Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмоции и чувства.






Общее понятие об эмоциях. Специфика и функции эмоций. Физиологические основы эмоций. Центры базальных эмоций (гнева, страха, радости). Представление о динамической локализации социальных эмоций. Классификация эмоций и чувств. Эмоциональные состояния (настроение, аффекты, фрустрация). Психологические теории эмоций: эволюционная теория Ч. Дарвина, психоорганическая концепция Джеймса-Ланге, теория Кеннона-Барда, когнетивные теории эмоций (понятие когнитивного диссонанса Л.Фестенгера). Информационная теория эмоций П.В.Симонова. Эмоциональные свойства личности. Эмоция как ценность. Эмоциональная направленность личности (по Б.И.Додонову). Понятие об общей эмоциональной направленности личности

Эмоции представляют собой сложные системные психологические образования, включенные в различные виды психической деятельности и базирующиеся на разных потребностях. Это общая, генерализованная реакция организма на жизненно значимые воздействия. Особенностью эмоций является их интегрированность - возникая при соответствующих эмоциогенных воздействиях, захватывают весь организм, объединяют все его функции в соответствующий генерализованный стереотипный поведенческий акт. Эмоции являются приспособительным продуктом эволюции. Качественная специфичность эмоций во многом зависит от тех потребностей, на базе которых они формируются. Эмоции делят также на низшие (базальные) и высшие. Низшие связаны с органическими потребностями и подразделяются на два вида гомеостатические, направленные на поддержание гомеостаза, инстинктивные, связанные с половым инстинктом, инстинктом сохранения рода и другими поведенческими реакциями. Высшие эмоции возникают только у человека в связи с удовлетворением социальных и идеальных потребностей (интеллектуальных, эстетических и др.). Эти более сложные эмоции развивались на базе сознания и оказывают контролирующее и тормозящее влияние на низшие эмоции. Параметры эмоций ((и классификация ): характер потребностей (витальные, базальные - социальные, небазальные), их уровень (элементарные - сложные), их знак (положительные - отрицательные), их связь с модальностью ощу-щений и восприятий (эмоции, связанные со зрением, слухом, вкусом, тактильными функциями, движением), их связь с опытом (врожденные - приобретенные), степень осознанности эмоций (осознанные - неосознанные), отношение к состоянию активации (активизирующие - успокаивающие), их объект (направленные «на себя» - направленные «вовне»-), их длительность (краткие - длительные), их интенсивность (сильные - слабые), их отношение к деятельности (вед-ущие - неведущие) и т. д. В зависимости от силы влияния на активность человека выделяют стенические и астенические эмоции. Первые активируют деятельность человека, возбуждают (радость, гнев), вторые угнетают, подавляют активность (страх, тоска). Общепринятое подразделение эмоциональных явлений на чувства, аффекты и эмоции (А.Н. Леонтьев) + «эмоциональный тон ощущений» не исчерпывает все разнообразие эмоциональных явлений

В результате филогенетического развития чувства и эмоции стали выполнять ряд специфических функций Переключательная - состоит в том, что они часто побуждают к изменению своего поведения, наиболее ярко обнаруживается в экстремальных ситуациях, когда возникает борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме. Конфликт потребностей переживается в форме борьбы между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Подкрепляющая. Эмоции осуществляют положительное и отрицательное подкрепление общего соотношения достигнутых в деятельности результатов с ее мотивами и целями. Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий Предвосхищающая ф. Эмоции предвосхищения связаны с появлением переживания догадки, идеи решения, которая еще не вербализована, они успешно изучались в составе мыслительной деятельности при решении творческих задач (шахматных). Д арвин в работе 1872 г. «Выражение эмоций у чела и животных» писал, что эмо-и выполняют функцию адаптации (приспособления) регулируют взаимодействие у видов, которые ведут социальный образ жизни, регулируют поведение человека. Процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды. Коммуникативная: Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком чувств» и позволяют передавать свои переживания другим, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д

