Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прикосновения, жесты, проксемика и ольфакторные компоненты в структуре невербальной интеракции






Из всех элементов невербальной интеракции наи­более часто изучались в культурно-сравнительном пла­не, с точки зрения различных социально-психологичес­ких особенностей общения жесты и их разновидность жесты-прикосновения. Они являются важными элемен­тами невербальной интеракции, сообщающие ей дина­мизм, так как непосредственно связаны с темперамен­том человека и с его отношениями к партнеру. Во второй главе мы подробно рассматривали классифика­ции жестов и их основные характеристики. Среди характеристик жестов и их видов отсутствуют такие, которые бы не имели значения для понимания психо­логической сути невербальной интеракции, отношений между партнерами. Но особую роль в придании невер­бальной интеракции психологической модальности играют так называемые аффективно-коммуникативные жесты (одобрения, неудовольствия, иронии, недоверия; жесты, передающие неуверенность, незнание, страда­ние, раздумье, сосредоточенность; жесты, передающие растерянность, смятение, подавленность, разочарова­ние, отвращение, радость, восторг и т. д.). Невербальная интеракция осуществляется на базе жестов вступления в контакт, поддержания, усиления контакта и его завер­шения.

Специальная область психологии невербального по­ведения занимается изучением жестов-прикосновений, исследованием физических контактов людей. Она по­лучила название такесика. Известно, что тактильно-кинестезическая система дает менее точную информа­цию о внешнем мире, о другом человеке по сравнению со зрением. Однако в определенных ситуациях обще­ния, особенно там, где имеется сенсорная депривация, эта система отражения формирует представления о положении тела в пространстве, несет информацию о наличии объектов, в том числе и другого человека, в целом способствует созданию схемы тела, как опреде­ленной структуры (63).

Таким образом, тактильно-кинестезическое отраже­ние дает представление о такесической структуре невер­бального поведения и входящих в него элементах: фи­зическом контакте и расположении тела в пространстве.

Как и многие области психологии невербального об­щения, так и такесика привлекла внимание исследова­телей как фактор развития личности, как способ регу­ляции отношений, как средство культурно-нормативного и социально-психологического управления обшением. Начиная с раннего возраста, физический контакт в виде прикосновений, поглаживаний, поцелуев, похлопыва­ний является важным средством взаимодействий лич­ности с окружающим миром. С помощью прикоснове­ний различного вида формируются представления о пространстве своего тела и знания о частях тела друго­го человека. Психологи во всем мире рассматривают прикосновения в качестве фактора формирования пер­вого опыта общения ребенка, предполагая, что благо­даря им складывается картина мира, имеющая опреде­ленную эмоциональную модальность. Иными словами, такесическому контакту, который предшествует визу­альному, отводится роль фундаментального средства, определяющего на долгие годы жизни человека его отношение к миру. С помощью рук матери и близких людей, посредством интенсивности и модальности при­косновений удовлетворяются не только биологические потребности ребенка, но и социальные (в безопаснос­ти, одобрении, эмоциональной поддержке и т.д.). С помощью тех же прикосновений, но имеющих опреде­ленные формальные (резкие, сильные, хаотичные и т. д.) и качественные (жестокие, отталкивающие, нано­сящие физические повреждения) характеристики, а также при их отсутствии или депривации, нарушается процесс удовлетворения социальных потребностей, что приводит впоследствии к искажениям в развитии лич­ности.

