Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разработка физкультурно-оздоровительных образовательных проектов по массовой физической культуре населения России




По инициативе ведущих ученых в области физической культуры и спорта нашей страны в 90-е гг. начинает разрабатываться и функционировать ряд новых оригинальных проектов, направленных на внедрение физической культуры в повседневную жизнь россиян.

В 1990 1991 гг. разрабатываются основные принципиальные положения “спартианской” программы гуманизации современного спорта в рамках проекта под названием “СпАрт” (производное от трех составляющих его слов: духовность, спорт и искусство).

С 1991 г. началась практическая реализация указанного проекта, которая продолжается и в настоящее время. Автором и руководителем этого проекта является профессор РГАФК В. И. Столяров. В разработке программ и ее реализации принимает участие большая группа ученых, преподавателей, аспирантов, практических работников физической культуры.

Главная цель “спартианской” программы гуманизации современного спорта — сделать его более гуманистичным, “человечным”, ориентированным на человека, его свободу, достоинство, разностороннее и гармоничное развитие как высшую ценность, а не использование человека в тех или иных целях. Для достижения поставленной цели работа по “спартианской” программе должна осуществляться по нескольким направлениям.

Во-первых, вряд ли возможна эффективная гуманизация современного спорта с помощью одной лишь просветительской, разъяснительной работы. Необходим целый комплекс дополняющих ее форм, средств и методов культурно-спортивной работы, который, как минимум, должен включать в себя:

1) использование новых гуманистически ориентированных моделей спорта и его интеграции с искусством, предусматривают существенное изменение характера (программы) соревнований, системы выявления и поощрения победителей с целью повышения ориентации спортсменов на благородное, рыцарское поведение, самосовершенствование, разностороннее и гармоничное развитие, а не победу над соперником любой ценой и одностороннее развитие;

2) сочетание соревнований с проведением игр несоревновательного характера;

3) всемерное поощрение (в том числе на основе специальной системы наград) тех спортсменов и других участников олимпийского движения, которые демонстрируют поведение в духе принципов “Фэйр плэй” (“Честная игра”), а также успехи в своем духовном и физическом совершенствовании, разностороннем и гармоничном развитии;

4) организацию работы клубов, которые создают условия для постоянного общения, сотрудничества тех спортсменов, которые стремятся в своем поведении, образе и стиле жизни следовать гуманистическим идеалам и ценностям, в том числе кубертеновскому идеалу спортсмена-олимпийца, оказание им помощи в получении нужных знаний, умений и навыков, организации систематической воспитательной работы с ними;



5) ясное и понятное для всех спортсменов и других участников олимпийского движения, даже самых юных, изложение гуманистических идеалов и ценностей, связанных со спортом, в том числе кубертеновского идеала олимпийского атлета, формулирование на основе этого конкретного духовно-нравственного кодекса поведения, который мог бы служить им четким ориентиром, и пропаганда среди них этого кодекса, а также указанных идеалов и ценностей;

6) развертывание этих новых форм работы в рамках не только олимпийского движения, но и нового культурно-спортивного гуманистического движения “СпАрт” — “спартианского” движения;

7) подготовку специалистов, готовых к эффективному проведению всех этих форм работы.

Вторым важным моментом в направленности “спартианской” программы является то обстоятельство, что она не ставит своей целью исключить из спорта соревновательное содержание, стремление к высоким достижениям и победе. Речь идет лишь о том, чтобы: 1) программа соревнований требовала от участников разностороннего, гармоничного развития; 2) соревновательность участников сочеталась с красотой их действий и поступков; 3) проводились не только соревнования, но и несоревновательные игры.

Программа предусматривает целый комплекс “спартианских” (основанных на новых, предлагаемых проектом “СпАрт” формах и методах интеграции “одухотворенного” спорта с искусством) форм и методов культурно-спортивной работы, призванных содействовать гуманизации современного спорта. Основное место среди них занимают организация и проведение игр под названием “Спартианские игры” (другие возможные их названия: игры “СпАрт”, “Турнир Рыцарей СпАрта”, игры “Спартианская семья” и др.).



Принципиальная особенность “спартианской” программы состоит и в том, что она рассматривает работу, основанную на использовании спорта, спортивных игр, соревнований, и социально-педагогическую деятельность, связанную с искусством, как два важных дополняющих друг друга компонента единой системы социально-педагогического воздействия на человека для решения широкого круга социально-культурных задач. При этом особо важное значение придается укреплению связи спорта с искусством, использованию не только традиционных, но и нетрадиционных, принципиально новых форм этой связи.

