Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Комментарии 11 страница
Я думаю, что после этой работы у очень многих сразу приемы придвинутся к К. С. Лично я делаю это очень искренно и убежденно. И так как я, вероятно, не все усвоил и много еще не принимаю, хотя и понимаю, то, конечно, не веду репетиций так точно, как вел бы К. С, но думаю, что я близок и привношу кое-чего своего" (" Избранные письма", стр. 295). В октябре 1910 г. в письме к Станиславскому Немирович-Данченко снова говорит о " коррективе", который он вносит в " систему" Станиславского, о том, что необходимо найти пути для слияния актера с индивидуальностью автора. " Вот я приступил к " Miserere" и начал по-своему. Начал с отыскания внутреннего образа путем заражения. С этого именно надо начинать. А уж когда это схвачено, тогда пожалуйте Вашу теорию кусков и приспособлений. Тогда она оказывает колоссальные услуги актеру. И до чего душа актера радуется покоем и уверенностью при таком пути! " (" Избранные письма", стр. 302).
Дата устанавливается по другому письму Станиславского к Сулержицкому от 18 ноября 1910 г.
1 30 октября 1910 г. французские артистки Габриэль Режан и Жоржет Леблан смотрели " Синюю птицу" в МХТ. Восхищенная постановкой, Режан просила Станиславского воспроизвести спектакль в ее театре в декорациях В. Е. Егорова, с музыкой И. А. Саца. С этой целью в Париж были посланы Л. А. Сулержицкий, Е. Б. Вахтангов, В. Е. Егоров. Премьера состоялась 2 марта 1911 г. 2 Метерлинк писал Станиславскому 25 ноября 1910 г. о впечатлениях Жоржет Леблан от " Синей птицы" в МХТ: " Моя жена вернулась из Москвы совершенно ослепленная тем, что ей пришлось там увидеть. Со слезами восхищения на глазах она рассказала мне о том несравненном чуде, в которое Вы сумели превратить мою скромную поэму. Я знал, что обязан Вам многим, но не знал, что обязан всем. И мне остается одно: склониться до земли перед самым чистым и самым великим художником театра нашего времени, благодаря его от глубины того лучшего, что заключено в моем сердце" (" Иностранная литература", 1956, No 10).
Ответ на письмо Немировича-Данченко от 16 ноября 1910 г.
1 В " Гамлете" не было декораций в обычном смысле этого слова. Станиславского беспокоило, что публика не примет ширм, лестниц, площадок, игры света и тени в оформлении Крэга. 2 Пьеса Г. Ибсена " Кесарь и Галилеянин" в МХТ не шла. 3 Мария Николаевна -- Германова.
365* Дата устанавливается по содержанию письма. 5 декабря 1910 г. Станиславский выехал из Кисловодска.
1 Рукописи " Аффективные чувства" и " Приспособления" хранятся в архиве Станиславского. В книге Станиславского " Работа актера над собой" (Собр. соч. т. 2), есть глава " Приспособление и другие элементы, свойства, способности и дарования артиста".
366* Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).
1 Маскотта (приносящая счастье) -- персонаж музыкальной комедии Одрана того же названия. 2 Москвин писал Станиславскому: " Девизом нашего театра теперь можно поставить: " Один за всех и все за одного". Нашей работой без Вас мы это доказали. Вы, Константин Сергеевич, очень часто работали почти за всех, но теперь мы все работаем за Вас за одного, и этим, сколько могли, отплатили Вам за то, что Вы отдали нашему театру" (письмо, без даты, Музей МХАТ, архив КС).
367* Печатается по подлиннику, хранящемуся в рукописном отделе Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина, шифр Н. С. 8/50 Дата устанавливается по содержанию письма. Грузинский Алексей Евгеньевич (1858--1930) -- историк литературы, профессор. С 1909 по 1921 г. был председателем Общества любителей российской словесности.
1 Станиславский уехал из Кисловодска 5 декабря 1910 г. 2 А. Е. Грузинский просил Станиславского написать автобиографию для " Словаря членов Общества любителей российской словесности при Московском университете". В статью, помещенную в Словаре в 1911 г., были включены биографические сведения, сообщаемые в данном письме.
