Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теневыносливость






Для украшения входа или фасада ДОУ используют солитеры –одно или несколько декоративных деревьев, кустарников, четковыделяющихся на общем фоне. Они придают участку особуюнарядность. В качестве солите могут использоваться серебристыеели, береза, черемуха, рябина.

К сожалению, на участках ДОУ недостаточно внимания уделяют газонам. А ведь ухоженные газоны – лучший фон для солитеров и цветников. Травостой газонов должен быть достаточногустым и однородным. Его создают посевом смеси семян злаков(луговиков, овсяниц, мятликов), бобовых (преимущественно склевером белым). Систематическое выкашивание травостоя способствует образованию густого покрова высотой до 5–7 см.

Особое место в озеленении участка принадлежит цветникам из красиво цветущих травянистых растений: клумбам всевозможных форм или вытянутым рабаткам. Перспективны и так называемые миксбордеры (моносады), в которых высаживают различные сорта одного или нескольких близких между собой видовкрасиво цветущих растений (тюльпаны, бархатцы, календула, георгины). Однако в любом случае следует помнить, что небольшие, но яркие цветники намного эффективнее крупных участков, аляповато пестрящих различными цветущими растениями.

В последние годы на участках многих ДОУ устраивают альпийские горки (или альпинарий).

Альпинарий – нетрадиционный элемент развивающей предметной среды. Альпийская горка оживляет среду, привлекает детейсвоей необычностью и красочностью, способствует возникновениюпознавательного интереса, развивает эстетические чувства, любознательность, воспитывает ответственное отношение к живы существам. Уход за горкой позволяет расширить знания дошкольников о растениях, их разнообразии, условиях жизни, формирует чувство ответственности в процессе ухода за ними. Крометого, цветущие растения привлекают многих насекомых, такимобразом, появляются дополнительные объекты для наблюдений.

В миниатюре в альпинарии воссоздается подобие естественного горного рельефа с характерными для него видами растений.Поэтому альпинарии иначе называют горками.

В европейской школе садово-паркового искусства основнуюроль в альпинариях играют декоративные высокогорные растения, а камням отводится вспомогательная декорирующая роль.

Восточная школа первостепенную роль традиционно отводиткамню или воде. Такие каменистые горки обычно называют рокариями.

Важным моментом при создании альпинария или рокария является подготовка ложа для него. Предварительно выкапываютложе глубиной 0, 4–0, 5 м. В нем располагают трубу водопроводаи дренаж, а если возможно, то и бассейн. Только после этого приступают к сооружению самой горки. Нижнюю часть ложа засыпают смесью камня и почвы (см. Приложение 7) таким образом, чтобы между ними не образовалось пустоты. Наличие камней внижней части ложа позволяет улучшить условия дренажа и предотвратить испарение влаги. После того, как горка приобрететпредусмотренную проектом форму, расставляют камни. Онидолжны быть однородны по форме и внешнему виду. Камни должны быть достаточно крупными, примерно от 10 до 200 кг.

Мелкие камни усложняют уход за растениями.Каждый из камней вкапывают в землю таким образом, чтобыего основание находилось примерно на половину или на третьниже поверхности почвы, причем ложе камня должно иметь некоторый противоположный горке уклон. Если камни установитьвертикально, то в период сильных дождей они могут упасть иповредить растения.

После установки камней поверхность горки засыпают плодородной почвой (лучше дерновой в смеси с песком). Для предполагаемых посадок растений подготавливают ниши или карманы.

В год сооружения горки нежелательно высаживать коллекциирастений, так как, во-первых, земля на горке постепенно оседаети иногда приходится дополнительно подправлять ее; во-вторых, подготовленную почву быстро захватывают сорняки, а с нимилегче бороться, оставив горку в состоянии пара. Поэтому коллекционные растения высаживают осенью или весной следующегогода. Сажать растения лучше в шахматном порядке. Тогда, разрастаясь, они хорошо скрепят почву и будут противостоять ееразмыву в период сильных дождей.

Для посадки в альпинариях подходят куртины стахиса, флокса, фиалки альпийской, ириса. Из хвойных видов можно использовать стелющиеся формы сосны, ели и можжевельника. Важноподобрать растения засухоустойчивые и зимостойкие.

