Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гипопротекция






4.Эмоциональное отвержение — ребенком тяготятся, его потребности игнорируются. Родители считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство им. При скрытом эмоциональном отвержении родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему. Дефицит родительской отзывчивости на нужды ребенка способствует возникновению чувства " выученной беспомощности", что впоследствии нередко приводит к апатии и даже депрессии, избеганию новых ситуаций и контактов с новыми людьми, недостатку любознательности и инициативы.

5. Повышенная моральная ответственность — от ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга, не соответствующих его возрасту, возлагают на него ответственность за благополучие близких, и подросток боится их разочаровать.

6. Жестокое обращение с ребенком — склонность родителей к применению строгих наказаний даже при незначительных нарушениях поведения при игнорировании потребностей подростка. Могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит стена эмоциональной холодности и враждебности.

Причины нарушений в семейном воспитании:

  • личностные особенности родителей: демонстрируемая забота и любовь к ребёнку при зрителях и эмоциональное отвержение в отсутствие зрителей, или наоборот.
  • предпочтение в подростке детских качеств
  • воспитательная неуверенность родителя,
  • фобия утраты ребенка
  • неразвитость родительских
  • проекция на подростка собственных нежелаемых качеств
  • вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания

Типологии В.И.Гарбузова, В.В.Столина, А.Е.Личко.

По мнению В.В. Столина, существует несколько типов неадекватного родительского (материнского) отношения к подростку:

1. Отношение матери к сыну как к " замещающему" мужу: требование активного внимания к себе, заботы, навязчивое желание находиться постоянно в обществе сына

2. Гиперопека и симбиоз: навязчивое желание удержать, привязать к себе ребенка, лишить его самостоятельности из-за страха возможного несчастья с ребенком в будущем (комплекс " умной Эльзы)". По существу это означает " зачеркивание" реального ребенка, стагнацию развития ребенка, регресс матери и фиксацию на примитивных формах общения.

3. Воспитательный контроль посредством нарочитого лишения любви. С ребенком не разговаривают, его подчеркнуто игнорируют, говоря о ребенке в третьем лице — как об отсутствующем. У ребенка подобное отношение порождает бессильное чувство ярости, вспышки разрушительной агрессии, он хочет доказать свое существование, внедриться в семейное " мы" напролом, несмотря на глубокое чувство собственной ненужности, одиночества. Стремясь вернуть родительскую любовь, ребенок вынужден сверхограничивать собственную индивидуальность, поступаясь чувством собственного достоинства, лишаясь собственного " Я". Послушаниe достигается ценой обесценивания " Я", сохранения примитивной привязанности.

4. Воспитательный контроль посредством вызова чувства вины: ребенок, клеймится родителями как " предавший родительскую любовь". Развитие самостоятельности сковывается постоянным страхом ребенка оказаться виноватым в неблагополучии родители, отношениями зависимости.

В. И. Гарбузов выделил 3 типа неправильного воспитания, практикуемых родителями детей, больных неврозами.

Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) — неприятие индивидуальных особенностей ребенка, попытки " улучшения", " коррекции" врожденного типа реагировании, сочетающиеся с жестким контролем, регламентацией всей жизни ребенка, с императивным навязыванием ему единственно " правильного" типа поведения. Крайняя форма — реальный отказ от ребенка, помещение его в интернат, психиатрическую больницу. Подобное отношение отмечено у одиноких матерей, в семьях, где ребенок родился " случайно", в период бытовой неустроенности и супружеских конфликтов.

Воспитание по типу Б (гиперсоциализирующее) выражается в тревожно-мнительной концентрации родителей на состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе в школе, ожидании успехов в учебе и будущей профессиональной деятельности. Родители стремятся к многопрофильному обучению и воспитанию ребенка, однако вовсе не учитывают или недооценивают реальные психофизические особенности и ограничения ребенка.

Воспитание по типу В (эгоцентрическое) - " кумир семьи", " маленький", " единственный", " смысл жизни" - культивирование внимания всех членов семьи на ребенке, иногда в ущерб другим детям ила членам семьи.

