Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Романсы и песни






Даргомыжский вместе с Глинкой является основопо­ложником русского классического романса. Камерная во­кальная музыка была для композитора одним из главных жанров творчества. Он сочинял романсы и песни в течение нескольких десятилетий, и если в ранних произведениях было много общего с сочинениями Алябьева, Варламова, Гу­рилева, Верстовского, Глинки, то поздние некоторыми черта­ми предвосхищают вокальное творчество Балакирева, Кюи и особенно Мусоргского. Именно Мусоргский называл Дар­гомыжского «великим учителем музыкальной правды».

Даргомыжский создал более 100 романсов и песен. Сре­ди них — все популярные вокальные жанры того време­ни — от «русской песни» до баллады. Вместе с тем Дарго­мыжский стал первым русским композитором, который воплотил в своем творчестве темы и образы, взятые из окру­жающей действительности, и создал новые жанры — лирико-психологические монологи («И скучно, и грустно», «Мне грустно» на слова Лермонтова), народно-бытовые сценки («Мельник» на слова Пушкина), сатирические песни («Чер­вяк» на слова Пьера Беранже в переводе В. Курочкина, «Ти­тулярный советник» на слова П. Вейнберга).

Несмотря на особую любовь Даргомыжского к творче­ству Пушкина и Лермонтова, круг поэтов, к стихам кото­рых обращался композитор, весьма разнообразен: это Жу­ковский, Дельвиг, Кольцов, Языков, Кукольник, поэты-искров­цы Курочкин и Вейнберг и другие. Вместе с тем компози­тор неизменно проявлял особую требовательность к поэти­ческому тексту будущего романса, тщательно отбирая луч­шие стихотворения.

При воплощении поэтического образа в музыке он по сравнению с Глинкой использовал иной творческий метод. Если для Глинки важным было передать общее настрое­ние стихотворения, воссоздать в музыке основной поэ­тический образ, и для этого он использовал широкую песен­ную мелодию, то Даргомыжский следовал за каждым сло­вом текста, воплощая свой ведущий творческий принцип: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды». Поэтому наряду с песенно-ариозными чертами в его вокаль­ных мелодиях так велика роль речевых интонаций, которые часто становятся декламационными.

Фортепианная партия в романсах Даргомыжского все­гда подчинена общей задаче — последовательному вопло­щению слова в музыке; поэтому в ней часто присутствуют элементы изобразительности и живописности, она подчер­кивает психологическую выразительность текста и отлича­ется яркими гармоническими средствами.

«Шестнадцать лет» (слова А. Дельвига). В этом ран­нем лирическом романсе сильно проявилось влияние Глинки. Даргомыжский создает музыкальный портрет прелест­ной, грациозной девушки, используя изящный и гибкий ритм вальса. Краткое фортепианное вступление и заключе­ние обрамляют романс и строятся на начальном мотиве во­кальной мелодии с его выразительной восходящей секстой. В вокальной партии преобладает кантилена, хотя в некото­рых фразах ясно слышны речитативные интонации:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.