Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Комментарии 4 страница
" Форте", " шум", " крик", которых Станиславский сознательно избегает, возникают лишь в финале, когда режиссер стремится передать стихийный гнев народа. 3 " Возчик Геншель", драма в 5 действиях Г. Гауптмана, в Художественном театре шла под названием " Геншель". Режиссеры К. С. Станиславский и В. В. Лужский. Н. К. Крупская вспоминала, что спектакль этот очень понравился В. И. Ленину (сб. " Ленин о культуре и искусстве", " Искусство", 1956, стр. 505). " Уриэль Акоста" в МХТ не шел. 4 Соловьев Алексей Степанович (1869--1950) -- помощник режиссера в МХТ с 1898 по 1903 г. Ведал наймом статистов и руководил ими еще в Обществе искусства и литературы. Участники массовых сцен в МХТ в первые годы жизни театра так и назывались -- " соловьевцы". 5 Влад. Ив. -- Немирович-Данченко. А. Л. Вишневский был первым исполнителем роли Бориса Годунова в пьесах " Царь Федор Иоаннович" и " Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого. 6 Георгий Сергеевич -- Бурджалов. Александр Родионович -- Артем. Мария Федоровна -- Андреева. 7 " Бесприданница" А. Н. Островского была поставлена Станиславским в Обществе искусства и литературы. Судьбинин Серафим Николаевич -- актер и скульптор, в МХТ с 1898 по 1904 г.; предполагалось, что при возобновлении " Бесприданницы" Судьбинин будет исполнять роль Кнурова. " Бесприданница" в МХТ не шла.
76* Дата устанавливается по связи с письмом к А. А. Санину от 23 июля 1899 г.
1 Александр Акимович -- Санин. 2 " Завтрак у предводителя" и " Безденежье" И. С. Тургенева не были поставлены в МХТ. 3 В пьесе Тургенева " Безденежье" слуга не впускает в комнату кредиторов, одолевающих молодого дворянина Жазикова. Разговор слуги с ними ведется, по ремарке автора, за сценой. 4 Нюша -- А. С. Алеева.
77* Печатается по подлиннику (Музей MX AT, архив КС). Написано до премьеры спектакля " Смерть Иоанна Грозного" (29 сентября 1899 г.). В письме речь идет о репетиции народной сцены этого спектакля " Площадь в Замоскворечье". См. также письмо No75.
1 И. А. Тихомиров репетировал и играл роль Кикина, С. Н. Судьбинин -- роль Битяговского.
78* Телеграмма хранится в рукописном отделе Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина. Шифр Чех. п. 53/37.
79* Ответ на письмо Вл. И. Немировича-Данченко. Дата устанавливается по содержанию письма. Сезон 1899/900 г. закончился 20 февраля 1900 г.
1 Попечительства -- благотворительные организации. Станиславский был членом Рогожского попечительства о бедных и попечителем второго Рогожского начального мужского училища. 2 Морозов Савва Тимофеевич (1862--1905) -- крупный фабрикант. Став пайщиком МХТ, финансировал театр. "...С того времени, -- рассказывает Станиславский, -- фактическими владельцами дела стали только три лица: С. Т. Морозов, В. И. Немирович-Данченко и я". На средства С. Т. Морозова было построено и оборудовано новое здание театра в бывш. Камергерском переулке. Первое время Немирович-Данченко был недоволен вмешательством Морозова в художественные дела театра: " Начинал с Вами наше дело не для того, чтобы потом пришел капиталист, который вздумает из меня сделать... как бы сказать? -- секретаря, что ли? " (из письма к Станиславскому, февраль 1900 г., Музей МХАТ, архив Н-Д, No 1571). Но уже в августе 1900 г. отношение к Морозову как директору театра меняется: "...Он приносит сейчас так много пользы", -- сообщает Немирович-Данченко Станиславскому. Ценно более позднее признание Немировича-Данченко (1921): " Я очищаю имя Морозова... для того чтобы история русского искусства, история того наследства, которое получил теперь пролетариат, рисовалась в глазах нового хозяина земли русской в правильной исторической перспективе" (Музей МХАТ, архив Н-Д, No 7740/1--3). 