Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Темперамент.






Под т-том понимают динамиче6ские характеристики психической деятельности. Т-т является индивидуальной особенностью человека, которая проявляется в его возбудимости, эмоциональной впечатлительности, уравновешенности и скорости хода психической деятельности.

Т-т является относится к биологически обусловленным структурам личности. Динамическая сторона психических реакций человека – их темп, интенсивность, ритм и скорость – все это характеризует т-т.

Т-т (Теплов) – характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью с одной стороны и силой их с другой. Эмоциональность характеризует протекание эмоциональных процессов: определяет модальность (гнев, грусть, страх) и знак («+» или «-»). Активность характеризует степень инертности, медлительности или быстроты, энергичности, стремительности.

Индивидуальные особенности реагирования людей на различные обстоятельства и ситуации явились основанием для разделения людей по различным типам т-та. Классически выделяют 4 типа темперамента:

1. Сангвиник: высокая нервно-психическая активность, богатство мимики и жестов, эмоциональность, подвижность, чувствительность, лабильность, в то же время переживания в основном неглубокие, недостаточная концентрация и сосредоточение, поспешность и поверхностность.

2.Холерик: высокий уровень нервно-психической активности и энергичности, резкие и прерывистые движения, сильно импульсивен и яркая выраженность эмоций, а также несдержанность, вспыльчивость, неспособность контролировать себя в эмоциогенных ситуациях.

3. Меланхолик: низкий уровень нервно-психической активности, сдержанность и приглушенность моторики и речи, высокая эмоциональная реактивность, глубина и стойкость чувств, но слабое их внешнее выражение, высокая эмоциональная чувствительность, замкнутость, отчужденность, склонность к тяжелым внутренним переживаниям тогда, когда объективно этого нет.

4. Флегматик: относительно низкий уровень активности поведения, сложности в переключении с одной деятельности на др., медлительность и спокойствие действий, мимики и речи, ровные, постоянные, глубокие чувства и настроение, инертность, слабое и бедное появление эмоций, склонность к выполнению лишь привычных действий.

О природе т-та существует множество теорий. Напр., Лесгафт объяснял т-т особенностями кровообращения, которые зависят от диаметра, толщины и гибкости стенок сосудов. Размер сосудов и толщина их стенок, по мнению Лесгафта, обуславливают скорость и силу кровообращения; небольшому диаметру сосудов соответствует т-т сангвиника, а большому диаметру и толстым стенкам – т-т меланхолика, флегматик характеризуется большим диаметром и тонкими стенками сосудов.

Павлов разработал теорию, которая состоит в связи некоторых общих свойств нервных процессов с типами т-та. Павлов выделял следующие фундаментальные свойства нервных процессов: силу возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность. Эти свойства образуют определенные комбинации, которые, по мнению Павлова, составляют тип НС. На основании этой классификации Павлов выделил 4 основных типа НС, которые соответствуют 4 классическим типам т-та:

1. Сильный, уравновешенный, подвижный – сангвиник.

2. Сильный, уравновешенный, инертный – флегматик.

3. Сильный, неуравновешенный с преобладанием возбуждения – холерик.

4. Слабый тип – меланхолик.

Павлов считал, что свойства НС образуют физиологическую основу т-та, который является психическим проявлением общего типа НС. В дальнейшем теория Павлова была развита и дополнена Тепловым и Небылициным. Ими были разработаны многочисленные приемы исследования свойств НС у человека, экспериментально выделены и описаны еще 2 свойства нервных процессов: лабильность (проявляется в скорости возникновения и прекращения нервных процессов) и динамичность (заключается в легкости и быстроте образования положительных (динамичность возбуждения) и тормозных (динамичность торможения) условных рефлексов).

В.М.Русалов, предложил более современную трактовку свойств темперамента. Он опирался на теорию функциональной системы П.К.Анохина, которая включала четыре блока хранения, циркулирования и переработки информации:

блок афферентного синтеза;

блок программирования (принятия решений);

блок исполнения;

блок обратной связи.

