Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управленческая культура в социальном менеджменте.






" управленческая культура" употребляется для характеристики организационно- технических условий и традиций управления, профессионального и нравственного развития руководителя. В узком значении культура управленческого труда может трактоваться как служебная этика руководителя.

Осмысливая изложенное, управленческую культуру можно представить как совокупность типичных для менеджера ценностей, норм, точек зрения и идей, которые сознательно формируют образец его поведения.

Специфика культуры управленческого труда состоит в том, что в её основе лежат определенные нормы, которые должны строго соблюдаться менеджером: а) юридические нормы управленческого труда, которые отражены в государственно-правовых нормативных актах. Культура менеджера в этом смысле состоит в знании и выполнении юридических норм; б) моральные нормы - нормы, которые регулируют поведение руководителя в такой важной области, как нравственность и мораль; в) организационные нормы - устанавливают структуру организации, состав и порядок деятельности функциональных подразделений и их руководителей; правила внутреннего распорядка и другие нормы организационного плана, принятые и используемые в любой организации; г) экономические нормы
- регулируют экономическую деятельность организации.

Современное социальное управление еще далеко от рациональности. Оно во многом носит «вчерашний» характер и не отвечает требованиям времени. Назрела острейшая потребность в его инновировании, в коренных изменениях, которые позволят преодолеть главную причину всеобщего кризиса управления — усугубляющееся противоречие между субъектом и объектом управления. Важнейшим условием решения этих проблем является возрастание роли культурного фактора. Его роль в решении современных проблем управления обществом возрастает и будет возрастать. Это объясняется рядом обстоятельств.

Во-первых, социальные регуляторы общественной жизни в связи с требованиями информационной революции приобретают все большую значимость.

Во-вторых, они становятся все в большей мере системообразующими в совокупности всех взаимод йствующих сил в обществе и проникают в деятельность каждого элемента общества, расширяя тем самым зону своего воздействия.

В-третьих, доля интелл ектуальной собс венности в общей совокупности обще твенного продукта непрерывно возрастает, достигая в развитых странах до 50% его общего объема, что повышает значимость и ответ твенность общества за рациональное испо ьзование его главного ресурса — интеллектуального, частью которого и является управ енческий ресурс.

Между тем общество, в особенности в России, стоит сегодня перед острейшей проблемой, нарастающим противоречием: происходит накопление интелле туального потенциала, увел чиваются возможности его испо ьзования в управ енческой деятельности, однако уровень управления падает. Россия — только частный случай. Мир переживает системный кризис управления, который угрожает планете непред казуемыми катастрофами, даже уничтожением всего живого.

Главная проблема культуры — воспр изводство самого человека, его знаний, навыков, материальных и духовных ценностей.

Очевидно, что это возможно только в системе определенных общественных отношений через различные виды деятельности, прежде всего творческой.

Принимая во внимание все вышесказанное, можно выделить элементы управ енческой культуры как органичной части общей культуры общества:

• управ енческие знания (теория управления, менеджмента), соотв тствующие сознание, чувства, настроения;

• общественные отношения, прежде всего управленческие, организационные, которые мате иализуют знания, нормы, образцы в своем содержании и в процессе социализации личности передают ей нормы и ценности общества, в том числе управленческие, делая их устойчивым элементом культуры человека;

• управ енческая деятельность, носящая творческий характер, которая позволяет переводить знания, ценности общества в процессе социализации в устойчивые черты личности, творить как саму личность, так и ее культуру, нормы ее поведения, мотивы к инновационно-управ енческой деятельности.

Механизм формирования управ енческой культуры может быть представлен следующим образом:

• формирование знаний, управ енческих концепций, проектов программ и т.д.;

• развитие управ енческих отношений;

• мотивация творческой деятельности в сфере управления;

• утверждение уважения в обществе к общественным институтам, государству, законам, морали, праву;

• разработка и внедрение управ енческих технологий, которые оптимизируют сам процесс управления и объединяют в одно целое управ енческие знания, отношения и творческую деятельность, работу общественных институтов.

