Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Петра 3




2 Петра 3 V. Христианская надежда — на возвращенне Христа (3: 1-16) Немногие люди любят ждать — но именно к этому призывает Бог верующих, говоря о возвращении Христа. Слово просдокао — " ожидая" и слова одного с ним корня трижды встречаются в этой главе (ст. 12-14). То же слово встречаем и в Лук. 12: 46. Ожидание неотрывно от бодрствования. Христиане первого столетия принимали близко к сердцу ветхозаветные пророчества о Втором пришествии Христа на землю. Тем более, что Сам Христос обещал им это, а апостолы, как Петр, в посланиях, подобных разбираемому нами теперь, постоянно напоминали им об этом. Автор в 2 Пет. 3: 1-16 исходит из пяти фактов, говорящих в пользу возвращения Христа, или из пяти перспектив этого возвращения. А. Напоминание верующим (3: 1-2) 3: 1. Апостол Петр обращается к своим читателям: Возлюбленные (это слово повторяется в 3-ей главе 4 раза: ст. 1, 8, 14, 17; ср. Иуд. 17). Петр оговаривается, что это уже второе послание (к одним и тем же адресатам), и что цель их обоих— в напоминании. Отсюда принято делать вывод, что " первым" было 1 Петра. Однако, некоторые богословы возражают, что, судя по его содержанию, первое послание напоминанием не являлось. Но важнее этих соображений цель Петра, которая состояла в том, чтобы возбудить чистый смысл верующих. Стоящая здесь греческая фраза соответствует той, что употреблена и в 2 Пет. 1: 13 (" возбуждать вас напоминанием"). Выражение " чистый смысл" —ейликрине дианоиан — можно также перевести как " искренний настрой ума" или " чистое расположение духа" (схожее слово — ейликринес — встречается в Новом Завете еще один раз — в Фил. 1: 10, где оно переведено как " чисты"). И в этом стихе слово " чистый" употреблено в значении свободного от всякой маскировки. Продавцы гончарных изделий, случается, скрывают трещины в своем товаре, замазывая их воском. Такой замаскированный дефект можно обнаружить лишь после того, как сосуд постоит на горячем солнце. К сосуду, прошедшему проверку солнцем, можно применить упомянутое греческое слово — ейликрине. Вот и Бог кочет, чтобы верующие имели разум и нрав, " проверенные солнцем", а не такие, в которых сокрыты грешные вожделения. 3: 2. Вновь говорит Петр о необходимости помнить истину (см. 1: 12-15). И другие последователи Христа ссылались, подобно Петру, на святых пророков (Лук. 1: 70; Деян. 3: 21; Еф. 3: 5), которые предсказывали день Господень и связанные с этим события. Под заповедью Господа и Спасителя, переданной Апостолами вашими, нужно понимать учение Иисуса Христа, которое было передано апостолами (см. Иуд. 17). Упоминая апостолов рядом с пророками, Петр ставил их—по части авторитета — в равное положение (см. Еф. 2: 20). Это, кроме того, соответствовало прежнему увещанию его — отличать истинных служителей Божиих от фальшивых. Верующие должны помнить учение и Ветхого н Нового Заветов относительно Второго пришествия Христа. Б. Ругатели насмехаются... (3: 3-7) 3: 3. Апостол сознавал, что он и его читатели живут в последние дни, т. е. в период между первым и вторым пришествиями Господа. Прежде всего знайте означает здесь, как и в 1: 20, что " знание", о котором пойдет речь, — первостепенной важности. Ругателями названы лжеучители, которые отвергали Иисуса Христа (2: 1) и Его Второе пришествие (3: 4). Сам Иисус предупреждал о появлении таких еретиков (Мат. 24: 3-5, 11, 23-26). И Павел говорил о том же (1 Тим. 4: 1-3; 2 Тим. 3: 1-9). Петр повторил их предупреждения, добавив, что их злословию сопутствуют похотливость и развращенность: поступают по собственным похотям. Дерзкие снобы, презрительно относившиеся к идее грядущего суда, отличались и половой распущенностью. 