Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лизинг технических средств в сельской местности






 

Лизинг представляет собой инвестирование свободных или привлеченных финансовых средств в движимое и недвижимое имущество с целью продажи его в рассрочку покупателям.

Лизинговая деятельность является одним из важных инструментов развития рынка материально-технических ресурсов для села. Лизинг как бы совмещает экономические функции кредита и аренды. С одной стороны он выступает как особая форма аренды технических средств, позволяющее лизингополучателю приобрести в собственность предоставленные в пользование на длительный срок технические средства. С другой стороны, его можно рассматривать как форму товарного кредита (при предоставлении технических средств фирмой-изготовителем) или как форму товарно-денежного кредита (при предоставлении технических средств лизингодателями-посредниками).

Лизинг выполняет многообразные функции, основными из которых являются: финансовая, производственная, сбытовая, получение финансовых льгот (налоговых и амортизационных).

Финансовая функция реализуется через освобождение товаропроизводителей от единовременной оплаты приобретаемых по лизингу средств. Производственная функция состоит в оперативном способе снабжения производителей техникой и в ускорении привлечения новейших технических средств производства. Функция сбыта проявляется в расширении объема продаж технической продукции и увеличения круга покупателей. Функция получения финансовых льгот осуществляется через экономию налогов на лизинговое имущество, которое не отражается на балансе пользователя, включения лизинговых платежей в себестоимость продукции, применение ускоренной амортизации. Кроме того, лизинг выполняет и ряд других функций: развитие конкуренции на рынке ресурсов, расширение сферы предпринимательства, улучшения оборачиваемости капитала и другие.

Выделяются различные виды лизинга. По сферам действия лизинг подразделяется на две формы: внутренней и международной. По участникам лизинг подразделяется на: лизинг фирм –изготовителей, коммерческий лизинг и лизинг с использованием государственных средств (государственный лизинг). По длительности лизинговых сделок выделяются три вида: долгосрочный (3 и более лет), среднесрочный (от 1, 5 до 3 лет) и краткосрочный (менее 1, 5 лет). По признаку перехода прав собственности на предмет лизинга различаются также три вида: финансовый, оперативный и возвратный. С точки зрения форм организации лизинговых операций выделяют прямой лизинг (поставщик непосредственно взаимодействует с лизингополучателем), косвенный (через посредников – лизинговые компании и др.), возвратный (собственник продает объекты лизинга будущему лизингодателю, а потом становится лизингополучателем у данного покупателя), лизинг поставщику (возвратный лизинг с последующей операцией сублизинга третьему лицу). Важно подчеркнуть, что в рамках указанных видов лизинга возможны различные модификации лизинговых сделок.

В практике распространены два основных вида лизинга: финансовый (долгосрочный, и оперативный (краткосрочный). Долгосрочный лизинг осуществляется на период полного выкупа технических средств. Срок долгосрочного лизинга составляет обычно 4 – 5 лет, а по дорогостоящим видам до 8 лет. При оперативном лизинге срок действия лизинговой операции меньше срока окупаемости лизингового имущества. То есть лизинг не обеспечивает полной окупаемости предоставленных технических средств. По окончании срока действия договора краткосрочного лизинга лизингополучатель может либо возвратить технические средства лизингодателю, либо выкупить их по остаточной стоимости. В структуре пользователей лизинговых услуг доля сельских хозяйств остается невысокой. В целом на предприятия сельского, лесного и рыбного хозяйства приходится около 3% объема лизинговых сделок. Однако, некоторые компании-производители ведут широкую лизинговую деятельность. Например, американская компания «Джон Дир» в последнее время через собственную структуру продает по лизингу около 20 % общего количества производимых сельскохозяйственных машин.

В мировой практике лизинговую деятельность осуществляют в основном крупные участники рынка. Лизинговые компании создаются главным образом производителями оборудования. Главная задача таких фирм состоит в расширении сбыта продукции «материнской» компании. Определенная часть лизинговой деятельности ведется лизинговыми компаниями под патронажем крупных коммерческих банков и других «денежных центров».

В западных странах лизинговая деятельность в сельской местности стимулируется государством. Для этого используется бюджетной субсидирование, применение порядка отнесения лизинговых платежей на издержки производства, установление налоговых льгот и освобождение от иных фискальных платежей (таможенных пошлин и т.д.) и др.

Так в Италии государство субсидирует 40 – 45 % затрат лизингополучателей – сельхозпроизводителей. В Германии при покупке техники в рассрочку через дилера покупатель оплачивает 25 % ее цены, остальные 75 % стоимости машины дилер может оплачивать за счет получения кредита от национального банка под 8, 5 % годовых.

Общая роль лизинга состоит в содействии техническому оснащению сельских производителей при ограниченных финансовых средствах у последних.

Механизм действия лизинга состоит в следующем. Имущество передается по договору физическим и юридическим лицам на определенный срок и за определенную плату. Платежи по лизинговому договору включают возмещение стоимости передаваемого имущества, проценты за привлеченные финансовые ресурсы, комиссионные вознаграждение лизингодатели и иные платежи по компенсации затрат лизингодателя в соответствии с предусмотренными договорными условиями. Как правило, лизинговая плата определяется уровнем процентной ставки к сумме основного долга. Платежи могут осуществляться различными способами: равномерно в течение срока действия лизингового договора; равномерные погашения стоимости лизингового имущества и выплата процентов от неоплаченной его стоимости ежемесячно; неравномерные погашения стоимости лизингового имущества и выплата процентов в расчете на неоплаченную стоимость имущества.

В частности, в России общая сумма ежегодного возмещения стоимости лизингового имущества определяется исходя из деления суммы не возмещенной стоимости, т.е. из стоимости объекта вычитаются 10 – 20 % первоначального взноса, на срок лизинговой сделки (3-5 лет). Конкретный срок лизинга рассчитывается в зависимости от цены объекта: на крупные объекты (до 50 млн. руб.) 3-4 года, а более дорогостоящие – 5 и более лет. Лизингополучатель оплачивает дополнительные услуги лизингодателя, которые определяются по фактическим затратам. Такие затраты включают в себя расходы на погрузочно-разгрузочные работы, дополнительные транспортные затраты, услуги охраны, сборочные работы, сервисное обслуживание, накладные расходы и др.

В настоящее время в России роль агролизинга относительно весома в поставках технических средств селу. Однако агролизинг развивается главным образом за счет выделения бюджетных средств.

Особенности действующей в России системы государственного агролизинга состоят в следующем. Агролизинг является одной из форм государственной поддержки сельских производителей. В основе осуществления лизинговых операций лежат беспроцентное использование бюджетных средств и неизменность первоначальной цены объекта на весь срок лизинговой сделки. Для лизингополучаталей устанавливаются льготы по первоначальным лизинговым платежам, а для некоторых (вновь создаваемых машинно-технологических станций, фермерских хозяйств) отсрочка первоначальных платежей. Действующим порядком разрешены временные отвлечения лизинговых средств на создание сезонных запасов материальных ресурсов. Выплата лизинговых платежей может осуществляться в натуральной форме произведенной продукцией.

В России агролизинговые операции стимулируются низкими ставками арендной платы (3 % от остаточной стоимости объекта лизинга); дифференцированной оплатой первоначальных взносов; рассрочкой лизинговых платежей в зависимости от стоимости объекта; привлечением возвратных лизинговых платежей в дальнейшее расширение лизинговых операций; снижением уровня торговых наценок; оплатой государством железнодорожного тарифа.

Государственные средства на поддержку лизинга по решению российского правительства направляются через АО «Росагроснаб». В начале 2000-х гг. в составе АО «Росагроснаб» действовало 118 лизинговых компаний, которые осуществляли лизинговые поставки техники более чем 60 тыс. сельских производителей. Объем лизинговых сделок составлял значительную часть общих поставок сельским производителям. Так, в начале 2000-х гг. 1/5 поставленной АО «Росагроснаб» техники для растениеводства предоставлялась сельским производителям на условиях лизинга.

