Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стратегии развития бизнеса






Стратегиякомпании - это комплексный план управления, который должен укрепить положение компании на рынке и обеспечить координацию усилий, привлечение и удовлетворение потребителей, успешную конкуренцию и достижение глобальных целей.

Процесс выработки стратегии основывается на тщательном изучении всех возможных направлений развития и деятельности и заключается в выборе общего направления, осваиваемых рынков, обслуживаемых потребностей, методов конкуренции, привлекаемых ресурсов и моделей бизнеса. Другими словами, стратегия означает выбор компанией пути развития, рынков, методов конкуренции и ведения бизнеса.

Подходы к выработке стратегии

1. Лидерство в минимизации издержек производства. Данный тип стратегий связан с тем, что компания добивается самых низких издержек производства и реализации своей продукции. В результате этого она может за счет более низких цен на аналогичную продукцию добиться завоевания большей доли рынка.

2. Специализация в производстве продукции. В этом случае фирма должна осуществлять высокоспециализированное производство и качественный маркетинг для того, чтобы становиться лидером в своей области. Это приводит к тому, что покупатели выбирают продукцию данной фирмы, даже если цена и достаточно высокая.

3. Фиксация определенного сегмента рынка и концентрации усилий фирмы на выбранном рыночном сегменте. Фирма должна строить свою деятельность прежде всего на анализе потребностей клиентов определенного сегмента рынка. То есть должна в своих намерениях исходить не из потребностей рынка вообще, а из потребностей вполне определенных или даже конкретных клиентов.

Стратегия развития бизнеса — взятое за основу направление развития бизнеса, которое определяет вид деятельности, средства осуществления поставленных целей, определение миссии компании, систему внутренней и внешней коммуникации, методику осуществления реакций на внутренние и внешние раздражители, социальную роль компании.

Девять основных элементов стратегии бизнеса для достижения поставленной компанией цели, реализации корпоративной миссии:

1. Миссия бизнеса — набор ценностей, определяющие цель деятельности компании, причину существования, стратегические цели и набор тактик по их осуществлению.

2. Организационная структура — способ делегирования полномочий, основанный на дифференциации производимых товаров и методах разделения труда. Деление компании на более мелкие подразделения часто является индикатором качественного развития управленческой структуры, ширины охватываемого рынка и сегментов выпускаемых товаров.

3. Конкурентные преимущества — качественные показатели бизнеса, за счёт которых компания осуществляет противостояние с соперниками, борясь за рынки сбыта, доступ к материальным, финансовым и интеллектуальным ресурсам.

4. Продукция компании — товары и услуги, производимые компанией, реализация которых является основной текущей целью бизнеса.

5. Рынки сбыта — сфера товарно-денежного обмена между потребителями производимой продукции и её изготовителями и продавцами.

6. Ресурсный потенциал — набор материальных и нематериальных ресурсов, с помощью которых компания изготавливает конечный продукт.

7. Слияния и поглощения — готовность компании ликвидации неэффективных структурных подразделений, продаже некоторых своих производств, а также к покупке предприятий с целью развития рынков сбыта и увеличения ассортимента продукции, характеризует стремление бизнеса к скорейшему совершенствованию в ходе осуществления стратегического управления.

8. Тактика развития — набор действий, направленных на рост компании, увеличение присутствия на новых рынках сбыта, расширение ассортимента продукции.

9. Корпоративная культура — система ценностей, присущих персоналу компании.

Последовательность выработки стратегии:

- прогнозированию развития бизнеса;

- мониторинг внешних раздражителей и их влияние на беловой процесс;

- осуществление правильного выбора направления развития.

Порядок выработки стратегии бизнеса для отдельной компании:

- анализ внешней среды — изучение рынков: спроса, предложения, конкурентного поля;

- анализ внутренней среды компании — изучение возможностей компании, корпоративной культуры, доступа к ресурсам;

- разработка миссии и целей организации — формирование цели существования бизнеса, выделение конечных целей и тактических этапов развития;

- выбор стратегии развития — определение с набором тактик достижения конечных целей, удовлетворяющих корпоративным ценностям;

- реализация стратегий — осуществление действий, призванных реализовать тактические цели компании;

- текущий мониторинг соблюдения стратегии — выработка механизмов контроля за деятельностью компании, внедрение мотивационных и карательных механизмов, системы реакций на внешние факторы, призванных дисциплинировать выполнение основных задач.

Эталонные стратегии развития бизнеса

Наиболее эффективные стратегии роста бизнеса, которые наиболее широко применяются в практике, имеющие шаблонный характер, называются эталонными.

Эталонные стратегии бизнеса стратегии представляют четыре основных способа реализации делового потенциала компании. Процесс реализации эталонной стратегии заключается в трансформации одного из её элементов:

- продукции;

- рынка;

- отрасли;

- позиции бизнеса относительно технологий и отрасли в целом.

В ходе реализации стратегии элементы могут, как изменятся, так и оставаться в изначальном состоянии. Комбинации изменяемых элементов и тех, которые остаются в первоначальном состоянии формируют четыре основных вида базовых бизнес-стратегий:

- стратегии концентрированного роста;

- стратегии интегрированного роста;

- стратегии диверсифицированного роста;

- стратегии сокращения.

Стратегии концентрированного роста

Стратегии концентрированного роста заключаются в наборе тактических трансформаций, призванных осуществить изменение продукции, которую выпускает компания или всего рынка целиком. При этом стратегия не касается других объектов стратегического планирования. Стратегии концентрированного роста, в свою очередь делятся на следующие типы стратегий бизнеса:

1. Стратегия усиления рыночных позиций — набор действий и трансформаций, целью которых является максимальное усиление позиций конкретного товара на рынке. Характеризуется большим вниманием к маркетингу и исследованиям потребительского спроса.

2. Стратегия развития рынка товаров и услуг — стратегия, основанная на поиске или созданию нового рынка для продукции, которая уже производится компанией. Характерна большим вниманием к международной торговле, выходом за территорию привычных рынков сбыта.

3. Стратегия создание и развитие продукта — решение стратегических задач происходит за счёт запуска производства новых видов продукции. Эта стратегия тесно сопряжена с получением новой интеллектуальной собственности — патентов, методов производства, и доступом к финансовым ресурсам, за счёт которых и происходит расширение производственных мощностей с повышенной конкурентоспособностью.

Стратегии интегрированного роста

Группа эталонных стратегий, которая подразумевает развитие бизнеса за счёт увеличения структуры компании, называется стратегиями интегрированного роста. Для них характерно создание новых производств и подразделений в рамках существующих бизнес-процессов. Существует следующие типы стратегий развития бизнеса интегрированного развития:

1. Стратегия обратной вертикальной интеграции — представляет собой рост компании за счёт уменьшения производственных издержек благодаря поглощению поставщиков сырья, материалов, комплектующих, интеллектуальной собственности, созданию собственных компаний-поставщиков, целью которых является замыкание производственного цикла на материнской компании, концентрация финансовых потоков в одних руках.