3 " И когда я вижу Морозова за кулисами театра, -- писал А. М. Горький, -- в пыли и в трепете за успех пьесы, -- я ему готов простить все его фабрики, -- в чем он, впрочем, не нуждается, -- я его люблю, ибо он -- бескорыстно любит искусство, что я почти осязаю в его мужицкой, купеческой, стяжательной душе" (из письма к А. П. Чехову, октябрь 1900 г., Собр. соч., т. 28, 1954, стр. 133). 4 Пьеса А. Н. Островского " Сердце не камень" готовилась к постановке в МХТ в сезоне 1899/900 г. Станиславским и Лужским. Состоялось 33 репетиции, но спектакль выпущен не был. 5 Речь идет о режиссерском плане третьего акта " Сердце не камень". 6 Станиславский искал в те годы новую форму спектаклей, составленных из инсценированных коротких рассказов русских и иностранных писателей. Им был изобретен принцип быстрой смены портативных декораций, который он называл условно " синематографом". Для первого такого спектакля он инсценировал " Пестрые рассказы" А. П. Чехова. Инсценировки " Пестрых рассказов" хранятся в его архиве (" Пассажир 1-го класса", " Ну, публика", " Хирургия". " Злоумышленник"). Спектакль из инсценированных чеховских рассказов -- " Хирургия", " Злоумышленник", " Унтер Пришибеев" -- был отложен и состоялся 21 декабря 1904 г. 7 Е. М. Иерусалимской (Раевской) первоначально была поручена роль г-жи Фокерат в " Одиноких" Гауптмана. Играла эту роль М. А. Самарова. Е. М. Раевская исполняла роль г-жи Леман.
Печатается по подлиннику, хранящемуся в Гос. музее Л. Н. Толстого.
1 Сезон 1899/900 г. был закончен 20 февраля в связи с подготовкой к предстоящим весенним гастролям в Крыму. 2 Л. Н. Толстой смотрел в МХТ " Дядю Ваню" (24 января 1900 г.) и " Одиноких" Гауптмана (16 февраля 1900 г.)
Год устанавливается по гастролям МХТ в Севастополе и Ялте, месяц и число -- по вечному календарю.
1 Речь идет о фабрике Товарищества " Владимир Алексеев". 2 Художественный театр отправлялся на гастроли в Крым, чтобы показать свои спектакли А. П. Чехову.
82 * Дата устанавливается по фразе: " Мы выезжаем со всей труппой в четверг на страстной", и по помете -- " суббота" в конце письма.
1 С. В. Флеров был одним из немногих критиков, с самого начала поддержавших эстетическую программу молодого Художественного театра. Он ездил с Художественным театром в Крым и писал рецензии о его гастрольных спектаклях. 2 Репетиции " Снегурочки" А. Н. Островского продолжались также летом 1900 г., после гастролей театра в Крыму.
Дата устанавливается по первому спектаклю МХТ в Ялте (16 апреля 1900 г.)
1 Пьеса " На дне жизни", по совету Немировича-Данченко названная Горьким " На дне".
1 Слова из пьесы " Снегурочка" А. Н. Островского. 2 Бородай Михаил Матвеевич (1853--1929) -- известный организатор театральных товариществ в Казани, Саратове, Харькове, Екатеринославе и других городах. М. М. Бородай приглашал И. М. Москвина для исполнения роли царя Федора. 3 Нелидов Владимир Александрович -- чиновник особых поручений при Московской конторе императорских театров (с 1892 по 1911 г.). В 1899 г. был назначен заведующим репертуаром Малого театра. 4 Спектакли итальянского трагика шли на сцене Малого театра. Т. Сальвини исполнял роль Отелло, А. И. Южин -- роль Яго. В связи с окончанием гастролей, 17 апреля 1900 г., А. А. Федотов от имени Малого театра обратился к Томазо Сальвини с приветственной речью, в которой Станиславский почувствовал скрытую полемику с режиссерскими принципами Художественного театра. 5 См. о нем прим. 9 к письму No 57. С 1900 по 1905 г. Ланской играл в Малом театре. 6 Станиславский не знал точно, где будет происходить действие новой (еще неизвестной ему) пьесы Чехова.