С 1991 г. накоплен значительный опыт организации и проведения “Спартианских” игр, деятельности “спартианских” школ, клубов, игротек.

Центр “СпАрт” в 1991 г. провел в г. Анапе “Спартианские” игры под названием “Олимпийский Турнир Рыцарей СпАрта”. В нем приняли участие около 400 школьников из 17 городов страны.

В 1992 г. в Москве были проведены Игры “СпАрт” в рамках I Международного фестиваля молодых инвалидов, в котором участвовали представители более чем 30 стран.

В 1993 г. в Набережных Челнах проводились Игры под названием “Спартианская семья”. Участниками этой новой формы работы по спартианской программе стали дети-инвалиды вместе со своими родителями, а также дети-сироты из 8 городов России. Для участников Игр была организована работа спартианской школы. Под руководством опытных специалистов дети и взрослые занимались в различных кружках и секциях, связанных со спортом и искусством, проходили тестирование. Затем был проведен командный турнир, включавший в себя спортивные соревнования, соревнования по туризму, художественные и интеллектуальные конкурсы. Впервые в программу были включены новые игры, где не было победителей и проигравших, акцент в этих играх делается на сотрудничестве, юморе.

В 1994—1997 гг. проводились городские, региональные, межрегиональные и общероссийские Спартианские игры в различных городах и регионах Российской Федерации. Спартианские игры были проведены и в ряде вузов страны.

С учетом положительного опыта проведения “Спартианских” игр со школьникам и студентами в 1994 г. началась экспериментальная проверка возможности организации подобных Игр для дошкольников. Были проведены “Спартианские” игры в дошкольных учреждениях: физкультурно-оздоровительном дошкольном учреждении № 1767 Москвы, детском комбинате № 22 Красноярска и др.

“Спартианские” школы, клубы и игротеки организованы во многих регионах страны.

Так, в селе Юсьва Коми-Пермяцкого национального округа Пермской области создан Центр дополнительного образования “СпАрт” для школьников 2—7-х классов, ориентированный на гармоничное объединение спорта и искусства в целях обеспечения единства физического и духовного развития ребенка. В соответствии с этой программой ребята обучаются игре в баскетбол, футбол и хоккей, учатся танцевать и играть в народные подвижные игры, изучают коми-пермяцкую культуру, сценическое искусство, правила этикета, энциклопедию здоровья, основы экологической культуры.

Регулярное проведение “Спартианских” игр, постоянная работа “спартианских” школ, клубов в целом по России создали основу для развертывания программы “СпАрт” до “спартианского” движения. В 1993 г. в г. Дубна Московской области был проведен Учредительный съезд, на котором для оказания содействия в развитии проекта “СпАрт” создана общественная организация “Спартианское движение”. Она имеет свои отделения в 17 регионах России, представители которых входят в Координационный комитет “спартианского” движения.

Важно, что отделения не ограничиваются подготовкой команд для участия в региональных, межрегиональных или российских “Спартианских” играх, а занимаются организацией “спартианского” движения в школах, вузах и в других учебных заведениях, физкультурно-спортивных и художественных коллективах и т.д.

В настоящее время начата работа и по совершенствованию подготовки специалистов. Организуются лекции и методические семинары для разъяснения основных целей “спартианской” системы культурно-спортивной работы с различными группами населения. В 1994 г. в Российской государственной академии физической культуры создан Гуманитарный центр “СпАрт”. Цель работы Центра — повышение профессиональной гуманитарной подготовки специалистов в области физической культуры и спорта на основе их ознакомления с отечественным и зарубежным опытом организации олимпийского образования детей и молодежи, формирования их поведения в духе “Честной игры”, укрепления связи спорта с искусством и т.д.

Вся работа по использованию “спартианских” форм и методов в системе физкультурно-спортивной работы и организации досуга различных групп населения получила одобрение и поддержку со стороны Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму, Олимпийского комитета России, Российского совета ФСО “Юность России”, Министерства социальной защиты населения РФ, Министерства образования РФ, Координационного комитета по делам инвалидов при Президенте РФ, других государственных и общественных организаций. Государственный комитет по делам молодежи в 1997 г. присудил “спартианской” программе первое место в конкурсе инновационных программ работы с молодежью и включил “спартианское” движение в Федеральный реестр молодежных и детский объединений, пользующихся государственной поддержкой. “Спартианская” программа нашла положительный отклик и в средствах массовой информации: на телевидении, в газетах “Советский спорт”, “Спорт в школе”, “Русский инвалид”, “Учительская газета”, “Медицинская газета”, в журналах “Олимпийская панорама”, “Физическая культура в школе”, “Физическая культура: воспитание, образование, тренировка” и др.

