Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контакт глаз и отношения






Чаще всего контакт глаз вместе с пространствен­но-временными характеристиками общения представ­лен в обыденном сознании в качестве экспрессивной невербальной интеракции. Вместе с изменением угла ориентации, расположения партнеров в пространстве общения изменяется направление взгляда, вплоть до полного исчезновения контакта глаз, если люди стоят рядом или спиной к друг другу. Эти естественные «про-ксемические препятствия» контакта глаз представляют интерес для исследователей тогда, когда они применя­ются преднамеренно с целью демонстрации отношения, создания затруднений в общении (повернулся спиной; сел за спиной собеседников, за пределами крута обще­ния и т. д.).

Обычно под «контактом глаз» понимается обмен взглядами, время фиксации взгляда на партнере и на­правление взгляда. На то, как будет развиваться контакт глаз, влияет огромное количество факторов (степень знакомства партнеров, пол, возраст, личностные осо­бенности, система отношений между ними). С помо­щью результатов огромного количества выполненных работ становится ясным, что контакт глаз — это наи­более тонкий показатель отношений и взаимоотноше­ний, складывающихся между людьми.

Как известно, обмен взглядами показывает, что парт­неры включены в систему социального взаимодействия, а прерывание таких интеракций говорит о том, что происходит «выталкивание» из ситуации взаимодей­ствия, вытеснение окружающих людей из личного про­странства, следовательно, наблюдается изменение отно­шений. Поэтому в качестве критериев анализа контакта глаз в диаде, группе рассматриваются временные пара­метры «смотрения друг на друга (частота, длительность контакта), пространственные характеристики взгляда (направления движения глаз: «смотреть в глаза», «смот­реть в сторону», «смотреть вверх-вниз», «вправо-вле­во»), степень интенсивности контакта глаз (присталь­ный взгляд, «бросить взгляд», «скользнуть взглядом»). Более всего изучен контакт глаз в связи с различными видами бесед. В ряде работ установлено, что говорящий смотрит на слушающего в конце каждой реплики и в опорных пунктах сообщения, а слушающий — на гово­рящего, осуществляя таким образом информационный поиск или сообщая собеседнику о том, что он готов слушать. Исчезновение контакта глаз или, наоборот, его возобновление в те моменты, когда собеседники долж­ны смотреть друг на друга, толкуется как стремление скрывать или выставлять свое Я. Установление и под­держание позитивных взаимоотношений, стабильного уровня психологической близости осуществляется с помощью быстрых, коротких повторяющихся взглядов. Считается, что исчезновение или возобновление «кон­такта глаз» происходит тогда, когда человек пытается получить дополнительную информацию, высказывает важные для него мысли. В таком случае говорящий смотрит на слушающего. Стремление избежать взгля­да партнера — один из признаков затрудненного обще­ния, так же, как и пристальный нединамичный взгляд.

Способы обмена взглядом в момент беседы, органи­зация визуального контакта в каждом отдельном случае, время фиксации взгляда на партнере, частота фиксации широко используются при исследовании так называе­мой атмосферы интимности, доверия — недоверия в межличностном общении, в психотерапевтическом интервью.

Как считает А. А. Леонтьев (106), систематическое исследование проблемы контакта глаз началось с работ Р. Экслайна и М. Аргайла. Именно этими авторами было установлено, что направление взгляда в общении зависит от содержания общения, от индивидуальных различий, от характера взаимоотношений и от предше­ствовавшего развития этих взаимоотношений. А. А. Ле­онтьев обращает внимание на значимость для понима­ния отношений между партнерами не столько самих по себе параметров контакта глаз, сколько их изменения в определенные моменты общения: часто ли смотрит собеседник в глаза другому — менее важно, чем то, что он перестает это делать или, наоборот, начинает. Если отношения развиваются нормально, то люди смотрят друг на друга от 30 до 60% времени от всего периода об­щения. При этом если отношения развиваются в пози­тивную сторону, то люди смотрят друг на друга доль­ше и чаще тогда, когда слушают партнера, а не тогда, когда говорят. Если же отношения приобретают харак­тер агрессивных, то частота, интенсивность взглядов резко увеличивается, нарушается формула «контакта глаз» в момент говорения и слушания.