2. Стратегия вперед идущей вертикальной интеграции — характеризуется усилением контроля производителем над компаниями, осуществляющими дистрибуцию, распределение продукции среди потребителей. Контроль над посредниками обеспечивает повышение уровня промышленного маркетинга и лучшую координацию продаж в рамках синергетических процессов, вызванных слиянием производителя и продавца.

Стратегии диверсифицированного роста

В случае если рыночная ниша исчерпала свой потенциал или близка к этому состоянию, следует прибегнуть к стратегии диверсифицированного роста. Эта стратегия подразумевает расширение базового ассортимента продукции, поиске новых возможностей на существующем рынке. Эта форма развития — стратегия развития малого бизнеса, который испытывает рост и требует расширения. Существуют следующие виды стратегий, основанных на диверсификации:

1. Стратегия центрированной диверсификации — основана на процессе поиска возможностей производства новых товаров и услуг, которое будет основано на уже существующих технологиях и производственных цепочках. При этом действующее производство не закрывается, а используется как база знаний для расширения ассортимента выпускаемой продукции. Также, активно используются возможности маркетинга, которыми обладает компания в той рыночной нише, в которой она работала ранее.

2. Стратегия горизонтальной диверсификации — основана на поисках возможностей производства новой продукции, которая требует освоения принципиально новых технологий. Развитие за счёт этой стратегии требует либо обучения персонала новым технологиям, либо найм новых сотрудников, компетентных в области, освоение которой планирует компания.

3. Стратегия конгломеративной диверсификации — основана на расширении бизнеса путём ввода в эксплуатацию производств, продукция которых никак не связана с ранее производимой компанией и не является потребляемой на целевых, освоенных рынках. Эта стратегия — самая требовательная к качеству управления и компетентности персонала, её реализация предполагает вход в абсолютно новый рынок, где успех может быть гарантирован только при особенно высоком уровне подхода к бизнесу.

Стратегии сокращения

В случае если после длительного периода поступательного роста и развития, возникает потребность в некой реструктуризации структуры бизнеса, пересмотре ассортимента продукции, следует использовать стратегии сокращения. Потребность в сокращении может быть вызвана экономическим кризисом, некими кардинальными изменениями в экономике, необратимыми изменениями в структуре спроса и предложения.

Тем не менее, не смотря на очевидный регресс в деятельности, стратегии сокращения также являются стратегиями развития — их невозможно избежать, а при правильной реализации сокращения такой подход может оказаться единственным, который позволит бизнесу продолжить своё существование в новых условиях. Также, такие стратегии могут быть полезными при обновлении бизнеса, для внедрения новых подходов, отказа от устаревших технологических циклов.

Существует четыре основных вида стратегий сокращения:

1. Стратегия ликвидации — предельно возможное сокращение бизнеса, предусматривающая также полный выход из деятельности. Требуется к применению, когда работа бизнеса становится принципиально невозможной.

2. Стратегия «сбора урожая» — представляет собой полное исключение инвестиций в развитие, но максимально возможное извлечение прибыли для инвесторов и топ-менеджмента. Применяется в ситуации, когда бизнес становится бесперспективным, это понимание распространено на рынке, а значит, компания не может быть продана, а только ликвидирована.

3. Стратегия сокращения — представляет собой реструктуризацию компании, когда закрывается одно или несколько наименее перспективных направлений, подразделений или бизнесов. Такая стратегия применяется для принципиального изменения формы бизнеса, его географических или концептуальных границ. Применяется при потребности исключения наименее эффективных и перспективных направлений, а также для выхода из непрофильных активов.

4. Стратегия сокращения расходов — основана на поиске возможностей сокращения затрат и производственных издержек. Стратегия реализуется при нежелании сокращения перспективных в будущем производств, при сложной общей экономической ситуации, которая носит временный характер. Характерна резким повышением рентабельности, концентрацией на наиболее прибыльных направлениях.

На практике, множество компаний прибегают одновременно к реализации сразу нескольких стратегий, которые впрочем, не взаимоисключают, а напротив, дополняют друг друга. Такие стратегии, объединяющие базовые стратегии развития бизнеса, называют комбинированными стратегиями развития бизнеса.

При выборе стратегии чрезвычайно важной является роль руководства компании, которое должно правильно проанализировать все исходные данные и выбрать наиболее оптимальный путь развития.

 

