Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие № 2.






Тема: «Эволюционная антропология. Сравнительная и эволюционная приматология». Место человека в системе современного животного мира. Подотряд низших приматов. Подотряд высших приматов, или антропоидов. Место человека в зоологической систематике. Человек как примат. Сравнительная характеристика человека и других высших приматов.

2. Форма организации занятия: практическое занятие.

3. Значение изучения темы. Изучение происхождения человека является базовым в антропологии. Эволюционная история человека окончилась формированием вида, качественно отличного от остальных животных, населяющих Землю, однако механизмы и факторы эволюции предков Homo Sapiens, ничем не отличались от таковых в эволюции любого другого вида живых существ. В общественном мнении укрепилась концепция о происхождении человека от обезьяны. В этой связи необходимым являются знания морфо-функциональных особенностей приматов в контексте сходства и различия с человеком.

4. Цели обучения:

- общая (обучающийся должен обладать ОК и ПК);

- способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

- способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2);

- учебная: знать: эколого-географическую и морфофизиологическую характеристику приматов, морфофункциональные особенности высших и низших обезьян; уметь определить место человека в системе животного мира согласно современной таксономии, продемонстрировать на карте мира географический ареал распространения приматов; владеть навыками изложения самостоятельной точки зрения; анализа и логического мышления, публичной речи, ведения дискуссий.

5. План изучения темы:

5.1. Контроль исходного уровня знаний (тестирование).

Выбрать один правильный ответ

 

1. К НИЗШИМ ПРИМАТАМ ОТНОСЯТСЯ

1) семейство долгопятообразных

2) семейство игрункообразных

3) семейство цепкохвостых

4) семейство павианообразных

 

2. К ВЫСШИМ ПРИМАТАМ ОТНОСЯТСЯ

1) семейство лемурообразных

2) семейство тупайиформов

3) семейство индриобразных

4) африканские понгиды

 

3. ДЛЯ НИЗШИХ ОБЕЗЬЯН ХАРАКТЕРЕН

1) дневной образ жизни

2) продолжительный период детства

3) древесный тип локомоции

4) жестово-мимический тип коммуникации

4. ДЛЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШИХ ОБЕЗЬЯН ХАРАКТЕРНА

1) лиссэнцефалия

2) гирэнцефалия

3) доминантно-палочковый тип строения сетчатки

4) примитивная микроструктура коры

5. В СТРОЕНИИ ЛИЦА ВЫСШИХ ОБЕЗЬЯН ВЫДЕЛЯЮТ

1) наличие осязательных волос (вибрисс)

2) стрепсиринию

3) гаплоринию

4) наличие слуховых капсул

6. ВИД HOMO SAPIENS ОТНОСИТСЯ

1) к широконосым обезьянам

2) к узконосым обезьянам

3) к костистым обезьянам

4) к цепкохвостым обезьянам

 

7. ТОЛЬКО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ХАРАКТЕРНО

1) отсутствие сезонности размножения

2) наличие клыков

3) замена когтей ногтями

4) развитие второй сигнальной системы

 

8. НАИБОЛЬШАЯ СТЕПЕНЬ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО СХОДСТВА ОБНАРУЖИВАЕТСЯ МЕЖДУ ЧЕЛОВЕКОМ

1) и гориллой

2) и гиббоном

3) и шимпанзе

4) и орангутаном

 

9. ОСНОВОПОЛОЖНИКОМ СИМИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ АНТРОПОГЕНЕЗА ЯВЛЯЕТСЯ

1) Ж.-Б. Ламарк

2) Ч. Дарвин

3) И.И. Шмальгаузен

4) К. Линней

 

10. ГОЛОВНОЙ МОЗГ НИЗШИХ ОБЕЗЬЯН СО СЛАБЫМ РАЗВИТИЕМ ИЗВИЛИН НАЗЫВАЕТСЯ

1) гирэнцефалический

2) анэнцефалический

3) лиссэнцефалический

4) микроцефалический

 

11. ВИД HOMO SAPIENS ОТНОСИТСЯ К ОТРЯДУ

1) млекопитающих

2) приматов

3) панголин

4) неполнозубых

 

12. ВИД HOMO SAPIENS ОТНОСИТСЯ К ТИПУ

1) позвоночных

2) черепных

3) хордовых

4) полухордовых

 

Основные понятия и положения темы.