Исследование особенностей зрительного контакта у супругов, выполненное П. Ноллер (248), подтверждает выводы относительно распределения времени совмест­ного смотрения партнеров друг на друга в зависимости от их отношений. Используя видеозапись контакта глаз, П. Ноллер подсчитала процент «смотрения» супругов друг на друга в ситуации демонстрации с помощью речи позитивных, негативных, нейтральных отношений, а также учла, кто из них является коммуникатором, а кто реципиентом (говорит — слушает). В результате прове­денного анализа ею установлено, что в стабильных па­рах супруги смотрят друг на друга значительно реже во время «негативных» высказываний, чем в нестабиль­ных парах. Супруги из нестабильных пар смотрят про­должительнее и чаще независимо от того, слушают они или говорят, особенно в ситуации «негативных» выска­зываний. С точки зрения П. Ноллер, следует рассмат­ривать увеличение контакта глаз во время «негативных» высказываний как показатель стремления к доминиро­ванию, к эскалации агрессии, к управлению ситуацией. Она считает, что для враждебно настроенных людей нужно больше визуальной информации друг о друге, поэтому они смотрят чаще, дольше и пристальней.

В ряде других работ получены данные, которые до­полняют и уточняют выводы П. Ноллер, а порой и про­тиворечат им. Например, было установлено, что анти­патия людей друг к другу сопровождается наименьшим контактом глаз (а у П. Ноллер отмечается увеличение контакта глаз), среднюю позицию по частоте и интен­сивности контакта глаз занимают отношения умерен­ной и сильной симпатии, а для «нейтральных» отноше­ний характерен наибольший контакт глаз.

Противоречия в оценках параметров контакта глаз в соответствии с отношениями между людьми могут быть сняты, если учитывается степень знакомства меж­ду людьми и история их взаимоотношений. Кроме это­го, известно, что незнакомые люди смотрят друг на дру­га значительно чаще, чем друзья.

Контакт глаз также нарастает с увеличением дистан­ции между общающимися. Работы, выполненные в этом направлении, показали, что на взаимосвязь временных параметров контакта глаз и дистанции общения влияют пол и возраст партнеров. У мужчин контакт глаз увеличивается в соответствии с увеличением дис2-танции, а у женщин данная взаимосвязь носит непрямолинейный характер: самый интенсивный контакт' глаз наблюдается, если партнеры находятся на рассто­янии 1, 5 м; средний — 60 см; наименьший — 3 метра. Ряд авторов считают, что большое расстояние между партнерами блокирует необходимый для женщин уровень влияния и поэтому они просто уходят от взаимо­действия.

В целом, во многих работах, посвященных исследо­ванию контакта глаз, подчеркивается, что частое, ин­тенсивное смотрение партнеров друг на друга являет­ся показателем «ненормальных» отношений, как позитивных (любовь, симпатия), так и негативных (не­нависть, неприязнь). Но все-таки преобладает точка зрения, что необходимо сопрягать частоту, интенсив­ность смотрения на другого с тем, какова роль участ­ника общения, что он делает — говорит (коммуникатор) или слушает (реципиент). На основе ролевой позиции участников общения и частоты контакта глаз Эллисон предложил визуальный индекс доминирования, стремле­ния к превосходству (ВИД). Чем меньше индекс, тем выше у конкретного субъекта стремление к доминированию, соперничеству, превосходству (приводится по 217).

частота контакта глаз во время слушания

частота контакта глаз во время говорения

По данным Мехрабьяна, длительность взгляда, час­тота смотрения также свидетельствует о статусном не­равноправии партнеров. Если один из партнеров более высокого статуса, чем другой, то партнер с более низ­ким статусом смотрит дольше и чаще. Если взгляды участников интеракции обращены к какому-то одному человеку, то это говорит о его явной лидерской пози­ции в данной группе.

Учитывая эти данные, предлагается ряд рекоменда­ций, связанных с организацией зрительного контакта и, следовательно, с выражением отношений. Во-первых, эти рекомендации касаются длительности контакта глаз: как говорящий, так и слушающий должны смот­реть в глаза друг другу не более 10 с, использовать та­кую длительность контакта глаз перед началом разго­вора или после того, как произнесены первые

несколько фраз. Во-вторых, эти советы имеют отноше­ние к динамике времени контакта глаз время от вре­мени партнерам необходимо стремиться к тому, чтобы глаза встретились с глазами собеседника. Но длитель­ность такого контакта должна быть меньше по сравне­нию с теми моментами взаимодействия, когда каждый из партнеров смотрит отдельно. В-третьих, имеющие­ся рекомендации охватывают те ситуации общения, в которых сообщается субъективно-значимая информа­ция: не рекомендуется смотреть в глаза человеку, ког­да он излагает неприятные, но эмоционально-значимые для него факты. В таком случае отказ от прямого визу­ального контакта воспринимается как выражение по­нимания эмоционального состояния собеседника. В целом, рекомендации сводятся к распределению кон­такта глаз между периодами говорения и слушания партнера.