Каждый знает о том, как легко наказать маленького ребенка, лишив его прикосновений, но этот же прием используют взрослые люди в общении со своим партне­ром («уходи, не прикасайся ко мне» — кричит разгне­ванный человек как взрослому, так и ребенку). Каждый психотерапевт, психолог, занимающийся консультирова­нием семейных пар, знает, что одним из важных пока­зателей деструктивных отношений между супругами является увеличение дистанции общения и соответ­ственно появление запретов на любые виды прикосно­вений. Самые сильные чувства человек выражает через прикосновения (любовь — ненависть), самые нежные и жестокие отношения включают определенный тип прикосновений. Физическое уничтожение человека происходит чаще всего с помощью особого рода физи­ческих контактов (побои, удары и т. д.), психологичес­кое разрушение личности можно также осуществить, используя такой такесический репертуар, как пощечи­на или принуждая к физическим контактам. В опреде­ленные периоды жизни, например в подростковом воз­расте, избегание прикосновений взрослых, близких людей становится показателем отчуждения ребенка, стремления демонстрировать независимую позицию и т. д. Как правило, родители, близкие люди переживают нарушение такесического поведения между ними и подростком. В отдельных случаях наблюдается наращи­вание прикосновений к подростку со стороны родите­лей, что приводит к возникновению еще больших на­рушений в общении, вплоть до конфликтных ситуаций. Из содержания некоторых работ (123) вытекает, что фе­номен «эскалации такесического поведения» в определен­ных ситуациях может приводить к негативным послед­ствиям развития личности. Например, в ситуациях общения младенца и матери, которая постоянно озабочена тем, чтобы ребенок подтверждал ее эмоциональную значимость для него, демонстрировал привязанность и любовь к ней. В этих случаях, не считаясь с психичес­ким и физическим состоянием ребенка, мать постоян­но ему навязывает невербальное взаимодействие, в ко­тором преобладает такесика. Младенец, устав от такого общения, начинает капризничать, плакать, избегать прикосновений и других невербальных контактов. Мать, раздражаясь, либо увеличивает интенсивность контакта, либо прекращает его полностью, демонстри­руя при этом отрицательные эмоции. В результате на­растает отчуждение матери от ребенка, взаимное непо­нимание, легкие трения превращаются в затяжные сбои взаимодействия, в формирование вербальных и физических форм агрессии.

Невербальные интеракции, в основе которых лежит такесика, изменяются (разрушаются или возобновляют­ся и продолжаются) под влиянием огромного количе­ства факторов. Но центральное место среди них зани­мает система отношений людей друг к другу. Нет более четкого и ясного индикатора затрудненного общения, изменения отношений между людьми, чем такесика. Еще сохраняется визуальный контакт, еще улыбка по­является на лице при встрече партнера, но исчезли прикосновения (объятия, поцелуи, рукопожатия, погла­живания и т. д.) — это верный признак, что чувства, отношения изменились. Различные виды прикоснове­ний являются показателями эмоциональной поддержки или отвержения партнера, одобрения или наказания (например, пощечина), Они помогают справиться с эмоциональным напряжением. Так, М. Осориной заме­чено, что дети, слушая страшную историю, чаще, чем обычно, дотрагиваются друг до друга, обнимаются, бе­рутся за руки. Взрослые также часто прикасаются к себе (аутоприкосновения) и к своему партнеру в экст­ремальных ситуациях.

Такесическая структура невербальной интеракции находится не только под контролем тактильно-кинесте-зической системы отражения, но и воспринимается с помощью зрения, слухового анализатора, что способ­ствует созданию условий дифференцированной оцен­ки всех нюансов физического контакта Особенно важ­но помнить об этом в связи с развивающими функциями такесики.

В зависимости от ограничений, накладываемых куль­турой на использование жестов, предложена их клас­сификация У. Лаберром (64). В соответствии с ней же­сты-прикосновения могут быть систематизированы следующим образом: 1) прикосновения, имеющие силь­ную врожденную базу и распространенные во всем мире (прижаться, схватить другого человека, испугав­шись чего-нибудь); 2) прикосновения, используемые только представителями определенной культуры (те­реться носами, приветствуя друг друга); 3) социально-нормированные прикосновения (поцелуи); 4) прикосно­вения, принятые в различных культурах, принадлежащих к одному культурному ареалу (рукопожатия).

В экспериментальной психологии невербального общения изучаются прикосновения чаще всего в каче­стве показателей различных этапов взаимодействия (вступление в контакт — приветствие, выход из контак­та — прощание), как индикаторы видов общения (ин­тимное, жестокое, деловое), как средства выражения отношений и их изменений.