Датируется по связи с последующими письмами к М. П. Лилиной.
1 Ивановский Павел Петрович (1866--1929) начал режиссерскую деятельность в Москве в 1886 г. в театре М. В. Лентовского. Работая в провинции (Херсон, Николаев, Одесса, Ростов), следовал репертуару Художественного театра (ставил " Одинокие", " Три сестры", " Доктор Штокман"). В 1910 г. был приглашен в Болгарию, где осуществил постановку пьес: " Плоды просвещения", " Власть тьмы", " Живой труп", " Братья Карамазовы". После революции -- организатор рабочих и красноармейских драмкружков и режиссер Замоскворецкого театра в Москве. 2 Форкатти Виктор Людвигович (1846--1906) -- артист, известный антрепренер. Обычно труппы Форкатти в летние месяцы выступали на курортах Северного Кавказа. 3 Качалов Василий Иванович вступил в труппу Художественного театра в феврале 1900 г., его жена, Левестам (по сцене Литовцева) Нина Николаевна, -- в 1901 г. 4 Софья Витальевна Черепова -- артистка балета Большого театра с 1881 г.
1 Планировки -- режиссерский план спектакля " Доктор Штокман" Г. Ибсена.
1 Обычно по понедельникам в газете " Московские ведомости" печатались театральные рецензии и фельетоны С. В. Флерова (Васильева). 2 Младшая дочь С. В. Флерова.
1 Под наблюдением и при участии М. П. Лилиной в Любимовке изготовлялись костюмы для " Снегурочки". 2 Красов (Некрасов) Николай Дмитриевич в молодости выступал вместе со Станиславским в спектаклях Общества искусства и литературы. Впоследствии стал актером-профессионалом.
90* Письма Станиславского к дочери -- Кире Константиновне Алексеевой -- печатаются по подлинникам, хранящимся в ее личном архиве. Алексеева-Фальк Кира Константиновна (р. 1891 г.) -- в настоящее время директор Дома-музея К. С. Станиславского.
91* Дата устанавливается по связи с предшествующим письмом.
Год устанавливается по содержанию письма; число и месяц -- по письму A. П. Чехова к О. Л. Книппер от 9 августа 1900 г.
1 Обязанности директора МХТ мешали тогда Немировичу-Данченко всецело отдаться режиссерской работе. 2 Зрительный зал театра " Эрмитаж", где шли спектакли МХТ, был несколько расширен к новому сезону. 3 М. А. Самарова готовила в " Снегурочке" роль Бобылихи. 4 В это время А. П. Чехов заканчивал работу над пьесой " Три сестры". 5 Речь идет о пьесе Немировича-Данченко " В мечтах" (первое представление состоялось 21 декабря 1901 г.). 6 Станиславский предполагал включить пьесу А. М. Федорова " Старый дом" в репертуар выездных спектаклей МХТ в театре " Парадиз" и на сцене Охотничьего клуба. Пьеса поставлена не была. 7 Немирович-Данченко в это время писал режиссерский план пьесы Г. Ибсена " Когда мы, мертвые, пробуждаемся", которая должна была идти в начале сезона (поставлена 28 ноября 1900 г.). Судя по переписке, план постановки был намечен Станиславским и Немировичем-Данченко еще до отпуска, весной. Тогда же были проведены беседы с будущими исполнителями спектакля. " Все последние дни занимаюсь " Мертвыми", -- писал Немирович-Данченко в конце июля 1900 г., -- и по первому абцугу прошу у Вас разрешения на перемену первой декорации. Прилагаю ее....В этом виде она меня очень удовлетворяет, поддерживает настроение и удобна для mise en scè ne" (" Избранные письма", стр. 193). В Музее МХАТ хранится режиссерский план первого действия, написанный Станиславским. В нем -- 24 чертежа мизансцен, один рисунок и текст режиссерских замечаний. 8 Здесь упоминаются режиссерские записки Станиславского. В его архиве сохранились заметки по разным вопросам режиссерского и актерского искусства, относящиеся к 1899--1902 гг. 9 Роль Магды в " Потонувшем колоколе" исполняла М. Г. Савицкая. 10 Роль Купавы в " Снегурочке" играла М. Л. Роксанова. 11 Гофстад -- действующее лицо в пьесе " Доктор Штокман". Эту роль играли П. Г. Баратов и А. Л. Вишневский. 12 Гречанинов Александр Тихонович (1864--1956) -- композитор, дирижер, педагог. Написал музыку к спектаклям МХТ " Царь Федор Иоаннович", " Смерть Иоанна Грозного", " Снегурочка". А. М. Горький писал, что музыка Гречанинова в спектакле МХТ " Снегурочка" " колоритна до умопомрачения". " Милый он человек! Любит народную песню, знает ее и прекрасно чувствует" (Собр. соч., т. 28, стр. 131). 13 Васильев Леонид Сергеевич -- содержатель церковного хора, приглашенного для участия в " Снегурочке". 14 Калинников Виктор Сергеевич (ум. в 1927 г.) -- брат композитора B. С. Калинникова, преподаватель училища при Филармонии, первый дирижер МХТ (сезон 1898/99 г.).