368* Дата устанавливается в связи с поездкой Станиславского в Италию.
1 В письме от 21 декабря 1910 г. Бенуа предлагал Станиславскому поставить в МХТ " Тартюфа" или " Мнимого больного". 2 Мстислав Валерианович -- Добужинский. 3 По поводу инсценировки романа Д. Мережковского " Петр и Алексей" Бенуа писал: " Но кто Петр? Признаюсь, только Вас я и вижу в этой роли, но не уверен, улыбается ли она Вам? Роль дивная, единственная, но величайшего напряжения, доходящая часто до какого-то грандиозного гротеска, и т. д." (Музей МХАТ, архив КС). Инсценировка романа Мережковского в МХТ не шла.
369* Дата устанавливается по отъезду Станиславского в Италию.
1 " На поле брани" -- пьеса И. Колышко. Далее упоминаются " Обнаженная" -- пьеса французского драматурга Анри Батайя; " Орленок" -- Эдмона Ростана.
370* 1 Записки -- рукопись " системы" (вариант 1910 г.). 7 февраля 1911 г. Гзовская сообщала Станиславскому: "...Чтения идут хорошо: Уралов уже прочел со мной все, осталась одна глава -- " Приспособления", скоро будем читать по второму разу, все заинтересованы и посещают хорошо" (Музей МХАТ, архив КС). Чтение рукописи происходило также на квартире у Е. П. Муратовой: " Муратова сообщила по телефону, что первый, кто пришел к ней читать сегодня, это Грибуша [Грибунин], и когда пришел срок уходить, то он упросил Муратову позволить ему еще посидеть. А сейчас я звонила Ольге Владимировне, и она мне сказала, что читала сегодня 1-ю часть твоих записок у себя в студии. Она говорит, что слушали очень внимательно, записали вопросы, кто что не понимал, и очень горячо спорили. Прочли одну часть, и теперь будут пробовать на сцене и проверять, кто что понял" (из письма М. П. Лилиной от 13 января 1911 г.).
Дата устанавливается по почтовому штемпелю.
1 Юлиус -- агент по поручениям. 2 " Царь Эдип" Софокла в переводе Гофмансталя был поставлен Рейнгардтом в 1910 г. В 1912 г. спектакль был показан на гастролях в России.
На открытке помета Лилиной -- 16 января 1911 г.
1 Станиславский смотрел третью сценическую редакцию " Гамлета". Впервые " Гамлет" был поставлен Рейнгардтом в мае 1909 г. в Будапеште, затем был перенесен в Мюнхен и, наконец, в берлинский Deutsches Theater. В первых двух редакциях роль Гамлета исполнял Александр Моисси, в третьей -- Альберт Бассерман.
1 Племянница А. А. Стаховича. 2 Дочь А. А. и М. П. Стаховичей, Евгения. 3 Волконский Сергей Михайлович -- с 1899 по 1902 г. директор императорских театров; автор книг " Человек на сцене", " Художественные отклики", " Выразительное слово", " Законы живой речи и правила чтения" и др. Подробнее о нем см. Собр. соч., т. 3, стр. 12.
1 " Сегодня должна играть Варю в " Вишневом саде", не чувствую себя уверенной, пробовала делить на куски, и это очень облегчает запомнить роль, но желания подвожу я всегда бестолковые, потому что у меня совсем нет логики, придумаю дома желания, а приду на сцену, вижу, что они не вяжутся с положением дела. Репетиций было только четыре....Потом взялась играть эту роль потому, что ты говорил, что я должна ее играть" (из письма Лилиной к Станиславскому от 25 января 1911 г.) 2 Лилина писала 16 января 1911 г.: " Вчера с довольно легким сердцем играла Фею, все наши хвалили. Благодаря темноте мне легко было замкнуться в круг и не думать о публике, я ни капли не волновалась... По-моему, и аффективные чувства приходили, и было легко и приятно играть". " Пустила в ход все, что поняла из твоей теории, -- писала Лилина 26 января об исполнении роли Вари в " Вишневом саде", -- и главным образом мне помогли две вещи: круг внимания (публика не существовала для меня) и второе -- всячески цеплялась за объект общения, что помогало мне быть " жизненной".