Подчеркнем, что в управенческой культуре особое значение имеют рациональное начало, знания, современные концепции, наукоемкие технологии. Совершенно очевидно, что особое управ енческое действие начинается с познания сути происходящих процессов, выдвижения новых идей, установок, что хара теризует прежде всего содержание управления, уровень управ енческого мышления Без умения выдвинуть инно ационные цели и задачи управления, а затем найти адекватные методы их решения не может быть эффективного управления.

 

59.Социальные ресурсы.

Социальные ресурсы ¾ ресурсы власти и управления ¾ кадровые, утилитарные, принудительные, нормативные, политические, правовые, экономические ресурсы ¾ государственные резервы ¾ мотивационные, культурно-информационные, силовые, демографические ресурсы ¾ человеческий фактор ¾ человеческие ресурсы ¾ трудовые ресурсы ¾ административно-политическая элита ¾ кадры государственных органов ¾ государственная кадровая политика ¾ управление персоналом ¾ гражданские ресурсы

Комплексное исследование государственного управления ¾ теоретически важное условие для всестороннего использования его возможностей в практическом решении экономических, политических, социально-культурных и других задач государственного строительства. Модернизация государственного управления тесно связана с проблемой его эффективности (от лат. effectivus ¾ достигающий нужного результата, определенного эффекта; действенные меры). Вопрос об эффективности государственного управления имеет непреходящее значение, так как всегда актуален. Его перманентный характер предопределен самой необходимостью для общества постоянного совершенствования достигнутого.

Потенциал социальных ресурсов модернизации государственного управления практически раскрывается через реализацию возможностей, которыми обладает государство-нация. Важность данного вопроса объясняется также и тем, что повседневная реальность свидетельствует о большой роли государственного управления, которая не ослабевает, а даже, напротив, усиливается в условиях усложнения и интенсификации общественных процессов, причем, особенно это ощутимо в периоды реформ и кризисов.

Актуальность, характерные черты, цели и структура процесса модернизации государственного управления определяются не только возрастанием его роли в жизнедеятельности общества, но всей совокупностью действующих в нем тенденций и закономерностей, в первую очередь социально-политических, диктующих тот или иной тип системы управления обществом, ее преобразований. В силу этого процесс модернизации государственного управления должен быть комплексным, охватывать как его составные части, так и организационные формы и функциональные проявления управляемых объектов и систем управления обществом.

Способность государственных органов при демократической системе управления обеспечивать в условиях жестко ограниченных ресурсов удовлетворение насущных потребностей общества в целом и отдельных граждан служит критерием их эффективности. Поэтому повышение эффективности системы государственного управления находится в поле напряженности между дефицитом качества управленческих услуг, оказываемых обществу государством, и необходимостью отвечать все возрастающим потребностям социальной модернизации. Оптимум соответствия находится в учете требования уменьшения материальных затрат (финансовых, экономических и прочих издержек) и рационального использования кадрового потенциала. Отсюда выделим три важных ресурса модернизации государственного управления, которыми располагает социум. Модернизация управления будет успешной в той мере, в какой будет достигнут успех, во-первых, при совершенствовании его структурно-институциональной организации, во-вторых, ¾ повышении качественных характеристик кадрового состава государственных органов, а также, в-третьих, ¾ минимизации затрат в оптимальном соотношении с объективными потребностями развития.

В более широком понимании к социальным ресурсам относятся все те ресурсы, которыми располагает данное общество, в том числе материальные и духовные (естественные и созданные человеком богатства). Социальные ресурсы ¾ это реальные и потенциальные возможности, средства и резервы, которыми располагает общество, которые оно использует и которые им могут быть востребованы для обеспечения различных сфер социальной жизни и деятельности. К ним относятся духовные и материальные ценности и блага, связанные с повседневными жизненными интересами людей.

Среди социальных ресурсов особенно важны ресурсы власти и управления, которые носитель власти (субъект управления) использует для обеспечения повиновения других участников властно-управленческих отношений (объектов власти и управления). Главнейшими из них являются кадровые ресурсы государственной власти и управления. Как правило, государственные деятели, политики и чиновники получают ресурсы власти с занятием руководящей должности, властных позиций в государственном аппарате. Ресурсы власти ¾ фундаментальный источник управления. Их первостепенная значимость как оснований власти отражена в теории «социального обмена» (П. Блау и др.), согласно которой в основе власти, а стало быть и государственного управления, лежит неравномерное распределение дефицитных ресурсов. Люди, не имеющие ресурсов, получают их в обмен на исполнение распоряжений их владельцев. Тем самым они попадают в зависимость от власть имущих, подчиняются им, а распределение и перераспределение социальных ресурсов происходит в процессе государственного управления.