Из многочисленных работ известно, что многие на­роды при встрече и прощании используют прикосно­вения к различным частям тела. Рукопожатие — одно из самых распространенных прикосновений, принятых в различных культурах. Но частота его использования в общении ограничена культурными нормами Рукопо­жатие чаще используется в ситуации приветствия у русских, чем у англичан или американцев, в общении мужчин, чем женщин В США рукопожатия не приняты, если между людьми существует интенсивный кон­такт, что совершенно не совпадает с применением ру­копожатия в русской культуре (126). Рукопожатие яв­ляется одним из видов этикетной интеракции. Об отношениях между партнерами свидетельствуют следу­ющие характеристики рукопожатия, кто первым пода­ет руку; пожимают руку особе противоположного пола или не пожимают; пожимают руку всем присутствую­щим или не всем; эмоциональная окраска и техника исполнения (15).

В ряде стран Восточной и Южной Азии существуют запреты на прикосновения партнеров друг к другу во время беседы. Например, японцы считают, что касать­ся собеседника может человек только при полной по­тере самоконтроля, либо для выражения своего недру­желюбия и агрессивных намерений. В то же время арабы, латиноамериканцы и представители Южной Европы касаются друг друга в процессе диалога. Удар по ладони собеседника в момент или после произнесе­ния удачной шутки, остроты — это обычай египтян, сирийцев, жителей Йемена. Не ударить ладонью об ладонь собеседника — это значит обидеть его. С их точки зрения, не касаться собеседника — значит вести себя холодно, недружелюбно (126).

Изменчивость культурных норм прикосновений яв­ляется одной из самых характерных черт такесическо-го поведения человека. В соответствии с культурной традицией распространенные прикосновения (поцелуи, рукопожатия, объятие, и т. д) могут изменять свой пси­хологический смысл. Проявлением славянского обычая на уровне невербального поведения являются объятия, которые демонстрируют равенство и братство У вос­точных народов и многих европейских прикасание друг к другу развито намного меньше, чем у русских (рус­ские ходят, держа друг друга под руку, также ходят друг с другом и женщины, что очень удивляет иностранцев; беседуя, постоянно прикасаются к своему собеседнику; целуются). «Активное использование поцелуев в эти­кетном поведении восточных славян не раз привлека­ло внимание иностранцев», — замечают А. К. Байбурин и А. Л. Топорков (15). В русской традиции использовать поцелуй при встрече и прощании. Поцелуй — привет­ствие, особенно в губы, выражает чувство приязни и дружеского единения, а поцелуй рук, плеч, ног являет­ся знаком подчинения, почтительности. И прощание, и прощение скрепляются у русских поцелуем как знаком дружеского отношения. Поцелуй наблюдается в русской культуре в общении и мужчин, и женщин. У англичан он встречается редко, только при интимных отношени­ях. А у народов Северного Кавказа применяются поце­луи для приветствия только в определенных ситуациях и, как правило, между родственниками.

Культурные традиции прикосновений распростра­няются на такие переменные общения, как пол, возраст, статус, степень знакомства, родства, вид взаимодействия (деловое — личностное). Например, похлопывание по спине и плечу возможно при условии близких отноше­ний, равенстве социального положения общающихся. В ситуации деловой беседы усиливаются ограничения на прикосновения даже у тех народов, которые отличают­ся развернутым такесическим поведением. Перенос такесического репертуара, приемлемого для личностного общения, в деловую сферу приводит к затруднениям в общении и к последующему избеганию партнера (ти­пичный пример — это попытка навязать «внеслужеб­ные» отношения с помощью прикосновений, отличаю­щихся интимностью). Прикосновения к человеку, обладающему более высоким социальным статусом, по­пытки погладить его, похлопать по плечу не просто при­водят к трениям в общении, а свидетельствуют о том, что демонстрирующий такие способы взаимодействия чело­век имеет невысокий уровень развития социального интеллекта. Возможно, он использует прикосновения, ущемляющие статус партнера, с целью создания атмосферы эмоционального напряжения и осуществления манипуляций с целью контроля поведения.

