Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сиротство, социальное сиротство. Замещающая профессиональная семья






Понятие «Социальное сиротство»

Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими.

В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство).

Дети-сироты -- это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Социальный сирота -- это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются его воспитанием и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. К числу социальных сирот относятся дети, родители которых фактически не заботятся о них, но юридически не лишены родительских прав.

Социальное сиротство -- социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими.

Проблема социального сиротства является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. В нашей стране ежегодно более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей.

2. Среди причин сиротства можно назвать следующие:

✓ родители (мать) добровольно отказываются от своего несовершеннолетнего ребенка (как правило, младенческого возраста);

✓ принудительное изъятие ребенка из семьи в случаях лишения родителей родительских прав в целях зашиты интересов ребенка. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, ведут антисоциальный образ жизни, недееспособны и т. п.;

✓ смерть родителей. Сюда же могут быть отнесены дети, потерянные в силу каких-либо природных или социальных катаклизмов, вынуждающих население страны к хаотической миграции.

Опека — это форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей; душевнобольных). Под опекой также понимаются лица или учреждения, на которые возложено такое наблюдение. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства — опекунством.

2. Попечительство — это форма зашиты личных и имущественных прав несовершеннолетних (и некоторых других категорий людей), то есть под попечение по сравнению с опекой может попадать значительно более широкая категория детей.

3. К категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся дети, у которых родители:

✓ умерли;

✓ лишены родительских прав;

✓ ограничены в родительских правах;

✓ признаны безвестно отсутствующими;

✓ недееспособны (ограниченно дееспособны);

✓ отбывают наказание в исправительных колониях;

✓ обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;

✓ уклоняются от воспитания детей;

✓ отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помешен временно.

Социальный сирота — это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-либо причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Согласно Федеральному закону " О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.96 № 159-ФЗ (с изм. от 10.01.2003) опека и попечительство — форма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, зашиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет.

Государственные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей наиболее развитые и наиболее широко используемые в нашей стране.Среди государственных форм устройства выделяются дома ребенка, детские дома, дома-интернаты и другие. Устройство в то или иное учреждение зависит как от возраста ребенка, так и от состояния его здоровья.

Дом ребенка - учреждение здравоохранения, предназначенное для воспитания и оказания медицинской помощи детям-сиротам, подкинутым детям, детям родителей, не имеющих возможности воспитывать своих детей, и детям с дефектами физического или психического развития. В доме ребенка воспитываются дети от рождения до 3-х лет, дети с дефектами физического или психического развития до 4-х лет. Дети попадают в дом ребенка из роддомов (отказные дети), из больниц и из семей. Основная деятельность дома ребенка - воспитательная и лечебно-оздоровительная. Дети, находящиеся в доме ребенка, обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем и игрушками в соответствии с утвержденными нормативами. Выписка детей из дома ребенка производится при возвращении их в семью, переводе в детский дом системы образования, дом-интернат системы социального обеспечения или передаче их на усыновление, опеку.

Детский дом - государственное образовательно-воспитательное учреждение, в котором обеспечивается содержание, развитие, образование и воспитание детей в возрасте от 3 до 18 лет, лишившихся попечения родителей. Различают детские дома для детей дошкольного возраста (3-7 лет), школьного возраста (7-18 лет) и смешанного типа. Основная задача детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности.

Школа-интернат - государственное учреждение, которое обеспечивает содержание, обучение, развитие и воспитание детей-сирот школьного возраста, а также детей из семей, имеющих проблемы в развитии или обучении. Различают несколько типов интернатов:

·интернаты с общеобразовательной программой для детей без серьезных проблем в личностном развитии;

·вспомогательные интернаты для детей с легкой степенью олигофрении и задержкой психо-речевого развития;

·интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью, находящиеся в ведении Министерства социальной защиты. В последние годы стали появляться интернаты для одаренных детей, оставшихся без попечения родителей.

К государственным формам устройства детей также относятся и те, которые рассчитаны на кратковременное пребывание ребенка.

Приют - государственное специализированное учреждение системы социальной защиты населения, новая форма помощи детям-сиротам и детям, оказавшимся в трудной ситуации. Главными задачами сотрудников приюта являются: оказание детям психолого-педагогической поддержки, их социализация, а также - определение дальнейшей судьбы ребенка.