Существуют различные классификации социальных ресурсов. Так, их разделяют на утилитарные, принудительные и нормативные, которые с точки зрения использования их в государственном управлении можно характеризовать следующим образом.

Утилитарные ресурсы это материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами, заботами и бытовыми нуждами людей. С их помощью государственные органы регулируют, например, процессы приватизации или национализации, устанавливают экспортно-импортные квоты, выдают гослицензии на экономическую деятельность и т.д. Помимо этого, раздачей всевозможных льгот и привилегий правящие круги обеспечивают лояльность не только отдельных политических групп, но и целых слоев населения.

В качестве принудительных ресурсов выступают меры государственного принуждения, используемые обычно в тех случаях, когда не срабатывают другие ресурсы. Таково, например, применение мер административного принуждения по установлению государственных цен на продукты первой необходимости, на топливо и другие товары либо мер уголовного наказания к не побоявшимся экономических и административных санкций организаторам забастовок, массовых беспорядков и т.д.

Нормативные ресурсы включают средства воздействия на ценностные ориентации и нормы поведения человека, вступающего в отношения, регулируемые государством. Они призваны убедить людей в конечной общности интересов субъектов и объектов государственного управления, поскольку и те и другие нуждаются в нормальной упорядоченности взаимоотношений во всем многообразии общественной жизнедеятельности. Помимо правовых норм, охраняемых государством, к ним относятся нормы общественной морали и нравственности, нормы, сложившиеся под влиянием обычаев и традиций, нормы культуры поведения, общения и др.

В соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности среди социальных ресурсов государственного управления можно выделить следующие.

Политические ресурсы раскрываются в политических отношениях между людьми, группами, общественно-политическими объединениями, движениями, партиями и т.д. Они основываются на политической власти ¾ одной из властей в обществе, отличительными чертами которой являются: возможность легального использования силы, специальных органов государственного принуждения; верховенство и обязательность решений по отношению ко всякой иной власти, ко всем гражданам и организациям; публичность, обращенность не к отдельным личностям, а ко всем гражданам или их категориям посредством политических решений, закрепленных в форме законов и других государственных решениях; моноцентричность, т.е. наличие одного центра принятия важнейших решений, которым выступает государство; многообразие используемых ресурсов.

Правовые ресурсы основаны на правосознании граждан страны, характеризуются качеством принимаемых законов и подзаконных актов, их исполнением, соблюдением режима законности, а в более широком значении ¾ системой права и правовой культурой.

Экономические ресурсы содержатся и используются в народнохозяйственном процессе материального производства товаров и услуг, необходимых для общественного и личного потребления. К ним относятся фонды народного хозяйства, составляющие совокупность материальных и денежных ресурсов, планомерно создаваемых, распределяемых и используемых в регулируемом государством процессе расширения воспроизводства для обеспечения динамичного и пропорционального развития экономики. Фонды народного хозяйства ¾ основная часть национального богатства страны. Они включают основные фонды, оборотные средства, резервные и страховые фонды. Экономические ресурсы государственного управления ¾ это также национальные деньги как всеобщий эквивалент стоимости, золотовалютные резервы и ценные бумаги (финансовые, в том числе валютные, ресурсы), производственное оборудование и техника (производственно-технические ресурсы), плодородные земли и полезные ископаемые (природные ресурсы), а также другие ресурсы, используемые в экономических процессах. В числе экономических ресурсов следует выделить государственные резервы ¾ создаваемые и регулярно пополняемые государством стратегические запасы сырья и материалов, топлива, некоторых видов техники, продовольствия и других материальных продуктов, необходимых для бесперебойного функционирования экономики на случай чрезвычайных ситуаций, нужд обороны и т.п.