3: 4. Где обетование пришествия Его? - насмешливо вопрошали они. Об этом обетовании многократно говорится в Новом Завете (Иоан. 14: 1-3; Деян. 1: 11; 1 Кор. 15: 23; 2 Кор. 1: 14; Фил. 1: 6; 1 Фес. 3: 13; 4: 14-18; 2Фес. 1: 10; 2: 1; 1 Тим. 6: 14; 2 Тим. 4: 8; Тит. 2: 13; Евр. 9: 28; Иак. 5: 7). Отрицали Второе пришествие Христа сторонники примитивного деизма, исходившие из того, что Бог, создав однажды вселенную, не вмешивается более в то, что происходит в ней. Деисты считали, что мир управляется естественными законами, и чудесам в нем места нет. На этом " основании" и утверждали лжеучители, что Иисус Христос на землю не вернется. Аргументы в поддержку своей точки зрения " ругатели" стремились отыскать в глубинах истории. Так они ссылались на " отцов"; из греческого текста видно, что речь шла о Ветхозаветных патриархах (см. также Иоан. 7: 22; Деян. 3: 13; 13: 32; Рим. 9: 5; 11: 28; Евр. 1: 1) и даже на" начало творения"; со времен седой древности ничего, мол, в мире не меняется, так почему же теперь надо ожидать пришествия Господа? — глумились они. 3: 5-6. Твердая позиция Петра по отношению к тем, кто выдвигал аргументы такого рода, основывалась на фактах, происшедших в древности. Поскольку вода по слову Божиему, говорил он, играла при начале сотворения земли особо важную роль, вода же, по слову Его, дослужила и средством уничтожения на земле всего живого: В начале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою — речь идет о появлении суши из-под воды на третий день творения (Быт. 1: 9-10). Бог — Творец, но Он также и Судья. По высшей воле Его в любое время могут произойти любые изменения в " естественных" процессах, протекающих в мире, потому что эти процессы планируются Им и находятся под Его контролем. Еретики умышленно забывали о фактах Творения и потопа, тогда как Петр постоянно призывал своих читателей " не забывать" (2 Пет. 1: 12-13, 15; 3: 1-2, 8). Они умышленно отвергали и Слово Божие, а после жаловались, будто Бог от всего устранился. Между тем, апостол Петр твердо верил и в акт Творения, и в факт всемирного потопа, который он неоднокртно упоминает (см. 1 Пет. 3: 20; 2 Пет.2: 5) Под словом " мир" здесь понимается " человечество", поскольку сама земля потом не была уничтожена. В том же значении употребляет слово " мир" и апостол Иоанн (см. Иоан. 1: 9; 3: 16-17, 19; 6: 33; 7: 7; 15: 18-19; 17: 14, 21, 23, 25; 1 Иоан. 2: 2; 3: 13; 4: 14). 3: 7. Помимо стихов 7, 10 и 12, нигде больше в Новом Завете не описывается будущее уничтожение мира огнем. В прошлом человеческая цивилизация уже была уничтожена водой, когда, по слову Божию, на землю обрушился потоп. В будущем же нынешняя цивилизация будет уничтожена по слову Его — огнем. Приняв решение судить мир (2: 3-4, 9, 17), Бог просто откладывает до времени исполнение Своего решения: А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются (греч. тефесаурисме буквально означает " хранить как сокровище") огню на день суда. Пророки Исая и Малахия (Ис. 65: 15-16; Мал. 4: 1) отождествляют огонь со Вторым пришествием Христа. Это же следует и из Кумранских свитков (знаменитые свитки, найденные у Мертвого моря), а также из многих других источников, относящихся ко времени как до, так и после рождения Христа. " День Господень" (2 Пет. 3: 10)— это " день", на который придутся и время Великой скорби, и Тысячелетнее царство, и суд у Великого белого престола, и уничтожение нынешных неба и земли. По окончании Тысячелетнего царства у Великого белого престола состоится суд над нечестивыми (над умершими во зле), после чего они будут брошены в озеро огненное (Отк. 20: 11-15). Это и будет, по словам Петра, день (их) суда и погибели (ср. 2 Пет. 2: 9). Затем небо и земля будут уничтожены огнем. В прошлом вмешательство Бога в человеческие дела уже обернулось катастрофой, поразившей мир (потоп), произойдет это и в будущем.   