Физиологические основы эмоций. Кеннон предлагал теорию эмоций, в которой он утверждал, что эмоции возникают в результате деятельности таламуса. Опыты над таламусом показали, что одновременное раздражение некоторых участков гипоталамуса приводило к особым проявлениям поведения, характерным для той или иной эмоции. Потом они обнаружили, что к эмоциям отношение также имеют и еще некоторые другие древние формации мозга. Установлено участие в эмоциональных реакциях гиппокампа и миндалины, базальных ганглиев - скорлупы, хвостатого ядра, бледного шара и ограды. Позднее выявили участие поясной извилины. В конце концов, была сформулирована теория о лимбической системе - совокупность структур головного мозга, принимающих участие в образовании эмоционально - мотивационного поведения. Согласно этой теории эмоции возникают в гиппокампе, оттуда направляются в гипоталамус, таламус и затем в поясную извилину - круг Пейпеца. С поясной извилины импульсы распространяются на другие участки коры больших полушарий. Поэтому любые психические процессы приобретают эмоциональную окраску. эмоциональные переживания обусловлены нервным возбуждением подкорковых центров и физиологическими процессами, происходящими в вегетативной нервной системе. В свою очередь подкорка оказывает положительное влияние на кору больших полушарий, выступая в качестве источника их силы. Эмоциональные процессы вызывают целый ряд изменений в организме человека: в органах дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой деятельности. Различные переживания сопровождаются своеобразными изменениями во внутренних органах, возбуждаемых через симпатический отдел вегетативной нервной системы. Ведущую роль в эмоциях и особенно чувствах выполняет кора больших полушарий головного мозга человека. И. П. Павлов связывал происхождение сложных чувств с деятельностью коры мозга.

Центры базальных эмоций. Если сравнивать мозг животного и человека, то мы увидим огромные различия в полушариях мозга, которые называют еще также неокортексом (" нео" - новая, " кортекс" - кора). Именно с этим объектом связана высшая нервная деятельность человека. Центры базальных эмоций относятся к участкам старой коры - к подкорковым образованиям, а они у человека и животных имеют сходство. Отсюда и сходство в низших эмоциях. Радость, удовольствие: Форстер и Гогель уже в 1933 г. показали в ходе операций в области основания мозга, что раздражение ги­поталамуса путем сжатия дна 3-го желудочка вызывало эйфо­рию, характерную для маниакального состояния. Олдс: раздражении поясной коры, амигдалярный комплекс, перегородку, гигшокамп, ядра таламуса, пе­редний отдел гипоталамуса, то есть в области обонятельного мозга и передней части ствола мозга, что вызывало положительное подкрепление деятельности. Реакции смеха зависят от раздражения базальных ядер. Ярость, страх: В 1937 г. Папец говорил об обонятельном мозге, включающим несколько образований, из которых наиболее важным является гиппокамп. Эти глубокие структуры относятся к конечному моз­гу, от которого они получают информацию, но они тесно связа­ны с промежуточным мозгом. Реакции промежуточного мозга зависят от структур обоня­тельного мозга, которые выполняют как тормозящую, так и активирующую роль. Можно вызывать реакции ярости, вле­чения к чему-то или насыщения, сексуальных побуждений пу­тем локальной стимуляции гипоталамуса, спинноталамического пути, задне-вентрального ядра таламуса и гиппокампа Состояние возбуждения, соответствующее ярости, распрост­раняется по стволу мозга, включая ретикулярную формацию, средний мозг и задний отдел гипоталамуса. все эти центры эмоций находятся под контролем новой коры. В опытах Лилли (1957) при раздражении гипоталамуса обезьяны сами прерывали ток, как только его интенсивность достигала Vs величины, вызывавшей у них панический страх.

Представление о динамической локализации социальных эмоций. 1) эмоц явления явл системными по психологич стр-ре и осущ-ся с пом систем-х мозговых мех-мов.В их состав включ такие стр-ры мозга, кот реализ-т важные мотивацион –потребност пр-ссы. 2) Разл параметры эмоций явл сист-ми кач ми и связаны с работой разл мозговых стр-р.3) Поражен того или иного звена эмоц-й функ-й системы-или опред фактора должно привести не к изолир –му наруш эмоц сферы опред хар-ра, а к целой совокупности нарушений, т е к особого рода эмоуион синдрому, кот склад-ся из разл форм наруш-я опред аспекта эмоц сферы.4).Хар-на чёткая уровневая организация, наличие частично осознанных и бессознат ур-ней реализац-ии эмоц явл-й. При лок пораж мозга возможны пост эмоц растрой-ва и пароксизмальные аффективные наруш-я(не им реального повода).3 осн локализации пораж мозга, сиязанные с эмоц наруш: гипофизарно-гипоталамическая, височная и лобная обл мозга. Большинство ученых считают главным то, что все участки мозга, ответственные за эмоциональные проявления, связаны в одну систему и каждый из них вносит что-то свое в проявление конкретной эмоции. Кроме этого, ученые впоследствии установили, что на возникновение эмоций также оказывают влияние и другие системы организма: пищеварительная, эндокринная, а также информация извне.

Эмоциональные состояния (настроение, аффекты, фрустрация) Настроение – наиболее общее эмоциональное состояние, охватывающее человека в течение определенного периода времени и оказывающее существенное влияние на его психику, поведение и деятельность. Настроение может возникать медленно или внезапно. Оно бывает положительным или отрицательным, устойчивым или временным. имеет личностный характер. На него оказывает большое влияние темперамент. Аффект - это кратковременная, бурно протекающая, чрезвычайно интенсивная эмоциональная реакция. В состоянии аффекта сужается объем сознания: оно направлено на ограниченный круг воспринимаемых предметов ипредставлений, связанных с переживанием. К аффектам склонны люди с неуравновешенными процессами возбуждения и торможения. Фрустрация. Крайняя неудовлетворенность, блокада стремления, вызывающая стойкое отрицательное эмоциональное переживание, может стать основой фрустрации, т.е. дезорганизации сознания и деятельности.