Мотивационные ресурсы характеризуют способность повышения или понижения социального статуса как общественно значимой роли человека, занимаемого им места в социальной стратификации. Частично совпадая с экономическими ресурсами, они включают и такие показатели, как образование, профессия, должность, престиж, материальный достаток и т.п.

Культурно-информационные ресурсы ¾ духовные ценности, знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации и коммуникации и др. В условиях концентрации информационных ресурсов в одних руках создается возможность с помощью аудиовизуальной информации ¾ изображения и слова ¾ управлять поведением больших масс людей, не прибегая к использованию силы или экономических ресурсов. Информационная сфера является ресурсом, аккумулирующим интеллектуальные возможности общества. Ее развитие ¾ необходимое условие укрепления государственной целостности, роста экономического потенциала, повышения эффективности государственного управления.

Силовые ресурсы включают оружие и аппарат физического воздействия, специально подготовленных для этого людей. В государстве их ядро составляют армия, полиция (милиция), службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: вооружением, экипировкой, снаряжением, боевой техникой, тюрьмами и т.п. Этот вид ресурсов, оказывающих предостерегающее и карательное воздействие, традиционно считается всегда необходимым условием и обязательным резервом государственной власти и управления. Поскольку использование силы способно лишить человека высших ценностей ¾ здоровья и жизни, прав и свобод, а также имущества и других благ.

Уникальным видом социальных ресурсов государственного управления являются демографические ресурсы, т.е. люди как универсальный источник других ресурсов. Человек ¾ создатель материальных благ (экономических ресурсов), солдат (военные ресурсы), военнообязанный (мобилизационные ресурсы), полицейский (силовые ресурсы), избиратель, член партии (политические ресурсы), носитель культуры, обладатель и распорядитель знаний и информации (научные и культурно-информационные ресурсы), законодатель и законопослушный гражданин (правовые ресурсы) и т.д. В целом же человек ¾ не только ресурс государственного управления, но и его субъект и объект.

В контексте взаимодействия общества и государства целесообразно иметь в виду в первую очередь человеческие ресурсы, непосредственно занятые в процессе осуществления государственного управления, т.е. прежде всего трудовые ресурсы, административно-политическую элиту и кадровый состав государственных органов. Кадровый потенциал любой страны ¾ наивысшая ценность ее национального достояния. Развитие человеческих ресурсов ¾ важнейшая приоритетная задача государственного управления.

Центральное значение при осуществлении государственного управления играет фактор «человека работающего». Работники ¾ это важнейший ресурс организационного развития, играющий решающую роль в управленческих процессах. Особенно значимая роль принадлежит государственным служащим. Их влияние настолько велико, что для воплощения в жизнь модернизационных моделей управления, с помощью которых обычно осуществляются реформы и преодолеваются кризисы, оно ¾ без преувеличения ¾ неоценимо.

 

60.Предпринимательство в социальной сфере

Предпринимательство можно охарактеризовать как инициативную самостоятельную деятельность собственника, направленную на получение прибыли под свой риск и имущественную ответственность. Оно может осуществляться в разных сферах экономики как с привлечением, так и без привлечения лиц наемного труда. Для развития предпринимательской деятельности важное значение имеет предпринимательская среда – это совокупность общественных институтов и условий, правовых норм, систем государственной поддержки, специальная инфраструктура для предпринимательства, т.е. все то, что обеспечивает дальнейшее становление и развитие предпринимательства.

Одним из направлений предпринимательской деятельности является малое предпринимательство, или малый бизнес. Он наиболее характерен для социальной сферы.

Понятие малого предпринимательства связано, прежде всего, с критерием величины предприятия. Исходя из этого, отнесение предпринимательства к малому может производиться по оценке объема прибыли, по объему товарооборота, по числу занятых. В действующем законодательстве Российской Федерации наиболее значимым критерием принят учет численности.

В законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» предлагается относить к малым предприятиям те, которые имеют численность занятых:
• в промышленности - до 200 чел.;
• в строительстве - до 100 чел.;
• в оптовой торговле - до 50 чел.;
• в сельском хозяйстве - до 50 чел.;
• в науке и непроизводственной сфере - до 25 чел.;
• в розничной торговле - до 15 чел.