Наиболее патогенным оказывается воздействие неправильного воспитания в подростковом возрасте, когда фрустрируются базовые потребности этого периода развития — потребности в автономии, уважений, самоопределении, достижении наряду с сохраняющейся, но уже более развитой потребностью в поддержке и присоединении (семейном " мы").

 

 

Нарушения взаимоотношений подростка с родителями, стиль семейного воспитания могут явиться факторами, провоцирующими усиление акцентуированного поведения у подростков, невротические и психосоматические расстройства, даже психогении. А.Е. Личко охарактеризовал наиболее неблагоприятные сочетания отклонений характера с нарушениями взаимоотношений подростка с родителями.

Доминирующая гиперпротекция (чрезмерная опека, мелочный контроль) оказывает наиболее неблагоприятное воздействие на гипертимных подростков: усиливает реакцию эмансипации, приводит к резкому противостоянию с родителями, может обусловить острые аффективные проявления. В то же время при психоастенической, сенситивной и астеноневротической акцентуациях гиперпротекция, напротив, усиливает астенические черты: тревожность, склонность к ипохондрическим переживаниям, ощущение собственной неполноценности.

Потворствующая гиперпротекция» (некритическое удовлетворение потребностей подростка, стремление освободить его от трудностей) наиболее травматична при истероидной акцентуации, так как содействует усилению демонстративных черт, оказывает неблагоприятное воздействие на лабильную и гипертимную акцентуацию.

Гипопротекция (недостаток опеки и контроля, безнадзорность) особенно неблагоприятна при акцентуации по неустойчивому типу, поскольку при таком типе восптания ничем не ограничивается присущая таким подросткам повышенная тяга к удовольствиям, праздности, времяпровождению вуличных компаниях и т.д. Подростки конформного типа в условиях гипопротекции могут испытывать повышенную тревожность вследствие недостаточной регламентации своего поведения, отсутствия четких и определенных требований.

Эмоциональное отвержение (родители тяготятся ребенком) создает психическую травматизацию и ведет к формированию невротических расстройств при лабильной, сенситивной и астеноневротической акцентуациях, а также может способствовать формированию и усилению черт эпилептоиднои акцентуации.

Повышенная моральная ответственность (предъявление к подростку высоких требований, которые он не в состоянии выполнить) наиболее трудно переживается подростками психоастенической акцентуации, так как чрезмерно завышенные требования содействуют развитию тревожно-мнительных черт.

Феномен отклоняющегося поведения в педпсихологии: подходы к типологизации

 

Девиантное поведение (И.С. Кон)- система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали. Любая девиация приводит к нарушениям адаптации (психической, социально-психологической, средовой).Девиантное поведение подразделяется на две большие категории: 1. поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое). 2. это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы. Когда такие поступки незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке — преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном(противоправном) и криминальном (преступном) поведении.

 

Иначе девиантное поведение делится на:

· дезадаптивное (в основе: нарушения психического и личностного развития, психическая депривация, психологический дискомфорт):

1.Аффективное;

2.Аутичное;

3.Суицидальное: поведение направлено на причинение вреда самому себе, низкая ценность собственной жизни, склонность к риску, выраженная потребность в острых ощущениях, садомазохистские тенденции;

4.Аддиктивное: предрасположенность к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, склонность к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем, ориентация на чувственную сторону жизни, наличие сенсорной жажды и гедонистически ориентированных норм и ценностей.

· асоциальное (в основе: нарушения социализации, социальная и педагогическая запущенность, деформация регуляции поведения, социальная дезадаптация, десоциализация):

1.Агрессивное: склонность решать проблемы посредством насилия, тенденция использовать унижение партнера по общению в качестве средства стабилизации самооценки;

2.Деликвентное: предрасположенность к вступлению в конфликт с общепринятым образом жизни и правовыми нормами;

3.Криминальное (преступное).

 

Проявления отклонения в поведении детей и подростков разнятся в зависимости от индивидуальных особенностей и конкретных условий жизни. Следовательно, формы отклонений можно свести в следу­ющие группы: ситуативные (временные реак­ции, вызванные провоцирующими их факторами)и устойчивые (проявления, обусловленные не­благоприятными условиями жизни вообще). Измене­ния в поведении накапливаются, могут проявляться постепенно или приводят к резкому срыву.

Диагностика и коррекция отклоняющегося поведения у подростков

Предлагаются различные модели диагностики. Весьма продуктивной представляется модель, включающая скрининг — направленное выделение «групп риска» и последующую дифференциальную диагностику этих групп.

Отклоняющееся поведение ребенка является сплавом отношений, отражающих взаимосвязь уровней семейного, школьного воспитания и отношения ребенка к себе и условиям жизнедеятельности. Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа всех факторов, обуславливающих социальные отклонения. Целью диагностики является ответ на вопрос о причинах, обуславливающих определенное состояние объекта диагностики.

Диагностика отношений «родители – дети» показывает уровень социализации ребенка, усвоение им системы ценностей, норм, знаний, культуры. Методики: опросник родительского отношения (Варга, Столин), подростки о родителях (Шафер), опросник социализации для школьников “Моя семья”, изучение идентификации с родителями (Захаров), измерение родительских установок и реакций (PARY).

Диагностика школьной социализации предусматривает выявление возможных недостатков в его интеллектуально-личностном развитии, а также индивидуальные особенности взаимодействия с учителем и статус учащегося в классе. Методики: изучение познавательной потребности, направленностиь на приобретение знаний, отношения к учению и к учебным предметам, наблюдение для оценки волевых качеств, “Направленность на отметку”, “Оценка силы волевых качеств”, методика выявления уровня смелости (Г. А. Калашникова), методика оценки уровня притязаний детей школьного возраста, тест животных Заззо, Тест школьной тревожности Филипса, социометрия (Морено) и др.

Особенности характера и психоэмоционального состояния ребенка изучаются при помощи методик направленных на изучение самооценки личности по методике Дембо-Рубинштейн, исследование самооценки с помощью процедуры ранжирования; особенности личностного профиля изучается по многофакторному личностному опроснику Р. Кеттела, акцентуации характера выявляются по тесту-опроснику Шмишека, состояние диагностируется по методике цветовых выборов Люшера.

Данные по конкретному ребенку заносятся в индивидуальную карту психолого-медико-социального развития, затем составляется план коррекции развития.

Следующим этапом работы может стать встреча психолога с родителями и педагогами, на которой будут разработаны программы по индивидуальной работе с детьми. Также может быть принято решение часть подростков направить на консультацию к различного рода специалистам. Например, подросткам с аддиктивным поведением необходим комплекс мер психологической поддержки и физической реабилитации. А подростки с различными отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы, специфические особенности интеллектуального развития, выраженными акцентуациями характера могут получить направление к психотерапевту или психиатру. К тому же могут быть организованы постоянные консультации и лектории для родителей. Работа с родителями необходима для того, чтобы они осознали существование проблем у детей, возможность из решения и обязательность своего участия в процессе коррекции. Полезным будет проведение «Тренинга эффективности родителей». Также могут быть организованы и проведены социально-психологические тренинги для учащихся «Тренинг модификации поведения» и для педагогов «Тренинг психологической компетентности учителя». Уместными будут психолого-педагогические семинары для учителей, индивидуальные консультации психолога и организация телефона доверия для учеников.

Еще одним направлением работы с девиантными подростками – это профилактика. Важно, чтобы она имела отчетливо упреждающий характер. Только тогда она позволяет начинать работу с потенциальными нарушителями еще до того, как они совершат нарушение. В этом случае исчезает отчетливый репрессивный характер работы с подростками с девиантным поведением, что повышает эффективность воздействий. Наиболее эффективной формой психологической профилактики является проведение групповых занятий различной тематики (например, на снятие состояния психического дискомфорта, коррекцию тревожности, формирование адекватной самооценки, снятие агрессивности, враждебности, формирование навыков самоанализа и конструктивного общения).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.