В. Божий гарантии (З: 8-9) 3: 8-9. Но почему Господь так долго не возвращается на землю? Петр предлагает два ответа на этот вопрос. Во-первых, Бог иначе измеряет время, чем это делают люди. И здесь апостол снова просит своих читателей " не забывать" (по-русски, — " одно то не должно быть сокрыто от вас"). У хулящих Бога память на слово Божие—короткая (ст. 5), но христиане не должны забывать его. Пусть они вспомнят Пс. 89: 5, откуда и приводит Петр ту истину, что для Бога " тысяча лет, как один день". Люди сравнивают время со временем, для Бога же время протекает на фоне вечности. Долгим оно только кажется людям — с точки зрения их ограниченной перспективы. У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как одна день. Некоторые думают, что это место ставит под сомнение учение о том, что Христос придет на землю до установления Своего Тысячелетнего царства; они называются " премиллениалистами"). Возражающие им говорят, что " 1000 лет" следует понимать не буквально, а в плане сравнения. Однако, о 1000-летнем (буквально!) царствовании Христа на земле недвусмысленно говорится в Отк. 20: 1-6 (см. комментарий на эти стихи Откровения). Петр же, конечно, прибег к сравнению, чтобы показать: то, что людям, в том числе и хулителям Господа, кажется удивительно долгим, для Бога таковым не является. И все-таки история современной Церкви не длится в глазах Божиих каких-нибудь два дня! Во-вторых, " медление" Христа объясняется тем, что Бог хочет, чтобы как можно больше людей спаслось (2 Пет. 3: 9). Не медлит Господь исполнением обетования (слово брадиней — " медлит" встречается в Новом Завете только здесь). Снова сравнивает Петр Божие восприятие с человеческим (ср. ст. 8). То, что иные люди " почитают меднением" с точки зрения Его отсчёта времени не есть " медление". Ибо Его календарь корректируется " долготерпением", столь свойственным небесному Отцу (см. ст. 15 и Рим. 2: 4; 9: 22). Слова не желая, чтобы кто погиб, не выражают непреложного Божиего решения — как если бы Бог вознамерился спасти всех до единого. Библия ничего не говорит о всеобщем спасении. Слова эти лишь отражают то, что Бог хотел бы, Его желание. Он действительно хочет, чтобы все люди спаслись (см. 1 Тим. 2: 4), однако, знает, что многие отвергнут Его. Г. Петр о дне Господнем (3: 10-13) 3: 10. Придет же день Господень, как тать ночью. Другими словами, пришествие Его будет столь же неожиданным, сколь и катастрофическим. Уподобляет его внезапному появлению разбойника в ночи Сам Иисус (Мат. 24: 42-44), и другие повторяют это сравнение (1 Фес. 5: 2; Отк. 3: 3; 16: 15). " День Господень" — термин, подразумевающий события последнего времени, которые начнутся после восхищения Церкви и достигнут своей кульминации при начале вечности. В середине семидесятой седьмииы Даниила антихрист обратятся во всей своей ярости против народа Божия (Дан. 9: 24-27; см. ком. на 1 Фес. 5: 2 и 2 Фес. 2: 2-12). В катастрофическом мировом пожаре, который вспыхнет при конце Тысячелетнего царства, небеса (атмосфера и звездное небо, а не место обитания Бога) с шумом прейдут (так или иначе это будет связано с действием огня—2 Пет. 3: 7, 12), стихии же (греч. стоихея подразумевает или звезды, или элементы материя, из которых составлена наша вселенная), разгоревшись, разрушатся (и расплавятся, см. ст. 12, где сказано — " стихии растают"), земля и все дела на ней сгорят. 3: 11. Петр убежден, что знание и ожидание будущих событий должно побуждать верующих к святости в жизни. Вопрос какими должно быть...вам? — конечно, риторический. И заключает в себе же ответ:...в святой жизни и благочестии... " Святая жизнь" (ен хагиаис анастрофаис буквально — " святое поведение") подразумевает христианское освящение, то есть отделение христиан от мира — для служения Богу. Слово " благочестие" (см. 1: 6-7) означает почтительное отношение к Богу, смиренное, добродетельное поведение перед Ним. Тем, кто ставили под вопрос Второе пришествие Христа и суд над нечестивцами, благочестие, естественно, было чуждо (2: 7, 10, 12-15, 18-20; 3: 3), как чуждо оно и современным нечестивцам. Благочестивы те, кто ожидают пришествия Господня (ст. 14; ср. Тит. 2: 12-14; 1 Иоан. 3: 3). 3: 12. Святость и благочестие (ст. 11) побуждают Божий народ не только ожидать пришествия Господня (см. ст. 13-14), но и желать его (по другим переводам— желать, чтобы Господь пришел поскорее). Каким образом могут верующие способствовать приближению дня Господня? Очевидно, благочестивым поведением, молитвами, свидетельствованием, помогающим другим людям прийти к покаянию. В этом стихе Петр вновь подчеркивает, что перед тем, как начаться вечности (здесь это названо " пришествием дня Божия"), воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают (см. ком. наст. 10). Этим событием завершится день Господень (ст. 10) и начнется день Божий. 