93* Датируется по связи с предыдущим письмом.
1 " Quo vadis? " (" Камо грядеши? ") -- роман Г. Сенкевича из жизни древнего Рима.
94* Датируется по почтовому штемпелю.
95*
Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив KС). Датируется по почтовому штемпелю. Ответ на письмо А. А. Санина от 10 августа 1900 г. (Музей МХАТ, архив КС).
1 Санин сообщал Станиславскому о неполадках в подготовке к сезону. 2 Речь идет о декорациях " Снегурочки". Подзор -- первое от зрителя верхнее портальное сукно, закрывающее ход занавеса. " О подзоре не заботьтесь, -- писал Санин.-- Проект с крашеной дерюгой лопнул... Измышляют новый род подзора. Занимаются этим ретиво Симов и Морозов. Он же совершенно детски увлекается окраской театра, опущением пола сцены, переделкой рампы и оркестра, размещением стульев. Все это симпатично и трогательно. Симов в отпуск ехать не желает, сам кончает на этих днях всю " Снегурочку" и уже сделал макет для 2-го акта " Мертвых". За ним же еще некоторые рисунки по бутафории для " Снегурочки". 3 О том, что выписаны фонари и стекла для изображения облаков и восходящей луны, сообщал Станиславскому С. Т. Морозов 21 июля 1900 г.: " Сначала она (лука) красная, а потом становится серебряной" (Музей МХАТ, архив КС). 4 Обувь для действующих лиц " Снегурочки" Морозов предполагал привезти из Перми (потом пришлось ее выписывать из Архангельска). 6 Декоратор А. Ф. Гельцер приготовил павильон первого акта " Доктора Штокмана". 6 Поделки -- все вспомогательные работы по изготовлению декораций. 7 Санин имел в виду банальные толки о том, что в спектаклях МХТ обстановка подавляет " текст, поэзию, полчаса будут думать, как они это все соорудили". 8 Санин писал об известном декораторе К. Ф. Вальце, приглашенном в МХТ на должность заведующего сценой: " Торжествую и радуюсь. Абсолютным машинистом вступил Вальц, у него штат в 16 рабочих и помощник от себя. Свел Вальца с Симовым. Один мастер своего дела, академик, другой -- отъявленный художник, прекрасного таланта человек. Из этого единения хочу создать порядок и толк". 9 Санин был недоволен излишней мягкостью А. Л. Вишневского, исполнявшего обязанности дежурного на репетициях и спектаклях. 10 Борис -- Б. С. Алексеев, брат К. С. Станиславского; был помощником декоратора, в сезоне 1900/901 г. играл в спектаклях МХТ под псевдонимом Полянский. 11 Ознакомившись с режиссерским планом Станиславского, Санин должен был вести репетиции сцены бирючей. " Сцена у Вас так набросана эскизно, бирючи не назначены, так что моя работа будет совсем некстати... Когда Вы приедете и назначите бирючей и расскажете, как Вам эту сцену хочется поставить, ее отделаем" (из письма Санина от 10 августа 1900 г.). 12 А. Н. Григорьева, окончившая императорское театральное училище, поступила в труппу МХТ, а затем перешла в Малый театр. 13 Судьбинин не был дублером Станиславского в роли Иоанна Грозного (" Смерть Иоанна Грозного"). Роль Грозного в очередь со Станиславским играл Мейерхольд. 14 Жаровцы -- участники массовых (народных) сцен, которыми руководил Жаров. 15 " Морозов просит передать, что никаких экономии по постановке " Снегурочки" не признает -- дело идет о конкуренции, о полноте и красоте картины", -- писал Санин. Одновременно с Художественным театром А. П. Ленский осуществлял постановку " Снегурочки" в Новом театре. Большой театр готовил оперу Н. А. Римского-Корсакова " Снегурочка". 16 О " синематографе" -- см. прим. 6 к письму No 79.