В целом, такесика выполняет в общении функцию индикатора статусно-ролевых отношений, символа сте­пени близости общающихся. Поэтому неадекватное использование прикосновений приводит к многочис­ленным конфликтам в общении.

Таким образом, жесты-прикосновения выполняют различные функции на протяжении всего жизненного пути человека. Они вместе с визуальным контактом представлены в обыденном сознании в качестве эксп­рессивной невербальной интеракции. Функции прикос­новений изменяются в соответствии с этапом развития человека, ситуацией общения. Но остается постоянным то, что человек использует прикосновения, как самый непосредственный способ общения для выражения сво­их сильных чувств, для демонстрации отношений при­вязанности и отчуждения. Поэтому они так же, как и другие элементы невербальной интеракции, подчиня­ются социокультурным нормам, требованиям социаль­но-психологических ситуаций и индивидно-личностным особенностям человека.

В связи с эмоциональной силой такесики, обуслов­ленной тем, что она обязательно сопровождается нару­шением неприкосновенности физического тела челове­ка, с незапамятных времен существуют в культуре различные запреты, коммуникативные табу. Невыпол­нение запретов на прикосновение в рамках культурной традиции приводит к формированию затрудненных форм общения, а в ряде случаев к эскалации интенсив­ных физических контактов.

Психологическое и социально-психологическое зна­чение прикосновений, их смысл для партнеров и на­блюдателей будет определяться именно тем, кто из уча­стников первым протянул руку, обнял, поцеловал, Ударил; усиливается или сокращается такесический репертуар в смешанных по возрасту и полу парах; появляются одни и те же элементы такесического пове­дения в отношении всех присутствующих или репер­туар физических контактов меняется в соответствии с отношениями участников взаимодействия; каковы тех­ника исполнения прикосновений, их эмоциональная сила, физическая активность. По данному параметру рукопожатие может быть охарактеризовано как: влас­тное, дружеское, участливое, теплое, холодное, быстрое, короткое, крепкое, вялое, сильное, слабое и т. д.; поце­луй: веселый, горький, дружеский, коварный, подлый, страстный, быстрый, долгий, звонкий, слабый, холод­ный и т. д,; объятие: братское, дружеское, радостное, холодное, вялое, крепкое, сильное, энергичное, нежное, порывистое и т. д.

Такесическое поведение сопровождается приближе­нием к партнеру, что усиливает роль ольфакторной системы. Речь идет о запахах: естественных и искусст­венных. Нам представляется, что система запахов, яв­ляясь безусловным невербальным индикатором индиви­да, может служить дополнительной характеристикой складывающегося о нем образа. С незапамятных вре­мен известна «культура запахов» как специфическое средство социальной стратификации, как источник межличностных контактов, как характеристика функ­ционально-ролевых ожиданий индивидов, как способ идентификации, установления тождества, принадлеж­ности к одной микро- или макрогруппе. По нашему мнению, система запахов не обладает такой дифферен­цирующей силой, как кинесическая, просодическая, такесическая структуры невербального поведения. Главным образом потому, что обоняние в общении, во взаимодействии людей имеет несколько приниженное значение, чем оптическая или акустическая системы отражения. Ольфакторная система проявляет свою дифференцирующую силу только при весьма специфи­ческих обстоятельствах, скажем, в ситуации социаль­ной, сенсорной изоляции, в контексте определенных типов взаимодействия, например, интимного общения между мужчиной и женщиной, ухода матери за ребен­ком, в ситуации врач — больной и т. д. Безусловно и то, что общество регулирует интенсивность запахов и сама эта структура невербального поведения является пока­зателем общего уровня культуры человека. К сожале­нию, психология не располагает исчерпывающими дан­ными о том, как влияют особенности запаха индивида на формирование образа и понятия о нем. Система запахов также мало изучена и в контексте невербаль­ного поведения, хотя при описании средств невербаль­ного общения многие авторы включают косметику, одежду и т. д. Большинство выводов о влиянии пола, возраста, социального статуса, типа взаимодействия на роль и значение запахов в общении сделаны в резуль­тате личных наблюдений психологов или исходя из обыденного опыта.

В процессе физического контакта, особенно тогда, когда он нарушает границы персонального простран­ства (люди стоят, сидят на очень близком расстоянии друг от друга), подключается еще одна система отраже­ния — ольфакторная. Партнеры начинают реагировать на естественные и искусственные запахи, сопровожда­ющие их общение: на этот элемент невербальной ин­теракции мало обращают внимания исследователи, хотя с незапамятных времен уделяется огромное внимание созданию искусственных запахов. В своей статье «Зна­чение человеческих запахов при несловесной коммуни­кации» Барбара Холд и Маргрет Шлейдт отмечают, что лишь сравнительно немногие исследователи изучают потенциальную роль обоняния при общении людей. Ссылаясь на ряд работ, они подчеркивают, что межлич­ностное общение людей нельзя рассматривать как про­исходящее при отсутствии запахов. Хорошо известны данные экспериментов, в которых дети 1, 5—3 лет узна­вали своих матерей только по запаху (189).

По мнению исследователей роли запахов в комму­никации, они выполняют важную функцию — контро­лируют непосредственное, социальное общение. Б. Холд и М. Шлейдт специально изучили особенности межличностного распознавания по запаху и связанно­го с ним эмоционального оценивания участниками вза­имодействия друг друга. В их исследовании приняли участие 24 супружеские пары, которые должны были по запаху ночной рубашки определить: какая рубашка имеет их собственный запах; какая рубашка имеет за­пах их партнера; какая рубашка имеет мужской или женский запах; какие рубашки имеют приятный, ней­тральный или неприятный запах? 31% всех участников правильно опознали собственный запах, 33% верно определили запах своего партнера. В то же время в по­давляющем большинстве случаев оценивается запах партнера как приятный, реже — как нейтральный и в нескольких случаях — как неприятный. Женщины счи­тают собственный запах в основном приятным, а муж­чины чаще оценивают свой запах как неприятный, но в большинстве случаев не могут его опознать.

Известно, что существуют определенные представ­ления по поводу того, как должны пахнуть мужчины и женщины. Об этом свидетельствуют эксперименты Рассела, в которых он предлагал выбрать мужскую ру­башку из двух контрольных рубашек. По его данным, 75% участников исследования дали правильные ответы.

В имеющихся работах также установлен факт, что на оценку запаха как более или менее приятного влияет степень знакомства с партнером. В этих же исследова­ниях подчеркивается, что индивидуальный запах может играть важную роль в установлении дистанции обще­ния. Представители обоих полов склонны отрицатель­но оценивать мужской запах. При этом мужчины эмо­ционально более нейтральны, а женщины более амбивалентны. В этой связи расстояние между женщинами в процессе коммуникации может быть значитель­но меньше, чем расстояние между мужчинами.

На оценку запаха влияет его популярность, например, модные духи. Чем лучше известен запах, тем чаще он оценивается как приятный, и наоборот. И все же в меж­личностном общении обоняние человека имеет несколь­ко приниженное значение по сравнению с оптической или акустической системами отражения. Ольфакторная система проявляет свою дифференцирующую силу толь­ко при весьма специфических обстоятельствах, скажем, в ситуации социальной, сенсорной изоляции, в контек­сте определенных типов взаимодействия, например, интимного общения между мужчиной и женщиной, ухода матери за ребенком, ситуации врач — больной и т. д. Общество регулирует интенсивность запахов, предъявляет к ним особые требования. Поэтому данная структура невербального поведения является показате­лем общего уровня культуры человека.

Система запахов — это специфическое средство социальной стратификации (носитель запаха дорогих импортных духов безоговорочно причисляется к лицам с высоким социальным статусом, к финансово состоя­тельным, к элите и т. д.), способ идентификации, уста­новления тождества, принадлежности к одной микро-или макрогруппе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.