Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социопсихологическая традиция: коммуникация как экспрессия, взаимодействие и влияние






[В 1950-х] лучшие образцы работ по коммуникации были представле­ны исследованием поведения голосующих Лазарсфельда и Берелсона, а также экспериментальными исследованиями изменения убеждений Хов-ланда. К середине 1950-х гг. теоретические работы по коммуникации были

 

 

сосредоточены на проблеме факторов влияния. Эти исследования вновь оживили интерес социальной психологии к теме опосредования, который проявился еще в 1930-е гг.,... к опосредующей роли предрасположеннос­ти реципиента и социальных процессов в процессе коммуникации и... к возможности дифференциальных воздействий (Delia, 1987. Р. 63).

 

Виды вопросов, начинающихся с «почему», на которые предпочитают отвечать ученые, могут отличаться от тех, которые занимают психологов.... Как теоретикам коммуникации, нам необходимо понять, когда, как и почему взаимодействие изменяет характер поведения отправителя и суж­дения получателя (Burgoon & Buller, 1996. P. 316-317).

 

Традиция экспериментальной социальной психологии XX в., продолжа­ющая доминировать в большей части того, что называют «коммуникацион­ной наукой» (Berger & Chaffee, 1987), рассматривает коммуникацию как про­цесс экспрессии, взаимодействия и влияния, процесс, в котором поведение людей или других сложных организмов отражает психологические механиз­мы, состояния и характерные черты в результате взаимодействия с подоб­ной же выразительностью других индивидов, вызывает ряд когнитивных, эмоциональных и поведенческих эффектов.

Одним словом, коммуникация — это процесс, посредством которого инди­виды взаимодействуют и оказывают влияние друг на друга. Коммуникация мо­жет осуществляться лицом к лицу или с помощью технических средств и может быть направлена от одного к другому, от одного ко многим или от многих ко многим, но во всех форматах она использует (в отличие от феноменологическо­го подхода) посреднические элементы, которые становятся связующими звень­ями между индивидами. Если с точки зрения семиотики коммуникация опосре­дована знаками и знаковыми системами, то с точки зрения социальной психоло­гии она опосредована психологическими факторами (установками, эмоциональными состояниями, личностными особенностями, неосознаваемы­ми конфликтами, социальными знаниями и т. п.), модифицированными по ходу социального взаимодействия (которое может включать воздействующий эффект как медиа технологий и институтов, так и межличностного влияния).

Теоретический анализ коммуникации, представленный данным подхо­дом, позволяет объяснить причины и следствия социального поведения и разрабатывает практики с целью направленного управления этими поведен­ческими причинами и следствиями. Проблемы коммуникации, с точки зре­ния социопсихологической традиции, — это ситуации, которые предусмат­ривают эффективное воздействие на причины поведения для того, чтобы получить заранее определенные и контролируемые результаты.

Социальная психология кажется внушающей доверие и практически полезной, потому что обращается к общепринятым представлениям и по-

 

 

вседневному практическому интересу к причинам и следствиям коммуника­ции. Мы охотно верим, что наши способы передачи сообщений и наши ре­акции на сообщения других зависят от наших индивидуальных особеннос­тей. Человеческая природа такова, какова она есть, и мы не удивляемся, ког­да узнаем, что на наши суждения может повлиять наше социальное окружение, что они часто непредсказуемым образом зависят от твердости наших убеждений, от социальных установок и эмоциональных состояний. Мы знаем также, что процессы взаимодействия в группах, особенно затра­гивающие лидерство и конфликт, могут повлиять на результаты работы груп­пы, поэтому важно понимать эти причинные связи, чтобы управлять данны­ми процессами эффективно.

Апеллируя к этим обыденным представлениям, социопсихологическая теория подвергает глубокому сомнению не менее распространенное убежде­ние в том, что люди являются рациональными существами. Повторяющиеся проявления человеческой слабости и иррациональности бросают вызов на­шей исходной вере в способность к личному самоуправлению22. Более того, социальная психология ставит под сомнение все неподтвержденные положе­ния о факторах влияния на человеческое поведение, требуя — и пытается их предоставить — точные, экспериментально проверенные доказательства. Она критикует риторику, например, за отсутствие доказательств того, что предла­гаемая ею техника убеждения на самом деле работает, а кибернетику — за сведение всей коммуникации к алгоритмам обработки информации, игнори­рующим изменчивость мотивации, личности и эмоций. Как одно из направле­ниисоциальной практики, социальная психология, как и кибернетика, высоко ценит технику; она обещает, что наша жизнь может улучшиться благодаря применению экспертами техник психологической манипуляции и терапии. Так, социопсихологический подход к риторике рассматривает последнюю как тех­нологию психологической манипуляции, а не как ораторское искусство, фор­мирующее убеждения слушателей. Нельзя сказать, однако, что социальная психология не имеет своей собственной нравственной позиции: она следует твердому моральному императиву, согласно которому мы, как индивидуаль­ные коммуникаторы, должны делать ответственный выбор на основе научно обоснованных доказательств вероятных последствий наших сообщений.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.