3: 13. И тогда старая космическая система будет заменена новым небом и новой землей, и именно этого верующие ожидают (см, ст. 12, 14), а не просто уничтожения старой земли. Новое небо и новая земля, обещанные Богом, станут вечным домом или местом, где будет обитать правда (в оригинале здесь буквально: " где правда будет существовать постоянно"). Домом праведности это место станет потому, что праведный Бог будет пребывать там (Иер. 23: 5-7; 33: 16; Дан. 9: 24; Отк. 21: 1, 8, 27). Каким контрастом явится оно по отношению к нашему неправедному миру! Д. Воздействие надежды на поведение верующих (3: 14-16) 3: 14. Словом " итак", которым начинается этот стих, выражена связь между поведением христиан и их ожиданием пришествия Господа. Какими же должны быть верующие люди? Святыми и благочестивыми (ст. 11); всеми силами должны они. стараться, чтобы предстать пред Ним неоскверненными и непорочными (амометои—" без морального дефекта", подобно тому, как жертвенное животное должно было быть без порока физического, смотри Еф. 1: 4; 5: 27; Фил. 2: 15; Кол. 1: 22; Евр. 9: 14; 1 Пет. 1: 19; Иуд. 24; Отк. 14: 5); примиренными с Ним (из греч. оригинала следует, что именно в таком смысле надо понимать здесь — " в мире"; ср. Рим. 5: 1). Тогда как лжеучители, по словам Петра, " срамники и осквернители" (2 Пет. 2: 13), верующие должны быть морально чисты (см. 1: 4), как и Христос непорочен (1 Пет. 1: 19). В этом должен сказываться практический результат причастности членов Божией семьи к Божескому естеству (2 Пет. 1: 4). 3: 15. Долготерпение Господа вызвано Его желанием дать большему числу людей прийти ко спасению (ст. 9). Кажущееся промедление Его с повторным приходом на землю свидетельствует не о нежелании Бога Отца действовать, а именно о Его долготерпении, благодаря которому мир и сегодня еще имеет время для покаяния. Однако, возможности этой больше не будет, когда наступит " день суда" (2: 9; 3: 7). Господне долготерпение отрывает путь к покаянию, зовет к нему, о чем говорит Павел в Рим. 2: 4. Нельзя, однако, с уверенностью сказать, что, ссылаясь в данном стихе на Павла, Петр имел в виду именно это место из его посланий (см. ком. на 2 Пет. 3: 16). Интересно отметить, что апостол Петр называет Павла " возлюбленным братом" (см. также ст. 1, 8, 14, 17). Когда-то Павел строго обличил Петра (Гал. 2: 11-14), что, однако, не мешало им продолжать любигь и уважать друг друга. 3: 16. Петр пишет: Как он говорит об этом и во всех посланиях. Хотя Павел писал по премудрости, данной ему свыше ем. ст. 15), в его посланиях есть нечто неудобоврязумительное. Греческим слоем дисноета, буквально означающим " трудное для понимания", а здесь переведенным как " неудобовразумительное" встречается в Новом Завете только один раз) называли речи тех ораторов, в которых встречались места двусмысленные не вполне ясные. Не только " невеждам и неутвержденным", т. е. слабо еще разбиравшимся в учении Нового Завета, но и самому Петру некоторые места в посланиях Павла были не вполне понятны. Петр не уточняет, какие именно места. Так или иначе, " неутвержденные", астериктои, см. 2: 14) находили в них повод к " превращению" или извращению (стреплоузин — еще одно слово, встречающееся в Новом Завете только здесь) их истинного смысла. Оно и не удивительно, поскольку эти люди так же поступали и с " прочими Писаниями". То обстоятельство, что Петр ссылался на написанное Павлом и вслед затем— на " прочие Писания", говорит о том, что послания Павла уже тогда рассматривались как авторитетная часть Богодухновенных Писаний. Извращая же в каких-то своих целях смысл Священного Писания, " невежды н неутвержденные" навлекали на себя Божие осуждение и как следствие его — погибель (аполеиан, см. 2: 1, 3). Верующие могут не вполне понимать те или иные места в Священном Писании, но уж, конечно, не должны сознательно менять на свой лад их смысл. VI. Заключение (3: 17-18) 3: 17. Свое адресованное многим, но как бы и личное—по сердечности тона, в котором оно написано, — послание (четыре раза повторяет апостол в этой главе слово возлюбленные, ср. стихи 1, 8, 14), Петр заканчивает предостережением (ст. 17) и увещанием (ст. 18). Оба основаны на одной предпосылке: вы знаете это (" будучи предварены о сем"). В греческом тексте это передано одним словом — прогиносконтес, от которого происходит всем известное слово " прогноз". Пациенту, получившему медицинский " прогноз", легче подготовить себя к тому, что его ждет впереди, и исправить то, что можно исправить. Будучи " предварен" врачом: " Если вы и впредь будете есть так же много, то в ближайшие годы не миновать вам серьезного сердечного заболевания", — пациент, зная о грозящей ему опасности, может изменить свой образ жизни себе во благо. Апостол предупреждает: Берегитесь... Если бы Петр жил в наше время, он мог бы сказать: " Не говорите, что я не предупреждал вас..." Берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконннков. Греческое слово, переведенное на русский язык как " увлечься", скорее имеет смысл " быть увлеченным в сторону с правильного пути". Оно предполагает наличие какой-то организованной группы, заинтересованной в действиях по увлечению, отвлечению других. В самом деле, лжеучителям мало было совратить некоторых — тут и там; они хотели увести от Христа как можно больше людей. И те, кто решались водить компанию с совратителями, рисковали отпасть от христианской доктрины (ср. Гал. 5: 4), разделив " заблуждения беззаконников". Но те, кто вняли бы предостережению, памятуя о том, что " знают", удержались бы на своей твердой позиции по отношению к истине (не отпали бы " от своего утверждения"). 3: 18. Но возрастайте в благодати — этот призыв не относится к чему-то, основанному на личных переживаниях и эмоциональном опыте, — он связан со " знанием" — ключевым словом Петра в этом послании; по-русски оно передано н как " познание" и как " рассудительность", и как " познать" (см. 1: 2-3, 5-6, 8, 20; 2: 20-21). Конечно, апостол имел в виду не любое познание вообще, но познание Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа (см. 1: 1-2, 11; 2: 20). Призыв " возрастайте" подразумевает постоянный, непрекращающийся рост. Возрастание в благодати — это преимущество верующего; с одной стороны, оно состоит в том, что верующий все более ощущает на себе действие незаслуженной им Божией милости, с другой — в том, что он все более совершенствуется в духовных добродетелях, о которых апостол говорит в 1: 5-7. Духовный рост начинается с начального познания Христа, когда человек получает новое рождение (Иоан. 17: 3), и затем продолжается по мере общения верующего со Христом (Еф. 4: 15; Фил. 3: 10; 1 Пет. 2: 2). И то, и другое очень важно. Без первоначального познания невозможно начаться возрастанию. Но если верующий на нем и остановился, то это, выражаясь словами Петра, означает, что новообращенный " забыл об очищении прежних грехов своих" (2 Пет. 1: 9). В последней части последнего стиха апостол, который когда-то увереннее чувствовал себя в рыбацкой лодке, чем среди свитков Библейских текстов, торжественно провозглашает единство Отца и Сына: Тот, Кто является нашим Господом, в то же время и наш Спаситель. Слава, которая принадлежит только Богу (Ис. 42: 8) принадлежит и Сыну Его (2 Пет. 1: 17). " Ему слава..." — это и благодарение и молитва Петра (ср. 2 Тим. 4: 18). Слава за искупление, слава за духовный рост, слава за Весть о благодати, слава за избавление от лжеучителей, и слава за Его предстоящее возвращение — вся слава Иисусу Христу. Ему слава и ныне и в день вечный. Это значит—слава Ему от дня, когда Он принял крест, и во все дни новозаветного времени и истории Церкви Его, до настоящего часа и в вечности!

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.