Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая готовность к школьному обучению.






Понятие «психологическая готовность к школе»

«Готовность к школе», представленное в работах психологов, которые вслед за. Выготским считают, что обучение ведет за собой развитие. Т.е. для успешного обучения в школе имеет значение не столько совокупность имеющихся у ребенка знаний, умений и навыков, сколько определенный уровень его личностного и интеллектуального развития, который и рассматривается как психологические предпосылки к обучению в школе. Это понимание «готовности к школе» и обозначают как «психологическая готовность к школе».

Божович рассматривает два аспекта психологической готовности к школе: личностную и интеллектуальную готовность.

1. При характеристике интеллектуальной готовности к школе акцент делается не на количественный запас представлений ребенка, а на уровень развития его интеллектуальных процессов. Ребенок интеллектуально готов к школе, еслион умеет обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира.

К психологическим предпосылкам к обучению в школе необходимо отнести и качество речевого развития ребенка. Развитие речи тесно связано с развитием интеллекта и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления.

2. Характеризуя личностную готовность к школьному обучению, прежде всего, имеют в виду развитие мотивационной и произвольной сфер ребенка. Очень важным при этом является формирование «внутренней позиции школьника», когда сочетаются познавательные и социальные мотивы учения у ребенка.

Структура учебно-важных качеств, имеющаяся у будущего школьника к началу обучения, называется «стартовая готовность». В процессе обучения под воздействием учебной деятельности в стартовой готовности происходят значительные изменения, которые приводят к появлению вторичной готовности к обучению в школе, от которой в свою очередь начинает зависеть дальнейшая успеваемость ребенка.

Практически все авторы, исследовавшие психологическую готовность к школе, признают, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.

Т. о., Психологическая готовность к школе — это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.

Психологическая готовность детей 6-7 летнего возраста: сходство и различия. 6-ти летний первоклассник по уровню своего психического развития остается дошкольником. Сохраняет особенности мышления присущие дошкольному возрасту, у него преобладает непроизвольная память (не то, что нужно, а то, что интересно); специфика внимания такова, что реб может заниматься одним делом не более 10-15 минут. Особенности Л 6-тилеток создают особые трудности в процессе обучения. Познавательные мотивы, адекватные задачам обучения еще неустойчивы и ситуативны. Завышенная самооценка не дает понимать критику педагогической оценки. Они воспринимают ее как оценку личности. Неустойчивость поведения зависящая от эмоц состояния реб, осложняет его отношения и с учителем и с др детьми. Что включает в себя щадящий режим, сокращение продолжительности урока, физкультурные разминки, игры, прогулки, дневной сон, отсутствие дом задания и т.д. Обучение 6-тилеток надо строить с учетом специфики их развития. Учебу таких детей надо проводить в наглядно-действенном и наглядно-образном планах, много времени отводить практическим занятиям с предметами. 6-ти летка лучше усваивает программу в игровой форме, проводить специальные дидактические и развивающие игры. У 6 летнего ребенка еще не сформирован механизм регуляции Д, опирающийся на соц нормы и правила. Авторитарный стиль общения с 6-тилеткой недопустим. Иследования Эльконина показали, что у 6-тилеток в школе быстрее формируется умение подчиняться правилам поведения, но при этом дети испытывают не удовольствие, а боязнь их нарушить. Все 6-тилетки испытывают трудности адаптации, Они напряжены не только физически, но и психологически. Одни становятся вялыми, плаксивыми, нарушается сон, аппетит, другие становятся раздражительными, вспыльчивыми. Утомление приводит к срывам в поведении капризам и т.д.

Психологическая готовность к школе - это целостное образование. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажения в развитии других, если вовремя не провести соответствующую работу.

Методы диагностики психологической готовности к школе условно можно разбить на три группы.

1. Тесты школьной зрелости. В качестве примеров здесь могут быть названы «Ориентировочный тест школьной зрелости» Керна—Йирасека (ЙирасекЯ., 1978) и интеллектуальные шкалы П. Я. Кеэса (1983). Тест Керна—Йирасека дает представление о степени созревания мозговых структур ребенка через развитие его сенсомоторной координации, и тонкой моторики руки. Шкалы Кеэса определяют развитие вни-анпя, памяти, логического, пространственного мышления и др.

2. Тесты готовности к школе. Эти методы диагностики объединили в себе две группы тестов: тесты обученности в дошкольном возрасте (тесты достижений), и тесты способностей, (прогностические тесты), для оценки готовности ребенка к обучению в первом классе школы.

Отмечается, что тесты готовности к школе хорошо коррелируют с тестами достижений, проводимыми в конце первого учебного года.

3. Методы определения сформированности психологических предпосылок овладения учебной деятельностью.

Кнаиболее известным отечественным способам определения психологической готовности к школе относят диагностический инструментарий, выявляющий сформированность психологических предпосылок к обучению.

Например, Методика «Узор» (Цеханская Л. И., 1978). Это средство направлено на выявление сформированности умения детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия, и, кроме того, умения внимательно слушать говорящего.

Материалом методики служат геометрические фигурки, расположенные в три ряда. Верхний ряд состоит из треугольников, нижний — из квадратов, средний — из кружков. Квадраты находятся точно под треугольниками, кружки — в промежутке между ними. Треугольников и квадратов по 17 в ряду, кружков — 16. Все три ряда геометрических фигур в дальнейшем называются «полоской».

Перед ребенком ставится задача — рисовать узор, следуя правилу: соединять треугольники и квадраты через кружок (способ действия). При этом он должен следовать диктанту, который дается экспериментатором и где указывается, какие фигурки и в каком порядке следует соединять (треугольник-квадрат, квадрат-треугольник, два квадрата и т. д.).

Вначале ребенку предлагается образец узора и дается инструкция. Затем следует этап обучения способу действия, после чего дети переходят к выполнению основного задания.

Эксперимент состоит из трех серий, отличающихся друг от друга конфигурацией узора.

При оценке результатов правильными считаются соединения, соответствующие диктанту. Штрафные очки начисляют за лишние соединения, не предусмотренные диктантом, и за «разрывы», или пропуски «зон соединения» между правильными соединениями. На момент создания методики были получены нормы выполнения задания шестилетними детьми.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.