ИСУ   42. Понятие исследования. Роль методологии в исследовании систем управления. Менеджер исследовательского типа Исследование — это вид деятельности человека, состоящий в: 1) распознавании проблем и ситуаций; 2) определении их происхождения; 3) выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития; 4) установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний; 5) нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения. Методология исследования – это логическая организация деятельности человека состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его проведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат. Любая деятельность человека характеризуется методологией. Но в успехе исследовательской деятельности методология играет решающую, определяю­щую роль. Основные составляющие методологии исследования: 1. Методология любого исследования начинается с выбора, постановки и формулирования его цели. Цель исследования заключается в поиске наиболее эффективных вариан­тов построения системы управления и организации ее функционирования и развития. Но это общее представление о цели. На практике проведение исследова­ния преследует разные цели, например мониторинг качества управления, формирование атмосферы творчества и инноваций в системе управления, своевременное распознавание проблем, обострение которых может в буду­щем осложнить работу, повышение квалификации персонала управления, оценка стратегий и пр. Цели исследования могут быть текущими и перспективными, общими и локальными, постоянными и эпизодическими. 2. Объектом исследования является система управления. Система управления строится на деятельности человека. Связи, благодаря которым существует эта система, характеризуют сложные и противоречивые отношения между людьми, основанные на их интересах, ценностях, мотивах и установках. Какими бы совершенными ни были современные технические средства, их роль зависит от интересов человека, мотивов использования и освоения. 3. Предметом исследования является проблема. Проблема — это реальное противоречие, требующее своего разрешения. Функционирование системы управления характеризуется множеством разнообразных проблем, которые выступают как противоречие стратегии и тактики управления, условий рын­ка и возможностей фирмы, квалификации персонала и потребностей в ин­новациях и пр. 4. Подход — это ракурс исследования, это как бы исходная позиция, отправная точка, с которой исследование начинается и которая определяет его направленность относительно цели. Подход может быть аспектным, системным и концептуальным. 1) Аспектный подход представляет собой выбор одной грани проблемы по принципу актуальности или по принципу учета ресурсов, выделенных на исследование. Так, например, проблема развития персонала может иметь экономический аспект, социально-психологический, образовательный и т. д. 2) Системный подход отражает более высокий уровень методологии исследования. Он требует максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделения главного и существенного, определения характера связей между аспектами, свойствами и характеристиками. 3) Концептуальный подход — предполагает предварительную разработку концепции исследования, т.е. комплекса ключевых положений, определяющих общую направленность, архитектонику и преемственность исследования. По другой классификации подход может быть эмпирическим, прагматическим и научным. Если он в основном опирается на опыт, то это эмпирический подход, если на задачи получения ближайшего результата, то прагматический. Наиболее эффективным является, конечно, научный подход, который характеризуется научной постановкой целей исследования и использованием научного аппарата в его проведении. 5. Определение и формулировка ориентиров и ограничений. Они позволяют проводить исследование более последовательно и целенаправленно. Ориентиры могут быть мягкими и жесткими, а ограничения — явными или неявными. 6. Средства и методы исследования, которые можно разделить на три группы: формально-логические, общенаучные и специфические. 1) Формально-логические - это методы интеллектуальной деятельности человека, составляющей основу исследований управления. 2) Общенаучные методы отражают научный аппарат исследования, определяющий эффективность любого типа. 3) Специфические — это методы, которые рождаются спецификой систем управления и отражают особенность управленческой деятельности. Менеджер исследовательского типа Особенность менеджеров исследовательского типа— усиленное внимание к исследовательскому подходу в оценке внешних и внутренних ситуаций, в решении всех проблем, разработке уп­равленческих решений. Основные черты менеджера исследовательского типа 1. Проблемное видение мира, способность распознавать проблемы там, где для других все ясно. 2. Умение превентивно, т. е. заранее, заблаговременно, ставить проблемы, когда они еще только зарождаются. 3. Системное и панорамное восприятие действительности, процессов функционирования и развития управляемого объекта. 4. Антиномичность - умение воспринимать, понимать, принимать и использовать точки зрения, отличные от собственных или даже противоположные им. 5. Экспрезентность — способность делать верные и удачные заключения при дефиците информации. 6. Развитая психологическая саморегуляция, определяющая отношение к проблемам и их оценке. 7. Способность к имитации функций различных членов коллектива. 8. Психологическая проницательность, позволяющая видеть в людях больше, чем они проявляют в деятельности или демонстрируют. 9. Инновационность и безынерционность мышления, способность выйти за границы формального, привычного, проверенного, традиционного. 10. Аттрактивность — способность привлекать людей к совместной деятельности, не прибегая к средствам материального или административного принуждения. 11. Способность быстро перестраиваться психологически при изменении условий деятельности или переходе к решению принципиально новых задач. 12. Умение делегировать не только власть и ответственность, но и свой авторитет лидера. 13. Способность к латентному (скрытому) руководству, предполагающему включение людей в деятельность не на формальной субординационной основе, а путем " ухода в тень", умением обратиться за советом и помощью. Все эти свойства существуют не каждое само по себе, а в системе взаимодействия. Именно это и характеризует менеджера исследовательского типа.   43. Организационная диагностика и проектирование систем управления. Организационная диагностика — это систематический сбор и анализ информации о состоянии организации или отдельных ее подсистем с целью выявления проблем функционирования и определения путей их преодоления. Некоторые отечественные исследователи считают организационную диагностику разновидностью социальной диагностики. В данном случае социальную (социологическую) диагностику можно охарактеризовать как процесс описания текущего состояния социальной системы (как объекта), целью которого является обнаружение проблем функционирования социальной системы и факторов их возникновения. Таким образом, в процессе диагностики важно не только выявить имеющиеся проблемы, но и определить наиболее вероятные источники их возникновения, а также предусмотреть возможные последствия, которые закономерно наступят при дальнейшем воздействии ключевых факторов (либо при исключении их влияния). Часто организационную диагностику представляют частью или типом социальной технологии; она выступает одним из этапов комплексного обследования организации, обеспечивая информационное обоснование в принятии управленческих решений. Такая точка зрения подробно описана в работах некоторых российских специалистов. Исследователи выделяют несколько методологических подходов к социальной диагностике: Системный — анализ взаимоотношений между различными взаимосвязанными частями и элементами структуры предприятия и его организационной культуры; Нормативный — определение отклонений состояния объекта от эталонного (нормативного) по чётко обозначенным показателям; Ситуационный — процесс управления рассматривается как непрерывная цепь уникальных, неповторимых управленческих ситуаций, при этом состояние диагностируемого объекта должно соответствовать специфике ситуации; Проблемный — внимание фокусируется на управленческой ситуации как результате уникальной комбинации проблем, возникающих на разных уровнях организации. Диагностика выявляет прежде всего иерархию проблем. Организационная диагностика как исследовательская деятельность должна состоять из: 1.концептуальной модели объекта диагностики (интегральной или аспектно ориентированной); 2.