Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Восстание декабристов.






Первая четверть XIX в. в истории России была одной из самых противоречивых. В отличие от многих государств Европы в XIX столетие Россия вошла с прежним, феодальным общественным строем, сохранив крепостное право и самодержавие. Однако старая система постепенно превращалась в тормоз на пути изменений, происходивших в экономике. К концу XVIII в. в России сложился тип просвещенного, культурного человека, в основном из дворян. Вместе с просвещением в тонком слое образованного общества распространялись идеи политической свободы и социальной справедливости. Впервые перед властью и обществом встал вопрос о правомерности крепостничества и неограниченного самовластия. Начало правления Александра I обещало обновление системы, отечественная война 1812 г. проявила самые лучшие чувства россиян, освободителей своей страны и всей Европы от французских захватчиков. Вновь возродились надежды на либеральные реформы. Крах этих надежд и привел к обострению конфликта между монархией и передовыми представителями дворянства.

1. Первая четверть XIX в. - это время правления Александра I (1801-1825 гг.). Характерной чертой его царствования была борьба двух течений: либерального и консервативно-охранительного, лавирование императора между ними. Большинство историков выделяют в царствовании Александра I два периода: до войны с Наполеоном 1812-1814 гг. (период подготовки реформ и стремление провести широкомасштабные преобразования либеральной направленности) и после победы, когда во внутренней и внешней политике стали преобладать консервативные тенденции.

Анализ деятельности Александра I в первый период царствования рекомендуется начать с его характеристики как государственного деятеля. Далее следует проанализировать деятельность Негласного комитета, неофициального органа при Александре I, в который входили аристократы П.А.Строганов, Н.Н.Новосильцев, В.П.Кочубей, А.А.Чарторыйский. В центре внимания комитета была подготовка программы освобождения крестьян и реформа государственного строя. Расскажите о министерской реформе, о нововведениях в сфере образования, о мерах, ограничивающих крепостное право. Изложите суть следующих документов: Манифеста 8 сентября 1802 г. об учреждении министерств, Указа «О вольных хлебопашцах» (1803 г.), Положения «Об устройстве учебных заведений» (1803 г.), Университетского устава (1804 г.).

Новый виток реформ в истории России был связан с именем М.М.Сперанского. Проанализируйте подготовленное им «Введение к Уложению государственных законов». Отметьте, что в основе проекта преобразований М.М.Сперанского (иногда этот проект называют конституцией) был заложен принцип разделения властей. Назовите органы, которым принадлежала законодательная, судебная и исполнительная власть, какими функциями наделялся Государственный совет, как были определены права императора.

Обратите внимание на тот факт, что проект провозглашал правовое государство, предлагал ввести выборность чиновников, т.е. их ответственность перед обществом. Подчеркните, что политическая платформа Сперанского превращала самодержавную монархию в конституционную. Объясните, как воспринял этот проект император, почему он не решился осуществить замыслы Сперанского, какие меры из его программы были осуществлены.

2. Второй этап (1815-1825 гг.) царствования Александра I охарактеризовался усилением консервативных тенденций. Однако и в эти годы император не оставлял попыток осуществления либеральных преобразований.

Прежде всего следует отметить, что после войны с Наполеоном Александр I выступил сторонником конституционного устройства. Надо сказать, что идея ограничения самодержавия была очень популярна в послевоенной Европе. Ее активно поддерживал российский император, внушавший своим «коллегам», что конституционная монархия полезнее абсолютной. Он способствовал тому, что Франция получила палату депутатов, некоторые германские государства свои конституции, была подтверждена шведская конституция. В 1815 г. Александр I даровал конституцию вошедшему после войны в состав России Царству Польскому, Объясните, что собой представляла польская конституция. Подчеркните, что император рассматривал ее как первый шаг на пути введения конституционного правления в России.

В 1818 г. он поручил группе своих советников под руководством бывшего члена Негласного комитета, главы российской администрации в царстве Польском Н.Н. Новосильцева разработать проект конституции для России. В том же году проект под названием «Государственная уставная грамота Российской империи» был представлен государю. Объясните, каким образом «Уставная грамота» ограничивала права самодержца, какие права и свободы она провозглашала. Укажите, какой из двух конституционных проектов, Сперанского или Новосильцева, был более прогрессивен. Отметьте, что по сравнению с европейскими конституция Новосильцева была самая консервативная. «Уставная грамота» сохраняла главный феодальный пережиток - проникновение императорской власти во все сферы государственной жизни России. Основополагающий принцип европейских конституций - суверенитет народа, т.е. признание его источником государственной власти, - был заменен суверенитетом императора.

В эти же годы Александр I пытался решить крестьянский вопрос. В этом направлении были приняты следующие меры:

- в 1816 - 1819 гг. были освобождены от крепостной зависимости крестьяне на территории Прибалтики;

- А.А.Аракчеевым и Д.А.Гурьевым были разработаны проекты отмены крепостного права.

Подчеркните, что в 1816-1818 гг. на территории Прибалтики впервые в истории Российской Империи было отменено крепостное право. Расскажите, что послужило толчком к проведению реформы в Прибалтике, на каких условиях крестьяне получили личную свободу. Назовите условия освобождения крестьян, предложенные в проектах Аракчеева и Гурьева, дайте им оценку.

Что касается мероприятий охранительного направления, то здесь следует сказать об изменениях политики правительства в сфере образования, в идеологической области, о расширении прав дворянства, о возрождении фаворитизма (время отказа от реформ стало временем Аракчеева, последние годы правления Александра I современники прозвали аракчеевщиной).

Сюда же можно отнести и активное насаждение с 1816 г. военных поселений. Раскройте это понятие, объясните, как они были организованы. Отметьте, что вводились они с лучшими намерениями - не только добиться самообеспечения армии, но и уменьшить количество крепостных крестьян в западных и центральных губерниях, однако стали источником страшных бед крестьянства, причиной возмущений и бунтов. Жизнь в военных поселениях была строго регламентирована, солдат превращался в крестьянина, крестьянин - в солдата, что означало по сути двойное закрепощение.

В заключение ответьте на вопрос, почему Александр I не решился на проведение реформ и в начале 20-х гг. доминирующим во внутренней политике стало консервативное охранительное направление. Выделите главную причину - отсутствие опоры в социальной среде: отрицательное отношение к преобразованиям в придворных кругах, в среде высшей бюрократии, в поместном дворянстве. Сторонники преобразований находились в абсолютном меньшинстве. Пренебречь мнением дворян Александр I не мог, опасаясь дворцового переворота.

3. Противоречивая внутренняя политика второй половины царствования Александра I с преобладанием консервативных тенденций ускорила процесс формирования политической оппозиции части дворянства. Объясните, какие обстоятельства повлияли на ее становление. Подчеркните, что декабристы называли себя «детьми 1812-го года». Объясните смысл этих слов.

Расскажите о первых тайных обществах - «Союзе спасения» и «Союзе благоденствия», отметьте общность их целей и различие тактических установок.

Более подробно остановитесь на характеристике Северного и Южного обществ. Назовите лидеров, сравните «Русскую правду» П.И.Пестеля (Южное общество) и Конституцию Н.М.Муравьева (Северное общество) и сделайте вывод, какой из этих документов отличался большим радикализмом. При этом важно отметить следующее.

1. Программы декабристов во многом были сходны с реформаторскими проектами Александра I. Однако декабристы выступали за одновременное осуществление социальных и политических преобразований.

2. Достичь своей цели декабристы предполагали путем революции, осуществленной под руководством тайных обществ.

3. «Русскую правду» Пестеля следует рассматривать в первую очередь не как конституцию, а как наказ временному правлению, которое должно осуществлять верховную власть в стране и обладать диктаторскими полномочиями в переходный период от самодержавия к парламентской демократии. Переходный период Пестель определил в 10-15 лет. Главная задача временного верховного правления (в него входили бы сами декабристы) обеспечить условия, пусть даже самыми жесткими мерами, для утверждения новых социально-политических отношений.

Далее расскажите о попытке военного переворота 14 декабря 1825 г. Объясните, какие события ускорили выступление тайных обществ. Проанализируйте «Манифест к русскому народу», составленный накануне восстания С.П.Трубецким и К.Ф.Рылеевым. Изложите план действий декабристов. Проанализируйте обстоятельства, приведшие к его срыву. Расскажите, как самодержавие расправилось с восставшими.

В заключение раскройте причины поражения декабристов и последствия их выступления. При этом подчеркните следующее.

1. Глубинные причины неудач реформаторов-декабристов и либеральных преобразований Александра I одни и те же. Это отсутствие поддержки начинаний как Зимнего дворца, так и дворянских революционеров сколько-нибудь широкими слоями населения России.

2. Выступление декабристов подчеркнуло неотвратимость перемен, заставило общественное движение последующих десятилетий искать новые способы решения насущных проблем российской жизни.

2. Поражение декабристов и последующее изъятие из активной общественной жизни целого поколения образованнейших, честнейших людей страны стало национальной трагедией, сказавшейся на темпах эволюции России по пути конституционного, правового развития.

 

Литература

Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII – первой половине XIX века. М., 1994.

Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история от Екатерины Великой до Александра II. М., 1994.

Конституционные проекты в России. XVIII – начало XX века. М., 2000

Реформы и реформаторы в истории России. М., 1996.

Российские консерваторы (очерки об А.А. Аракчееве, А.Х. Бенкендорфе, С.С. Уварове, П.А. Валуеве, П.А. Шувалове, В.К. Плеве, вел. кн. Сергее Александровиче, Д.А. Толстом). М., 1997.

Российские реформаторы XIX – начала XX в. М., 1995.

Российские самодержцы. 1801-1917, М., 1994.

Сахаров А.М. Александр I. М. 1998

Томсинов В.А. Светило российской бюрократии: исторический портрет М.М. Сперанского. М., 1991

Томсинов В.А. Временщик (А.А. Аракчеев). М., 1996

Федоров В.А. Декабристы и их время. М., 1992

Фёдоров В.А. М.М. Сперанский и А.А. Аракчеев. М., 1992.

Экштут С.А. В поисках исторической альтернативы: Александр I; Его сподвижники; Декабристы. М., 1994

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.