Исходя из этого, Русалов выделил четыре связанных с ними свойства темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза:

1.степень напряженности взаимодействия организма со средой;

2.легкость переключения с одной программы поведения на другую;

3.скорость исполнения текущей программы поведения;

4.чувствительность к несовпадению реального результата действия с его акцептором.

В соответствии с этим оценка темперамента включает уже четыре компонента:

1.энергичность (выносливость);

2.пластичность;

3.скорость;

4.эмоциональность (чувствительность).

Все эти компоненты темперамента, по мнению В.М.Русалова, биологически и генетически обусловлены. Темперамент зависит от свойств нервной системы, а они, в свою очередь, понимаются как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом.

В соответствии с двумя основными видами человеческой деятельности - предметной деятельностью и общением - каждое из выделенных свойств темперамента должно рассматриваться отдельно, поскольку предполагается, что в деятельности и общении они проявляются по-разному.

Психологической характеристикой темперамента являются не сами по себе свойства нервной системы или их сочетание, а типичные особенности протекания психических процессов и поведения, которые данные свойства порождают.

Рассмотрим эти свойства применительно к познавательным процессам, предметной деятельности и общению человека. В число соответствующих свойств можно включить:

активность;

продуктивность;

возбудимость;

тормозимость;

переключаемость.

Активная сторона восприятия, внимания, воображения, памяти и мышления характеризуется, соответственно, тем, насколько человек в состоянии сосредоточить, сконцентрировать свое внимание, воображение, память и мышление на определенном объекте или его аспекте. Темп проявляется в том, насколько быстро работают соответствующие психические процессы. Например, один человек запоминает, припоминает, рассматривает, представляет, думает над решением задачи быстрее, чем другой. Продуктивность всех перечисленных познавательных процессов может быть оценена по их продуктам, по результатам, полученным в течение определенного отрезка времени.

Возбудимость, тормозимость и переключаемость характеризуют быстроту возникновения, прекращения или переключения того или иного познавательного процесса с одного объекта на другой, перехода от одного действия к другому. Например, одни люди быстрее запоминают информацию или припоминают ее, чем другие.

Применительно к предметной деятельности активность означает силу и амплитуду связанных с ней движений. Они у активного человека инстинктивно более широки, чем у менее активного. Например, повышенная темпераментная активность в спорте порождает у спортсмена более широкие и сильные движения, включенные в различные упражнения, чем у того, у кого это свойство темперамента выражено слабо. Человеку с повышенной активностью труднее дается выполнение слабых, тонких, небольших по амплитуде движений, в то время как человеку с пониженной активностью труднее бывает выполнять сильные и размашистые движения.

Темп работы в предметной деятельности определяется числом операций, действий, движений, выполняемых за единицу времени. Один человек предпочитает работать в быстром, другой - в медленном темпе.

От активности и темпа работы зависит продуктивность действий, связанных с движениями, если никаких дополнительных требований, кроме частоты и интенсивности, к соответствующим действиям не предъявляется.

В общении людей обсуждаемые свойства темперамента проявляются аналогичным образом, только в данном случае они касаются вербального и невербального взаимодействия человека с человеком. У индивида с повышенной активностью речь, мимика, жесты, пантомимика более ярко выражены, чем у человека с пониженной активностью. Более активные люди обладают, как правило, и более сильным голосом. Темп их речи, равно как и темп эмоционально экспрессивных движений, довольно высок.

Значительно различается стиль общения у сильно и слабо возбудимых людей. Первые реагируют быстрее, легче входят в контакт, лучше адаптируются в общении, чем вторые. Эти последние нередко отличаются тем, что много говорят, не отпускают собеседника и создают впечатление надоедливости. " Продуктивность" общения активных и обладающих высоким темпом, т.е. способность сообщить и воспринять информацию за единицу времени, также больше, чем у людей противоположного типа.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.