1 Станиславский играл роль Брута в трагедии Шекспира " Юлий Цезарь". 2 " Ипполит" -- трагедия Еврипида. 3 Чайковский Модест Ильич (1850--1916) -- драматург, переводчик, автор оперных либретто.
Дата устанавливается по связи с письмом к Лилиной от 29 января 1911 г.
1 Старшая дочь Л. Н. Толстого, была замужем за М. С. Сухотиным. 2 Лаврентьева Софья Ивановна, автор книги " 50 лет артистической деятельности Эрнесто Росси", СПб, 1896.
378* 1 Письмо адресовано в Париж, где Л. А. Сулержицкий ставил " Синюю птицу". 2 Во Флоренцию Станиславского приглашал Крэг.
379* 1 Сулержицкий был не согласен с Режан и Метерлинком, которые требовали от постановки " Синей птицы" прежде всего внешней занимательности. Он протестовал против того, что в спектакль вносятся " примитивность", " вульгарный комизм", эффектные сцены, вроде танца почти нагой балерины. В интервью о постановке " Синей птицы" (" Русское слово", 1911, 23 февраля) Сулержицкий говорил о Метерлинке: " Сам автор собственными руками проделал тяжелую операцию изувечения собственного детища". Посмотрев " Синюю птицу" в Париже, А. М. Горький писал И. А. Бунину в апреле 1911 г.: " Сейчас, после постановки " Синей птицы" в театре Режан, герои дня в Париже -- Станиславский и Сулержицкий: все газеты кричат о них, все их хвалят, но -- поставили " Синюю птицу" отвратительно, исказив постановку Художественного театра. Этот восторг законодателей изящного вкуса пред испорченной вещью -- печальное явление" (цит. по кн. Б. Бялика " О Горьком. Статьи", М., " Советский писатель", 1947, стр. 260--261). 2 К. Р. -- К. Романов, поэт, переводчик " Гамлета". В МХТ " Гамлет" шел в переводе А. И. Кронеберга.
1 Станиславский впервые сыграл роль Крутицкого в комедии " На всякого мудреца довольно простоты" 11 марта 1910 г. 2 Станиславский должен был выступить в ролях Фамусова и Крутицкого после большого перерыва.
Дата устанавливается по почтовому штемпелю.
1 Лилина писала Станиславскому об интересе труппы Художественного театра к " системе": " Раевская читала записки, но поговорить о них не успела. В пятницу приедет к нам Лужский читать их, а потом обещала дать их Артему, а потом Книппер. Она, по-моему, начинает что-то понимать. В Маше и Раневской многое переделывает" (из письма от 8 февраля 1911 г.).
1 О встрече с Горьким см. письма No 386, 387.
384* 1 Игорю Алексееву было тогда семнадцать лет.
385* 1 О постановке " Синей птицы" в театре Режан см. письма No 363, 379 и прим. к ним.
1 Горький приглашал к себе Станиславского еще в конце 1910 г.: " Хочется видеть Вас, великий мятежник, говорить с Вами, хочется передать Вам кое-какие мысли -- подложить горючего материальца в пылающее Ваше сердце, огнем коего всегда радостно любовался и впредь буду. И впредь, до конца дней, любоваться буду, что б Вы там ни делали, сударь мой! " (Собр. соч., т. 29, 1955, стр. 152). 2 Кук -- туристское агентство.
Дата устанавливается по связи с предыдущим письмом.