Однако президент “спартианского” движения В. И. Столяров вынужден был сделать следующее заявление: “Без серьезной, действенной, постоянной помощи и поддержки детско-юношеское спартианское движение России не сможет развиваться достаточно эффективно или даже совсем прекратит свое существование. Координационный комитет “спартианского” движения еще раз обращается ко всем тем, кому понятны и близки цели детско-юношеского “спартианского” движения России: не будьте равнодушны к судьбе этого движения, которое направляет свои усилия на спасение генофонда России, формирование нового поколения россиян активного, творческого, здорового не только физически, но и духовно”.

В 1995 г. по инициативе профессора Уральской академии физической культуры Ю.Н. Вавилова разработан и предложен для применения в общеобразовательной школе проект “Президентские состязания”. Целью спортивно-оздоровительной программы “Президентские состязания” является создание массового детско-юношеского физкультурного движения, обеспечивающего привлечение к регулярной двигательной активности большинства школьников. Девиз программы: “Здоровый стиль жизни смолоду!”

...Десять мэров городов США подтвердили свое согласие на участие американских детей в “Президентских состязаниях”. Организация подобной программы стала возможной в результате усилий, которые предпринимали президенты России и США для развития спортивных и культурных контактов российских и американских детей. Таким образом, этот проект мог бы в дальнейшем развиваться как международный. Он поддержан и на государственном уровне: в июне 1996 г. вышел Указ Президента РФ о реализации проекта “Президентские состязания”. В территориальные органы образования и комитеты по физической культуре и спорту направлен пакет соответствующих документов, который позволяет руководителям этих ведомств ознакомиться с условиями организации “Президентских состязаний” и принять активное участие в новом всероссийском детско-юношеском физкультурно-спортивном движении.

На пути реализации этого проекта стоят организационные, материально-технические и финансовые трудности.

Одним из направлений в развитии массовой физической культуры в России является спортивно-оздоровительный образовательный проект “Олимп”. Он был разработан в 1997 г., а его идеологические основы в 1997/98 учебном году апробировались в учебных заведениях Москвы в процессе подготовки к первым Всемирным юношеским играм, проводимым под патронажем МОК и мэра Москвы в рамках формирования движения “Олимпийская юность Москвы”.

Главные цели этого проекта: оздоровить нацию, воспитать с помощью “спортивной педагогики” всесторонне развитых людей, научить их ценить свою жизнь. Название движения (“Олимп”) отождествляет его с гуманистическими олимпийскими традициями и принципами, заложенными основателем олимпийского движения современности П. де Кубертеном. Массовое движение “Олимп”, по мнению авторов этого проекта, должно стать структурным звеном провозглашенного Олимпийской хартией и получившего широкое распространение в мире международного движения “Спорт для всех”. Оно призвано унифицировать структуру федеральных и территориальных спортивно-оздоровительных клубов — “Олимпийских клубов”. Отличительным признаком “Олимпийских клубов”, их членов (“олимпийцев”) и всех участников движения должен стать принятый по инициативе “Олимпа” российский олимпийский значок. Элементы нормативной базы заимствуются из практики комплекса ГТО и его зарубежных аналогов (“Еврофит”).

Концепция “Олимпа” устремлена прежде всего к активизации различных форм двигательной активности — от спонтанных, неорганизованных игр до регулярно выполняемого минимума физических упражнений. Занятия должны иметь не столько спортивную, сколько восстановительную и оздоровительную направленность. Участники движения (“олимпийцы”) приобщаются к физической культуре в рамках как официальных организаций, так и самостоятельных занятий.

Одним из основных принципов деятельности “Олимпа” должно стать развитие движения без государственного вмешательства — насколько это возможно и государственное содействие движению — насколько это необходимо.

Проект “Олимп” — это современный инструментарий по эффективному внедрению Федеральной программы физического воспитания во взаимодействии с государственной научно-технической программой “Здоровье населения России”, президентской программой “Дети России”, а также программами в области образования, культуры, экологии, социальной политики, молодежного и профсоюзного движения.