Динамика направленности взглядов во время бесе­ды также указывает на степень интеллектуального на­пряжения и значимость услышанного вопроса для со­беседника.

О роли различных видов отношений, представлен­ных в особенностях визуального контакта, в формиро­вании стратегии взаимодействия с окружающими людьми, пишет Эдна Мор (246). Выступая в роли пси­хотерапевта, она обратила внимание на то, что глаза другого выражают отношение к нам: любовь или нена­висть; восхищение или презрение; интерес или его от­сутствие. Зная об этом, например, Фрейд и вслед за ним многие продолжатели его подхода в психотерапии пред­почитали обходиться в своих беседах с клиентами без контакта глаз, чтобы минимизировать его влияние на пациента Они считали себя также более свободными (были самими собой), когда пациенты не могли смот­реть на них Поворотным пунктом в клинической прак­тике, по мнению Эдны Мор, стало определение тех кли­ентов, для которых обходиться без контакта лицом к лицу короткое или длительное время было чрезвычайно трудно. Кроме этого, признание выводов о том, что контакт глаз является важным средством для понима­ния внутренних изменений у пациентов, привело к за­ключению, что он может служить в качестве средства при обеспечении важных моментов в процессе интер­претации.

Фрейд считал, что стремление к продолжительному зрительному контакту является проявлением либидозной потребности. Другие авторы (Fromm-Reichman, Greenacre, приводится по 246) писали о том, что психоти­ческие пациенты также стремятся поддерживать зритель­ный контакт с терапевтом и его функция заключается в сохранении чувства связи с внешним интерперсональным миром. Э. Мор, в свою очередь, придерживается той точки зрения, что зрительный контакт необходим тем пациентам, которые нуждаются в терапевтической по­мощи для того, чтобы поддержать их собственную представленность себе. Она приводит в своей работе ряд случаев, в частности пишет о том, что у нее была паци­ентка, которая страдала приступами депрессии. С са­мых первых этапов общения с ней психотерапевт об­ратила внимание на то, что пациентка проявляет повышенную чувствительность к выражению лица. Для нее контакт глаз служил средством формирования внутренней презентации «себя — другого». Неодно­кратно пациентка заявляла, что она испытывает чувство страха, начинает паниковать, если не видит психотера­певта. В основе этих переживаний лежит потеря под­тверждения ее существования со стороны психотерапев­та Часто такие чувства испытывала пациентка в конце сеанса, что служило причиной для возникновения более глубоких и деструктивных переживаний Ей казалось, что части ее тела были разъединены, что она находится в положении уничтожаемого человека. Поэтому паци­ентка нуждалась в зрительном контакте, в общении лицом к лицу Благодаря ему она была представлена самой себе. Но особенности этой пациентки не позво­ляли ей смотреть прямо в глаза, поэтому ее пристальный взгляд был направлен на различные части лица психотерапевта. Она как бы смотрела и одновременно не контактировала визуально с партнером. После того, когда она начала контактировать, ее взгляд был долгий и очень интенсивный.

Э. Мор считает, что такие противоречивые тенден­ции визуального контакта клиентки обусловлены ее опытом зрительного взаимодействия с матерью. Клиен­тка помнила глаза матери как «мертвые глаза, не видя­щие ее», ей казалось благодаря этому, что она для ма­тери не существует. Данный вывод совпадает с точкой зрения многих исследователей, занимающихся изуче­нием роли зрительного контакта в детско-родительских отношениях и пытающихся раскрыть феномен материнско-детской привязанности или ее отсутствия. Как известно, в течение первых месяцев жизни мать и ре­бенок проводят много времени, зрительно контактируя друг с другом. Ребенок начинает сосредоточиваться на материнском взгляде в 5—7 недель, и скоро активно требует зрительного контакта, если мать не смотрит на него. Ребенок может смотреть на свою мать так долго, как долго она будет смотреть на него. Что видит ребе­нок, когда он смотрит на лицо матери, в ее глаза? По мнению Winnicot, ребенок видит самого себя, что де­лает мать реальной для него. Он подчеркивает, что тогда, когда лицо матери отражает ее собственные чувства, становится жестким, возможно формирование-патологических отношений между ней и ребенком. При нормальном развитии контакта глаз формируется не только позитивный образ матери, но и отношение к ней становится автономным. Другими словами, если ребе­нок злится на мать, его позитивные чувства к ней сме­шиваются с негативными, то ее образ остается посто­янно любимым.