1 Нугес Жан -- французский композитор. Одна из его опер -- " Quo vadis? " по одноименному роману польского писателя Г. Сенкевича шла в театре С. И. Зимина. Перевод либретто был сделан братом Станиславского -- В. С. Алексеевым. 2 Вскоре Горький прислал Станиславскому наброски сценариев, которые должны были стать основой для импровизации актеров. " 20 лет тому назад, -- рассказывал Горький в апреле 1930 г. в письме к М. Чумандрину, -- я предлагал К. С. Станиславскому организовать студию, в коей молодежь, изучая театральное искусство, пробовала бы вместе с этим создавать коллективно и пьесы, как это делали " бродячие" труппы артистов до Мольера" (Собр. соч., т. 30, 1955, стр. 163).
388* Дата устанавливается по почтовому штемпелю.
1 О своей встрече с Крэгом Сулержицкий писал Станиславскому в феврале 1911 г.: " На все Ваши вопросы по отношению к постановке " Гамлета" и трактовке ролей отвечает, что во всем этом он доверяет Вам, что как это сделать, чтобы было хорошо. Вы знаете лучше его. Поэтому делайте, как найдете лучше. Приехать в Москву ему кажется лучше в мае. Вот ответы на Ваши вопросы. По правде сказать, я думаю, что лучше, чтобы он приехал попозже, когда хоть что-нибудь будет найдено. Иначе он будет тормозить работу и выдумывать ширмы из бронзы, из дуба и т. д." (Музей МХАТ, архив КС).
389* 1 В записных книжках Станиславского начиная с 1911 г. появляются заметки для главы об анализе (процессе познания пьесы и роли).
Печатается по тексту, опубликованному в сборнике " МХТ и украинская театральная культура", изд. Академии наук УССР, Киев, 1949 г. Крымский Агафангел Ефимович (1871--1941) -- востоковед, заслуженный деятель науки.
1 26 февраля 1911 г. исполнилось пятьдесят лет со дня смерти Т. Г. Шевченко (1814--1861). 2 Лысенко Николай Витальевич (1842--1912) -- украинский композитор, пианист, педагог и этнограф, автор вокального цикла " Музыка к " Кобзарю" Т. Г. Шевченко". Наибольшей известностью пользуются его оперы " Наталка-Полтавка", " Тарас Бульба", " Утопленница".
1 Роль Астрова в спектакле " Дядя Ваня" Станиславский исполнял с 1899 г. Его первый выход в " Дяде Ване" после болезни был встречен овацией зрительного зала. В печати говорилось о театральном празднике и т. д. После отъезда Станиславского Горький писал ему дважды, в марте-- апреле 1911 г. (см. М. Горький, Собр. соч., т. 29, 1955); в одном из этих писем он говорил: " У меня в душе, дорогой Константин Сергеевич, встреча с Вами оставила впечатление четкое, радостное и -- успокаивающее: видя таких людей, как Вы, и веришь крепче в будущее родины и любишь ее горячей". Из упомянутых рукописей известна пьеса " Встреча", вышедшая в свет под другим названием (" Дети"). " Сцена пьяного" опубликована в книге Б. Бялика " О Горьком. Статьи" (" Советский писатель", 1947, стр. 288--291).
Ответ на письма Л. Я. Гуревич от 29 октября 1910 г. и от 11 февраля 1911 г.
1 Станиславский имеет в виду свою болезнь. 2 Статья Л. Гуревич " Рейнгардт или Станиславский", резко критикующая Рейнгардта, была опубликована в петербургской газете " Речь" 8 мая 1911 г. Можно предположить, что Станиславский читал эту статью в рукописи. Посмотрев в Берлине спектакли, поставленные Рейнгардтом, Гуревич писала Станиславскому 16 февраля 1911 г.: "...Чем больше я смотрела Рейнгардта, тем более убеждалась, что Художественный театр -- единственный в Европе, что весь театр будущего пойдет от Вас...". 3 Временное разочарование в Рейнгардте прошло после того, как Станиславский летом 1911 г. посмотрел в Берлине постановку " Фауст II" -- см. письмо No 404. 4 Дочь Л. Я. Гуревич -- Е. Н. Гуревич.
393* Письмо начато Станиславским в воскресенье, 27-го, а закончено 28 марта 1911 г.
