Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Минута отдыха






Посланники Всевышнего, учитывая чувствительность их сердец и важность их миссии, даже больше, чем другие люди нуждались в поддержке, ободрении и человеческом тепле. Ведь прикладывая колоссальные усилия, чтобы осуществить важные изменения в жизни общин и народов, они вынуждены были преодолевать множество препятствий, и нет пути труднее и тернистее, чем их путь.

Женщины, жившие на заре ислама, хорошо понимали это. Мусульманка, принадлежавшая к тому первому благодатному поколению верующих, вставала позади мужа и давала ему необходимую поддержку, материальную и моральную, в доме и за его стенами. И она не забывала о том, как важна для её мужа минута отдыха, которая помогает прогнать боль и тревоги и приносит радость, оживление и решимость. Она беседовала с мужем, стараясь ободрить и развлечь его словами и действиями.

Например, ‘Аиша g рассказывала историю о том, что однажды одиннадцать женщин собрались и пообещали друг другу ничего не скрывать о своих мужьях. Первая сказала: «Мой муж будто мясо худого верблюда на вершине горы. И гора не полога, и мясо не жирно»[41]. Вторая сказала: «Я ничего не скажу о своём муже, поскольку боюсь, что иначе не остановлюсь[42], пока не упомяну обо всех его недостатках». Третья сказала: «Мой муж слишком высок, и если я стану говорить (о его недостатках)[43], то получу развод, а если буду молчать, то он не даст мне развода, но и как к жене относиться не будет». Четвёртая сказала: «Мой муж подобен ночи в Тихаме: он не горяч и не холоден, и он не внушает мне ни страха, ни отвращения»[44]. Пятая сказала: «Когда мой муж приходит, он подобен леопарду, а когда выходит, уподобляется льву, и он не спрашивает меня о том, что поручил мне»[45]. Шестая сказала: «Во время трапезы мой муж ест много разных яств, когда он пьёт, то пьёт до дна, а когда спит, заворачивается в свою одежду и не протягивает руки, чтобы дотронуться до меня»[46]. Седьмая сказала: «Мой муж человек недалёкий[47]. Ему присущи все существующие недостатки, и он может поранить тебе голову или тело, а может сделать и то, и другое»[48]. Восьмая сказала: «Мой муж пахнет, как зарнаб[49], а на ощупь он мягок, как заяц». Девятая сказала: «Мой муж имеет дом с высокими колоннами[50] и носит длинную перевязь для меча; [51] в доме его много золы[52], и дом его стоит близко от места, в котором проводят собрания»[53]. Десятая сказала: «Моего мужа зовут Малик, а каков Малик? Что о нём ни скажи, он всё равно лучше. Его верблюды много времени проводят в загонах, а немного — на пастбище[54], и, слыша звуки лютни, они предчувствуют гибель»[55]. Одиннадцатая сказала: «Моего мужа зовут Абу Зар‘ — а кто такой Абу Зар‘? Мои уши отягощены множеством украшений, которые он подарил мне, а руки мои располнели[56]. Он превознёс меня, и я стала гордиться собой. Он нашёл меня в ютившейся у самой горы семье, у которой было немного овец, и привёл в семью, которая владела лошадьми и верблюдами и молотила зерно. У него меня не оскорбляют за то, что я говорю; я сплю утром допоздна[57] и пью вволю! Мать Абу Зар‘а — а какова мать Абу Зар‘а? Её сосуды полны, а дом просторен[58]. Сын Абу Зар‘а — а каков сын Абу Зар‘а? Его постель узка, как извлечённый из ножен меч, а насытиться он может и ножкой четырёхмесячного козлёнка. Дочь Абу Зар‘а — а какова дочь Абу Зар‘а? Она покорна отцу и матери и полна, а красота её вызывает гнев другой жены[59] её мужа. Невольница Абу Зар‘а — а кто такая невольница Абу Зар‘а? Она не пересказывает другим наших речей, не расходует напрасно нашу еду и не оставляет мусора в нашем доме. Но однажды Абу Зар‘ вышел из дома, когда в мехах сбивали масло[60], и встретил женщину с двумя сыновьями, подобными леопардам. Она держала их у талии, а они играли двумя гранатами[61]. После этого он развёлся со мной и женился на ней. После него я вышла замуж за благородного человека, скакавшего на неутомимом коне и державшего в руке копьё. Он пригнал ко мне много верблюдов, подарил мне по паре каждого вида скота и сказал: “Ешь сама, о Умм Зар‘, и оделяй свою семью”. Но если бы я собрала всё, что он дал мне, это не наполнило бы и самого маленького сосуда Абу Зар‘а! ”».

‘Аиша сказала: «Посланник Аллаха r сказал мне: “Для тебя я был тем же, чем Абу Зар‘ был для Умм Зар‘”» [Аль-Бухари; Муслим].

