Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности поэтики Н.В.Гоголя. Жанровое и стилевое своеобразие (общая ситуация, миражная интрига, фантастика, гротеск, ирония и т.д.).






Гоголь начал свою творческую деятельность как романтик. Однако он скоро обратился к критическому реализму.

Своеобразие Гоголя было в том, что он первым дал широчайшее изображение уездной помещичье-чиновничьей России и «маленького человека», жителя петербургских углов.

Гоголь был гениальный сатирик, бичевавший «пошлость пошлого человека», предельно обнажавший общественные противоречия современной ему русской действительности.
Эта социальная направленность Гоголя сказывается и в композиции его произведений. Завязкой и сюжетным конфликтом в них являются не любовные и семейные обстоятельства, а события общественного значения. При этом сюжет у Гоголя служит лишь поводом для/широкого изображения быта и раскрытия характеров-типов.

Глубокое проникновение в суть основных общественно-экономических явлений современной ему жизни позволило Гоголю нарисовать обобщающие образы НПР: «Мертвые души»: Пелагея, крепостная девочка Коробочки, или Иван Антонович, «кувшинное рыло», — обладают большой силой обобщения, типичности.



Целям яркого, сатирического изображения героев служит у Гоголя тщательный подбор множества подробностей и резкое их преувеличение. Так, например, созданы портреты героев «Мёртвых душ». Эти подробности у Гоголя преимущественно бытовые: вещи, одежда, жильё героя.

В романтических повестях Г. даны живописные пейзажи, придающие произведению определённую приподнятость тона;

В реалистических произведениях - пейзаж является одним из средств обрисовки типов, характеристики героев («Мертвые души»)

Два мира, изображаемые Гоголем, — народный коллектив и «существователи» — определили основные особенности речи писателя: его речь то восторженна, проникнута лиризмом, когда он говорит о народе, о родине (в «Вечерах», в «Тарасе Бульбе», в лирических отступлениях «Мёртвых душ»), то становится близка к живой разговорной (в бытовых картинах и сценах «Вечеров» или когда повествуется о чиновно-помещичьей России).

Своеобразие языка Гоголя заключается в широком использовании простонародной речи, диалектизмов, украинизмов.

Лиризм в речи автора и его героев обусловливает некоторые приёмы её построения:
1) периодическое строение фразы, когда много предложений соединено в одно целое («Тарас видел, как смутны стали казацкие ряды и как уныние, неприличное храброму, стало тихо обнимать казацкие головы, но молчал: он хотел дать время всему, чтобы пообвыклись они и к унынию, наведённому прощаньем с товарищами, а между тем в тишине готовился разом и вдруг разбудить их всех, гикнувши по-казацки, чтобы вновь и с большею силою, чем прежде, воротилась бодрость каждому в душу, на что способна одна только славянская порода, широкая могучая порода перед другими, что море перед мелководными реками»);
2) введение лирических диалогов и монологов (таков, например, разговор Левко и Ганны в первой главе «Майской ночи», монологи — обращения к казакам Кошевого, Тараса Бульбы, Бовдюга в «Тарасе Бульбе»);
3) обилие восклицательных и вопросительных предложений (например, в описании украинской ночи в «Майской ночи»);
4) эмоциональные эпитеты, передающие силу авторского воодушевления, рождённого любовью к родной природе (описание дня в «Сорочинской ярмарке») или к народному коллективу («Тарас Бульба»).

Народно-бытовой речью Гоголь пользуется по-разному. В ранних произведениях (в «Вечерах») её носителем является рассказчик. В его уста вкладывает автор и просторечие (бытовые слова и обороты), и такие обращения к слушателям, которые носят фамильярно-добродушный, свойственный данной среде характер: «Ей-богу, уже надоело рассказывать! Да что вы ду
Характер человека, его социальное положение, профессия — всё это необычайно отчётливо и точно раскрывается в речи персонажей Гоголя.
Сила Гоголя-стилиста — в его юморе. Юмор Гоголя — «смех сквозь слезы»—был обусловлен пр

отиворечиями российской действительности его времени, в основном — противоречиями между народом и антинародной сущностью дворянского государства. В своих статьях о «Мёртвых душах» Белинский показал, что юмор Гоголя «состоит в противоположности идеала жизни с действительностью жизни». Он писал: «Юмор составляет могущественнейшее орудие духа отрицания, разрушающего старое и подготовляющего новое».

Фантастика и гротеск в тв-вевпервые встреч. в одном из первых его произв. - «Вечера на хуторе близ Диканьки» - фантастика народ-х преданий и верований стан-ся выраж.опреде-х идейных тенденций. герои наход.во власти религ.-фант., языч-их и христ-их веро-ваний.