1 В МХТ начались регулярные занятия по " системе" Станиславского. 2 Маргарита Георгиевна Савицкая скончалась 27 марта 1911 г. 3 " У жизни в лапах" К. Гамсуна.
394* Печатается по подлиннику, хранящемуся вАрхиве А. М. Горького.
1 См. письмо No 391 и прим. к нему.
395* Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС). Фессинг Леонид Александрович -- инспектор Художественного театра.
1 Молодой актер Художественного театра А. Ф. Горев был болен туберкулезом. М. П. Лилина, зная, что Станиславского беспокоит состояние здоровья Горева, постоянно писала о нем мужу в Италию. Горев умер в 1912 г. двадцати трех лет от роду. 2 Ф. А. Гриневский и другие упоминаемые наряду с ним лица, -- врачи.
396* 1 Речь идет о декорациях " Гамлета".
397* Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС): 1 Маргарита Георгиевна -- Савицкая, жена Г. С. Бурджалова.
Печатается по подлиннику, хранящемуся в ИРЛИ (Пушкинский дом) Академии наук СССР, архив С. Б. и В. С. Врасских, ф. 454, оп. 2, ед. хр. 28. Врасская Варвара Степановна (псевдоним -- Стахова) -- ученица школы и артистка МХТ с 1905 по 1911 г.; в 1911 г. перешла в Александрийский театр.
1 Лаврентьев Андрей Николаевич (1882--1935) -- ученик школы и артист МХТ с 1902 по 1910 г. С 1910 по 1917 г. -- артист и режиссер Александрийского театра; с 1919 г. до конца жизни -- режиссер и актер Большого драматического театра имени М. Горького. Заслуженный деятель искусств. Петров Николай Васильевич (р. 1892) был учеником школы и артистом МХТ с 1909 по 1911 г. С 1911 по 1917 г. -- артист и режиссер Александрийского театра. Был режиссером Государственного академического театра драмы имени А. С. Пушкина (бывш. Александрийского театра), Московского театра сатиры и др. Народный артист РСФСР.
Дата устанавливается по связи с письмом Вл. И. Немировича-Данченко к жене из Карлсбада (Музей МХАТ, архив Н-Д).
1 После одной из встреч со Станиславским в Карлсбаде Немирович-Данченко писал жене (15 июня 1911 г.): " В Станиславском силен дух движения. Вперед!...И во мне тоже большая нелюбовь к стоячему болоту. Вот у нас в театре и бродят молодые, передовые вкусы". И в другом письме: " Система возбуждает мысли" (Музей МХАТ, архив Н-Д).
1 Во время летнего отпуска и лечения Станиславский продолжал работу над главой о ремесле и штампах (книга " Три направления в искусстве").
402* Дата устанавливается по связи с предшествующими письмами.
1 В 1911 г. Художественный театр получил приглашение на гастроли в Париж. В связи с этим в мае в Париж ездил Немирович-Данченко. Гастроли не состоялись.
403* 1 Астрюк Габриэль -- французский антрепренер. 2 О. В. Гзовской была поручена роль Офелии в " Гамлете".
1 В. И. Качалов в это время работал над ролью Гамлета. Первое представление " Гамлета" состоялось 23 декабря 1911 г. 2 " Фауст II" (вторая часть " Фауста" Гёте) был поставлен Максом Рейнгардтом в берлинском Deutsches Theater.
Датируется по упоминанию репетиций " Живого трупа".
