти голубой и синий, употребл. как в прямом, так и в переносном значении: голубая Русь и голубой про-стор, синий вечер и синее счастье. А. Захаров- «Есенин изображ. эволюцию своего лир.героя как частицу природы, проходящую годовой цикл жизни: рождение (весна) - рассвет (лето) – увядание (осень) – смерть (зима). Причём эти периоды жизни гл.героя есенинского «лирического романа», явл-ся и этапами эволюции его поэтич. мира, он окрасил в соответ. временам года тона: голубой, розовый, чёрно-белый и придал им символ. смысл». Е-н во многом расх-ся с имажинистами. «Иск-во должно жизнь умертвить. Из поэзии надо изгнать жизнь. Содержание иск-ва – сочет. слов, цель иск-ва-загипнотиз. читателя»-говорили имаж-ты. Е-н с этим соглас-ся не мог, поэзию и жизнь он не отделял.

3 этап - 20-е годы – сост-ие растерянности. В нач. 20-х гг. нет гармонии в лирике, т.к. он чувствует расправу над христ-вом. Поэмы лишены метафоричности. Поэмы: «Пугачев», «Страна негодяев», «Черный чел-к», «Анна Снегина». «Пугачев» – не историч. поэма, события происходят за сценой, отсутс. внешнее д-ие, построено на рассказах о том, что за сценой. Интер-ся психологией бунта, природой кр. войны, изобр-ет драму П-ва (драма заключ-ся в его противоречивости). Перед нами борьба чувств. Возникает образ осени-предчувствие гибели (дерево роняет листву). Жанр-поэма-монолог. Цикл «Москва кабацкая» - трагич. цикл. Стихи объедин. исповед. интонацией. Тема поиска покоя, крушения мечты. Мотив бесприютности поэта. Показ-ет драму р/крестьянской души. Считает, что у р/души вынули все святое; раздавлен быт, осмеяны традиции, верования, выставили как темную отсталость. Поэт личную судьбу отождеств.с судьбой России. Конфликт города и деревни. Кабацкие мотивы хар-ны для средневековья. Герои-бандиты, проститутки. Цикл биографичен, интимный. Скрыв. душа поэта, глуб.разочаров. Лирич. герой чув. одиноч. (мотив). М-в раздвоения души. Осень-закат в природе, в творч., состояние души. Образ моросящего дождя. Поэт предчув-т смерть. М-в грусти, покаяния. Сожаления о буйной молодости. Опять появл. тишина (из ранней лирики). Смерть ассоц-ся с тишиной, смерть-переход из суетного состояния в сост. покоя («Вижу сон, дорога черная», «Гори, звезда моя, не падай», «Не вернусь я в отчий дом»). Созд. впечатление, что перед смертью поэт вновь обретает гармонию. М-в благод-сти за жизнь. Последний этап напоминает первый. Е. Ермилова, - ранние ст. движ. в направлении самых последних (а последние, как бумеранги, возвращ. к началу. Подтверждением этой мысли м. служить сопоставл. двух стих. поэта из первого и последнего этапов его творч.: «Исповедь самоубийцы» (1912 – 1913) и «До свидания, друг мой, до свидания» (декабрь, 1925).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.