Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Антонимы.






Слова, противоположные по значению, называются а н т о н и м а м и: радостный – грустный, тихий – громкий, увеличивать – уменьшать, соблюдать – нарушать, жизнь – смерть, свет – мрак. всегда – никогда.

Антонимы возможны у таких слов, значения которых соотносительны и заключают в себе противоположные качественные оттенки: добрый – злой, свет – мрак, радость – горе, любовь – ненависть.

С помощью антонимов одну и ту же мысль можно выразить по-разному. Сравните: надо соблюдать правила уличного движения.– Не надо нарушать правила уличного движения; Она никогда не опаздывает.– Она всегда приходит вовремя.

Упражнение 15. Прибавляйте к каждому существительному, поставленному в скобках, имя прилагательное; объясните значение прилагательного в разных сочетаниях, подобрав к нему синонимы (отдельные слова или целые выражения).

Крепкий (дерево, человек, одежда, сон, чай); тихий (голос, шаг, ветер, нрав, жизнь); сухой (земля, дрова, человек, стиль); чистый (бельё, комната, вода, золото, небо, стекло, сердце, произношение, работа, поле, доход); верный (друг, решение, копия, гибель).

16. Исправьте предложения, заменив повторяющиеся и однокоренные слова синонимами

1) Лодочник быстро работал вёслами и быстро достиг противоположного берега. 2) Скорый поезд с невероятной скоростью промчался мимо станции. 3) Я расскажу вам случай, который случился в одной деревне. 4) Петрову считали активисткой: она принимала самое активное участие в общественной работе. 5) Шёл крупный снег.; из которого так хорошо лепить снежки. Школьники шли из школы. Они увидели поезд, который шёл к станции.

17. Составьте небольшую заметку о прочитанном художественном произведении, употребив в ней следующие синонимы:

описать, изобразить, представить, обрисовать, показать, охарактеризовать, вывести.

18. Спишите следующие предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните антонимы.

1) Не было бы...астья да не...астье пом..гло. (Посл. 2) Кипит и стын…т кровь. (Тютч.) 3) Он был стар они были молоды; он был скучен они были веселы. (Л. Т .) 4) Может быть они правы да и я (не) виноват (П.) 5) Что-то слыш..тся родное в долгих песнях ямщика: то разгулье удалое то сердечная тоска. (П.) 6) Ты и убогая ты и обильная ты и могучая ты и бе...ильная – матушка Русь! (Н.) 7) Старое стари...ся молодое растёт. (Посл,)

19. Подберите антонимы к следующим словам и выражениям:

длинный рассказ, старый товарищ, дешёвый сорт, маленький домик, близкий путь, больной ребёнок, наказывать, хвалить, война, крупное хозяйство, временная работа, случайность.

 

ЛЕКСИКА СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СТИЛИСТИЧЕСКОЙ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.