1 " Спасибо за новости о товарищах, меня очень тронуло и обрадовало, что твою систему так охотно принимают. И отношение Владимира Ивановича очень трогательное. Я тоже занимаюсь, кажется, по системе, проверяю все время желания, расширяю их, т. е. одно желание проходит почти через целую сцену, остальное является приспособлением. Чувствую, что самое важное -- это объект, от ясности объекта является и верное приспособление, т. е. верная интонация..." (из письма М. П. Лилиной от 11 августа 1911 г.). 2 В. И. Качалов на время поселился в квартире Станиславского, чтобы работать с ним над ролью Гамлета в часы, свободные от репетиций. ...ищет " желания" -- то есть определяет действенные задачи роли Гамлета (" желание" -- один из ранних терминов " системы" Станиславского). 3 Сулеровские ученики -- ученики Л. А. Сулержицкого по школе А. И. Адашева -- Е. Б. Вахтангов, С. Г. Бирман, Л. И. Дейкун -- играли приготовленный ими водевильный спектакль в Новгороде-Северске. 4 Вторая группа молодежи играла в Чернигове под руководством Н. В. Петрова пьесы Чехова, Горького и др. 5 В. В. Готовцев поставил летом 1911 г. трагедию А. С. Пушкина " Борис Годунов" силами сельских учителей и крестьян села Бурмакино Ярославской губернии. Спектакль состоялся в бурмакинском Народном доме для съезда представителей драматических кружков губернии.
1 Об этом выступлении Немировича-Данченко Станиславский вспоминал в книге " Моя жизнь в искусстве" (в главе " Опыт проведения " системы" в жизнь"): " В. И. Немирович-Данченко... на одной из репетиций обратился ко всей труппе с большой речью, в которой настаивал на том, чтобы мои новые методы работы были изучены артистами и приняты театром для дальнейшего руководства... Я был искренно растроган помощью, которую мне оказывал мой товарищ, и по сие время храню за это благодарное чувство к нему" (Собр. соч., т. 1, стр. 349). 2 Об участии Станиславского в репетициях " Живого трупа" см. в книге: Б. М. Сушкевич, Семь моментов работы над ролью (Л., изд. Государственного академического театра драмы, 1933, стр. 9--10). " Живой труп" -- постановка Немировича-Данченко и Станиславского. 3 Станиславский, увлеченный Крэгом, недооценил тогда оформление В. А. Симова, отличавшееся глубоким проникновением в замысел и стиль пьесы Л. Н. Толстого. 4 Сапунов Клавдий Николаевич был художником по костюмам в спектакле " Гамлет".
407* Печатается по подлиннику, хранящемуся в ГЦТМ имени А. А. Бахрушина.
1 В это время в Художественном театре началась работа над пьесами И. С. Тургенева " Нахлебник", " Провинциалка", " Где тонко, там и рвется".
408* Письма к Н. Ф. Скарской печатаются по подлинникам, хранящимся в Музее MX AT (архив КС). Дата устанавливается по ответному письму Скарской от 16 сентября 1911 г. Скарская Надежда Федоровна (сестра В. Ф. Комиссаржевской) была в труппе МХТ с 1899 по 1900 г.
1 Передвижной общедоступный театр П. П. Гайдебурова и Н. Ф. Скарской в 1911 г. гастролировал в Москве. 2 Станиславскому не удалось осуществить свое намерение. " Искренно жалею, что не виделась с Вами до сих пор и, особенно, что Вы не посмотрели меня на сцене", -- писала Н. Ф. Скарская Станиславскому 16 сентября 1911 г.
1 Вера Васильевна -- Котляревская (Пушкарева).
410*
Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС). Год устанавливается по болезни Грибунина.
1 Жена В. Ф. Грибунина -- артистка Малого театра В. Н. Пашенная.
411* Печатается по фотокопии с оригинала (Музей МХАТ, архив КС).
1 11 ноября 1911 г. Ярослав Квапил писал Станиславскому об успехе " Живого трупа" Л. Н. Толстого на сцене Пражского театра, благодарил его за ценную помощь и советы и просил передать привет всей " незабвенной" труппе (Музей МХАТ, архив КС).
412* Дата устанавливается по ответному письму Вл. И. Немировича-Данченко.
1 В 1911 г. отношения Станиславского с группой пайщиков театра осложнились.
