Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вторая симфония






Бородин вместе с Римским-Корсаковым и Чайковским стал одним из создателей русской классической симфо­нии. Как и в оперном жанре, композитора привлекали мас­штабные эпические образы, связанные с темами и характе­рами русских былин и сказок; по словам Бородина, его все­гда тянуло к симфоническим формам.

Композитор работал над Второй симфонией (си минор) с 1869 по 1876 год, одновременно сочиняя «Князя Игоря». Симфония и опера оказались близки друг другу по своему характеру и содержанию. Музыка симфонии, которую Боро­дин по мере создания показывал своим друзьям на собра­ниях балакиревского кружка, произвела на всех сильное впе­чатление. Яркость героико-эпических образов, идея любви к родине дали повод Мусоргскому предложить именовать новую симфонию «Славянской героической»; Стасов в свою очередь дал ей название «Богатырская», опираясь на конкретную программу автора, который в медленной части хотел «нарисовать фигуру Баяна, в первой части — собра­ние русских богатырей, в финале — сцену богатырского пира при звуке гусель, при ликовании великой народной тол­пы».

В симфонии четыре части.

Первая часть (си минор) написана в форме сонатного аллегро и наиболее ярко раскрывает богатырские образы произведения, чувство, по словам Б. В. Асафьева, жизнеутверждения Родины от наших дней вглубь к Игоревой Руси.

Главная партия строится на двух контрастных эле­ментах. Начальная унисонная тема — мужественная, суро­вая и героическая — воплощает основной богатырский об­раз произведения. Для нее характерны «раскачивающая­ся» мелодия, постоянно возвращающаяся к тонике, интона­ции былинных напевов, своеобразная ладовая окраска, мощ­ное звучание в основном струнной группы:

Второй элемент главной партии — с оживленными «пля­совыми» терциями у деревянных духовых в верхнем реги­стре — передает русскую молодецкую удаль:

В конце главной партии утверждается начальный эле­мент темы.

Побочная партия (ре мажор) — нежная, пре­красная мелодия, полная благородства и теплоты; она мягко и проникновенно звучит у виолончелей, напоминая своими гибкими распевными интонациями русские лирические песни:

Заключительная партия построена в основном на энергичном проведении главной, богатырской темы в ре мажоре.

Разработка строится не на развитии одного образа или конфликте различных тем, а на смене контрастных эпи­зодов, которые основаны на темах экспозиции. Переход от экспозиции к разработке — неторопливый, будто «застыв­ший» — сменяется стремительным и беспокойным ритмом скачки; на его фоне тревожно звучат мотивы главной партии, создавая картину богатырской битвы. Заканчивается этот раздел разработки ярким, победным проведением плясово­го мотива главной партии.

Следующий эпизод, в котором певуче и величаво зву­чит побочная партия, — своеобразная передышка, после ко­торой возобновляется картина битвы: возвращается глав­ная тема, а длительное нарастание напряжения на доминан­товом органном пункте приводит к кульминации разработ­ки, которая совпадает с началом репризы.

В репризе главная партия звучит еще более мощно и величественно, в ритмическом увеличении (то есть из­ложена более крупными длительностями). Побочная партия, напротив, становится нежнее и светлее благодаря тембру солирующего гобоя и свежим краскам ми-бемоль ма­жора.

Первую часть симфонии завершает сокрушительно мощ­ное звучание основной богатырской темы.

Вторая часть. Скерцо (фа мажор) вызывает в нашем воображении картины богатырских игр и состязаний. Оно построено в сложной трехчастной форме. Крайние разде­лы, стремительные и порывистые, исполнены стихийной молодецкой силы. Они обрамляют неторопливое нежное Трио с томной лирической темой восточного характера, которая в то же время мелодически близка побочной партии первой части. Короткая тема Трио повторяется много раз со сменой тональностей и тембров:

 

Третья часть, Анданте (ре-бемоль мажор), по замыслу композитора, воспроизводит образ древнерусского певца-ска­зителя Баяна. Его неторопливому рассказу предшествуют аккорды арфы, напоминающие звучание гуслей. На их фоне появляется певучая, эпически величавая мелодия у солирующих валторны и кларнета. Ее свободный, гибкий ритм, переменный размер, импровизационный склад передают речь легендарного певца:

Третья часть написана в сонатной форме. Последующие побочная и заключительная партии, а также разработка (как бы по ходу повествования сказителя) рисуют картины бога­тырских сражений и подвигов и соответственно приобрета­ют более напряженный, драматичный характер. В репризе главная партия торжественно провозглашается оркестром как победно ликующая кульминация поэтического сказа Баяна.

Третья и четвёртая части симфонии исполняются без перерыва.

Финал симфонии (си мажор) рисует шумное народное празднество — «сцену богатырского пира» — и является итогом всего цикла. Удалая энергичная главная партия и светлая песенная побочная (финал написан в сонатной фор­ме) создают единый образ всеобщей радости и ликования. Народный характер тем подчеркивается искусным воспро­изведением в оркестре характерных тембров русских на­родных инструментов — свирелей, гуслей, балалаек.

Вторая симфония Бородина определила эпическое на­правление в русской симфонической музыке, которое за­тем было продолжено и развито Танеевым, Глазуновым, Рах­маниновым, Мясковским и другими композиторами. Она занимает особое место в отечественном искусстве, став свое­образным музыкальным символом России.

 

Вопросы и задания

1. Расскажите о создании Второй симфонии Бородина. Каковы ее основная идея и содержание?

2. Охарактеризуйте основные темы первой части.

3. В чем особенность композиции разработки первой части?

4. Дайте краткую характеристику остальных частей симфонии.

5. Какое значение имеет творчество Бородина в истории русской симфонической музыки?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.