диагностических методик (интервью, опросы, наблюдения и т. д.); 3.диагностического процесса. Концептуальная модель необходима для определения направления исследовательской деятельности, так так включает в себя существенные для диагностики компоненты объекта и их взаимосвязи. Задачи организационной диагностики описание состояния прогнозирование ситуации поиск путей решения текущих и возможных проблем Виды организационной диагностики по срокам проведения: Предварительная — Текущая Предварительная диагностика помогает выяснить проблемы, определить узкие места предприятия, составить программу будущих изменений и должна отвечать на вопросы: можно ли решить выявленные проблемы, в какой последовательности их необходимо решать; с помощью каких инструментов это можно сделать и т. д. Текущая диагностика — это часть процесса управления организационным развитием. Она позволяет исследовать ситуацию на предприятии в прошлом, настоящем и в перспективе, предоставляя руководителю информацию о сильных и слабых сторонах управленческих процессов. По широте охвата: Общая — Cпециальная Общая диагностика необходима, чтобы узнать структуру проблем и сильные стороны предприятия в целом. Частная диагностика концентрируется на каком-то одном конкретном комплексе проблем или вообще на одной проблеме, чтобы выявить причины и факторы её возникновения, а также определить текущее состояние и оценить возможность решить ее в перспективе. Этапы организационной диагностики 1.Разработка концептуальной модели диагностики 2.Сбор информации о фактическом состоянии организации Методы сбора данных: - Интервью (неформализованное, фокусированное) - Анкетирование - Личностные тесты - Фокус-группа - Наблюдение - Анализ документов 3.Анализ полученных данных Целью обработки и анализа собранных данных является выявление причинных взаимосвязей между зафиксированными фактами и событиями и понятное представление результатов диагностики. Выводы во многом зависят от методологических принципов понимания организации и ее функционирования, на которых основано исследование. Организационное проектирование - важнейший начальный этап создания любой организации или подразделения. Это определение будущей структуры организации, ее систем управления, процедур выполнения действий, административных, технологических взаимодействий между всеми элементами. Эффективность функционирования управляющей системы организации зависит от грамотно спроектированной организационной системы управления. Такое проектирование базируется на стратегических планах организации. Как правило, ранее, структура управления компаний складывалась исключительно под воздействием времени. Сегодня же, это результат целенаправленных действий по ее совершенствованию. Разработка проектных решений для перспективного устройства бизнес-организации и по ее переходу к перспективному целевому состоянию, в этом заключается организационное проектирование. Главные цели организационного проектирования Цели бизнес-организации и ее главные проблемы являются отправными пунктами для разработки. Разрабатывается перспективное устройство организации таким образом, чтобы все проблемы были решены, а цели достигнуты. Принимая во внимание уже существующие возможности организации и обязательно учитывая рыночные тенденции, разрабатывается и формируется проект организационной системы для перехода организации к перспективному состоянию. Что относится к принципам организационного проектирования Первые решаемые задачи такого формирования организационных структур - это ликвидация многоступенчатости и лишних звеньев управления. Грамотное и продуманное проектирование организационных структур управления основывается на таких принципах: - Адекватность структуры носящей организационный характер, соответственно и деятельности управленческого объекта. - Способность к быстрым изменениям в соответствии ситуаций. - Максимальная оптимизация всех уровней управления. - Создание идеально сбалансированности прав и полномочий. - Распределение равномерной нагрузки на все звенья управления. - Безупречная полная согласованность всех решений и деятельности структурных подразделений, без исключения. В масштабных организациях, где осуществляется сразу несколько видов деятельности, соответственно больше подразделений, между которыми связи многочисленны, в результате намного больше и сложнее структура управления. Отдельной строкой следует выделить тот факт, что чем ниже норма управленческой системы, тем больше в организации будет подразделений, следовательно, управленческая структура будет сложнее. Однозначно, норма управляемости должно быть оптимальной. Если такая норма излишне высока, то, как правило, руководители просто не в состоянии вникать во все особенности процессов работы подчиненных и, как результат, многие вопросы решаются без участия руководства или же могут оставаться совсем нерешенными. Организационное проектирование подразумевает три основные концепции: системного окружения, управления и организационных преобразований. Организационная форма ведения деятельности обеспечивает корпоративность, которая в свою очередь формирует устойчивые организационные отношения внутренней структуры организации: четкое подчинение сотрудников, распределение сфер ответственности и делегирование полномочий. Что и определяет перспективное состояние бизнес-организации. Этап проектирования включает пять стадий: — формализация и регламентация процедуры разработки проекта; — создание рабочего проекта; — анализ эффективности проекта; — подготовка сопроводительной документации; — экспертиза и утверждение рабочего проекта. Ключевой стадией проектирования является разработка рабочего проекта системы управления. Рабочий проект разрабатывается на основе технического задания, подготовленного на предыдущем этапе. Он включает основные параметры будущей системы управления, а также полный набор рабочей документации. Большинство крупных компаний имеют холдинговую структуру, состоящую из относительно самостоятельных бизнес-единиц. У них различны и географическое положение, и юридические реквизиты. Рабочий проект должен учитывать особенности бизнес-единиц холдинга (например, культурные). С другой стороны, основные параметры проектируемой системы управления должны быть универсально применимы для всех подразделений компаний. Ярким примером подобной системы являются структура и правила работы транснациональных корпораций, которые используют единые регламенты деятельности во всех подразделениях компании, приспосабливая их к местным ограничениям. Поэтому необходимо предусмотреть в рабочем проекте возможность тиражирования системы во всех подразделениях и предприятиях компании.  
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ 44. Кадровая стратегия организации: виды и основные этапы построения, влияние внешних и внутренних факторов. Кадровая стратегия – это определенное руководством организации приоритетное направление действий, учитывающее ее стратегические задачи и ресурсные возможности, которые необходимы для достижения долгосрочных целей по формированию высокопрофессионального, сплоченного и ответственного коллектива. Цель кадровой политики — обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численности и качественного состава персонала в соответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства и состоянием рынка труда. Виды кадровой политики по масштабам кадровых мероприятий Первое основание может быть связано с уровнем осознанности тех правил и норм, которые лежат в основе кадровых мероприятий, и связанным с этим уровнем непосредственного влияния управленческого аппарата на кадровую ситуацию в организации. По данному основанию можно выделить следующие виды кадровой политики: - пассивная; - реактивная; - превентивная; - активная. Пассивная кадровая политика Для такой организации характерно отсутствие прогноза кадровых потребностей, средств оценки труда и персонала, диагностики кадровой ситуации в целом. Руководство в ситуации подобной кадровой политики работает в режиме экстренного реагирования на возникающие конфликтные ситуации, которые стремится погасить любыми средствами, зачастую без попыток понять причины и возможные последствия. Реактивная кадровая политика В русле этой политики руководство предприятия осуществляет контроль за симптомами негативного состояния в работе с персоналом, причинами и ситуацией развития кризиса: возникновение конфликтных ситуаций, отсутствие достаточно квалифицированной рабочей силы для решения стоящих задач, отсутствие мотивации к высокопродуктивному труду. Руководство предприятия предпринимает меры по локализации кризиса, ориентировано на понимание причин, которые