1 В серии статей под названием " В чем дело" (" Московские ведомости", 1900, No 153, 160, 167, 174, 181) С. В. Флеров (Васильев) поставил вопрос " способен ли к художественному обновлению наш Малый театр? " и подверг резкой критике систему управления императорскими театрами: " Художественным делом управляют люди, не имеющие никакого прикосновения к искусству"; " наш Малый театр, всегда выезжавший на актерах, не выработал у себя режиссерскую часть, а следовательно, художественную организацию дела"; " впервые создался в России театр (МХТ -- Л. Ф.) в смысле вполне сознательного и систематического художественного института, который ясно понимает свои цели и способы, какие ведут к их достижению". Критикуя организацию художественного дела в Малом театре, предостерегая артистов, " потерявших перспективу", Флеров возлагал надежды на режиссерские начинания А. П. Ленского. Говоря о " самодурстве офицеров-чиновников", Станиславский, должно быть, имеет в виду П. М. Пчельникова, бывшего гвардейского офицера -- управляющего Московской конторой императорских театров.
97* Датируется сентябрем 1900 г., по времени пребывания А. М. Горького в Москве. Число устанавливается по содержанию письма.
1 28 сентября 1900 г. в Художественном театре шел спектакль " Смерть Иоанна Грозного" с участием В. Э. Мейерхольда в роли Грозного. В начале октября 1900 г. Горький писал Чехову: " Я только что воротился из Москвы, где бегал целую неделю, наслаждаясь лицезрением всяческих диковин, вроде " Снегурочки" и Васнецова, " Смерти Грозного" и Шаляпина, Мамонтова Саввы и Крандиевской" (Собр. соч., т. 28, стр. 132).
1 С. В. Флеров писал о В. И. Качалове в роли Берендея: " Что мне делать с г. Качаловым, когда он олицетворяет передо мной царя Берендея бледным, худым, изможденным стариком, настолько дряхлым, что его водят под руки, а сам он весь застыл в какой-то гиератической позе, напоминающей эпоху гораздо более близкую к нам, нежели то время, в которое веселые берендеи вместе со своим царем поклонялись солнцу? " (" Московские ведомости", 9 октября 1900 г., No 279). По режиссерскому замыслу Станиславского царство Берендея -- " Царство красоты и искусства: музыки, живописи и красноречия. Все во дворце Берендея -- светлые, благообразные, улыбающиеся старцы, жизнерадостные, мягкие... Все говорят нежно, мягко, походки степенные, почтительные". А сам Берендей -- " поэт", " умный и сердечный человек", " чудная улыбка озаряет его лицо". Так писал Станиславский в режиссерском экземпляре пьесы " Снегурочка", так и играл Качалов Берендея. Исполнение Качалова очень понравилось Горькому: " Великолепен царь Берендей -- Качалов, молодой парень, обладающий редкостным голосом по красоте и гибкости" (Собр. соч., т. 28, стр. 132).
99* Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС). Е. Лазарев, земский врач из Тулы, посмотрев в МХТ " Чайку", писал Станиславскому 6 октября 1900 г.: " Зная, насколько Вам дорог Ваш театр и его репутация, я позволю себе указать Вам на несколько недостатков его, которые следовало бы устранить; эти недостатки касаются не сцены, не игры, не постановки пьесы; там, на сцене, все так ново, оригинально, художественно и истинно, что кажется, присутствуешь не в театре, а видишь все это наяву в жизни! Вы отреклись, за малым исключением, от традиционных условностей старой сцены, и зритель жадно следит за каждым словом...". Е. Лазарев указывал на то, что слишком скрипят стулья в зрительном зале, что капельдинеры входят и выходят во время действия и т. п. (Музей МХАТ, архив КС).
1 В Художественном театре состоялось всего 21 представление " Снегурочки". 2 Не соглашаясь с трактовкой роли Берендея (см. прим. к письму No 98), С. В. Флеров восторженно писал о Снегурочке -- Лилиной и высоко оценивал режиссерскую работу Станиславского.
Дата устанавливается по генеральным репетициям пьесы Ибсена " Когда мы, мертвые, пробуждаемая" (премьера 28 ноября 1900 г.).
102* Печатается по подлиннику, хранящемуся в ЦГАЛИ СССР, ф. 470, оп. 1, ед. хр. 11. Средин Леонид Валентинович (1860--1909) -- врач. Художник М. В. Нестеров вспоминал о доме Средина в Ялте: " Кто только не шел к милому, спокойному Леониду Валентиновичу! Часто бывал там и Горький, любил бывать и Чехов. M. H. Ермолова говорила мне, что она " на срединском балконе отогревается от московской стужи" (М. Нестеров, Давние дни, М., " Искусство", 1959, стр. 288).
1 Зины -- по-видимому, Зинаиды Сергеевны Соколовой. 2 Речь идет о бедственном положении композитора В. С. Калинникова (1866--1901), болевшего туберкулезом.
Датируется по фразам письма " Вы в Ницце" и " 23 декабря у нас состоится генеральная, очень черновая репетиция первых двух актов". А. П. Чехов приехал в Ниццу 14 декабря 1900 г.
1 Толстая Софья Андреевна -- жена Л. Н. Толстого (1844--1919). Станиславский по рассеянности называет в письме графиню С. А. Толстую княгиней. Концерт, который упоминается в письме, не состоялся. 2 Эта встреча Станиславского с Л. Н. Толстым произошла в московском доме Толстого в Хамовниках. 3 В " Трех сестрах" роли исполняли: Андрея Прозорова -- В. В. Лужский. Ольги -- М. Г. Савицкая, Маши -- О. Л. Книппер, Ирины -- М. Ф. Андреева, Кулыгина -- А. Л. Вишневский, Наташи -- М. П. Лилина, Вершинина -- К. С. Станиславский и В. И. Качалов (с 9 февраля 1901 г.), Чебутыкина -- А. Р. Артем, Тузенбаха -- В. Э. Мейерхольд (после ухода Мейерхольда из театра роль Тузенбаха перешла к В. И. Качалову), Соленого -- M. А. Громов, Родэ -- И. М. Москвин, Федотика -- И. А. Тихомиров, Анфисы -- М. А. Самарова, Ферапонта -- В. Ф. Грибунин. Премьера " Трех сестер" состоялась 31 января 1901 г.
104*
Печатается по подлиннику, хранящемуся в рукописном отделе Государственного музея Л. Н. Толстого, архив С. А. Толстой, No 3931.
105* 1 После какой репетиции Станиславский послал эту записку Немировичу-Данченко -- установить не удалось (возможно, речь идет о репетициях пьесы Ибсена " Когда мы, мертвые, пробуждаемся"),
Датируется по почтовому штемпелю. Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).
1 И. А. Прокофьев был не только актером и режиссером Общества искусства и литературы, но и деятельно участвовал в его административной работе.
Дата устанавливается по ответному письму А. П. Чехова.
1 См. письмо No 103 и прим. к нему. 2 О. Л. Книппер играла в " Трех сестрах" роль Маши. 3 Чехов отвечал Станиславскому: " Конечно, Вы тысячу раз правы, тело Тузенбаха не следует показывать вовсе; я это сам чувствовал, когда писал, и говорил Вам об этом, если Вы помните" (Полн. собр. соч. и писем, т. XIX, стр. 20). 20 января 1901 г. Чехов напоминал Книппер: " Я же говорил тогда, что труп Тузенбаха проносить неудобно по Вашей сцене, а Алексеев стоял на том, что без трупа никак нельзя. Я писал ему, чтобы труп не проносили..." (там же, стр. 24).
