Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приёмы развития речи учащихся вспомогательной школы на материале предмета «Человек и мир».






На занятиях «Человек и мир» ребенок получает самые разнообразные задания, например, ему следует описать предмет, рассказав о его характерных (отличительных) признаках, или сравнить пред­мет с другими и выделить в нем существенные призна­ки, позволяющие отнести его в ту или иную предметную ка­тегорию.

Важными направлениями в развитие речи является развитие связной и диалогической речи. Речь ребенка на протяжении дошкольного и школьного возраста развивается от ситуативной, имеющей в основном диалогический характер к контекстной (монологической) речи. Это развитие определяется сменой видов деятельности ребенка. Рост словаря, как и усвоение грамматического строя, находится в прямой зависимости от условий обучения и воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

На занятиях «Человек и мир» ребенок получает самые разнообразные задания, например, ему следует описать предмет, рассказав о его характерных (отличительных) признаках, или сравнить предмет с другими и выделить в нем существенные признаки, позволяющие отнести его в ту или иную предметную категорию.

Важную роль в формировании речи у детей имеют дидактические игры, выступающие как средство обучения. К примеру, для развития ориентировки в свойствах предметов целесообразно использовать игры и упражнения типа «Назовем цвет предмета», «Подберем чашки к блюдцам», «Составим букет». Словесные дидактические игры типа игры «Угадай по описанию», позволяя ребенку услышать от педагога образец описания предмета, способствуют не только формированию отчетливых представлений о нем, но и обогащению словаря.

Правильная организация деятельности детей состоит в том, чтобы, опираясь на игру, постоянно подводить их к выполнению учебных заданий. По мере того как у детей формируются познавательные интересы и они овладевают элементами учебной деятельности, доля игрового метода обучения должна уменьшаться. Дидактические игры, проводимые на занятиях педагогом или педагогом-дефектологом, подготавливают детей к творческим сюжетно-ролевым играм. Система работы по ознакомлению детей с окружающим миром, осуществляемая в указанных направлениях (непосредственные систематические наблюдения, предметно-практическая деятельность детей, умственная и речевая деятельность, дидактические и сюжетно-ролевые игры), способствует обогащению словаря детей и воспитанию умения последовательно и связно рассказывать о собственном опыте.

При составлении рассказов ребенок опирается на картинный план или на опорные слова (предметные картинки), предложенные педагогом. Сначала составляются рассказы о коллективной деятельности, например, такие: «Как мы играли в «Кошки-мышки», «Как мы кормили птиц», «Наш веселый праздник Новый год». К концу года каждый ребенок научается самостоятельно составлять рассказы из личного опыта («Как я догадался, что наступила весна», «Мамин праздник», «Когда распустилась верба» и др.).

Дальнейшая работа по развитию связной речи с использованием сюжетной картины или серии последовательных картин предполагает выработку следующих основных умений:

1. придумывать название картины или серии картин;

2. определять время и место действия, изображенные на картине (поздняя осень, ранняя весна; вечером, утром, в полдень; вдали, вблизи, недалеко, перед, между, из-за и т.п.);

3. устанавливать причинно-следственные связи, высказывать суждения, выводы;

4. составлять рассказ по картине в определенной последовательности (охарактеризовать явления неживой и живой природы, рассказать о действиях персонажей, сделать заключение);

5. составлять рассказ, излагая последовательно события в серии сюжетных картин;

6. слушать внимательно ответы и рассказы своих товарищей, уметь оценивать их с точки зрения логичности и последовательности изложения и использования выразительных средств языка.

Занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи являются не только средством расширения кругозора детей, активизации их познавательной деятельности, но и одним из важнейших условий коррекции психического развития ребенка, гражданского и нравственного воспитания.

Работа по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи вне занятий осуществляется воспитателем. Прогулки, на которых ведутся наблюдения за погодой, изменениями в жизни растений и животных, за трудом взрослых людей, воспитатель сопровождает беседой. Наблюдения планируются воспитателем совместно с педагогом-дефектологом. Наблюдения занимают от 5 до 10 минут. С помощью дидактических и подвижных игр (к примеру, «Найди дерево по описанию», «Садовник», «С чьей ветки детки» и т.д.) закрепляются знания детей, полученные на занятиях.

Выводя детей на улицу, педагог учит их ориентироваться в окружающем пространстве, соблюдать правила дорожного движения. Они узнают, какие общественные здания расположены поблизости, кто в них работает, какую работу выполняет. Если позволяют местные условия, планируется проведение 2-3 целевых прогулок. Воспитателю, как и педагогу-дефектологу, необходимо хорошо знать индивидуальные особенности каждого ребенка и следить за его развитием. Очень важное значение имеет работа по развитию связной речи детей и воспитанию навыков культурного общения. Детей необходимо научить выслушивать высказывания воспитателя и своих товарищей, не перебивая их, обдумывать собственные высказывания, избегать торопливости и многословности. Работа над речью, над пониманием значением слов и выражений, которые употребляются при изучении предмета «Человек и мир», особенно в начальных классах специальной школы, протекает с опорой на наглядные средства и с опорой на личный опыт и предполагает тесную связь слова с наглядным представлением, соответ­ствующим его значению. Слова, фразы для лучшего понимания, запоминания и осознания должны быть выражены в краткой и понятной форме. Речевой материал подбирается исходя из потребности:

а) организовать учебную деятельность детей и общение связи с ней (У меня сломался карандаш. Можно поточить? на какой странице открыть книгу?);

б) обеспечить успешное восприятие и последующее закрепление речевых выражений при подаче нового материала. Здесь особенно важно иметь нужную запись на доске (чаще всего сделанную до урока).

в) правильно использовать записанные слова и словосочетания, фразы, что позволит эффективно работать по развитию грамматической стороны речи на протяжении всего урока.

Содержание курса позволяет расширить практический опыт детей, привлечь их внимание к различным сторонам окружающего мира (что способствует расширению их познавательных интересов), активизировать мыслительную деятельность. Это непосредственные на­блюдения и простейшие опыты, обучение целенаправленному и планомерному анализу, а также способам группировки и классификации изучаемого материала, широкое использование предметно-практической деятельности. Однако для эффективного использования заложенных в программу возможностей/ формирования познавательных интересов необходимо так организовать процесс обучения, чтобы новые знания воз­никали в результате активной умственной деятельности детей, направленной на решение возникающих у них вопросов и принятых ими самими учебных задач.

Это достигается такими способами обучения, при которых деятельность детей направляется на самостоятельный поиск выводов, умозаключений.

 

Тема лекции: ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД МАТЕРИАЛОМ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО И АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ В МЛАДШИХ КЛАССАХ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.