привели к возникновению кадровых проблем. Превентивная кадровая политика В подлинном смысле слова политика возникает лишь тогда, когда руководство фирмы имеет обоснованные прогнозы развития ситуации. Однако организация, характеризующаяся наличием превентивной кадровой политики, не имеет средств для влияния на нее. Кадровая служба подобных предприятий располагает не только средствами диагностики персонала, но и прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочный период. Основная проблема таких организаций — разработка целевых кадровых программ. Активная кадровая политика Если руководство имеет не только прогноз, но и средства воздействия на ситуацию, а кадровая служба способна разработать антикризисные кадровые программы, проводить постоянный мониторинг ситуации и корректировать исполнение программ в соответствии с параметрами внешней и внутренней ситуацией, то мы можем говорить о подлинно активной политике. Но механизмы, которыми может пользоваться руководство в анализе ситуации, приводят к тому, что основания для прогноза и программ могут быть как рациональными (осознаваемыми), так и нерациональными (мало поддающимися алгоритмизации и описанию). В соответствии с этим мы можем выделить два подвида активной кадровой политики: рациональную и авантюристическую. При рациональной кадровой политике руководство предприятия имеет как качественный диагноз, так и обоснованный прогноз развития ситуации и располагает средствами для влияния на нее. При авантюристической кадровой политике руководство предприятия не имеет качественного диагноза, обоснованного прогноза развития ситуации, но стремится влиять на нее. Виды кадровой политики по степени открытости Вторым основанием для дифференциации кадровых политик может быть принципиальная ориентация на собственный персонал или на внешний персонал, степень открытости по отношению к внешней среде при формировании кадрового состава. По этому основанию традиционно выделяют два типа кадровой политики: 1. открытую; 2. закрытую. Открытая кадровая политика характеризуется тем, что организация прозрачна для потенциальных сотрудников на любом уровне, можно прийти и начать работать как с самой низовой должности, так и с должности на уровне высшего руководства. Организация готова принять на работу любого специалиста, если он обладает соответствующей квалификацией, без учета опыта работы в этой организации. Закрытая кадровая политика характеризуется тем, что организация ориентируется на включение нового персонала только с низшего должностного уровня, а замещение происходит только из числа сотрудников организации. Такого типа кадровая политика характерна для компаний, ориентированных на создание определенной корпоративной атмосферы, формирование особого духа причастности, а также, возможно, работающих в условиях дефицита кадровых ресурсов. Этапы выработки кадровой политики: 1. проведение анализа ситуации и подготовка прогнозов развития предприятия. Определение стратегических целей организации; 2. разработка общих принципов кадровой политики, определение ключевых моментов и приоритетов; 3. официальное утверждение кадровой политики организации; 4. этап пропагандирования. Создание и поддержка системы продвижения кадровой информации. Информирование коллектива о разработанной кадровой политике и сбор мнений; 5. оценка финансовых ресурсов на осуществление выбранного типа стратегии — формулирование принципов распределения средств, обеспечение эффективной системы стимулирования труда; 6. разработка плана оперативных мероприятий: планирование потребности в трудовых ресурсах, прогноз численности кадров, формирование структуры и штата, назначение, создание резерва, перемещение. Определение значимости мероприятий; 7. реализация кадровых мероприятий: обеспечение программы развития, отбор и найм персонала, профориентация и адаптация сотрудников, формирование команд, профессиональная подготовка и повышение квалификации; 8. оценка результатов деятельности — анализ соответствия кадровой политики, выполняемых мероприятий и стратегии организации, выявление проблем в кадровой работе, оценка кадрового потенциала. На формирование и развитие кадровой политики влияют внешние и внутренние факторы. Факторы внешней среды — те, которые организация как субъект управления не может изменить, но должна учитывать для правильного определения потребности в персонале и оптимальных источников покрытия этой потребности. К ним относятся: - ситуация на рынке труда (демографические факторы, политика в области образования, взаимодействие с профсоюзами); - тенденции экономического развития; - научно-технический прогресс (характер и содержание труда, который оказывает влияние на потребности в тех или иных специалистах, возможности переподготовки персонала); - нормативно-правовая среда (т.е.те «правила игры», которые установлены государством; трудовое законодательство, законодательство в области охраны труда, занятости, социальные гарантии и т.д.). Факторы внутренней среды — это факторы, которые поддаются управляющему воздействию со стороны организации. К ним можно отнести: - цели организации (на их основе формируется кадровая политика); - стиль управления (жестко централизована или предпочитающая принцип децентрализации — в зависимости от этого требуются разные специалисты); финансовые ресурсы (от этого зависит возможность организации финансировать мероприятия по управлению персоналом); - кадровый потенциал организации (связан с оценкой возможностей работников организации, с правильным распределением обязанностей между ними, что является источником эффективной и стабильной работы); - стиль руководства (все они не в одинаковой мере влияют на проведение определенной кадровой политики). 45. Нормативно-методическое и правовое обеспечение системы управления персоналом. Нормативно-методическое обеспечение - это совокупность документов организационного, организационно- методического, организационно-распорядительного, технического, технико-экономического и экономического характера, а также нормативно-справочные материалы и прочие документы, утверждённые в установленном порядке компетентными органами или руководством организации. Нормативно-методические обеспечение создаёт условия для эффективного процесса управления персоналом. Оно состоит в организации разработки и применения методических документов, а также ведения нормативного хозяйства в системе управления персоналом. Нормативно-методические материалы группируются по их содержанию. Различают нормативно-справочные документы; документы организационного, организационно-распорядительного и организационно-методического характера; документы технического, технико-экономического и экономического характера. Основными нормативно-правовыми актами федерального уровня в области трудовых отношений являются: - Трудовой кодекс РФ; - Федеральный закон «О коллективных договорах и соглашениях»; - Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»; - Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности»; - и другие нормативно-правовые акты. Правовое обеспечение системы управления персоналом заключается в разработке и использовании средств юридического воздействия на работодателей и наемных работников с целью достижения эффективной деятельности организации, а также соблюдения прав и обязанностей сторон, обеспеченных законодательством. Основными задачами правового обеспечения системы управления персоналом является: - правовое регулирование трудовых отношений, складывающихся между работодателем и наёмным работником; - защита прав и законных интересов работников, вытекающих из трудовых отношений; - соблюдение, исполнение и применение норм действующего законодательства в области труда, трудовых отношений; - разработка и утверждение локальных нормативных актов организационного, организационно — распорядительного и экономического характера; - подготовка предложений об изменении действующих или отмена устаревших и фактически утративших силу нормативных актов, изданных в организации по трудовым, кадровым вопросам. Правовое обеспечение системы управления персоналом осуществляется на двух уровнях: - акты центрального регулирования (на федеральное и региональное законодательство); - акты локального регулирования (разработка нормативных актов на уровне организации). Функции правового обеспечения системы управления персоналом на уровне организации выполняются: - руководителем организации; - руководителем и сотрудниками кадровой службы; - юридической службой.   