Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Омонимы.






Слова, одинаково звучащие, но не имеющий ничего общего в своём значении, называются омонимами: коса 1– орудие косьбы, коса2 вид прически, коса3 – узкая полоска берега, выдающаяся далеко в воду.

Тем, что значения омонимов далеки друг, от друга, омонимы и отличаются от многозначных слов, которые сохраняют некоторую смысловую общность. Сравните: в клубах дыма – в клубах и домах культуры (клуб1 и клуб2 - омонимы) и зарыть в землю и родная земля (земля– многозначное слово; см. выше).

Омонимы создаются в языке разными путями:

1) в результате потери смысловой связи между отдельными значениями одного и того же слова: месяц1 луна и месяц2 двенадцатая часть года;

2) в результате создания новых слов: ударник1 часть затвора огнестрельного оружия или орудия (от удар с помощью суффикса - ник); ударник2 передовой рабочий на. производстве (от ударный с помощью суффикса - ик);

3) в результате заимствования слов из других языков: лейка1 сосуд для поливки цветов; лейка2 (заимствовано из немецкого языка) – вид фотоаппарата.

Упражнение 1. Выпишите слова, которые можно обобщить словом науки, а затем те слова, которые можно обобщить словом искусства.

Математика, география, поэзия, живопись, физика, химия, скульптура, биология, музыка.

2. Следующий список слов разбейте на группы в соответствии с общими свойствами понятий, которые этими словами обозначаются. Назовите каждую группу обобщающим (родовым) словом или словосочетанием.

Образец: радио, телеграф, телефон – средства связи.

Ромб, радость, весна, скрипка, топор, радио, поэма, квадрат, печаль, лето, молоток, басня, телеграф, виолончель, рубанок, зима, повесть, треугольник, восторг, осень, телефон, контрабас, пила, роман.

3. Из следующих примеров в левый столбец выпишите слова, обозначающие более общие понятия, а в правый – слова, обозначающие относящиеся к первым частные понятия.

Образец. Сквозь обнажённые бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо, кое-где на липах висят последние золотые листья (общее понятие – деревья; частное – липы).

1) Птицы мирно поют. Золотой голосок малиновки звучит невинной болтливой радостью. (Т.) 2) Явился Фома, причёсанный, затянутый, в сапогах и с собаками. Я ради приличия полюбовался глупыми животными (борзые – все чрезвычайно глупы). (Т.) 3) Приезжий с чрезвычайной точностью расспросил, кто в городе губернатор, кто председатель палаты, кто прокурор, – словом, не пропустил ни одного значительного чиновника. (Г.) 4) Все породы деревьев смолистых, как-то: сосна, ель, пихта – называются «красным лесом». (А.) 5) Неизвестно откуда возьмутся не свойственные горам цветы, кусты и деревья: незабудка, дикий нарцисс, тальник и берёзка.

4. Укажите, чем неправильны следующие предложения, и напишите их в исправленном виде.

1) Целые дни дядя Ерошка проводил в лесу, охотясь на зверей: кабанов, оленей, фазанов.

2) Густо разрослись роскошные деревья: мощные дубы, стройные ясени, орешник, жимолость, папоротники с их словно кружевными листьями.

5. Объясните, на основании какого признака данные предметы так названы.

Черника, подосиновик, головастик, светлячок, овчарка, дворняжка, одеяло, мыло, шило, шиповник, рожок, соратник.

6. Какие свойства предметов и факты использованы для обозначения следующих действий?

Съёжиться, петушиться, стушеваться, обуздать, ошеломить, стрелять, смутить, обосновать.

7. Какие слова употреблены в переносном смысле в следующих выражениях?

Горячая любовь, кипучая энергия, тёмные люди, седая старина, сердечный привет, зерно истины, дорога к будущему, глубоко продумать, широко обсудить, поставить вопрос на голосование, золотое сердце.

Замените эти выражения близкими по смыслу.

8. Укажите, вместо каких слов и выражений употреблены выделенные слова.

1) Аудитория была очень внимательна. 2) Наши школьники любят и читают Маяковского. 3) Наш класс хорошо учится. 4) «...Я три тарелки съел». (Кр.) 5) Фарфор и бронза на столе и, чувств изнеженных отрада, духи в гранёном хрустале. (П.) 6) «Вот голова, какой в России нет!» (Гр.)

9. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите слова и выражения, употреблённые в переносном смысле.

1) Вот охват...вает ветер стаи волн об...ятьем крепким и бр...сает их с размаха в дикой злоб... на утёсы, разб...вая в пыль и брызги изумрудные гр...мады. (М. Г.)

2) Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присзо...ло себе насидьстве...ой лозой

И труд, и собственность, и время земледельца. (П.)

3) Душно! Без счастья и воли Грянь над пучиною моря,

Ночь бе...конечно дли..а. В поле, в лесу засвищи,

Буря бы грянула, что ли! Чашу вселенского горя

Чаша с краями полна! Всю расплещи!..

(Н. А. Н е к р а с о в.)

10. Спишите. Объясните, вкаких значениях употреблены выделенные слова в следующих предложениях:

1) Выстроили новый дом. Под каждым ей (стрекозе) листком был готов и стол и дом. (Кр.) Дом вести – не лапти плести. (Посл.)

2) Купил чёрного хлеба. Хозяйка вынула хлеб из печки. Хлеб ссыпали в элеваторы. Хлеба уродились хорошие. Горек чужой хлеб.

3) Язык не лопатка: знает, что сладко. (Посл.) Язык до Киева доведёт. (Посл.) Без языка и колокол нем. (Даль.) О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! (Т.)

11. Спишите. Укажите, в каком из предложений слово вещь значит: 1) всё окружающее; 2) предметы материального мира; 3) мебель; 4) одежда; 5) имущество; 6) багаж; 7) факт, случай; 8) театральная постановка; 9) произведение искусства.

1) В комнате из моих вещей остались только диван, комод и два стула. 2) Сосед забрал свои вещи и уехал из города. 3) В чемодане лежали тёплые вещи. 4) Покарауль вещи, я схожу за билетами. 5) Художник выставил свои самые лучшие вещи. 6) В театре шла довольно забавная вещь. 7) Случилась удивительная вещь. 8) Вещи, находящиеся вне нас, воздействуют на наши органы чувств. 9) Надо иметь здравый взгляд на вещи.

12. Объясните одним словом или целым выражением, что значат выделенные слова.

1) Вывести пятно (уничтожить). Вывести букву, вывести узор, вывести фундамент, вывести цыплят.

2) Лёд идёт по реке. Снег идёт. Пар идёт изо рта. Время идёт быстро. Товар не идёт. На костюм идёт три метра материи. Шляпа мне не идёт. Сегодня идёт «Князь Игорь».

13. По «Толковому словарю русского языка» (под редакцией проф. Д. Н. Ушакова, т. 1) или «Словарю русского языка» С. И. Ожегова определите значения слов:

голова, золото, звено.

14. Составьте предложения, в которых был бы употреблён каждый из указанных

ниже омонимов.

Образец. Весь мир следит за успехами нашей науки.– Худой мир лучше доброй ссоры.

Мир, наряд, лук, лавка, лайка, ключ, печь, течь, стать, рысь.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.