К настоящему времени малое предпринимательство заняло довольно существенное место в экономике России. Наибольшее распространение оно получило в таких отраслях, как розничная торговля и сфера услуг. Заметное место малое предпринимательство занимает в строительстве, сфере аудита, страховании. Значительное количество малых фирм и отдельных предпринимателей участвуют в городском хозяйстве, здравоохранении, науке.

Предпринимательство выполняет важные социально-экономические функции в обществе, в отдельных его подсистемах. Прежде всего, нужно выделить роль малого предпринимательства как гибкой быстрореагирующей сферы экономики в удовлетворении изменчивого потребительского спроса и установлении определенного равновесия на потребительском рынке. Малое предпринимательство с успехом решает проблему быстрой доставки к конкретному потребителю малых и средних партий товаров и предоставления услуг, исходя из самых разнообразных потребностей. Оно весьма успешно осуществляет поиск необходимого товара как на отечественном, так и на мировом рынке.

Малое предпринимательство в принципе по своей природе наиболее эффективно в использовании малого ресурсного потенциала - незанятые и устаревшие основные фонды, вторичные ресурсы, отходы, специфические ресурсы городской среды (которые ранее практически не использовались), мелкие незанятые земельные участки.

Исключительно важна роль малого предпринимательства в создании новых рабочих мест. Здесь оно в значительной мере компенсирует сокращение занятости на крупных государственных и просто убыточных предприятий всех категорий. Рабочее место в малом предприятии не требует больших затрат, может быть организовано везде, в том числе на дому. В связи с этим значительна его роль в обеспечении занятости инвалидов, женщин, пожилых людей. Малое предпринимательство, как показывает практика ряда стран, играет очень важную роль в производстве ряда общественно необходимых товаров и услуг. Это производство многих предметов домашнего обихода, одежды, определенных продуктов питания, различные виды ремонтных работ, строительные услуги, оказание самых разных видов услуг в рамках социальной помощи населению, организация спортивного и культурного досуга граждан.

Основными предпосылками развития предпринимательства в социальной сфере являются:

· правовая база, создающая возможности для занятия этим видом деятельности;

· изменение отношений собственности смещение акцента деятельности субъекта (предпринимателя) в сторону получения прибыли;

· резкое сокращение финансовых средств, поступающих из бюджета в социальную сферу;

· появление обеспеченных слоев населения, которые формируют платежеспособный спрос на ряд новых услуг в социальной сфере.


Кого же можно назвать предпринимателем? Предприниматель - это хозяйствующий субъект, организующий деятельность по производству продукции или оказанию услуг за счет собственных и (или) привлеченных средств с целью получения прибыли.
Отличительными признаками предпринимателя являются:

· участие в формировании первоначального капитала;

· участие в управлении предприятием;

· материальная ответственность за результаты деятельности;

· право принимать решения при выборе стратегии развития;

· право распределения и использования прибыли;


В социальной сфере предпринимательство развивается по следующим направлениям:

· дополнительные услуги в рамках основной деятельности (например, создание компьютерных курсов в школе с целью обучения пользователей компьютеров, организация групп иностранных языков, использование спортивных сооружений в коммерческих целях);

· услуги, связанные с основной деятельностью (например, университет продает изданные им пособия);

· услуги, не связанные с основной деятельностью (сдача в аренду помещений и оборудования).

 

61.Социальная инженерия – средство реализации социального менеджмента

Социальная инженерия — это совокупность подходов прикладных социальных наук, которые ориентированы на целенаправленное изменение организационных структур, определяющих человеческое поведение и обеспечивающих контроль за ним.

На становление и развитие социальной инженерии существенное влияние оказали психология, прикладная антропология, управленческие науки, а в настоящее время синергетика и социальная синергетика - наука о самоорганизации общества, которая определяет условия и факторы устойчивого развития общества. Многие исследователи приходят к выводу, что социально-инженерный подход к управлению производит третий фактор, в котором разрешаются противоречия отношений объекта и субъекта управления. Объект социальной инженерии перестает быть лишь средством реализации социальных программ, разработанных экспертами, и сам становится субъектом. Формируется тринитарный подход управление - соуправление - самоуправление. Социально-инженерный подход превращает управление в интерактивный процесс, а задачей социальных инженеров становится создание условий для раскрытия внутреннего потенциала социальной системы. Специалисты в области социальной инженерии занимаются социальными проблемами на производстве и в сфере взаимодействия с общественностью. Главным отличием социального инженера от узкого специалиста является методологическая и технологическая широта подготовки.