Год устанавливается по первым петербургским гастролям МХТ, число и месяц -- по фразе письма: " Три сестры" вчера имели успех" (" Три сестры" шли впервые в Петербурге 28 февраля 1901 г.).
1 Художественный театр играл в Петербурге в помещении Панаевского театра на Адмиралтейской набережной. 2 Александр Блок писал в своем дневнике 1913 г., после встречи со Станиславским: " И мы вспоминали вместе ту первую весну (11 лет назад), когда Художественный театр впервые приехал в Петербург, как я орал до хрипоты, жал руку Станиславскому, который среди кучки молодежи садился на извозчика и уговаривал разойтись, боясь полиции" (Александр Блок, Соч. в двух томах, т. 2, М., Гослитиздат, 1955, стр. 456). 3 " Суворинской кликой" Станиславский называл рецензентов, группировавшихся вокруг А. С. Суворина -- издателя реакционной газеты " Новое время" и владельца театра Литературно-художественного общества. 4 Кугель Александр Рафаилович (1864--1928) -- театральный критик, издавал журнал " Театр и искусство" (1897--1918); в 1909 г. основал театр пародий " Кривое зеркало"; автор книг: " Театральные портреты", " Профили театра", " Русские драматурги" и др. Об эстетических взглядах Кугеля, о его отношении к Художественному театру см. Собр. соч., т. 5, стр. 645. 5 Смоленский -- псевдоним критика и беллетриста А. А. Измайлова (1873--1921). 6 Амфитеатров Александр Валентинович (1862--1923) -- журналист и беллетрист. С 1921 г.-- белоэмигрант. " Россия" -- ежедневная газета, издававшаяся Г. П. Сазоновым в Петербурге с 1899 г. Выходила без предварительной цензуры. 7 Мария Федоровна -- Андреева. 8 Кони -- см. далее письма к А. Ф. Кони. По-видимому, Михайловский В. А. (1862--1923); печатался в " Русской мысли", " Ежегоднике императорских театров".
А. Д. Бородулин (Денисов), гимназист 5-го класса Рыбинской гимназии, просил принять его в труппу Художественного театра: " Неужели Вам не надо помощника, который будет верен и послушен Вам, как сын (да, духовный сын)? " " Вновь с большой силой мне захотелось попасть в Художественный театр в 1906 г., -- вспоминал Бородулин, -- и на мое письмо Константин Сергеевич ответил вторым письмом... Несколько раз я беседовал с К. С.-- в школе Адашева, где я учился в 1910 г. и куда приезжал К. С.; на генеральной репетиции " Жизни Человека";... никогда не напоминал я К. С. о том рыбинском гимназистике, которого так очаровало и утвердило в святости театрального искусства письмо Станиславского" (из пояснения А. Д. Бородулина (Денисова) к его переписке со Станиславским. Музей МХАТ, архив КС).
110* Письма к И. К. Алексееву печатаются по подлинникам, хранящимся в его личном архиве. Дата устанавливается по петербургским гастролям МХТ 1901 г.
111* 1 В это время Станиславский работал над режиссерским планом пьесы Г. Гауптмана " Микаэль Крамер".
12* 1 В апреле 1901 г. одновременно репетировались " Дикая утка" Г. Ибсена и " Микаэль Крамер" Г. Гауптмана. 2 Станиславский обещал прислать свои фотографии участникам массовых сцен гастрольных спектаклей МХТ в Петербурге. 3 За три репетиции В. В. Котляревская должна была приготовить роль королевы Елизаветы в пьесе Ф. Шиллера " Мария Стюарт".
113* Год устанавливается по почтовому штемпелю. Время года -- по содержанию письма.
1 З. С. и К. К. Соколовы переехали в 1893 г. в село Никольское Воронежской губернии, где К. К. Соколов работал врачом. В Никольском Соколовы организовали любительский кружок из местной интеллигенции и крестьян.
|