Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дорожные одежды






7.1. Требования настоящего раздела распространяются на проектирование конструкций дорожных одежд постоянных улиц и дорог. Требования к дорожным одеждам временных дорог устанавливаются индивидуально, в зависимости от конкретных условий.

7.2. Конструкции дорожной одежды и вид покрытия назначаются на основании технико-экономического сравнения вариантов дорожных одежд с учетом климатических и гидрогеологических условий, категории улиц и дорог, состава и интенсивности движения транспорта, наличия строительных материалов, подземных сооружений и коммуникаций, а также застройки и требований охраны окружающей среды.

Предварительное назначение конструкций дорожных одежд допускается выполнить по каталогам и альбомам типовых конструкций, а также согласно табл. 20

7.3. В конструкциях дорожных одежд, как правило, необходимо предусматривать следующие функциональные слои: покрытие, основание и подстилающие слои оснований (дренирующие, морозозащитные, теплоизолирующие и др.).

При соблюдении транспортно-эксплуатационных требований допускается применение однослойных одежд, одновременно совмещающих функции вышеуказанных слоев.

ПРИМЕЧАНИЕ. Покрытие, основание и подстилающие слои могут состоять из нескольких слоев.

7.4. Конструктивные слои дорожных одежд назначаются из условия прочности и морозоустойчивости всей конструкции, при этом должна обеспечиваться прочность каждого из слоев, связанных материалов (асфальтобетон и др.).

Таблица 20

Тип дорожных одежд Основные виды покрытий Категория дорог и улиц
Капитальные Цементобетонные монолитные, сборные железобетонные, асфальтобетонные, брусчатые, сборные из мелкоразмерных бетонных плит на основаниях из бетона, асфальтобетонных смесей, щебня и дробленого гравия, обработанных вяжущими, щебня высоких марок, уложенного по принципу заклинки Магистральные улицы и дороги. Улицы и дороги местного значения при наличии в составе движения тяжелого грузового транспорта
Облегченные Асфальтобетонные и дегтебетонные, брусчатые, сборные из мелкоразмерных бетонных плит на основаниях из щебня и гравия, грунта, обработанного вяжущим Улицы и дороги местного значения при преимущественном движении легкового транспорта, пешеходные улицы и тротуары с уборкой тяжелой техникой, улицы и дороги сельских поселений
Переходные Щебеночные и гравийные, из грунтов и местных малопрочных каменных материалов, обработанных вяжущими Улицы и дороги местного значения, проезды, велосипедные дорожки, пешеходные улицы и тротуары при одиночных проездах автомобилей и уборке легкой техникой. Улицы и дороги сельских поселений

Для климатических подрайонов I А, I Б и I Г конструкция дорожной одежды назначается на основании теплотехнических расчетов.

Фактической состояние существующих дорожных одежд должно учитываться при разработке конструкции в случае капитального ремонта или реконструкции улиц и дорог.

Конструкции дорожных одежд улиц и дорог, сооружаемых в районах массового жилищного строительства, должны предусматривать возможность пропуска построечного транспорта на период интенсивного строительства и последующего усиления (восстановления) одежды до расчетных характеристик и параметров по завершении застройки района.

При наличии в составе транспортного потока тяжелых автомобилей в количестве более 5 % и с нагрузкой, превышающей на 20 % расчетную, для многополосных проезжих частей допускается устраивать дорожную одежду, равную наиболее загруженной полосе.

7.5. На магистральных улицах и дорогах, перед пересечениями с ними, а также на мостах и путепроводах, независимо от их плана, про филя и условий движения, перед пешеходными переходами следует предусматривать устройство покрытий с коэффициентом сцепления 0, 5 - 0, 6. Данный коэффициент сцепления обеспечивается:

устройством покрытий из асфальтобетонных смесей типа А и Г, а также Б согласно ГОСТ 9128-84 при использовании щебня марки по прочности не ниже 1000 и дробленого песка или отсевов дробления изверженных горных пород;

специальной отделкой (рифлением, обработка щетками и т.п.) поверхности цементобетонных покрытий.

На улицах и дорогах местного значения коэффициент сцепления должен быть не ниже 0, 45, что обеспечивается применением материалов в покрытии, удовлетворяющих требованиям действующих стандартов и других нормативно-технических документов на дорожно-строительные материалы.

7.6. Выбор вида покрытия проезжей части улиц и дорог следует производить в зависимости от продольного уклона в соответствии с данными табл. 21.

Таблица 21

Вид дорожного покрытия Продольный уклон, %
допускаемый исключительный
Асфальтобетонные:    
без поверхностной обработки    
с поверхностной обработкой    
Цементно-бетонные, в т.ч. сборные железобетонные    
Брусчатые    
Щебеночные    
Мостовые из колотого и булыжного камня   1 2 0

ПРИМЕЧАНИЕ. Исключительные продольные уклоны допускаются в горных и особо сложных условиях при соответствующем обосновании.

7.7. Поперечные уклоны проезжей части улиц и дорог, продольные и поперечные уклоны площадей и автостоянок не должны бытьболее указанных в табл. 22.

