Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Системы






 

1. Николай I: политика репрессий и бюрократического реформаторства.

2. Теория официальной народности. Славянофилы и западники.

3.Формирование революционно-демократического направления русской общественной мысли. В.Г.Белинский, А.И.Герцен, петрашевцы.

 

1. Вторая четверть XIX в. в России связана с правлением Николая I (1825-1855 гг.).

Изложение ответа на первый вопрос рекомендуется начать с характеристики Николая I как государственного деятеля. Его воцарение связано с событиями 14 декабря 1825 г. Раскройте их влияние на внутреннюю политику Николая I, отметьте ее противоречивость. Подчеркните, что свою главную задачу Николай I видел в укреплении самодержавной формы правления. Решению этой задачи были подчинены следующие мероприятия.

1. Усиление роли Его Императорского Величества Канцелярии в политическом аппарате страны. Расскажите, какие функции выполняло каждое из шести ее отделений, подробнее остановитесь на характеристике деятельности III отделения - главного органа политического сыска и следствия.

2. Создание комитетов под контролем царя для решения важнейших государственных дел. Отметьте, что личная канцелярия царя, комитеты и комиссии под его руководством подменяли деятельность Сената, Государственного совета и министерств, делали их ненужными в бюрократической машине управления.

3. Кодификация законов Российской империи. Покажите роль М.М.Сперанского в этой работе. Отметьте, что кодификация законодательства сыграла важную роль в обеспечении более твердой и четкой юридической основы российского абсолютизма, в то же время она способствовала усилению управленческого централизма, росту численности чиновничества.

4. Ужесточение административного контроля за развитием просвещения и культуры. Проанализируйте Устав учебных заведений (1828 г.), Цензурный и Университетский уставы (1826, 1835 гг.). Расскажите об усилении реакции в сфере просвещения и печати в последние годы царствования Николая I (1848 - 1855 гг.).

Для социальной политики Николая I было характерно укрепление социально-экономического и политического положения дворянского сословия. В этой связи проанализируйте Закон 1832 г. об ограничении проникновения в среду дворянства представителей буржуазии, Указ 1845 г. о порядке приобретения дворянского звания и Указ 1845 г. о майоратах.

Ключевым вопросом всей политики Николая I оставался крестьянский. Объясните позицию власти в этом вопросе. Раскройте суть следующих мероприятий:

-создание секретных комитетов, результаты их деятельности;

-Указ 1842 г. об «обязанных крестьянах»;

-инвентарная реформа в Правобережной Украине и Белоруссии;

-реформа П.Д.Киселева в государственной деревне (1837-1841 гг.);

-указы 1841-1848 гг., ограничивающие крепостное право.

Подчеркните, что в целом меры правительства в решении крестьянского вопроса в царствование Николая I дали ничтожные результаты. Положение как помещичьих, так и других категорий крестьян не улучшилось, зато много было сделано для сохранения власти и привилегий помещиков. Только потрясения Крымской войны заставили самодержавие всерьез заняться подготовкой отмены крепостного права.

Анализируя экономическую политику правительства Николая I, обратите внимание на следующие меры:

- финансовую реформу Е.Ф.Канкрина;

- установление протекционистских пошлин на ввозимые заграничные товары;

- организацию крупных промышленных выставок, железнодорожное строительство;

- создание Мануфактурного совета (1825 г.).

В заключение охарактеризуйте основные итоги царствования Николая I.

2. Общественная жизнь в России после разгрома движения декабристов проходила в обстановке политической реакции. Вторая половина 20-х - начало 30-х гг. - это время деятельности небольших кружков, в основном студенческой молодежи, малочисленных по составу, быстро раскрываемых полицией. Наиболее известные из них - кружки Н.П.Сунгурова (1830-1831гг.), В.Г.Белинского (1829г.), А.И.Герцена, Н.П.Огарева (1831-1834гг.), Н.В.Станкевича (1833-1837гг.). Расскажите, какие идеи, проблемы обсуждались в этих кружках.

На рубеже 30-40-х гг. происходит заметное оживление идейной жизни русского общества. К этому времени уже четко обозначились такие течения и направления русской общественно-политической мысли, как охранительное, либерально-оппозиционное, и было положено начало формированию революционно-демократического течения.