46 Вопрос. Основные этапы процесса отбора персонала. Отбор- естественное завершение процесса подбора работников в соответствии с потребностями организации в персонале. Для Работников отдела персонала начинается самый ответственный период, включающий несколько последовательных ступеней. Первичный сбор информации о претендентах Стадия отбора персонала включает несколько этапов. Первым этапом на стадии отбора персонала является сбор информации о претендентах. Источниками информации могут быть: заявление о приеме; фотография и биография; личная анкета; аттестат зрелости; трудовая книжка; рекомендации; разговор с поступающим; пробная работа; медосмотр; психологические тесты; Собеседование Наиболее распространенным методом при отборе персонала является собеседование или интервью с претендентами. Его назначение - детальное ознакомление с претендентом, мотивами выбора им данного предприятия места работы, ознакомление претендента с требованиями формы, с возможностями профессионального роста, оценка личного впечатления от претендента, его коммуникабельности, доброжелательности, уверенности в себе, возможности быстрой адаптации к коллективу и т.д. В процессе собеседования необходимо соблюдать правило его проведения - три " К": - Контакт - установление и поддержание связи. - Контроль - ведение интервью в соответствии с планом. - Качество - извлечение всей требуемой информации. Собеседование при приёме на работу делится обычно на три основные части: вступительную, основную и заключительную. Анкетирование и тесты по найму Претенденты, прошедшие предварительную отборочную беседу, должны заполнить бланк заявления и анкету. Ту же последовательность используют вербовщики. Число пунктов анкеты должно быть минимальным, и они должны запрашивать информацию, более всего влияющую на производительность труда претендента. Пункты анкеты должны быть сформулированы в нейтральном стиле и предполагать любые возможные ответы, включая возможность отказа в ответе. Анализ анкетных данных в сочетании с другими методами отбора выявляет следующую информацию: 1) соответствие образования заявителя минимальным квалификационным требованиям; 2) соответствие практического опыта характеру должности; 3) наличие ограничений иного рода на выполнение должностных обязанностей; 4) готовность к принятию дополнительных нагрузок (сверхурочно, в командировках); 5) круг лиц, которые могут рекомендовать работника, помочь в наведении справок и получении дополнительной информации. Содержание анкеты в американских фирмах устанавливается самим нанимателем. Оно варьирует в зависимости от контингента персонала, на который рассчитана анкета, и общей схемы отбора персонала. При отборе на должности управляющих применяют более подробные анкеты, чем при найме конторских служащих. Одна из задач анкетирования заключается в том, чтобы определить личностные качества и обстоятельства, которые могут помочь в работе кандидата в случае приема на работу. 47 Вопрос. Управление адаптацией персонала. Адаптация(от лат. adaptio – приспособление) – процесс ознакомления работника с новой организацией и изменения его поведения в соответствии с требованиями и правилами корпоративной культуры новой компании. Управление адаптацией – это процесс активного воздействия на факторы, определяющие ее развитие и позволяющие снизить неблагоприятные последствия. Основная задача управления адаптацией персонала состоит в устранении причин и снижении негативных моментов, неизбежно возникающих при приспособлении работника к условиям новой внешней и внутренней среды. Технология эффективного управления процессом адаптации предполагает составление соответствующего алгоритма, определение способов и методов воздействия на процесс адаптации, качественных и количественных показателей, позволяющих контролировать процесс адаптации нового работника. О скорости и уровне адаптированности работников судят по объективным и субъективным показателям. Объективнымипоказателями общей адаптированности работника являются показатели эффективности его трудовой деятельности, и его активность в различных сферах жизни. Объективным показателем профессиональной адаптации является соответствие квалификации, требованиям рабочего места. Для социально-психологической адаптации – это участие в жизни коллектива, социально-психологическая позиция в нем, для психофизиологической – степень утомляемости. Субъективные показатели общей адаптированности – это желание или нежелание продолжать работу в данной организации, общая удовлетворенность работой.   Управление адаптацией предполагает проведение системы мероприятий, направленных на ускорение адаптации новых работников. Существует целый ряд факторов, на которые организация влиять не может. Это такие личностные факторы, как пол, возраст, семейное положение, планы на будущее, нормы и ценности молодого работника, подчас его ожидания. Но из этого не следует, что информация о тенденциях, характере влияния этих факторов на адаптацию не нужна. Эффективное управление адаптацией персонала зависит от ряда условий:   · необходимо создать подразделение с функциями управления адаптацией персонала, · в состав подразделения ввести грамотных специалистов из каждого отдела компании, которые годятся на роль наставника, · следить за процессом адаптации: построить систему контроля деятельности тандема «новый сотрудник-наставник» (например, в виде отчетов, контрольных тестирований), · в зависимости от промежуточных результатов обучения корректировать программу и сроки адаптации, · по итогам адаптации обязательно поощрить наставника и нового сотрудника. Адаптация работника на производстве, эффективное управление этим процессом требуют большой организационной работы. Поэтому на многих предприятиях страны создаются специализированные службы адаптации кадров.   48 Вопрос. Обучение и развитие персонала. Обучение персонала - это развитие профессиональных знаний, умений и навыков сотрудников с учетом целей соответствующих подразделений, которые в свою очередь определяются стратегией компании. Благополучная, стабильная организация думает о своем будущем, готова вкладывать в него деньги. Для того чтобы компания развивалась, необходимо развивать её главный потенциал – сотрудников, которые в этот компании работают. Система обучения и развития персонала помогает сформировывать и поддерживать кадровый состав в организации в " рабочем тонусе", то есть повышает профессиональное мастерство работников, формирует у них современное экономическое мышление и умение работать в команде. Благодаря процессам обучения и развития повышается производительность труда и эффективное функционирование предприятия в целом. Обучение и развитие персонала должно иметь системный комплексный подход. Стратегия обучения и развития выстраивается в рамках стратегии развития самого предприятия, то есть надо понять, что именно нужно развивать у сотрудников, чтобы развивалось само предприятие. Обучение персонала должно выполнять следующие задачи: 1. подготовка к решению новых рабочих задач; 2. систематическое своевременное обновление знаний; 3. активизация потенциальных возможностей работника; 4. повышение профессиональной культуры и сплочение коллектива; 5. подготовка сотрудников к карьерному росту. Для того чтобы обучение прошло максимально успешно, необходимо расписать каким образом, в какие сроки и кто его будет проходить. Необходимо составить план и программу обучения, прописать задачи каждой конкретной программы. Нужно также рассмотреть какие виды обучения лучше подойдут для той цели, которую планируется достичь. И, конечно, предусмотреть, кто именно будет проводить обучение. Формы обучения также могут быть нескольких видов: · лекция; · семинар или конференция; · тренинг; · деловые игры; · стажировка; · различные программы обучения (например МВА); · обучения для получения квалификации специалиста; · учебные курсы; · интерактивное обучение; · дистанционное обучение; · адаптационное обучение; · наставничество; · смешанное обучение.   Развитие персонала - комплекс мер, включающих профессиональное обучение, переподготовку и повышение квалификации кадров, а также планирование карьеры персонала организации.Цель развития персонала - обеспечение организации хорошо подготовленными работниками в соответствии с ее целями и стратегией развития. Система развития и обучения включает: профессиональное обучение и повышение квалификации сотрудников, в т.