Таблица 22

Вид дорожного покрытия Наибольший поперечный уклон, ‰
Асфальтобетонные и цементно-бетонные:  
улицы и д ороги  
площади и автостоянки  
Сборные из бетонных и железобетонных плит, брусчатые мостовые:  
улицы и дороги  
площади и автостоянки  
Щебеночные  
Булыжные  

ПРИМЕЧАНИЯ: 1. В сложных и стесненных условиях допускается увеличение уклонов на 5 ‰.

2. Наименьшие продольные уклоны по лоткам проезжей части для асфальтобетонных и цементно-бетонных покрытий следует принимать не менее 4 ‰, для остальных покрытий - не менее 5 ‰.

7.8 Толщина цементно-бетонного покрытия и основания, в том числе из жестких укатываемых бетонов (тощих) класса В 12, 5 и ниже назначается расчетом по прочности с учетом повторяемости суммарных напряжений от нагрузок автомобилей и температуры. При определении толщины цементобетонного основания асфальтобетонное покрытие следует учитывать как несущий слой. Для обеспечения трещиностойкости асфальтобетонного покрытия следует устраивать его толщиной не менее 12 см.

Покрытия с цементобетонными основаниями устраиваются на магистральных улицах и дорогах с высокоинтенсивным движением транспорта. Рекомендуемые толщины цементобетонных покрытий и оснований, в зависимости от категорий улиц и дорог, приведены в табл. 23.

7.9. В бетонных покрытиях и основаниях из бетона В 12, 5 и выше следует устраивать поперечные и продольные швы: расширения, сжатия, коробления и рабочие. Расстояние между швами сжатия (длина плит) определяется путем расчета или назначается в соответствии с требованиями СНиП 2.05.02-85.

Таблица 23

Наименование материалов оснований (нижних слоев оснований) Магистральные улицы общегородского значения Магистральные улицы районного значения Улицы и дороги местного значения
транспортно-пешеходные пешеходно-транспортные
Бетон низких марок по прочности на сжатие и растяжение при изгибе (В 12, 5 и ниже) 20 - 22 18 - 20 16 - 18 -
Щебень и гравий, обработанные вяжущим 21 - 23 19 - 21   16 - 18*
Щебень высоких марок, уложенный по принципу заклинки 22 - 24 20 - 22 18 - 19 16 - 18*

* Значения толщин приведены применительно к покрытиям.

Толщины приведены для цементобетонов применяемых:

в покрытии - класса по прочности на сжатие В 30 и прочности на растяжение при изгибе В 4, 0;

в основании - по прочности на сжатие В 15 и прочности на растяжение при изгибе В 2, 4.

7.10. На высоких насыпях, сложенных из разнородных грунтов, грунтов повышенной влажности, на участках с большой мощностью культурного слоя, на насыпях и местах пересечения болот, торфяников, на подходах к мостам и путепроводам, в местах прокладки подземных коммуникаций, сопряжений с горловинами колодцев и других случаях, когда предполагается неравномерная осадка грунта необходимо устраивать цементобетонные покрытия с армированием сетками или применять сборные железобетонные покрытия.

7.11. Устройство сборных железобетонных покрытий на улицах и дорогах следует предусматривать как для обычных, так и для сложных условий строительства, а также при производстве работ в холодный период года, когда применение других видов покрытия затруднено.

Укладка железобетонных плит выполняется с обязательной сваркой монтажных петель и соединительных скоб и заделкой мелкозернистым или песчаным бетоном швов и ниш покрытия.

Конструкции одежд из сборных железобетонных покрытий должны учитывать конструкцию плит и нагрузку в соответствии с ГОСТ 21924.0-84 - ГОСТ 21924.3-84.

7.12. Асфальтобетонные покрытия на основаниях из щебня, гравия, щебеночных смесей, материалов и грунтов, улучшенных вяжущими средствами проектируются в один или несколько слоев. Толщина слоев определяется обеспечением прочности дорожной одежды по упругому прогибу всей конструкции, сопротивлению сдвигу в грунте, а также по растяжению при изгибе слоев асфальтобетонных покрытий.

7.13. Толщина слоев дорожных одежд должна назначаться с учетом типа и марок асфальтобетонных смесей, технологических возможностей строительных организаций, наличия материалов, сезона строительства.

Независимо от результатов расчета на прочность дорожной одежды толщины конструктивных слоев в уплотненном состоянии следует принимать не менее приведенных в СНиП 2.05.02-85.

Верхний слой (слой износа) асфальтобетонных покрытий толщиной 4 - 5 см допускается не учитывать в расчете по прочности и морозоустойчивости одежд.

7.14. Щебеночные основания и основания из дробленого гравия устраиваются под асфальтобетонные покрытия улиц и дорог. Гравийные основания следует применять для улиц и дорог местного значения.

Дорожные одежды с покрытием из брусчатых камней, отвечающих требованиям ГОСТ 23608-79, и из мелкоразмерных бетонных тротуарных плит, отвечающих требованиям ГОСТ 17608, рассчитывают по следующим критериям прочности: сопротивлению сдвигу в грунте и песчаных слоях, растяжению при изгибе в связных слоях оснований.