К сожалению, очень редко используют на горках такие растения севера, как березу карликовую, иву травянистую. Они оченьукрашают композицию горки и их сравнительно легко вырастить(березу – из семян, иву – укоренением черенков или делениемкуста).

Огород, сад – эти элементы можно назвать традиционнымидля дошкольных учреждений, углубленно занимающихся ознакомлением с природой, и многих детских садов, размещенных внебольших городах и поселках. Вариативность такого элементакак огород, проявляется в его размерах, назначении, подборекультур, месторасположении. Традиционно огород используют сцелью выработки у детей навыков ухода за растениями, знакомства с основными овощными культурами, их значением в нашемрационе. Выращенная продукция зачастую используется непосредственно в детском саду. Однако использование огорода дляцелей экологического образования можно расширить, рассмотревусловия произрастания разных растений, обозначив их географическую родину, рассказав детям об их дикорастущих родственниках, проследив за развитием растений, их сезонными изменениями. Кроме того, на примере выращивания овощей можно познакомить детей с экологически чистыми продуктами и правилами экологически безопасного сельского хозяйства.

Н.А. Рыжова выделяет три основных типа огородов: во дворедошкольного учреждения; мини-огороды на окнах; огороды в теплицах, парниках [6].

Дошкольное учреждение обязано определять степень безопасности выращиваемой на своей территории продукции. Категорически запрещено употреблять в пищу продукцию с огородов, расположенных вблизи автотрасс с интенсивным движением, вэкологически загрязненных регионах. (Однако в настоящее времяэто учитывается редко. В отчетах многих дошкольных учреждений о работе по экологическому образованию можно встретитьинформацию о том, что детский сад находится вблизи крупногопромышленного предприятия, в крайне неблагополучном микрорайоне, и в то же время указывается, что дети выращивают натерритории учреждения овощи, которые употребляют в пищу).

Вторая проблема экологической безопасности, которая можетбыть рассмотрена на примере огорода (сада), – необходимостьорганизации экологически чистого сельского хозяйства: выращивание растений без применения ядохимикатов, химических удобрений, использование биологических методов защиты растений.С этими вопросами связана и проблема получения экологическичистых продуктов.

При наличии места участок может включать в себя «уголок»леса, луга, возвышенности и впадины, тихие уединенные уголкии места для активного строительства детьми сооружений из доступных природных материалов: песка, глины, щебня, дощечеки т.д. Все это имеет большое значение для физического, эмоционального, познавательного развития детей, для исследования разнообразия мира во всех его доступных формах.

Вся территория ДОУ может быть объединена экологическойтропой, двигаясь по которой дети наблюдают за жизнью муравьев в муравейнике; рассматривают насекомых, живущих под бревном; кормят птиц в импровизированной столовой; наблюдают заростом грибов под сосной; удивляются разнообразию растений вальпинарии; в саду камней постигают красоту и гармонию всегоокружающего мира.

На участке необходимо создать условия для экспериментально-игровой деятельности детей с природными материалами. Какизвестно, имеющееся пространство сохраняет высокий игровойтонус, поэтому очень важна подлинность встроенной игровой среды на участке. Песочницы, плескательные бассейны, системы насосов, подъемников, ситечек позволяют совершать разнообразныедействия с песком, водой, глиной, камнями и другими природными материалами.

Создавая среду ДОУ, следует руководствоваться положениемо том, что игровое пространство вне стен помещения детскогосада не должно являться искусственным изобретением взрослыхдля детей, оно – «кусочек» естественного мира, природный потенциал которого усиливается за счет некоторого вмешательствачеловека. Имеется в виду, что проект, в том числе ландшафтный, населенный живыми существами, сохраненными в городе, не будет полностью выполнять свое важное назначение, если рядом сребенком нет взрослого, который поможет понять красоту и постичь тайны природы.

Особое внимание необходимо обратить на оформление входови въездов в ДОУ, т.к. они имеют важное значение в формировании у взрослых и детей чувства доверия, комфорта и самоуважения. Ухоженные деревья и кустарники, арки из вьющихся растений, аллеи и клумбы, газоны, на которых можно отдохнуть, помогают создать образ открытого, комфортного, доброжелательного учреждения.

Таким образом, экологическая среда, обогащенная многообразием связей с живыми организмами, обладающая функциональной значимостью в образовательном процессе ДОУ, позволитуспешно развивать экологическую культуру детей дошкольноговозраста.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.