ч. обучение и развитие руководителей компании; формирование программ развития карьеры и кадрового резерва, отбор и обучение. Под системой развития персонала следует понимать целенаправленный комплекс информационных, образовательных, привязанных к конкретным рабочим местам элементов, которые содействуют повышению квалификации работников данной организации в соответствии с задачами ее развития, потенциалом и склонностями сотрудников. Программа развития персонала способствует формированию рабочей силы, обладающей более высокими способностями и сильной мотивацией к выполнению задач, стоящих перед организацией. Естественно, что это ведет к росту производительности, а значит, и к увеличению ценности людских ресурсов организации. Мероприятия по развитию персонала следует рассматривать как инвестиции в нематериальное достояние организации. Как видно, процесс обучения и развития персонала – это очень важное, полезное и ответственное мероприятие, требующее всестороннего комплексного подхода. Поэтому, лучшим решением будет обращение к специалистам, которые проведут обучение вашего персонала на самом высшем уровне.   49. Планирование деловой карьеры Планирование карьеры – это направление деятельности по управлению персоналом организации, включающее формирование стратегии и программы мероприятий по продвижению работников. Это процесс соотнесения характеристик работника с требованиями компании, стратегией и целями ее развития, реализующийся через систему мероприятий профессионального и должностного роста. Перечень рабочих мест и должностей в компании (и вне ее), фиксирующий оптимальное развитие профессионала для замещения им руководящей должности в фирме – это карьерограмма, формализованный план пути сотрудника с приобретением необходимых знаний и навыков для успешной работы на более высоком месте. Планирование карьеры на предприятии осуществляют специалист службы управления персоналом, сам работник, его начальник (линейный менеджер). Планированием трудовой карьеры в организации могут заниматься и сам сотрудник, его непосредственный руководитель, специалист кадровой службы. При этом между ними распределяются обязанности по проведению мероприятий, связанных с планированием карьеры. Так, от сотрудника зависит выбор самой профессии, конкретной организации и должности. Он оценивает свои перспективы и планирует должностной рост, определяет, какие знания, связанные с реализацией этого роста, ему необходимо получить. Специалист службы управления персоналом (менеджер) проводит оценку кандидата при приеме его на работу, определяет для него рабочее место, оценивает потенциал сотрудников, производит отбор в кадровый резерв, направляет работников на дополнительную подготовку, осуществляет документооборот, связанный с продвижением работников, планирует новый цикл карьеры. Непосредственный руководитель (линейный менеджер) проводит такие мероприятия, как оценка результатов труда, оценка мотивации, организация профессионального развития. Он вносит предложения по стимулированию труда работника и по его продвижению по служебной лестнице. Продвижение по службе зависит не только от личных характеристик работника, но и от внешних по отношению к сотруднику факторов, в частности, от показателя числа вакансий на следующем иерархическом уровне к числу работников, занятых на тех иерархических позициях, где находится специалист. Под воздействием внутренних и внешних факторов может складываться перспективная или тупиковая внутриорганизационная карьера, карьерная линия сотрудника может быть очень длинной или короткой. Управление деловой карьерой – это комплекс мероприятий, проводимых кадровой службой организации, по планированию, организации, мотивации, контролю служебного роста работника, на основе его личных целей, возможностей, способностей, потребностей и склонности, а также исходя из целей, потребностей, возможностей и социально-экономических условий организации. Управлением своей деловой карьерой занимается и каждый работник самостоятельно   50. Оценка персонала и аттестация Аттестация персонала — кадровые мероприятия, призванные оценить соответствие уровня труда, качеств и потенциала личности требованиям выполняемой деятельности. Цель аттестации персонала - повышение эффективности использования кадрового потенциала организации; по ее результатам принимается решение о сохранении или изме­нении аттестуемому должности или системы мотивации его труда, необходимости дополнительной подготовки. Существуют специальные требования к аттестации, например создание аттестационной комиссии. По результатам аттестации выносится решение о соответствии или несоответствии занимаемой должности. Основная задача аттестации персонала - это оценить соответствие уровня труда, качества и потенциала личности требованиям выполняемой деятельности. Она проводится для того, чтобы на ее основе принять верное кадровое решение о поощрении (наказании), перемещении или обучении сотрудников. Аттестация персонала может быть нацелена на: 1. Принятие решений, связанных с изменением компенсационного пакета, имеющих конкретные материальные последствия для работников: • изменение заработной платы; • изменение системы поощрения (наказания); 2. Принятие решений, связанных с развитием организации (приведение в соответствие человеческих ресурсов с планами организации): • информирование сотрудников о том, чего ждет от них фирма; • развитие карьеры; • личное развитие; 3. Принятие решений, связанных с оценкой текущей деятельности (положения) всей организации и выявлением рабочих проблем. При этом в ходе аттестации работника оцениваются: • достижение результатов; • потребность в обучении; • улучшение деятельности. Виды аттестации. 1.итоговая аттестация предполагает полную и разностороннюю оценку деятельности работника за весь период работы в орг-ии. 2 промежуточная аттестация. Проводится через короткие периоды t, причём каждая последующая аттестация исходит из результатов предыдущей. 3 специальная аттестация. Проводится в связи с особыми обстоятельствами. Пр-ер при утверждении в новой должности Процесс аттестации кадров можно разделить на четыре основных этапа: 1. Подготовительный этап: подготовка приказа о проведении аттестации, утверждение аттестационной комиссии, подготовка и размножение документации, информирование трудо­вого коллектива о сроках и особенностях аттестации. 2. Формирование состава аттестационной комиссии и его утверждение: директор по персоналу (председатель), начальник отдела кадров (зам.председателя), руководитель подразделения, где проходит аттестация (член), юристконсульт (член), социальный психолог (член). 3. Основной этап: организация работы аттестационной комиссии по подразделениям предприятия, оценка индивидуальных вкладов работников, заполнение анкет, компьютерная обработка результатов. 4. Заключительный этап: подведение итогов аттестации, принятие персональных решений о продвижении работников, направлении на учебу, перемещении или увольнении сотрудников, не прошедших аттестацию. От аттестации освобождаются руководители и специалисты, проработавшие в данной должности менее года, беременные женщины, женщины, имеющие ребенка до года и др. График проведения аттестации доводится до работников не менее чем за один месяц до начала аттестации, а документы в комиссию должны представляться не менее чем за две недели аттестации. Это чаще всего аттестационный лист и отзыв-характеристика. Аттестационный лист содержит объективную информацию о работнике: образование, стаж работы по специальности на предприятии, в должности и т.д. Деловая оценка персонала. Субъективные и объективные методы оценки. Метод деловой оценки персонала - способ установления конкретных значений показателей деловой оценки персонала. Различают: - методы с предварительным установлением показателей оценки; и - методы без предварительного установления показателей оценки. Метод альтернативных характеристик - метод деловой оценки персонала с предварительным установлением показателей оценки, при котором отдельный сотрудник характеризуется с точки зрения наличия или отсутствия предложенного значения показателя. Метод упорядочения рангов - метод деловой оценки персонала с предварительным установлением показателей оценки, при котором по каждому показателю составляется ранжированный ряд, а суммарная оценка работников рассчитывается сложением отдельных рангов. Метод шкалирования - метод деловой оценки персонала с предварительным установлением показателей оценки, при котором оценщику предлагается шкала с балльным определением значений показателей. Описания значений показателя представляют собой характеристику степени его выраженности для того или иного сотрудника. Методика деловой оценки персонала - совокупность методов проведения деловой оценки персонала, направленных на достижение ее целевых результатов. Методика деловой оценки персонала включает: - конкретизацию целей оценки; - организационную процедуру подготовки деловой оценки; -описание этапов проведения деловой оценки.  