1 " Крэг большой художник и таким для меня остается и останется навсегда, -- отвечал Л. А. Сулержицкий 23 декабря 1911 г. --...Что за ним следит Европа, мне решительно все равно, от этого мое отношение ни к нему, ни к кому бы то ни было измениться не может. Освещать он может как ему угодно -- это его право, и я ничего не имею против этого и помогал ему и буду сегодня работать над освещением " спальни", потому что в " спальне", как и во всей пьесе, не одни ширмы, а есть и Ваша и моя работа и работа театра, и раз нужно что-то переделать, то буду переделывать, раз этого хочет главный режиссер пьесы -- Вы" (" Ежегодник МХТ" за 1944 г., стр. 316). 2 Ганзен Петр Готфридович -- переводчик " Бранда" и других пьес Ибсена. 3 " Мышеловка" -- сцена третьего акта " Гамлета", в которой Гамлет уличает короля Клавдия в убийстве своего отца. " Когда он говорит о линиях, рисунке, композиции и даже освещении, я чувствую, что это -- Крэг, -- отвечал Сулержицкий, -- но когда вопрос касается режиссуры, то тут я не уверен: может ли он быть безусловно прав -- слишком мало он интересуется актером. И с этой точки зрения нахожу, что " Мышеловка" освещена неудачно. И если она имела успех на генеральной, то не благодаря освещению, а несмотря на это освещение. ...Мне обидно, что Вы так скоро уступили мнению всех, так как сами спорили с Крэгом минут 10 о том, что в такой темноте играть нельзя, что ширмам хорошо, а актерам и спектаклю плохо" (" Ежегодник МХТ" за 1944 г., стр. 316). 4 Р. В. Болеславский играл в " Гамлете" роль Лаэрта. 5 В первых программах " Гамлета" указывалось: " Постановка Г. Крэга и К. С. Станиславского. Режиссер Л. А. Сулержицкий. Художники Гордон Крэг, К. Н. Сапунов (костюмы)". Позднее текст программы изменился: " Постановка Гордона Крэга. Режиссеры К. С. Станиславский, Л. А. Сулержицкий". 6 Речь идет о монтировочной репетиции " Гамлета".
Печатается по подлиннику, хранящемуся в ГЦТМ имени А. А. Бахрушина.
1 8 января 1912 г., в день пятидесятилетия сценической деятельности Г. Н. Федотовой в Малом театре, после семилетнего перерыва, вызванного болезнью, артистка в последний раз выступила на сцене, исполнив роль царицы Марфы в драматической хронике А. Н. Островского " Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский". После юбилейного спектакля состоялось чествование Федотовой. 2 Саша -- А. А. Федотов, сын Г. Н. Федотовой, друг Станиславского и его товарищ по работе в Обществе искусства и литературы. Умер в 1909 г. 3 " Не нахожу слов, как благодарить Вас за Вашу неизменную любовь ко мне и покойному Саше; ей приписываю я то значение, которое Вы придаете моей помощи Вам в нашем общем и дорогом нам деле..." (из письма Г. Н. Федотовой от 14 января 1912 г., Музей МХАТ, архив КС).
415* Печатается по подлиннику, хранящемуся в отделе рукописей Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина, шифр Чех. 3/15/2.
416* Печатается по подлиннику, хранящемуся в ЦГАЛИ СССР, ф. 998, ед. хр. 2092.
1 Письмо, написанное рукой В. Э. Мейерхольда и подписанное им и А. Я. Головиным, было послано из Петербурга в Москву 1 февраля 1912 г. " Здесь в Петербурге распространился слух о том, -- писали они, -- что Вы несете на себе одном всю тяжесть мучительного кризиса борьбы двух течений в Московском Художественном театре: старого, представителем которого является группа сторонников натуралистического театра, и нового, представителем которого являетесь Вы вместе с молодежью, ищущей для сценического искусства выхода на новые пути. В борьбе Вашей всей душою с Вами! " (Музей МХАТ, архив КС).
417* Дата устанавливается по почтовому штемпелю.
1 С 3 по 14 мая 1912 г. Художественный театр гастролировал в Варшаве, с 17 по 31 мая -- в Киеве. 418* 1 Шморанц -- см. письмо No 245 и прим. к нему. Летом 1912 г. О. В. Гзовская сыграла в Праге 17 гастрольных спектаклей, в ее репертуаре были пьесы " Много шума из ничего", " Нора", " Саломея", " Живой труп" и др.
|