Современный социоинженерный подход позволяет изменить социальную действительность на основе методов планирования, программирования, предвидения и прогнозирования. Социоинженерная деятельность включает в себя следующие процедуры:

· оценка состояния объекта социоинженерной деятельности;

· прогнозирование наиболее вероятных вариантов развития внутренней и внешней среды объекта прогноза;

· моделирование будущего состояния объекта исследования с использованием математических, кибернетических, прогностических и других методов;

· разработка социального проекта нового состояния исследуемого объекта;

· социальное планирование в соответствии с социальным проектом;

· осуществление проекта с помощью инновационных социальных технологий.

Современная отечественная социальная инженерия развивается по следующим направлениям:

· социетальное - строительство социальных институтов: государственное строительство, создание модернизированной системы образования, здравоохранения и т.п.;

· региональное - формирование региональных сообществ;

· муниципальное - формирование местных сообществ;

· организационное - строительство организаций;

· направление групповой инженерии - формирование целевых групп и команд.

 

Многие исследователи приходят к выводу, что социально-инженерный подход к управлению производит третий фактор, в котором разрешаются противоречия отношений объекта и субъекта управления. Объект социальной инженерии перестает быть лишь средством реализации социальных программ, разработанных экспертами, и сам становится субъектом. Формируется тринитарный подход управление - соуправление - самоуправление. Социально-инженерный подход превращает управление в интерактивный процесс, а задачей социальных инженеров становится создание условий для раскрытия внутреннего потенциала социальной системы.

К сожалению, в отечественной управленческой науке и практике сохраняется некоторое настороженное отношение к социальной инженерии, так как иногда технологичность воспринимается как экспериментирование и манипулирование людьми. Этим фактом в значительной степени обусловлена низкая востребованность социального проектирования программно-целевого управления субъектами управления.

 

62. Социальный самоменеджмент и социальное лидерство

По поводу понятия самоменеджмент наблюдается некоторое расхождение взглядов на его понимание.
Так, Б. Акопов, С. Бакшанский и др. предлагают рассматривать как объект управления не организацию, а прежде всего саму жизнь человека, и считать менеджмент жизни стержнем самого понятия «менеджмент».
Также самоменеджмент понимается как набор технологий саморазвития, как наука об управлении своей жизнью, как правила самоорганизации собственного труда менеджера, как культура личной работы.
Термин «социальный» (лат. Socialis) понимают как общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе. То есть понятие «социальный» тождественно понятию «общественный».
В данном случае наиболее подходящим является определение социального самоменеджмента как способности и искусства управления собой и своей жизнью не выходя за рамки общественных норм морали (в понимании Э.Фромма - как жизнетворчество), требующего разнообразных знаний и умений, в том числе – дисциплины, сосредоточенности, терпения, заинтересованности, активности и веры.
Методы социального самоменеджмента: умение расслабляться, повышение работоспособности, тренировка памяти и др.
Технологии социального самоменеджмента: психология образа собственного «Я», технологи успеха, личностные технологии (самореализация, самообразование, самовоспитание, самоадаптация, самовыражение и др.

Социальный менеджер – одаренная творческая самопознающая личность.
Социальный менеджмент - это область управления, формирующая у будущих специалистов теоретические и практические навыки, позволяющие эффективно воздействовать на социальные процессы, влиять на создание благоприятной для человека социальной среды, проектировать социальные организации, что в свою очередь обеспечивает рациональное использование самого богатого и неограниченного из всех ресурсов - человеческого. Основная задача, которую решает социальный менеджмент, это координация, согласование, направление деятельности членов общества к единой цели. Они являются субъектами, осуществляющими сознательное воздействие на объект управления. Субъект управления познает, сознательно использует законы развития сложных систем и планомерно организует деятельность общества для достижения поставленных целей. Объектом социального менеджмента являются общественные отношения и соответствующие им процессы.