Первая систематически разработанная трактовка эмоциональных явлений принадлежит интроспективной психологии, основоположником которой является Вильгельм Вундт. Он же является представителем сенсуалистических теорий, которые связывают эмоции с простейшими психическими процессами и ощущениями. Вундт выделил шесть главных компонентов чувственного процесса и предложил три основных измерения эмоций: удовольствие-неудовольствие, возбуждение-успокоение, направление-разрешение, что нашло своё отражение в его трёхмерной теории чувствований.

Ч. Дарвин предложил теорию, объясняющую происхождение и назначение тех органических изменений и движений, которые обычно сопровождают ярко выраженные эмоции. Эта теория получила название эволюционной. По Ч. Дарвину зачатки базальных эмоций есть у животных. Базальные эмоции являются важнейшими средствами невербальной коммуникации. В процессе социокультурного развития на основе базальных эмоций формируется сложный многокомпонентный комплекс высших эмоций, эмоциональных явлений и состояний, объединенных в единую эмоционально-личностную сферу, имеющую сложную мозговую организацию.

1. Внутренние (органические) и внешние (двигательные) проявления
эмоций выполняют в жизни человека важную приспособительную роль. Они
настраивают его на определенные действия и, кроме того, это для него
сигнал о том, как настроено и что намерено предпринять другое живое
существо.
2. Когда-то в процессе эволюции живых существ те органические и
двигательные реакции, которые у них есть в настоящее время, были
компонентами полноценных, развернутых практических приспособительных
действий. Впоследствии их внешние компоненты сократились, но жизненная
функция осталась прежней. Например, человек или животное в гневе
оскаливают зубы, напрягают мышцы, как бы готовясь к нападению, у них
учащается дыхание и пульс. Это сигнал: живое существо готово совершить
акт агрессии.

 

Американский психолог Уильям Джемс в 1884: непосредственно за восприятием возбуждающего факта следует телесное изменение, а наше переживание этих изменений и есть эмоции. (то есть физические изменения следуют до возникновения эмоций).Подобную точку зрения разделял и датский исследователь К. Ланге (1885): по его мнению, эмоции возникают в результате моторных изменений, вызываемых некоторыми раздражителями. Хотя позиции Джемса и Ланге не совсем идентичны, вследствие сходства и совпадения во времени их теорий, их стали рассматривать как единую теорию, известную ныне, как “теория Джемса-Ланге”. Это физиологическая теория, которая имеет значение и поныне. Согласно ее, эмоции включают как чувственное, так и когнитивное содержание; эмоциональное состояние является производным от состояния периферических органов. Джемс делит эмоции на " низшие" и " высшие". К " низшим" он относит эмоции, связанные с состоянием гнева, страха и т. д.; к " высшим" относит, например, эмоции, связанные с эстетическими потребностями.

В 1929 году физиолог Кэннон пришел к выводу, что в теории Джеймса-Ланге ошибочно исходное предположение, согласно которому каждой эмоции соответствует свой собственный набор физиологических изменений. Исследования Кэннона показали, что одни и те же физиологические сдвиги могут сопровождать несколько разных эмоций. Теория Кэннона, которая впоследствии была модифицирована Филиппом Бардом, утверждала, что при восприятии событий, вызывающих эмоции, нервные импульсы сначала проходят через таламус. 3атем возбуждение как бы расщепляется: половина идет в кору больших полушарий, где порождает субъективное переживание страха, гнева или радости; другая половина идет в гипоталамус, который управляет физиологическими изменениями в организме. Согласно теории Кэннона-Барда, психологическое переживание и физиологические реакции возникают одновременно Физиологическая часть теории Кэннона-Барда не была верна в деталях. Но она вернула процесс возникновения эмоций из периферических органов, куда его относила теория Джеймса-Ланге, обратно в мозг.

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Согласно ей положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними, или, что то же самое, находятся в консонансе. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, несоответствие или диссонанс.

В отечественной психологии можно выделить несколько основных подходов.

А.Н. Леонтьев, В.К. Вилюнас, О.К. Тихомиров разрабатывали тему с позиции деятельностной обусловленности всех психических явлений. В этом отношении эмоции можно характеризовать как внутренние регуляторы деятельности.