Ибн Хаджар сказал: «Из хадиса можно сделать много полезных выводов, в том числе… о важности хорошего отношение мужчины к своей жене посредством доставления радости и разговоров о дозволенном, если только это не приводит ни к чем запретному, а также шуток время от времени и всего, что приятно для души, а также заигрывания с женой и демонстрации любви к ней — разумеется, если только это не приводит ни к чему скверному, вследствие чего женщина может поступить скверно по отношению к мужу и отвернуться от него. В хадисе также содержится побуждение женщин к преданности мужьям, дабы они не смотрели на других мужчин и были благодарны своим мужьям за то, что те делают для них…» [Фатх Аль-Бари. Т. 9. С. 164].

Можно привести ещё один пример.

‘Аиша g рассказывала: «Как-то я сказала: “О Посланник Аллаха, если бы ты спустился в долину, в которой стоит уже частично объеденное дерево, и там же ты обнаружил бы нетронутое дерево, к какому из них ты пустил бы своего верблюда? ” И он ответил: “К тому, с которого ещё никто не ел”» [Аль-Бухари].

Дело в том, что Посланник Аллаха r никогда не женился на девственнице, кроме неё.

Как видно из этих историй, нет никаких препятствий для того, чтобы мужу и жене посидеть немного вместе в тихой и спокойной обстановке, подальше от всех тревог и суеты, отключившись на некоторое время от забот, связанных с работой, семьёй и детьми. Как прекрасно, когда женщина смывает тревоги мужа и всю грязь мира этого, которой он невольно касается, ласковым словом, спокойной улыбкой, занимательным рассказом, приятной шуткой. Как прекрасно, когда женщина украшает себя для мужа, надевает красивую одежду, умащает себя благовониями и предстаёт перед ним аккуратной и привлекательной, и при этом хранит и поддерживает в своём сердце любовь к нему, как поддерживают огонь в камине. И как прекрасно, когда женщина делает всё, чтобы мужчина любил свой дом и испытывал привязанность к нему, чтобы его тянуло домой и мысль о доме вызывала у него самые приятные ассоциации. Это особенно важно, если учесть, что имея уютный дом с тёплой атмосферой, мужчина проводит меньше времени вне дома за бесполезными занятиями.

Не приличествует женщине-мусульманке допускать, чтобы муж постоянно видел её дома в поношенной и мятой одежде, неумытой и непричёсанной, а также хмурой и недовольной, без улыбки на лице. И ей не следует часто повышать голос и создавать лишний шум, а также принимать в его присутствии страдальческий вид человека, вечно печального и отягощённого тысячью проблем и забот.

Дома первых мусульман были наполнены теплом и живыми, искренними чувствами, а их обитатели отличались благонравием и имели много достоинств и хороших черт. Посмотрите на то, как первые мусульманки сумели превратить свои дома в уютные гнёздышки, уподобив их живым, тёплым, наполненным любовью сердцам. В этой чудесной атмосфере все заботы и печали растворялись сами собой и исчезали без остатка.

Мы уже упоминали историю о том, как Умм Сулейм постаралась смягчить для мужа известие о смерти их сына. Она сделала всё, чтобы не омрачать его возвращение домой. Она не стала с порога сообщать ему, усталому и голодному, печальное известие, а сперва хорошо накормила его, украсила себя для него, чтобы он насытился и отдохнул. И только после того, как он лёг с ней, и она увидела, что он сыт и удовлетворён и настал подходящий момент рассказать ему о том, что произошло, она исполнила эту обязанность, но и это сделала с мудростью. Сначала она спросила: «О Абу Тальха, скажи мне, если люди что-то дадут взаймы какой-либо семье, а потом потребуют вернуть долг, следует ли членам этой семьи отказывать им в этом?» Он сказал: «Нет». Она сказала: «Тогда терпи и надейся на награду Аллаха, ибо ты потерял сына».

Умм Сулейм не кинулась навстречу мужу со слезами, криками и причитаниями, едва он переступил порог, как поступают в наше время многие женщины в подобных ситуациях. Она повела себя, как и следует вести себя терпеливой и мудрой женщине-мусульманке, и обнаружила проницательность и деликатность, которые почерпнула из благодатного светоча пророчества. И Всевышний Аллах воздал ей благом за это, и даровал ей благодать в её потомстве.

В связи с этим каждая мусульманка должна спросить себя: похожа ли я на этих глубоко верующих и достойных женщин эпохи пророчества или же мне очень далеко до них?

И ответить на этот вопрос каждая женщина должна действиями прежде слов.

Женщина-мусульманка! Пусть твоя искренность и усердие свидетельствуют о том, что ты живёшь среди нас. Ты нужна нам, ибо мы не сможем следовать прямым путём, если ты не будешь следовать им вместе с нами… А Всевышний Аллах заботится обо всех нас и хранит нас.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.