Эти фундаментальные функции контакта глаз, обще­ния лицом к лицу на первых этапах развития человека, его взаимоотношений с близкими людьми играют боль­шую роль в выстраивании отношений с другими партнерами по общению. Э. Мор приводит высказывание пациентки, которая после двух месяцев общения с пси­хотерапевтом заявила, что взгляд психотерапевта был как «выговаривающий, отчужденный, неприкасаемый взгляд ее матери», которая отворачивала свою голову от дочери так, что та не могла видеть ее глаза. В такие моменты у нее возникало ощущение отвержения, не-представленности самой себе, неподтвержденности. В целом, как замечает Э. Мор, ее пациенты вели себя как «барометры», были «локаторами» выразительного пове­дения, могли понять очень многое, рассматривая лица и глаза партнеров.

Таким образом, особенности развития контакта глаз в детско-материнских отношениях, особенно дефицит частоты и позитивных модальностей, становятся источ­ником различных переживаний, могут формировать аг­рессивную направленность в общении, приводить к фе­номену «отчуждения от индивидуальности» (separation — individuation). Если взгляд матери выражает посто­янно злость и агрессию, то это может препятствовать нормальному развитию визуальных контактов с други­ми людьми. Многие психотерапевты и ведущие тренинговых групп сталкиваются с тем, что их участники не могут смотреть в глаза друг другу, избегают контакта глаз. Одна из причин заключается в том, что человек испытывает чувство страха, вызванное тем, что другой «прочитает» в его глазах истинные намерения, возмож­но агрессивные, поэтому он запрещает себе смотреть в глаза другому.

Независимо от того, в чем проявляется дефицит определенных зрительных контактов в детско-родительских отношениях, снятие их влияния возможно только посредством специальной невербальной интеракции, общения лицом к лицу. Эти невербальные интеракции не только будут давать информацию практикующему психологу по поводу того, что переживает клиент, но и способствовать осмыслению обоими участниками об­щения своей представленности как другому, так и себе,

212 Экспрессия челове^^стное познание общение и межли'

потребности» подтверждении, а

т. е. удовлетворению п^> * интересе, уважении и т. д. значит, в любви, прин? ^ ' те ^& 3 и его роли в пре-Завершая раздел о ^формировании определенных зентации отношений Y* * огм^т1^ъ, что у многих на-взаимоотношений, сле/^ т& к назы^аемые «культурные родов мира существуй/^ ^ стадьное и долгое смот-запреты» на контакт гл^ ' ЗапРет или разрешение

рение, на «злые глаза> ^ ' ^ б^азными механизма-

на «контакт глаз»

^ых отноше

регуляции социалкГ1 jSilHaMiiv: a взгляда, «контакт Для отдельных нар^ин^ежНос1и к культуре. На-

^ых отношеЯии между людьми, ми регуляции социаль^

Для отдельных нар^ОВ жни.1И л лулв1у11в. 1М-глаз» есть показатель ^ Седзабур0 " Люди зрения" и пример, в эссе Киму£? ЧТ(^ Донцев глаза служат " люди голоса" о™ече^'лья^оргапои речи. Умение своеобразным дополн^ _^_ Это культурно-спе-

вести диалог на язык^ в ителей страны Восходящего цифический признак зрений»' понимают силу та-

Солнца. Японцы, как " у\^яют ОСО6УК) деликатность, не кого контакта и пРоя: пеидам н^.пример, закрывают всегда понятную евР нспорте. Можно усомниться глаза в общественной ^ владеет каждый японец язы-в том, насколько хоре? 1" ^ ^.звитие этого элемен-ком взглядов, но 5езУс2ракции за^исит от того- какая та невербальной ин-г, ультуре jvl> i, русские, тоже чут-