Социальный менеджмент

 

Сущность и содержание социального менеджмента.

Социальный менеджмент — это один из элементов сложной системы управления экономикой страны, кото­рый призван обеспечить эффективность развития эконо­мики, так как в процессе производства в объединении (на предприятии) наряду с деятельностью, направленной на достижение определенных экономических результа­тов, постоянно решаются социальные проблемы.

Из сложной системы социальных проблем и связей, касающихся управления, социальный менеджмент рас­сматривает лишь те, которые относятся непосредственно к управлению производством, и через призму занятых в нем социальных групп. Объект социального менеджмен­та — это социальный механизм управления не всей эко­номикой, а лишь одной ее составляющей — производст­вом. Конечно, успешное регулирование социальных про­цессов, протекающих в производственных коллективах, предполагает необходимость их согласования с экономи­ческими процессами.

Производственный коллектив как социальная ячейка общества образует центр множества процессов социаль­ной жизни людей, который отображает типы социально-экономических отношений общества: экономические, по­литические, нравственные, эстетические и т.д. Социаль­ные явления проникают во все сферы деятельности про­изводственного коллектива.

Важнейшая задача социального менеджмента — соз­дание теоретической базы для формирования социального механизма управления производством.

В разработку социального механизма управления большой вклад внесен отечественными (A.M. Омаров, В.И. Сивич, Э.Н. Рудин, А.В. Филиппов), а также зарубежными учеными.

Понятие управление прочно вошло в обиход ряда об­ластей знания; оно применяется как в экономических науках, так и в мировоззренческих. Можно говорить об управлении техниче­скими устройствами, машинами и механизмами, об управ­лении различными процессами в живых организмах, т.е. об управлении биологическими процессами или поведе­нием людей.

Это понятие применяется при характеристике соци­альных явлений и процессов, протекающих в коллективе.

Задача управления заключается в том, чтобы стаби­лизировать систему, привести в соответствие с законо­мерностями, придающими ей динамическое равновесие, качественную определенность и целостность.

При исследовании социальных проблем производ­ства надо использовать и другие науки — философию, экономические, социально-политические, социальную психологию, стати­стику, теорию информации и т.д.

Чтобы охарактеризовать сущность социального менеджмента, необхо­димы знания таких категорий, как цель, потребность, интерес и др.

Цель — запланированный результат деятельности лю­дей в процессе производства и управления. Человек уча­ствует в производственном процессе, и вместе с тем он осуществляет свою сознательную цель, которая как за­кон определяет способ и характер его действий, которые он должен подчинить своей воле. Цель высту­пает как функция потребности.

Воля — это сознательное и целенаправленное регули­рование человеком своей деятельности, способность дей­ствовать в соответствии с наличным планом и преодоле­вать препятствия на пути достижения цели.

Потребность выражает противоречие между необхо­димостью и возможностью реализации цели, детермини­руя, таким образом, функционирование, развитие хозяй­ственных систем и их взаимодействие. Осознанные потребности становятся источником активной, целенаправленной деятельности в процессе производства; при этом потребности изменяются, растут количественно и качественно. С этой позиции управление - особая фор­ма деятельности, направленную на разрешение противо­речий между организованными управленческими груп­пами и объективно существующими предметами и явле­ниями, включенными в процесс функционирования про­изводства в целях удовлетворения потребностей.

По содержанию можно выделить ка­тегории, которые сформулированы в науке управ­ления и значимы для социального менеджмента. Это субъекты управления, качество активности и поведение субъектов управления, социально-экономическое поло­жение субъектов, подразделение организационной струк­туры производства, устройство системы управления, управ­ленческие воздействия на субъектов, экономические ус­ловия и результаты и т.д.

Субъекты социального управления - группы, ко­торые занимают места в иерархии социально-экономи­ческих систем управления производством и выполняют определенные функции в управлении производством (руководители, исполнители).

Субъект — носитель собственных целей, потребно­стей, интересов и ориентации, решающий поставленные перед ним проблемы со своими интеллектуальными по­зициями; выбирающий ту стратегию, которая ближе к его представлениям об эффективности.

Субъект социального менеджмента — это личность, которая представляет совокупность потреб­ностей, интересов, ориентации, решает поставленные цели, которой доверено управлять тем или иным подразде­лением или звеном в процессе производства и которая реализует здесь свой личный потенциал.

Управленческое сознание субъектов - по­требности, интересы и ориентация, которые лежат в ос­нове их действий. Основой управ­ленческого сознания является система ценностей управ­ленческих групп, их представление о том, что «важно» — «не важно», «значимо» — «не значимо».

Мотивация - это проявление нормоценностного со­знания, так как, во-первых, в практической деятельности у разных групп руководителей в одних и тех же производ­ственных ситуациях рождаются разные побуждения; во-вторых, нормоценностное сознание управленческих групп выполняет общегражданскую функцию, т.е. характеризу­ет социальный уровень развитости руководителей, их от­ношение к той или иной форме власти и собственности; их ориентацию на тот или иной стиль управления и т.д.

В социальном менеджменте должностное положение отражает место, занимаемое субъектом в социальном механизме управления, которое характеризу­ется:

= содержанием установленных и реально выполняе­мых обязанностей;

= объемом прав, предоставленных этому субъекту;

= ролевым поведением, которое должно осуществлять­ся на этом должностном уровне, действиями и по­ ступками занимающих данную должность.

Распределение управленческой власти между субъек­тами — это основа при иерархическом построении управ­ленческих групп. Все субъекты социального механизма управления различаются рангами и объемом власти.

Социально-экономическое положение управленческих групп складывается из:

• благ, получаемых из источников, общих для всего населения страны, главное из них — заработная плата;

• благ статусного характера, т.е. благ, непосредствен­но связанных со статусом занимаемой должности;

• обеспечением обслуживающим персоналом, транс­портом, кабинетом. В целом экономическое поло­жение субъекта зависит от его должностного поло­жения в процессе управления хозяйственными сис­темами.

Управленческая культура — это совокупность ус­тойчивых традиционных положений для данной хозяйст­венной системы управления, основанных на ценностях, социальных нормах, мотивациях и нормах поведения.

Для характеристики ре­зультатов функционирования хозяйственных систем ис­пользуют экономические и социальные аспекты. Для ха­рактеристики социальной сферы используют показатели, характеризующие условия быта и труда, и производства.

Для социального менеджмента необходимо использовать дополнительные показатели:

• характеризующие качество работника (новаторы, энтузиасты, преданные делу, бездельники и т.д.);

• организационный порядок, т.е. слаженность дейст­вий в процессе управления и производства всех ка­тегорий работников, четкость передачи распоряже­ний, мобильная обратная связь.

Социальные проблемы управления и их виды

Социальные проблемы можно условно разделить на группы:

= социальные проблемы труда (произ­водства)

= непроизводственной сферы.

= в сфере управления — это комплекс социаль­ных проблем, касающихся управлен






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.