Если использовать лизинг в качестве основного пути дальнейшего развития материально-технической базы российского села, то потребность в финансовых средствах для лизингового фонда оценивается в 70 – 80 млрд. руб., что в 5 раз превышает имеющиеся лизинговые средства. Если предположить равное участие федерального центра и регионов в формировании этого фонда необходимая государственная поддержка каждого уровня должна составлять 35 – 40 млрд. руб. Участие государства в развитии лизинга способствует расширению рынка машиностроительной и как следствие сельскохозяйственной продукции. Лизинг позволяет сельскохозяйственным товаропроизводителям в течение 3 – 5 лет выкупить сельскохозяйственную технику и оборудование по первоначальной стоимости. Выгодность приобретения технических средств для сельскохозяйственных производителей на основе лизинга определяется беспроцентным выделением бюджетных средств на лизинговый фонд невысокая ставка арендной платы за использование техники (3 % ее остаточной стоимости), дифференцированной оплатой первоначальных взносов и различными сроками лизинга в зависимости от стоимости машин, ограниченным уровнем торговых наценок. По некоторым расчетам, при пятилетнем периоде лизинговой сделки увеличение первоначальной стоимости техники с учетом торговой наценки, арендной платы и страховых платежей составляет около 15 %, т.е. в среднем 3 % в год. При лизинговой поставке обеспечивается гарантийное и послегарантийное устранение неисправностей в работе оборудования.

В настоящее время возможности развития лизинговых операций заводами – изготовителями техники крайне ограничены. Они не имеют свободные денежных средств и не располагают собственной товаропроводящей сетью. Поэтому отечественные производители сельскохозяйственной техники практически не в состоянии поводить лизинговые операции. Пока имеется негативный опыт создания лизинговых компаний машиностроительными заводами, и, в частности, «Ростсельмашем», Владимирским тракторным заводом и некоторыми другими.

Привлечение коммерческого капитала к финансированию лизинговых операций для села сдерживается вследствие высоких банковских ставок по финансовым средствам для лизинговой деятельности. При существующих коммерческих ставках лизинговая техника будет в 2-3 раза дороже, чем при использовании беспроцентных государственных лизинговых средств.

За период существования лизинга сельхозпроизводители получили 16, 8 тыс. тракторов, 14, 8 тыс- комбайнов, 3, 5 тыс. сеялок и много других технических средств.

Несмотря на большие государственные льготы государственный лизинг все равно остается обременительным для многих хозяйств-получателей. Лизинговая сделка увеличивает первоначальную стоимость техники на 15 – 20 %. Поэтому из-за тяжелого финансового положения многих лизингополучателей остается невозвратной значительная часть текущих лизинговых платежей. Так, к концу 2000 г. долги за предоставленную в лизинг технику превысили 5 млрд. руб., что составляет ½ всех лизинговых поставок и 1/3 всего лизингового фонда.

За 1994 – 2000 гг. на лизинговые цели было использовано около 11 млрд. руб. бюджетных средств. При этом предприятия - получатели средств вернули только 3 млрд. руб., которые снова были использованы на лизинговые сделки, т.е. в целом на лизинговые операции было использовано около 14 млрд. руб.

Основными недостатками государственного лизинга являются недофинансирование лизингового фонда со стороны государства, использование части лизингового фонда на поставки запасных частей и материалов, ресурсов сезонного спроса вместо инвестиционных целей, отсутствие конкурентной среды в лизинговой деятельности, недостаточное использование конкурсного механизма распределения финансовых средств на лизинговые цели.

При формировании федеральных и региональных лизинговых фондов могут быть использованы кредиты банков и местных бюджетов. Однако в российских условиях такие возможности практически не используются.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.