Фант.персонажи: ведьмы, колдуны, оборотни, русалки и больше всего чёрт, которому народное суеверие готово было приписать всякое злое дело на земле.

Явственно звучит мотив конечого торж-ва высоких моральных и общ-ых принц. над всяческими ухищрениями темных сил, фант.-ое сплетается с реальным, приобретая в приместь наивно-народ.воображ.

Для Г. Сочетанию фантастики с реальн. хар-но подчинение иллюзорного действительному («Сорочинская ярмарка», «Май-ская ночь»). Г. Изображает фантастические фигуры как обыкновенных людей НПР: черт из повести «Ночь перед рождеством» - «настоящий губернский стряпчий в мундире, пото-му что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды», Он действует как обыкн-ый чел-к. Фант. теряет здесь свой чудесный ореол и стан. одним из ср-в комизма, осмеяния быта и нравов людей.

 

Своеобразие романной поэтики И.С.Тургенева. Роман “Отцы и дети” в русской критике и отечественном литературоведении. Чтение и первичное восприятие литературного произведения. Формы изучения читательского восприятия школьников.

Тургеневские романы не велики по объему. Как правило, писатель для повествования выбирает острую драматическую коллизию, изображает своих героев в важнейшие моменты из жизненного пути. Это во многом и определяет структуру всех произведений этого жанра.

Действие развертывается без длительных замедлений и отступлений, без осложнений побочными сюжетами, заканчивается в недолгий срок. Обычно действие приурочивается к точно определенному времени НПР: сюжетные события в «Отцах и детях» начинаются датой 20 мая 1859 г., в «Накануне» – летом 1853 г., в «Дыме» – 10 августа 1862 г.

Биография героев вплетается в ход повествования то подробно и развернуто (Лаврецкнй), то кратко, бегло и попутно НПР: читатель мало узнает о прошлом Рудина, еще меньше – о прошлом Инсарова, Базарова.

Тургеневский роман – это как бы «ряд эскизов», органически сливающихся в единой теме, которая раскрывается в образе центрального героя.

Герой тургеневского романа - представитель определенной социальной группы (передового дворянства или разночинцев). Он стремится найти и осуществить депо своей жизни, выполнить свой общественный долг, но терпит крушение. Условия русской общественно-политической жизни обрекают его на неудачу НПР: Рудин – завершает путь скитальцем, погибает случайной жертвой революции на чужбине; Лаврецкий - после долгих скитаний приехал в свою запустелую усадьбу Васильевское и ждет, что его «вытрезвит скука … и подготовит к тому, чтобы, не спеша делать депо», т.е. хорошо хозяйничать. Уходящее, утекающее, одинокое, бесполезное – вот элегия жизни доживающего Лаврецкого, не нашедшего ответа для себя, что ему делать в жизни.

Тургеневский герой – неудачник не только в общественном деле. Он неудачник и в любви.

Романы Тургенева переполненны спорам, споры-диалоги. НПР: между дворянами и разночинцами. В «Отцах и детях» они отражены спорами между Кирсановым и Базаровым.

Один из характерных элементов романов Т. - пейзаж. Иногда он дает представление лишь о том, где и когда происходит действие, Иногда показывает настроение и переживание героя НПР: «Несказанная прелесть» Венеции, с «этой серебристой нежностью воздуха, этой улетающей и близкой далью, этим дивным созвучием изящнейших очертаний и тающих красок», контрастирует с тем, что переживает умирающий Инсаров и подавленная горем Елена.

Очень часто Тургенев показывает, как глубоко и сильно действует природа на его героя, являясь истоком его настроений, чувств, мыслей НПР: Проселочной дорогой едет в тарантасе Лаврецкий в свою усадьбу. Картина вечереющего дня настраивает Николая Петровича на мечтательный лад, будит в нем грустные воспоминания и дает опору той мысли, что (вопреки Базарову) «можно сочувствовать природе». «Сочувствуя», Николай Петрович покоряется ее очарованию, «любимые стихи» вспоминаются ему, душа его успокаивается, и он думает: «Как хорошо, Боже мой!» Умиротворяющая силы природы, «говорящей» человеку, раскрывается в раздумьях самого Тургенева – в последних строках «Отцов и детей». Цветы на могиле Базарова «говорят» не только о великом, «вечном» спокойствии «равнодушной» природы – «они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной». Существенную роль в романах Тургенева играет лирический элемент. Глубокой лиричностью проникнуты особенно эпилоги его романов – Рудина», «Дворянского гнезда», «Отцов и детей».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.