Идейным выражением охранительного направления была теория «официальной народности», разработанная министром народного просвещения С.С.Уваровым. Отметьте, что ее основные положения были изложены в 1811 г. Н.М.Карамзиным в его «Записках о древней и новой России». Раскройте смысл уваровской триады «православие, самодержавие, народность». Подчеркните, что социальная задача «официальной народности» заключалась в том, чтобы доказать исконность и законность крепостничества и монархического правления.

С резкой критикой правительственной идеологии выступил П.Я.Чаадаев в своем «Философском письме» (1836 г.). Раскройте его взгляды на прошедшее, настоящее и будущее России. Расскажите, как сложилась его судьба.

Изложение взглядов П.Я.Чаадаева ускорило процесс формирования либерально-оппозиционного течения, представленного славянофилами и западниками.

Назовите представителей славянофильства, изложите их концепцию исторического пути развития России. Отметьте противоречивость взглядов славянофилов, сочетание в их воззрениях прогрессивных и консервативных черт. Подчеркните, что славянофилы выступали за отмену крепостного права сверху и проведение других, буржуазных по своей сущности, реформ (хотя объективно они были против буржуазного строя, особенно западноевропейского образца, с его «язвой пролетариатства», падением нравов и прочими отрицательными явлениями) в области суда, администрации, ратовали за развитие промышленности, торговли, просвещения, не принимали николаевскую политическую систему, выступали за свободу слова и печати.

Славянофилам в спорах о путях развития России противостояли западники. Назовите их представителей. Раскройте смысл полемики между западниками и славянофилами.

Подчеркните, что, несмотря на различия в воззрениях, славянофилы и западники выросли из одного корня. Почти все они принадлежали к наиболее образованной части дворянской интеллигенции, являлись крупными писателями, учеными, публицистами. Большинство из них были воспитанниками Московского университета. Теоретической основой их взглядов была немецкая классическая философия. И тех и других волновали судьбы России, пути ее развития. И те и другие выступали противниками николаевской системы.

3. В конце 40-х-начале 50-х гг. XIX в. складывается революционно-демократическое направление русской общественной мысли, представителями которого являются В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.П.Огарев, «левое» крыло петрашевцев (по имени его основателя М.В.Буташевича-Петрашевского).

Расскажите об эволюции общественно-политических взглядов В.Г.Белинского. Особое внимание обратите на его «Письмо к Гоголю» (1847 г.) Объясните, что послужило поводом для его написания, за что критикует автор николаевский режим, какие насущные задачи, стоящие перед Россией, сформулированы в этом письме.

А.И.Герцен вошел в историю освободительного движения как родоначальник теории русского, или «общинного», социализма. Расскажите о духовном кризисе, который пережил Герцен в связи с поражением революций 1848-1849 гг. в Западной Европе. Изложите основные идеи теории русского социализма. Объясните, почему герценовский социализм был так же утопичен, как и теории французских социалистов, над которыми он иронизировал. Подчеркните, что теория русского социализма Герцена положила начало целой полосе общественного движения в России, стала основой идейных воззрений народничества.

Осветите еще одну сторону деятельности Герцена - издание совместно с Огаревым первой русской революционной газеты «Колокол» (1857- 1867 гг.) и альманаха «Полярная звезда» (1855-1862, 1868 гг.). Раскройте их роль в воспитании революционной молодежи.

Что касается кружка петрашевцев (конец 1844-начало1849 гг.), то здесь надо отметить следующее: первоначально это общество занималось самообразованием, с 1848 г. собрания у Петрашевского принимают ярко выраженный политический характер. Обратите внимание на перемены в составе членов кружка, выделение в нем «левого» крыла: И.Дебу, И.Григорьев, П.Филиппов и др. Подчеркните, что они высказывались за насильственные меры для свержения самодержавия, освобождение крестьян с землей, введение парламентской республики со всеобщим избирательным правом, открытый и равный для всех суд, свободу слова, печати, вероисповедания. Отметьте более умеренную позицию Петрашевского. Расскажите о правительственных репрессиях, прервавших деятельность кружка петрашевцев.

В заключение сделайте вывод, что нового появилось в общественном движении России в период правления Николая I.

 

Литература

 

Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII – первой половине XIX века. М., 1994.

Выскочков Л.В. Император Николай I: человек и государственный деятель. СПб., 2001.

Гершензон М. Николай I и его эпоха. М., 2001






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.