Покрытия из брусчатых камней и тротуарных плит устраиваются на основаниях с прослойкой из песка или сухой цементно-песчаной смеси толщиной 3 - 5 см. При этом швы покрытий, в зависимости от условий отвода поверхностных вод, также заполняются песком, ценентно-песчаной смесью, раствором или битумной мастикой.

7.15. Конструкции дорожных одежд при совместном движении автотранспорта и трамваев проектируются в соответствии с настоящим разделом и СНиП 2.05.09-90.

7.16. Дорожные одежды тротуаров, велосипедных дорожек, автостоянок, проездов следует проектировать в соответствии с требованиями настоящего раздела, установленными для дорожных одежд улиц и дорог облегченного и переходного типов.

Конструкции дорожных одежд должны обеспечивать пропуск уборочной техники, а пожарные проезды - разовый пропуск в течение суток 2 - 3 транспортных средств тушения пожаров.

7.17. Конструкции дорожных одежд автостоянок должны рассчитываться по прочности на длительное статическое воздействие автомобилей.

Не следует применять в качестве покрытий автостоянок (особенно в местах заправки или техобслуживания автомобилей), а также для пожарных проездов покрытия из асфальто- и дегтебетонов.

7.18. Подстилающие и дополнительные слои дорожных одежд должны обеспечивать прочность и морозоустойчивость конструкций.

Специальные морозозащитные слои не устраиваются:

в районах с глубиной промерзания менее 0, 6 м;

в случаях когда необходимая по условиям прочности дорожная одежда имеет толщину, превышающую 2/3 глубины промерзания;

при земляном полотне, верхний рабочий слой которого:

отвечает требованиям п. 6.8 данных Рекомендаций;

состоит из непучинистых или слабопучинистых грунтов на глубину соответственно 1, 2 м от поверхности цементобетонных и 1 м асфальтобетонных покрытий во II дорожно-климатической зоне и на глубину 1 м и 0, 8 м в III дорожно-климатической зоне и имеет степень уплотнения, соответствующую коэффициентам уплотнения, приведенным в СНиП 2.05.02-85.

7.19. На участках улиц и дорог, не отвечающих условиям п. 7.18, следует предусматривать противопучинные мероприятия в соответствии с п. 6.12 данных Рекомендаций.

7.20. Толщина теплоизоляционных слоев определяется путем теплотехнического расчета.

7.21. Толщина песчаного подстилающего слоя по условиям осушения определяется путем расчета согласно следующим условиям:

отвода воды в углубленные ровики с сопутствующим дренажем мелкого заложения или на откос земляного полотна;

временного накопления воды в песчаном слое в период оттаивания сопутствующего дренажа мелкого заложения до полного водопоглощения.

7.22. Устройство песчаного дренирующего слоя не требуется в следующих случаях:

при земляном полотне, сложенном из песчаных и супесчаных непылеватых грунтов;

в III дорожно-климатической зоне при 1-м типе местности или соответствующему ему увлажнению грунта рабочего слоя земляного полотна при 2-м и 3-м типе местности;

в IV и V зонах при 1-м и 2-м типах местности или соответствующему ему увлажнению грунта рабочего слоя земляного полотна при 3-м типе местности;

при устройстве гидроизолирующих и капилляропрерывающих прослоек.

7.23. При устройстве дренирующих слоев следует учитывать дополнительный эффект осушения за счет применения геотекстильных прослоек, сопутствующих дренажей подземных сооружений, дренажных прорезей, воронок и наоборот дополнительное увлажнение водами канализационных сетей, водопроводов и теплосетей при их работе в напорном режиме или аварийном состоянии.

7.24. Дорожные одежды в местах сопряжения с горловинами смотровых колодцев следует выполнять с применением специальных плит, разгружающих и распределяющих нагрузки от транспорта, с телескопическим подъемом чугунных люков до отметок верха покрытия.

7.25. Материалы дорожных одежд и применяемые изделия должны удовлетворять требованиям настоящего раздела и указанным в нем стандартам, а также требованиям СНиП 2.05.02-85.

Значения показателей и характеристик материалов для магистральных улиц и дорог общегородского значения следует принимать как для внегородских дорог I и II категорий, для магистральных улиц районного значения - по III категории, улиц и дорог местного значения - по IV категории.

Местные материалы и отходы промышленности, используемые в конструктивных слоях должны удовлетворять требованиям, предъявляемым к обычным строительным материалам, взамен которых они применяются. Параметры конструктивного слоя и всей дорожной одежды должны быть уточнены в соответствии с характеристиками данных материалов.

При соответствующем обосновании для улиц и дорог местного значения, пешеходных улиц, тротуаров, велосипедных дорожек, проездов допускается в основаниях и в подстилающих слоях применять золы уноса, металлургические шлаки, золошлаковые смеси ТЭЦ, фосфогипсы и фосфополугидраты, нефелиновые и бокситовые шламы и другие материалы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.