В соответствии с представлениями таких авторов, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.К. Вилюнас, одной из самых важных характеристик эмоций является их связь с познавательными процессами. В различных видах познавательной деятельности, направленных на отражение объективной реальности, эмоции выполняют оценочную и побудительную функции, отвечая за пристрастность познавательной деятельности и ее целенаправленность.

П.К. Анохин, К.В. Судаков, подходивших к проблеме эмоции с точки зрения общей теории функциональных систем, а также П.В. Симонова, рассматривавшего эмоции в рамках информационного подхода.

И.П. Павлов различал врожденные эмоции, связанные с удовлетворением или неудовлетворением врожденных потребностей и инстинктов, и приобретенные (по механизму условных рефлексов) эмоции, направленные на удовлетворение приобретенных потребностей.

Информационная теория эмоций П.В. Симонова (1964 ): в организме человека объективно существуют определенные потребности, которые не зависят от сознания, источником эмоции является расхождение между количеством наличной информации и информации, необходимой для решения стоящей перед человеком задачи. Эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. " В самом общем виде правило возникновения эмоций можно представить в виде структурной формулы:
Э = f [П, (Ин — Ис), …. ],
где Э — эмоция, ее степень, качество и знак; П — сила и качество актуальной потребности; (Ин — Ис) — оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис —информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент. Низкая вероятность удовлетворения потребности (Ин больше, чем Ис) ведет к возникновению отрицательных эмоций. Возрастание вероятности удовлетворения по сравнению с ранее имевшимся прогнозом (Ис больше, чем Ин) порождает положительные эмоции. (...) эмоция зависит и от ряда других факторов, одни из которых нам хорошо известны, а о существовании других мы, возможно, еще и не подозреваем. К числу известных относятся:

  • индивидуальные (типологические) особенности субъекта, прежде всего, индивидуальные особенности его эмоциональности, мотивационной сферы, волевых качеств и т. п.;
  • фактор времени, в зависимости от которого эмоциональная реакция приобретает характер стремительно развивающегося аффекта или настроения, сохраняющегося часами, днями и неделями;
  • качественные особенности потребности.

Эмоциональные свойства личности — постоянно проявляющиеся особенности эмоционального реагирования. Эмоции ситуативно обусловлены, чувства могут быть длительными и устойчивыми. Наиболее устойчивые чувства являются свойствами личности (честность, гуманность и т.п.).

Эмоция как ценность. специфика высших чувств (Л.И. Божович): они «могут приобрести для человека самостоятельную ценность и сами стать предметом его потребности. Это так называемые ненасыщаемые потребности... Они не угасают в результате насыщения, а усиливаются, побуждая человека к новым поискам и созданию предмета их удовлетворения. В отличие от элементарных («натуральных») потребностей они могут побуждать человека в силу не отрицательных, а положительных переживаний и приводить его не к приспособительной, а к созидательной, творческой деятельности» С процессом культурно-исторического развития потребностей, — по мнению Л.И. Божович, — тесно связано развитие эмоций и чувств. Таким образом, возникновение новообразований в ходе развития потребностей означает вместе с тем возникновение и новых функциональных структур в развитии эмоциональной жизни человека. Так рождаются сложные, специфически человеческие чувства — нравственные, эстетические, интеллектуальные и пр.

Додонов (1987) выдвигает и обосновывает положение об эмоциональной направленности личности как специфической для каждого человека потребности в эмоциональных переживаниях, показывает, что человек проявляется как личность прежде всего в активной, мировоззренчески и эмоционально направленной деятельности. Он дает эмоциям двоякое определение:
а) как процесса оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире;
б) как части «единого регуляционного процесса, осуществляемого человеком или животным в ответ на внешнюю или внутреннюю стимуляцию» Направленность личности— это уже сложившаяся система ее важнейших целевых программ. Люди различаются не только по эмоциональному отношению к одним и тем же явлениям действительности, но и по-разному относятся к своим эмоциям, т. е. более или менее осознанно стремятся к совершенно различным эмоциональным состояниям: альтруистический тип (радость, когда удается сделать что-то хорошее для людей, и обида, когда они платят неблагодарностью), праксический тип (душевный подъем, когда работа идет хорошо, и раздражение, когда она плохо ладится), гностический тип (горячий интерес при познании нового и страдание при неудовлетворяемой жажде познания), эстетический тип (своеобразное сладкое «томительное» чувство, возникающее при восприятии природы, музыки, вообще чего-либо прекрасного, и неудовлетворенность из-за отсутствия такой красоты), гедонистический тип (веселье, беззаботность, хорошее физическое самочувствие, наслаждение вкусной едой, покоем, безопасностью, безмятежностью или беспричинная тоска и апатия). Методика исследования эмоциональной направленности личности Б.И. Додонова направлена на анализ эмоционального состава интересов, мечтаний и воспоминаний личности.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.