^ e M

роль ему отводится в ^ партнерэ-- Это нашло отраже-ко реагируем на взгл^ПОСдОВИц^х и поговорках («со-ние в многочисленнь^оргнет> > ^ в навыке общения врет глазом не азд\ в повЕ? 1шенной чувствитель-(смотреть партнеру в fj\ > ^ кр1^тических ситуациях ности к взгляду пар'* р F

(«искать правду в ТА^^1^Ы говорят- что все культурыг>

Современные этн< 7 ^ части в зависимости от направ-можно разделить на Л^^ взгляд ^ри разговоре направ­ленности взгляда: у оД" aDVrpf; X считается невежли-лен в глаза собеседн*1^^ ^оэ^гому взгляд направлен вым смотреть прямо V о Б глаза взгляд русских

в сторону. «Направлен восто, чными народами как

воспринимается

Проксемико-кинесические паттерны отношений в общении

невежливость, дерзость, взгляд этих народов в сторону воспринимается русскими как стеснительность или нежелание быть искренними» (20. С. 145). У народов Северного Кавказа в связи с обычаем избегания накла­дываются ограничения на контакт глаз, особенно эти запреты имеют отношение к женщинам и мужчинам младшим по возрасту. Но как следует из тех же этно­графических источников, табу на зрительный контакт определенного типа распространяется на ряд ситуаций общения, главным образом на конвенциальное, профес­сиональное, деловое. Отступление от норм зрительно­го контактирования в этих видах общения приводит к трениям и сбоям, к возникновению затрудненного об­щения.

Кроме норм зрительного контакта, определенных культурными и этническими традициями, существуют «неписаные» законы визуального общения. Они рас­пространяются на сферы интимного, доверительного, личностного общения. В том случае, когда эти законы нарушаются, появляются эффекты затрудненного об­щения: сбои в коммуникации, снижение или повыше­ние сензитивности к состояниям другого человека, не­понимание, ощущение одиночества, отчужденности, отношение недоверия, непринятия и т. д.

Итак, психологическая суть контакта глаз как важ­ного элемента невербальной интеракции может изме­няться под влиянием многих переменных, но остается незыблемым один вывод — контакт глаз указывает на виды отношений: 1 «Дистанция», позитивный полюс — «включенность» (отношения привязанности, заинтере­сованности, принятия). Ему соответствует частый, ин­тенсивный визуальный контакт, подчиняющийся пра­вилам в соответствии с ролью коммуникатора и реципиента. Негативный полюс — «выключенность» (отстраненные, автономные, отчужденные отношения). Ему соответствует нечастый, неинтенсивный или пол­ностью отсутствующий контакт глаз. 2. «Позиция», один полюс которой состоит из отношений «контроля» (доминирование, власть, подавление). Этим отношени­ям соответствуют такие параметры, как интенсивность и продолжительность смотрения на партнера, особен­но в момент активного коммуницирования или в тот момент, когда собеседник излагает негативные, но эмо­ционально-значимые для него факты. «Позиция» пред­ставлена также полюсом «подчинения». Для отноше­ний, образующих данный полюс, характерен «свернутый» контакт глаз, частое и быстрое погляды­вание на партнера, а также достаточно настойчивый поиск взгляда партнера (заглядывание в глаза при не­желании другого фиксировать визуальный контакт). 3. «Валентность». На ее позитивном полюсе находятся отношения «эмоциональной близости» (доброжелатель­ность, симпатия, дружба, расположение), а на негатив­ном полюсе отношения «эмоциональной холодности» (враждебность, негативизм, подозрительность, непри­язнь). Отношения группы «валентность» передаются посредством интенсивности, частоты, длительности контакта глаз, ко главным образом об этих отношени­ях свидетельствует модальность взгляда и его психофи­зиологические характеристики. Враждебность переда­ется не только через пристальный взгляд, но и посредством таких его показателей, как холодность, же­сткость и т. д, а дружелюбие выражается с помощью теплых, ласковых глаз.

Таким образом, объективному анализу на основе контакта глаз поддаются в большей степени отношения, принадлежащие к группам «дистанция» и «позиция». Отношения, составляющие группу «валентность», зна­чительно труднее распознаются на основе формально-динамических характеристик контакта глаз. О них в большей мере свидетельствует сочетание формально-динамических, психофизиологических и психологичес­ких характеристик взглядов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.