Теоритической основой социального менеджмента являются социология, психология, философия, демография, основы менеджмента. Для решения задач социального менеджмента необходимы знания социальной статистики, владение современными математико-статистическими методами моделирования и прогнозирования национальной экономики.

С этой точки зрения, социальный менеджер должен быть способен к объективной самооценке имеющихся возможностей, к выявлению «больных точек» собственной личности (интеллектуальных, эмоциональных, черт характера, физического и психического здоровья и т.п.) и к составлению личного плана работы над собой на протяжении всей жизненной карьеры. Определяющими на этом пути являются интеллектуальные способности, волевые качества и личная организованность.

Каждая личность должна выбрать свою роль, функцию в социуме. Выбор делает каждый человек, общество только создает возможность для свободы выбора и помогает человеку достойно пройти свой жизненный путь.

Раскрытие творческого потенциала личности, менеджера в частности, - это задача не только общества, но и самого человека.

Менеджер должен быть мотивирован к деятельности по самосовершенствованию своих физических, интеллектуальных, морально- психологических сил, наращиванию собственных ресурсов деятельности, с помощью различных пособий, планирования личного времени, переработке информации.
Базовые качества личности, необходимые социальному менеджеру.
Основой для самопознания и самореализации внутренних сил социального менеджера может быть модель качеств личности необходимая социальному менеджеру. Причем необходимо помнить, что одни из них — результат обучения и опыта, другие представляют собой врожденные свойства, остальные — продукт развития природной предрасположенности. Базовыми качествами являются:

· коммуникативность — способность четко изображать свое видение ситуации таким образом, чтобы оно нашло поддержку у клиентуры и потребителей;

· организационные способности — умение направлять деятельность групп, учиться на ошибках и использовать полученные из этого опыта знания для совершенствования деятельности организации.

· настойчивость — способность идти выбранным курсом, не смотря на препятствия, встречающиеся на пути;

· трудолюбие

 

Социальный лидер как правило выступает ключевой фигурой в системе социального управления, выделяется среди основной массы рядом качеств, присущих лишь данному человеку.
Так, к числу этих качеств чаще всего относятся профессиональные умения и знания. Чтобы лучше понять психологию социального лидера, стоит остановиться на его личностных характеристиках.
Итак, социальное лидерство в первую очередь подразумевает обладание знаниями социального и управленческого характера, а также умение применить эти знания на практике так, чтобы достичь нужных результатов. Кроме существующих закономерностей, и законов важно понимать принципы функционирования всей системы социального управления. Используя существующие ресурсы, лидер уверенно движется к достижению своих целей и направляет своих подчиненных в правильное русло.
Кроме того, чтобы хорошо разбираться в системе социального управления, также важно ориентироваться в области смежных наук, таких как экономика, социология, культурология, психология, политология и так далее, что расширяет кругозор лидера и несомненно прибавляет ему уверенности в том, что он лидер. Психология отношений в этом списке занимает одно из первых мест, так как социальное лидерство подразумевает умение наладить межличностные отношения в коллективе и создать соответствующий психологический климат. Настоящий лидер должен уметь вдохновлять людей, направлять их на определенные действия, способствующие достижению нужной цели.
И последнее, но также очень важное качество социального лидера – интерес к себе как к личности, самосовершенствование, повышение квалификации, расширение кругозора и так далее. Он должен анализировать информацию и подавать факты вместе со своими аналитическими выводами. Это позволит лидеру совершенствовать себя как личность, а также создать свой собственный стиль социального управления, который будет, безусловно, действовать и способствовать достижению всех поставленных целей.
Профессиональное саморазвитие – это не массовое и даже не типичное явление, потому что не все обладают качествами, которые необходимы, для целенаправленной работы над собой саморазвитие происходит только у тех, кто обладает необходимыми качествами, главными из которых являются:

· Внутренняя мотивация на профессиональные задачи, достижении высоких результатов в их решении и мотивация на себя

· Способность к саморазвитию, понимание содержания и методических основ саморазвития.

Эффективность саморазвития менеджера зависит и от внешних факторов - организационных и социально психологических условий профессиональной деятельности, в более широком контексте – от корпоративной культуры предприятия; доступности для него современных информационных систем, а так же подготовленности к работе с ними; методического обеспечения условий профессионального развития
Таким образом, для того, чтобы менеджер занимался саморазвитием, необходимо, чтобы у него были внутренняя мотивация к профессиональной деятельности, способность к саморазвитию.
При этом необходимы определенный уровень грамотности менеджера в вопросах и методах саморазвития, наличие указанных внешних организационно – методических условий
Одним из направлений саморазвития социального менеджера с современных условиях является овладение совокупностью способов, методов средств воздействия на социальные объекты, проектировать, инновировать социальные организации, мотивировать поведение людей к творческой деятельности.
В Российской практике менеджмента принятие управленческих решений осуществляется на сугубо единоличной основе. Практика привлечения консультантов распространена намного меньше, что связано с высокой стоимостью подобных услуг и их недостаточным предложением на рынок услуг страны. В связи с этим принципы самоменеджмента в управленческой практике в России используются достаточно обширно.

 

63. Социальная политика – универсальная технология осуществления менеджмента

Социальная политика разрабатывается и реализуется на основе со­циальной доктрины. Она может быть охарактеризована как совокуп­ность мер, направленных на решение социальных проблем, выделение приоритетов на этом пути, поиск ресурсов и эффективных путей дос­тижения социальных целей.

В узком смысле социальная политика рассматривается в контексте социального администрирования и относится к комплексу мер, предоставляемых социальным государством населению в аспектах занятости и социальной защиты, здравоохранения, образования.

В широком смысле социальная политика может рассматриваться как интеграция механизмов и способов, посредством которых исполнительная власть, центральное и региональные правительства, а также органы местной власти влияют на жизнь населения, способствуют социальному равновесию и стабильности.

Цель социальной политики — создание благоприятного социаль­ного климата и подлинного социального согласия на основе сбаланси­рованности разных социальных интересов с помощью определенных механизмов, обеспечивающих удовлетворение основных жизненных потребностей населения и рост качества жизни всех граждан.

Социальная политика — это деятельность государ­ства в социальной сфере, которая направлена на объединение усилий всех субъектов хозяйственных и управленческих структур, всего насе­ления в целях решения социальных задач.

Она реализует права граждан через государственное регулирова­ние (законодательное, программно-целевое, материально-финансовое и т.п.) на достойные условия жизни, на свободное участие в жизни об­щества, выявляя социальный аспект во всех действиях разных субъек­тов управления. Механизм выработки и реализации социаль­ной политики включает в себя государст­венную идеологию, право, социальные стандарты, экономические средства, культуру, психологию, демографию, национально-этниче­ские регуляторы (организационные, региональные, местные, террито­риальные).

На характер социальной политики оказывает влияние ее особое отношение к управлению. Успешность современного специалиста в любой отрасли обусловлена, в том числе, знаниями в области теории и методологии социального менеджмента и даже некоторыми практическими навыками по разрешению конкретных социальных проблем посредством принятия и освоения механизмов реализации управленческих решений. Административные знания, знания программ и проектов, управленческих концепций перестают быть прерогативой руководящего центра и становятся собственностью местных сообществ, совершенствуя муниципальный менеджмент.

Функции социального менеджмента - это социальное планирование, социальное стимулирование, социальный контроль, социальная организация. Новая культура управления, предпринимательства включает научное проектирование, социальные стратегии, математическое моделирование, направленные на более полное применение социальных ресурсов. Муниципальный менеджмент затронул местное самоуправление, муниципальные образования, где радикальным образом поменял качество отношений между жителями территорий, органами местного самоуправления, индустриальными и финансовыми группами.

Качественные преобразования произошли и в умах многих администраторов, которые в своей массе становятся профессионалами, способными оказывать эффективное воздействие на темпы социально-экономического развития территорий.

Социальная политика - это социальный менеджмент на макроуровне. Она имеет целый ряд направлений и реализуется комплексными структурами. Социальная политика была и продолжает оставаться аналитической и управленческой практикой, нацеленной на познание и улучшение социального мира. Власть экспертов, конструирование «социальных проблем», вмешательство в жизни людей ради их или общественного блага все чаще становятся объектом анализа и критики. Такие навыки тоже становятся частью компетенции социального менеджера.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.