В содержание движения “Олимп” входят детский и юношеский спорт, занятия спортом в свободное время, физическая культура на производстве, занятия физическими упражнениями в зрелом и пожилом возрасте, спорт для инвалидов.

“Олимп” не отвергает, а, наоборот, стимулирует развитие жизнеспособных форм и методов спортивно-оздоровительной работы на всех уровнях, дополняет разнообразные программы социального развития общества.

Проект предполагает создание единого российского спортивно-оздоровительного пространства, формирующего и реализующего новую философию здорового образа жизни — спортивного стиля.

Проект “Олимп” ставит вопросы, связанные с финансированием этого движения.

Концепция движения “Олимп” в 1997 г. одобрена Экспертным советом Государственного комитета по физической культуре, спорту и туризму Российской Федерации.

В преддверии Всемирных юношеских игр Московский комитет образования совместно с Московским городским физкультурно-спортивным объединением проводил Олимпийский зачет по физической культуре для учащихся 5 — 11-х классов общеобразовательных школ. Олимпийский зачет был приведен в соответствие с европейскими нормами оценки физической подготовленности детей и молодежи (“Еврофит”), разработанными под руководством отдела спорта Совета Европы.

Программа Олимпийского зачета включает в себя:

1. Бег на 1 стадий (192 м 27 см).

2. Бег на 1000м.

3. Подтягивание на перекладине хватом сверху из виса (юноши). Удержание положения виса на согнутых руках, подбородок над перекладиной (девушки).

4. Поднимание и опускание туловища в течение 30 с из исходного положения лежа, ноги согнуты в коленях под углом 90°.

5. Прыжок в длину с места.

Кроме перечисленных контрольных упражнений необходимо выполнить комплекс гигиенической гимнастики или лечебной физической культуры.

Олимпийский зачет позволяет проводить сравнительные состязания между классами, школами различных регионов страны.

В соответствии с проектом “Олимп” принято решение о создании в школах Москвы клубов юных олимпийцев, которые должны стать основным структурным звеном зарождающегося движения “Олимпийская юность Москвы”. В настоящее время разработан Устав юных олимпийцев.

Этот Устав разработан Олимпийским советом образовательных учреждений Москвы. Он содержит следующие разделы: общие положения, основные цели и задачи клуба, руководство клубом, права клуба, права и обязанности членов клуба, учет и отчетность, клятва вступающего в клуб юных олимпийцев.

Главная цель клуба — олимпийское воспитание учащихся: гармоничное развитие Духа — Тела — Интеллекта.

Олимпийский зачет является нормативной базой, ее освоение позволяет получить высшую награду — диплом мэра Москвы и нарукавную нашивку с изображением олимпийских колец.

Основные цели и задачи проекта “Олимп”:

1. Организация клубных занятий в спортивных секциях и группах здоровья.

2. Проведение массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий с использованием олимпийской символики и атрибутики.

3. Проведение олимпийских фестивалей, массовых спортивных соревнований, различных спортивных праздников, учебно-тренировочных сборов по подготовке юных олимпийцев к соревнованиям и походам.

4. Организация Школы юного тренера, исходя из принципа “Умеешь сам — научи товарища и младшеклассника”.

5. Оказание помощи в постановке спортивной работы в других образовательных учреждениях и по месту жительства.

6. Создание условий для гармоничного и равноправного развития различных видов и форм спортивно-оздоровительной деятельности.

7. Создание условий для гармоничного развития личности юного олимпийца, овладевающего видом спорта, воспитывающего в себе силу воли, мужество, способность ориентироваться в сложной обстановке, настойчивость в достижении поставленной цели.

8. Создание общественных комиссий, Олимпийского совета, коллегии судей и т. д. и оказание им помощи в работе.

9. Поощрение членов клуба, попечительского совета, общественного актива, добившихся высоких показателей.

Представляет интерес текст клятвы вступающего в клуб юных олимпийцев: “Вступая в клуб юных олимпийцев, клянусь:

— строго выполнять Устав клуба, хорошо учиться и помогать в учебе и занятиях спортом товарищам;

— говорить правду, бороться с несправедливостью, обманом, злом;

— заботиться о товарищах, действуя по принципу “один — за всех, все — за одного”, дорожить честью своего учебного заведения;

— настойчиво овладевать спортом, постоянно работать над собой, развивать силу воли, совершенствовать свой характер, чтобы стать участником движения "Олимпийская юность Москвы"”.