Прима́ ты (лат. Primates, от лат. primas «первые») — один из наиболее прогрессивных отрядов плацентарных млекопитающих. Отряд приматов выделил ещё в 1758 году Линней, который отнёс к нему людей, обезьян, полуобезьян, летучих мышей и ленивцев. За определяющие признаки приматов Линней принял наличие двух млечных желёз и пятипалой конечности. В XX веке таксон изменился и рукокрылые были исключены из числа ближайших родственников приматов.

В целом для отряда приматов (по сравнению с другими млекопитающими) характерно:

- пятипалая хватательная конечность с той или степенью противопоставления I пальца;

- замена когтей ногтями;

- способность к вращательным движениям в верхней конечности;

- увеличение головного мозга, особенно новой коры;

- всеядность;

- наличие нескольких категорий зубов и двух их генераций (молочные и постоянные);

- увеличение продолжительности беременности и периода детства;

- малая плодовитость;

- развитие сложных систем коммуникации.

Отряд Приматы принято в настоящее время подразделять на два подотряда:

1. Низшие приматы, или полуобезьяны.

2. Высшие приматы.

К подотряду полуобезьян относят лемуриформов, тупайиформов и тарзииформов (долгопятообразных).

 

Рис 1. Систематика подотряда полуобезьян

Низшие приматы, как правило, ночные или сумеречные животные, обитатели тропических районов континентальной Африки, Мадагаскара, Южной и Юго-Восточной Азии.

Все высшие приматы делятся на две секции — широконосые и узконосые обезьяны. Разделение основано на различиях в строении носовой перегородки: у широконосых обезьян она широкая и ноздри смотрят в сторону, а у узконосых узкая, ноздри обращены вниз. Отличаются они и по местам обитания. Все широконосые обезьяны живут в Южной Америке и их называют обезьянами Нового Света; узконосые обезьяны живут в Африке и Азии и их называют обезьянами Старого Света.

 

 

Рис 2. Систематика подотряда человекоподобных

 

Таблица 1

Сравнительная характеристика низших и высших обезьян

Низшие приматы Высшие приматы
Пятипалая хватательная конечность. Пятипалая хватательная конечность.
Ночной или сумеречный образ жизни. Дневной образ жизни (кроме ночных широконосых обезьян рода мирикин)
Преобладание древесных типов локомоции. Локомоция как древесная так и четвероногое передвижение по земле.
Основной тип сообщества – многосамцовое стадо при отсутствии иерархии и доминирования самцов. Возможен одиночный образ жизни с образованием случайных связей. Различные типы сообществ. Главный тип: многосамцовое стадо с системой «доминирование-подчинение» и выраженной иерархии самцов. Также возможны: односамцовая группа, отцовско-материнская группа (семейный тип сообщества). Одиночный образ жизни не характерен.
Главное средство коммуникации – звук (крик). Жесты и мимика не играют важной роли в общении. Развитая система звуковой, жестовой и мимической коммуникации.
Сезонность размножения (кроме долгопята) Отсутствие сезонности размножения
Беременность у разных видов от 2 до 5 месяцев. Короткий период детства. Беременность у разных видов от 7 до 9 месяцев. Период детства достаточно длинный (6-8 лет).
Мозг лиссэнцефалический (с гладкой поверхностью полушарий или со слабой степенью гирификации). Мозг гирэнцефалический, усложнение микроструктуры коры.
Хорошее или умеренное развитие обонятельного анализатора. Редукция обонятельного анализатора.
Доминантно-палочковый (ночной) тип строения сетчатки. Зрение черно-белое, необъемное. Дневной тип строения сетчатки (кроме мирикин). Цветное стереоскопическое зрение.
Примитивный кожный рисунок. Развитие сложных замкнутых узоров на ладонях и подошвах.
Стрепсириния: изогнутые ноздри, открывающиеся на голую верхнюю губу. Гаплориния: округлые ноздри, открывающиеся на обволошенную верхнюю губу.
Наличие осязательных волос (вибрисс) на лице. Редукция вибрисс.
Густой волосяной покров с подшерстком. Волосяной покров густой, но без подшерстка.

*Сходные черты помечены в таблице выделением

 

Человек – высшая ступень эволюционного развития на Земле, общественное существо, отличительной особенностью которого является сознание, сформировавшееся на основе общественно-трудовой деятельности. В то же время как зоологический вид человек не занимает особого положения и его можно классифицировать как любое живое существо (см. занятие №2).

Таблица 2

Сравнительная характеристика человека и высших приматов

Человек Высшие приматы
S-образная форма позвоночника с хорошо выраженным поясничным лордозом. S-образная форма позвоночника, но поясничный лордоз не выражен.
Короткие остистые отростки шейных позвонков, раздвоенные на конце. Длинные остистые отростки шейных позвонков, без раздвоения.
Суставная впадина лопатки обращена наружу, ость лопатки расположена перпендикулярно оси позвоночного столба. Косое положение суставной впадины лопатки и ости лопатки.
Уплощенная в сагиттальном направлении грудная клетка. Уплощенная в поперечном направлении грудная клетка.
12 пар ребер. 13 пар ребер (кроме орангутана).
Сводчатая стопа с удлиненной предплюсной и укороченными II-V пальцами. I палец не противопоставляется остальным и является самым крупным. Уплощенная стопа с укороченной предплюсной и удлиненными пальцами. I палец противопоставляется остальным, самый длинный палец – III.
Полное противопоставление I пальца кисти, сопровождающееся его усилением и прогрессивной дифференцировкой собственных мышц I пальца. Противопоставление I пальца кисти ограничено.
Замена когтей ногтями Замена когтей ногтями
Слабое развитие лицевого отдела черепа в сравнении с мозговым. Редукция челюстного аппарата. Наличие подбородочного выступа. Сильное развитие лицевого отдела черепа, челюстного аппарата, крупные клыки. Отсутствие выступающего подбородка.
Гетеродонтия и дифиодонтия Гетеродонтия и дифиодонтия
Показатель развития новой коры: 156 Показатель развития новой коры: 60 (шимпанзе).
Редукция волосяного покрова на теле. Волосяной покров на теле имеется, хотя подшерсток отсутствует.
Вторая сигнальная система, концептуальное мышление, членораздельная речь. Отсутствуют.

*Сходные черты помечены в таблице выделением

 

Наибольшее сходство по многим параметрам обнаруживается между человеком и шимпанзе. Белки тканей и сыворотки человека и шимпанзе обнаруживают очень сходные иммунологические реакции. Группы крови человека и шимпанзе имеют одинаковую структуру. ДНК человека и ДНК обыкновенного шимпанзе обнаруживают сходство в 90-95 процентах гомологичных локусов (участков хромосом). Ферменты, гемоглобин и аминокислоты шимпанзе, по своему молекулярному строению близки к ферментам, гемоглобину и аминокислотам современных людей. По данным молекулярной систематики, шимпанзе ближе к человеку, чем к горилле, органгутану и гиббону.

 

5.3. Самостоятельная работа по теме:

1) запись в рабочей тетради места человека в зоологической систематике;

2) составление схемы основных эр, периодов и эпох шкалы геологического времени;

3) запись в рабочей тетради характеристики кайнозойской эры, климато – географических особенностей верхнего плейстоцена.

4) обучающийся должен ознакомиться с текстом учебных пособий и продемонстрировать следующие умения:

 

№ п/п Название практических умений
  Показать на физической карте мира ареал распространения приматов.
  Классифицировать современного человека с позиций зоологической систематики.
  Соотнести появление приматов на Земле со шкалой геологического времени.
  Дать характеристику шимпанзе, как наиболее близкому примату к человеку.

5.4. Итоговый контроль знаний:

-ответы на вопросы по теме занятия:

1. Дайте полную таксономию современного человека согласно зоологической классификации.

2. На какие группы делятся современные высшие приматы?

3. Назовите труды Ч. Дарвина, в которых обосновывается симиальная теория антропогенеза.

4. Какие аспекты происхождения человека не затрагивает теория Ч. Дарвина?

5. Укажите ареал географического распространения полуобезьян и высших обезьян.

6. В чем состоят различия строения лицевого черепа у человека и человекообразных обезьян?

7. В чем состоят различия строения позвоночного столба и грудной клетки у человека и человекообразных обезьян?

8. В чем состоят различия строения головного мозга у человека и человекообразных обезьян?

9. Как преобразуется репродуктивная функция и онтогенез в процессе гоминизации?

10. Приведите примеры гомологии человека и шимпанзе.

11. Опишите внешний вид шимпанзе.

12. Опишите внешний вид гориллы.

13. Опишите внешний вид орангутана.

 

- решение ситуационных задач






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.