Центры временного содержания - форма временного устройства ребенка, организуемая с целью оказания ему экстренной специализированной помощи. Такая помощь бывает необходима, когда ребенка в срочном порядке изымают из семьи, когда возникает потребность в организации срочной психолого-педагогической или социальной поддержки.

Государственно-общественные формы устройства детей-сирот - это такие формы устройства, при которых дети-сироты имеют долговременное или кратковременное пребывание ребенка в семье с его полным государственным обеспечением и выплатой денежного пособия лицам, взявшим на себя заботу об их воспитании.

Одной из таких форм является приемная семья, которая основывается на договоре, между лицами принимающими ребенка и органами опеки и попечительства

Целью социально-педагогической деятельности является социализация воспитанников детского дома. Эта цель может быть реализована путем выполнения различных задач. Деятельность социального педагога начинается с определения социального статуса ребенка. Путем изучения документов, бесед, тестирования, социальный педагог узнает ребенка, выделяет проблемы, которые предстоит ему решить

Усыновленный ребенок попадает в семьи двух типов:

✓ опекунская семья;

✓ семья усыновителя.

Целью социально-педагогической деятельности с приемной семьей является нормальное воспитание и развитие ребенка в семье.

2. Опекунская семья предполагает родственные связи (прямые или косвенные) ребенка с опекуном. Определяют опекуна органы опеки и попечительства на основании решения суда.

В задачи опекуна входят:

✓ воспитание и развитие ребенка;

✓ зашита его прав;

✓ контроль за сохранением и использованием имеющегося у несовершеннолетнего ребенка движимого и недвижимого имущества без права распоряжения этим имуществом.

3. Семья усыновителей по существу является новой юридической и фактической семьей ребенка, в которой он обретает статус родного ребенка. Ребенок может получить фамилию усыновителей и даже новое имя. Все права и обязанности усыновленного ребенка приравниваются к правам и обязанностям родных детей.

Поиск усыновителей ребенка может поочередно проходить на разных уровнях:

✓ в данном регионе;

✓ в пределах страны;

✓ за пределами страны.

3. Временная приемная семья необходима тогда, когда дети в срочном порядке изымаются из родной семьи в силу различных обстоятельств.

Временная приемная семья является чрезвычайно распространенной в ряде развитых стран как форма зашиты детства. Временную приемную семью отличает от опекунской или семьи усыновителя прежде всего то, что это семья профессиональных специалистов. Деятельность временной приемной семьи предполагает пребывание ребенка в ней до решения его дальнейшей судьбы: возвращения в родную семью; направления в детский дом, интернат или другое учреждение. Нахождение ребенка в такой приемной семье может колебаться от одного месяца до нескольких лет в зависимости от степени неблагополучия родной семьи.

4. Этапы социально-педагогической деятельности: ✓ поиск приемных родителей. Социальный педагог выполняет информационную функцию: разработка анкеты опроса, создание банка данных о возможных будущих приемных семьях для детей-сирот; ✓ предварительная диагностика потенциальной приемной семьи;

✓ посещение семьи, приюта, детского дома либо другого учреждения, где находится ребенок, который нуждается в семье. Социальный педагог выполняет посредническую роль между ребенком и будущей приемной семьей; ✓ углубленное изучение семьи и ее ближайшего окружения (углубленная диагностика); ✓ вводный курс обучения будущих родителей. Социальный педагог выполняет обучающую функцию; ✓ передача ребенка в приемную семью, которая непосредственно осуществляется органами опеки и попечительства и органами юстиции. С момента такой передачи социальный педагог выполняет патронирующую роль.

В России имеют место и другие формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью. К таким формам относятся:

• фостеровская (замещающая) семья — это временная семья, принимающая на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей на договорных началах с местными органами опеки и попечительства и под их контролем. Она осуществляет заботу, уход и воспитание ребенка. Родительская ответственность между фостеровской семьей и местными органами власти определяется договором.

В случае невыполнения семьей договорных положений органы опеки и попечительства вправе его расторгнуть. Позитивная роль их в том, что ребенок воспитывается в семье и находится под контролем и семьи, и государственного органа. Негативная роль фостеровской семьи заключается в том, что в случае невыполнения семьей своих обязанностей создается вновь серьезный травмирующий ребенка факт — вторичное лишение его родительской заботы.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.