В Уставе говорится, что клуб является общественным объединением, создаваемым в образовательных учреждениях Москвы в соответствии с нормативными актами Московского городского физкультурно-спортивного объединения (МГФСО) и Комитета образования Москвы и структурной основой и коллективным участником движения “Олимпийская юность Москвы”. Клуб может быть полноправным или ассоциированным членом городских, региональных, всероссийских и международных общественных организаций, деятельность которых способствует реализации его уставных задач, международных соглашений и актов в области физической культуры и спорта.

Следует, однако, заметить, что проект “Олимп” к 2000 г. нашел применение лишь в школах Москвы, и говорить о том, что он стал всероссийским, пока преждевременно.

Многолетний положительный опыт работы по программе комплекса ГТО, безусловно, убеждает в целесообразности существования в отечественной системе физического воспитания единой всероссийской нормативной основы. Поэтому закономерно, что в новом Федеральном законе “О физической культуре и спорте в Российской Федерации” (1999) физкультурное движение нашей страны вернулось к идее возрождения подобного комплекса под названием “Физкультура и здоровье”. В законе говорится: “...Всероссийский комплекс "Физкультура и здоровье" — совокупность программ и нормативов — основа физического воспитания населения Российской Федерации...”. Конечно, говорить о практической значимости нового, вновь возрожденного комплекса еще преждевременно, так как он был создан только к началу 2000 г.

В начале 90-х гг. наметилась тенденция к региональному решению задачи определения динамики физической подготовленности детей школьного возраста. Так, Московским департаментом образования в июне 1992 г. была введена “Карточка здоровья ребенка” для учащихся 7—10 лет. Она представляет собой документ, в который заносятся данные физического развития и физической подготовленности детей 1—4-х классов. Из показателей, выявляющих физическую подготовленность, определяются следующие: бег на 30 м, челночный бег 3 х 10 м, прыжок в длину с места, 6-минутный бег, наклон вперед из положения сидя, подтягивание. Нормативы подразделяются на высокие, средние и низкие. В принятом в 1988 г. комплексе ГТО и в “Карточке здоровья ребенка” просматривается влияние и отдельные элементы сходства с Президентскими тестами США. Опыт их применения, безусловно, заслуживает внимания, в частности такое обстоятельство, что в каждом штате или даже отдельной школе может быть своя программа по физическому воспитанию, но тесты для определения физической подготовленности детей в США единые и постоянные.

В Москве вводится Олимпийский зачет — тест-программа мэра Москвы, предназначенная для экспресс-оценки состояния физической подготовленности школьников 6 — 17 лет. Она включает в себя 7 тестов: бег на 1000 м, челночный бег 10 раз по 5 м, подтягивание, удержание туловища в висе на согнутых руках на перекладине, поднимание и опускание туловища из исходного положения лежа на полу, ноги согнуты под углом 90°, руки за голову; наклон туловища вперед из исходного положения сидя на полу, ноги прямые; прыжок в длину с места. Непосредственно перед Всемирными юношескими играми программа Олимпийского зачета была приведена в соответствие с европейскими нормами оценки физической подготовленности детей и молодежи (“Еврофит”).

Известно, что с начала 1990-х гг. работа по комплексу ГТО была практически прекращена. Единых критериев физической подготовленности подрастающего поколения на территории России не стало. Следует заметить, что в комплексе ГТО на протяжении 60 лет отражалась одна из основных закономерностей физического воспитания — связь с общественно значимыми видами деятельности — трудовой и оборонной.

В конце 90-х гг. становится очевидным, что для физкультурного движения России необходима единая нормативная основа, которая позволяла бы оценивать, сравнивать и прогнозировать уровень физической подготовленности населения, а главное формировала потребность в систематических занятиях физической культурой, способствовала здоровому образу жизни.

Это и нашло свое отражение в Федеральный законе “О физической культуре и спорте в Российской Федерации”, принятом в 1999 г., где говорится о введении всероссийского комплекса “Физкультура и здоровье”.

Выводы

1. После распада СССР произошли существенные изменения в законодательной и исполнительной областях. Эти изменения затронули сферу физической культуры и спорта, что выразилось в перераспределении управленческих полномочий между государственными и общественными органами управления и в уменьшении государством объемов финансирования физической культуры и спорта.

Законодательной базой этих изменений послужили указы Президента РФ, Основы законодательства РФ о физической культуре и спорте, Федеральный закон “О физической культуре и спорте в Российской Федерации”.

