Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие № 4.






Тема: «Закономерности онтогенетической изменчивости. Биологический возраст человека». Онтогенез и возрастная антропология. Закономерности процесса роста организма человека. Периодизация роста и развитие человека. Методы определения биологического возраста по Фролькису-Мурадяну, Горелкину-Пенхасову. Критерии биологического возраста. Эпохальная акселерация и ретардация.

3. Значение изучения темы. Онтогенез, или жизненный цикл - одно из ключевых биологических понятий. Биологическое развитие человека - сложное морфогенетическое событие. Исследование онтогенеза предоставляет своеобразный ключ к пониманию явления биологической изменчивости человека. Эти знания существенны для понимания индивидуальных различий формы и функций организма, поскольку многие из этих особенностей определены различиями в относительной скорости роста отдельных частей тела.

Известно, что среди сверстников по хронологическому возрасту обычно существуют значительные различия по темпам возрастных изменений. Для характеристики степени зрелости, темпов старения более информативным является именно биологический возраст, а не паспортный. В связи с этим, определение биологического возраста в разные возрастные периоды представляется очень актуальным для врача.

Цели обучения:

- общая (обучающийся должен обладать ОК и ПК);

- способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

- способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);

- способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ПК-2);

- способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);

- учебная: знать основные понятия в ауксологии, этапы развития организма человека, схемы периодизации онтогенеза, закономерности процесса роста организма человека; основные критерии биологического возраста в различные возрастные периоды, сущность основных теорий старения; уметь определять возрастные периоды онтогенетического цикла человека от зачатия до долгожительства; получать, обрабатывать и интерпретировать данные исследований с помощью математико-статистического аппарата; пользоваться научной литературой; определять биологический возраст различными способами; владеть базовыми технологиями преобразования информации: самостоятельной работой с учебной литературой на бумажных и электронных носителях; навыками использования в профессиональной деятельности базовых знаний в области естествознания, информатики и современных информационных технологий, использования ресурсов сети Интернет.

 

5. План изучения темы:

5.1. Контроль исходного уровня знаний (тестирование).

Выбрать один правильный ответ

 

1. Закономерности роста и развития в норме и при патологических состояниях изучает

1) мерология

2) ауксология

3) конституциология

4) соматология

 

2. Процесс индивидуального развития носит название

1) филогенез

2) антропогенез

3) онтогенез

4) анагенез

 

3. Ростовой скачок отмечается

1) в первый год жизни

2) в 6-8 лет

3) в 13-15 лет

4) в 18-20 лет

 

4. Способность стабилизировать ход развития, возвращаться к предопределенной кривой роста называется

1) ростовым скачком

2) канализированием развития

3) наверстывающим ростом

4) критическим периодом развития

 

5. К задачам возрастной антропологии относится изучение

1) экологических особенностей процесса развития человека

2) индивидуально-типологических особенностей человека

3) биологического сходства и различия географических рас современного человека

4) биологических проявлений полового диморфизма

 

6. Прогрессивная стадия развития характеризуется

1) продольным ростом тела

2) увеличением жирового слоя

3) падением веса тела

4) стабильным уровнем функциональных показателей

 

7. Стабильная стадия развития характеризуется

1) продольным ростом тела

2) снижением функциональных показателей

3) падением веса тела

4) нарастанием веса тела

 

8. К периоду первого детства относится возраст

1) 1-3 года

2) 4-7 лет

3) 8-11 лет

4) до 1 года

 

9. К первому периоду зрелого возраста относится возраст

1) 17-21 год

2) 22-35 лет

3) 36-60 лет

4) 17-35 лет

 

10. По периодизации онтогенеза Пифагора расцвету сил соответствует период

1) весна (до 20 лет)

2) лето (20-40 лет)

3) осень (40-60 лет)

4) зима (60-80 лет)

 

11. СООТВЕТСТВИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА ХРОНОЛОГИЧЕСКОМУ НАЗЫВАЕТСЯ

1) банальным вариантом развития

2) ретардированным вариантом развития

3) акселерированным вариантом развития

4) нормальным вариантом развития

 

12. ЗАМЕНА МОЛОЧНЫХ ЗУБОВ ПОСТОЯННЫМИ НАЧИНАЕТСЯ

1) в 10-12 лет

2) в 3-4 года

3) в 8-10 лет

4) в 5-6 лет

 

13. ТЕОРИЯ СТАРЧЕСКОГО ВИТАУКТА ПРИНАДЛЕЖИТ

1) А.А. Подколзину

2) В.В. Фролькису

3) В.М. Дильману

4) В.П. Войтенко

 

14. КОМПЛЕКС ПРОЦЕССОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СТАБИЛИЗАЦИЮ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗМА В ПОЖИЛОМ И СТАРЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ НАЗЫВАЕТСЯ

1) витаукт

2) геронтогенез

3) ретардация

4) акселерация

 

15. РЕБЕНОК, ЧЕЙ БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ ОТСТАЕТ ОТ ХРОНОЛОГИЧЕСКОГО НАЗЫВАЕТСЯ

1) акселерант

2) ретардант

3) конкурент

4) банальный

 

16. ЭПОХАЛЬНЫЕ КОЛЕБАНИЯ ТЕМПОВ РАЗВИТИЯ НАЗЫВАЮТСЯ

1) скачок роста

2) взросление популяции

3) эволюционный тренд

4) секулярный тренд

 

17. СТАБИЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕСЯ БАЛАНСОМ ПРОЦЕССОВ СТАРЕНИЯ И ВИТАУКТА НАЗЫВАЕТСЯ

1) геронтогенез

2) мезогенез

3) этагенез

4) онтогенез

 

18. ТЕРМИН «АКСЕЛЕРАЦИЯ» ВВЕДЕН В 1935 ГОДУ НЕМЕЦКИМ ПЕДИАТРОМ

1) Р. Катлером

2) В. Райтом

3) Э. Кохом

4) М. Эйтнером

 

19. ДОЛГОЖИТЕЛЬСТВОМ В РОССИИ СЧИТАЕТСЯ

1) возраст старше 90 лет

2) возраст старше 80 лет

3) возраст старше 100 лет

4) возраст старше 80 лет у мужчин и 90 лет у женщин

 

20. И.И. МЕЧНИКОВУ ПРИНАДЛЕЖИТ

1) соединительнотканная теория старения

2) аутоинтоксикационная теория старения

3) иммунная теория старения

4) теория гормональной энтропии

 

21. ОЦЕНКУ СКЕЛЕТНОГО ВОЗРАСТА ЧАЩЕ ВСЕГО ОСУЩЕСТВЛЯЮТ

1) по рентгенограммам позвоночного столба

2) по длине конечностей

3) по рентгенограммам костей кисти

4) по форме грудной клетки

 

22. НЕОБХОДИМЫМ ПАРАМЕТРОМ ДЛЯ ОЦЕНКИ БИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА ПО ГОРЕЛКИНУ-ПИНХАСОВУ ЯВЛЯЕТСЯ

1) обхват грудной клетки

2) обхват талии

3) абсолютная жировая масса

4) диаметр плеч

 

Основные понятия и положения темы.

Онтогенез (от греч. ontos - существо и genesis - происхождение) - это жизнь до рождения и после него, это непрерывный процесс индивидуального роста и развития организма, его возрастного изменения. Отдельное направление биологической антропологии - возрастная антропология или ауксология (от греч. auxano - расти).

Общие задачи возрастной антропологии:

· исследование изменчивости антропологических признаков в процессе роста и развития;

· выявление механизмов различных преобразований в онтогенезе человека (прежде всего морфологических и функциональных);

· изучение географических (экологических) и эпохальных (исторических) особенностей процесса развития человека.

Онтогенетическое развитие человека можно охарактеризовать рядом общих особенностей:

· Непрерывность - рост отдельных органов и систем организма человека не бесконечен, он идет по так называемому ограниченному типу. Конечные величины каждого признака обусловлены генетически, то есть существует норма реакции. Но наш организм представляет собой открытую биологическую систему - это субъект постоянного непрерывного развития на протяжении всей жизни. Нет ни одного параметра (и не только биологического), который не находился бы на протяжении жизни в развитии или изменении.

· Постепенность и необратимость - непрерывный процесс развития можно разделить на условные стадии - периоды, или этапы, роста, идущие последовательно один за другим. Пропустить какой-либо из этих этапов невозможно, как нельзя в точности вернуться к тем особенностям строения, которые уже проявлялись на предыдущих стадиях.

· Цикличность - хотя онтогенез является процессом непрерывным, темпы развития (скорости изменений признаков) могут существенно отличаться во времени

· Гетерохрония, или разновременность (основа аллометричности) проявляется в неодинаковой скорости созревания разных систем организма и разных признаков в пределах одной системы. Естественно, что на первых этапах онтогенеза созревают наиболее важные, жизненно необходимые системы.

· Чувствительность к эндогенным и экзогенным факторам - темпы роста ограничиваются или активизируются под воздействием широкого спектра экзогенных факторов среды. Но их воздействие не выводит процессы развития за границы широкой нормы реакции, определенной наследственно. В этих пределах процесс развития удерживается эндогенными регуляторными механизмами. В этой регуляции существенная доля относится к собственно генетическому контролю, реализованному на уровне организма благодаря взаимодействию нервной и эндокринной систем (нейроэндокринная регуляция).

· Половой диморфизм - проявляется на всех этапах его онтогенеза (хотя и с неодинаковой степенью выраженности для разных систем признаков).

Сравнительный онтогенез человека и животных:

- удлинение продолжительности жизни человека;

- удлинение периода, отделяющего момент рождения от половозрелости;

- для большинства млекопитающих характерен постепенный переход от детского к взрослому состоянию, без увеличения скоростей роста, как это характерно для человека.

Процесс онтогенетического развития логично разделить на два этапа:

o период пренатального развития - внутриутробный этап, длящийся от момента образования зиготы в результате оплодотворения до момента рождения;

o постнатальное развитие - земная жизнь человека от рождения до смерти (от первого вдоха до последней мысли).

Первой работой, посвященной описанию постнатального развития человека, является описание, было основанное на первом документированном ростовом обследовании сына французского графа де Монбейяра и опубликованное Ж. Бюффоном в приложении к его " Естественной истории". Это был первый пример «продольного» исследования, в отличие от «поперечного», когда обследуются разные группы детей последовательных возрастов. Результаты этой работы представлены в виде так называемой кривой роста. На графике нанесены изменения абсолютных значений длины тела (кривая абсолютного роста), а также прирост длины тела от одного возрастного интервала к другому, то есть скорость возрастного изменения (кривая абсолютной скорости роста). В ряде случаев природу процесса развития лучше отражает даже не скорость, а ускорение роста (кривая относительной скорости роста).

Были выявлены следующие закономерности:

· процесс роста длины тела длится на протяжении всего представленного периода времени (от рождения до 18 лет);

· в этом возрастном интервале скорость роста неуклонно уменьшается;

· однако эта тенденция дважды прерывается:

− первое небольшое увеличение скорости роста (зубец на кривой) наблюдается где-то между 6 и 8 годами. Его называют полуростовым скачком.

− второе наиболее ощутимое ускорение относится к концу рассмотренного ростового периода (в данном случае в 13-15 лет). В ауксологии оно получило название пубертатного скачка роста или, просто, ростового скачка.

Одним из ярких примеров проявления полового диморфизма в ходе роста человека является двукратный перекрест мужской и женской кривых роста. В ауксологии они получили названия:

первичного (первого) перекреста, когда длина (в среднем около 10, 5 лет) и вес тела (в 10, 5-11, 0 лет) девочек становится большими, чем у мальчиков;

вторичного (второго) перекреста, когда мальчики снова начинают опережать девочек по росту (около 13, 5 лет) и весу тела (около 14 лет).

Оба явления неплохо маркируют более раннее начало пубертатного периода у девочек и более позднее - у мальчиков.

Закономерности роста большинства скелетных и мышечных параметров приблизительно повторяют ход кривой роста длины тела. То же можно сказать и об абсолютных размерах отдельных органов (например, печени, селезенки или почек). Однако существует целый ряд других тканей и органов, кривые роста которых отличаются весьма существенно. Это мозг, скелет головы (череп), органы размножения, лимфатическая ткань, подкожная жировая клетчатка (Харрисон Дж. и др., 1979).

Различия в темпах роста отдельных составляющих организма играют ключевую роль в механизмах морфогенеза, а эндогенные регуляторные механизмы удерживают процессы развития в определенных рамках. Процессы дифференцировки и морфогенеза относятся к категории самостабилизирующихся или направленных. Способность стабилизировать ход развития, возвращаться к предопределенной кривой роста даже в том случае, когда " траектория" развития нарушена, характерна для всего периода роста. К. Уоддингтон назвал это свойство канализированием развития (Waddington K., 1957). В проблеме роста и развития человеческого организма отдельный интерес вызывает феномен наверстывающего (компенсаторного) роста, который реализуется вслед за временной задержкой развития при устранении факторов, вызывавших ростовые задержки. Непрерывное развитие можно представить как достаточно регулярное явление, обусловленное " включением" процесса роста в отдельные периоды и " выключением" в другие. Сама эта регуляция проходит " под контролем" спектра эндо - и экзогенных факторов - модификаторов развития. Среди них есть и очевидные стрессоры. Если стресс оказывается тяжелым и продолжительным, наверстывающий рост может быть недостаточным для полного восстановления нормальной ростовой кривой: состояние организма изменилось необратимым образом, и некоторые из необходимых регуляторных механизмов уже перестали действовать. Чувствительность организма к воздействию факторов-модификаторов не остается постоянной, что определяет интенсивность развития. При этом процесс оказывается наиболее уязвимым именно в периоды своей наибольшей интенсивности (Година Е.З., Миклашевская Н.Н., 1989). Такие этапы онтогенеза получили название критических периодов развития (иначе сенситивных, или чувствительных).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.