Ведется разработка Федеральной программы “Развитие физической культуры и формирование здорового образа жизни населения РФ”. Вопросы физической культуры и спорта являются частью федеральных программ “Дети России”, “Молодежь России”, “О социальной поддержке инвалидов”, “О патриотическом воспитании молодежи”, “О мерах по борьбе с преступностью”, “О мерах по профилактике и предупреждению распространения наркотиков”, а также программы “Президентские состязания”.

Благодаря разработке и реализации этих федеральных программ удалось сохранить государственную систему управления физической культурой и спортом, включающую федеральный орган управления — Государственный комитет РФ по физической культуре и туризму, а в субъектах РФ — комитеты (департаменты) по физической культуре, спорту и туризму. Основными задачами федерального органа управления физической культурой и спортом являются следующие:

осуществление единой государственной политики в области физической культуры, направленной на укрепление здоровья и организацию активного отдыха населения, формирование у него потребности в физическом совершенствовании и гармоничном развитии личности;

обеспечение подготовки и распределения специалистов по физической культуре и спорту;

разработка и внедрение в практику научно обоснованной системы физического воспитания населения;

координация работ по развитию научной, опытно-экспериментальной базы по разработке и производству спортивных товаров;

координация развития сети детско-юношеских спортивных школ в стране;

обеспечение развития научных исследований в области физкультуры, спорта и туризма и т.д.

2. Наиболее существенные изменения в период социально-экономического реформирования произошли в спорте высших достижений, управление развитием которого государственный орган управления передал федерациям по видам спорта и ОКР. В результате развитие видов спорта, ранее полностью осуществлявшееся за государственный счет, было поставлено в жесткие финансовые условия, в которых спортивным федерациям приходится самостоятельно искать дополнительные источники финансирования.

Неотъемлемой составной частью системы финансирования развития физической культуры, и особенно спорта, России на протяжении последних лет являются фирмы-спонсоры, а также фирмы, рекламирующие свою продукцию с помощью спортивных организаций и спортивных соревнований. Субъекты спортивного спонсорства в России весьма неоднородны. Спонсорскую поддержку спорту оказывают фирмы производственной и непроизводственной сфер, различных отраслей промышленности, разнообразные по величине, действующие на международном, национальном, региональном, местном рынках и т.д. Тем не менее масштабы финансовой помощи спонсоров российскому спорту недостаточны. В связи с этим государство продолжает оказывать финансовую поддержку сборным командам России, готовящимся к выступлению на Олимпийских играх, чемпионатах мира и других крупнейших спортивных соревнованиях.

Если финансовые затруднения в РФ не сказались серьезном образом на выступлениях сборных команд России в официальных международных соревнованиях, то состояние детско-юношеского спорта и массовой оздоровительной физической культуры населения России не может не вызывать тревоги. Физической культурой и спортом в России регулярно занимаются около 7 млн. молодых людей. Однако охват детей и подростков в возрасте 6 — 15 лет массовым спортом составляет менее 10 % от их численности. Имеют место случаи закрытия спортивных школ в связи с материальными затруднениями. Особенно тревожное положение в сельских школах.

3. Характерной чертой отечественной системы физического воспитания и спорта является ее направленность на возрождение народных форм и национальных видов физических упражнений. С 1996 г. диапазон выбора средств физического воспитания расширяется в связи с появлением широкого ряда учебных программ, которые к тому же имеют право разрабатывать сами учебные заведения.

4. Развитие массовой и оздоровительной физической культуры в России осуществляется путем разработки соответствующих проектов. Так, в начале 90-х гг. начинает жить проект “СпАрт”. Перед проведением в 1998 г. Всемирных юношеских игр в Москве Московский комитет образования совместно с Московским городским физкультурно-спортивным объединением разрабатывают спортивно-оздоровительный образовательный проект “Олимп”. Он включает занятия детским и юношеским спортом, спортом в свободное время, физической культурой на производстве, занятия физическими упражнениями в зрелом и пожилом возрасте, спорт для инвалидов. Задача обоих этих проектов — формирование и реализация здорового образа жизни населения нашей страны. Наиболее актуальными вопросами практической реализации этих проектов является разрешение проблемы материально-технического и финансового обеспечения, а также формирования у населения осознанней потребности в здоровом образе жизни.

5. Важной исторической вехой в развитии физической культуры и спорта является принятый в 1999 г. Закон “Офизической культуре и спорте в Российской Федерации”, который устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и ее олимпийского движения.


.

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2020 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал