Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Права и обязанности граждан в сфере государственного управления






Административные права граждан – это закрепленные нормативными правовыми актами права на совершение определенных действий, выражающихся в характере личного поведения в рамках дозволенных границ, требование от других граждан, государственных органов и их должностных лиц, чтобы они не препятствовали осуществлению этих прав, а содействовали созданию оптимальных возможностей для их реализации.

Конкретное выражение получают следующие группы прав и свобод граждан:

1. Права и свободы, относящиеся к общему правовому статусу личности и непосредственно реализуемые в сфере государственного управления.

2. Права и свободы, вытекающие из характера государственно-управленческой деятельности.

3. Права, вытекающие из совершаемых гражданами действий и гарантируемые законами и подзаконными правовыми актами. Например, Министерство образования и науки Российской Федерации определило порядок приема граждан в государственные образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования.

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица – общественные объединения.

Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений (ст. 3).

Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.

Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Право граждан на участие в управлении закреплено в ст. 32 Конституции РФ. Участие граждан может проявляться как непосредственно лично ими (выборы, референдум, участие в работе органов власти), так и через избираемых представителей. Новой нормой для российской Конституции является право граждан на равный доступ к государственной службе, что означает равенство исходных возможностей при поступлении на государственную службу.

На законодательном уровне установлен единый порядок предоставления государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности. В частности, определен способ обеспечения доступа к такой информации. Детализирована процедура подачи запроса о получении интересующей информации и ответа на него (через СМИ, Интернет, официальные адресные ответы, присутствие граждан на заседаниях коллегиальных органов, библиотечные и архивные фонды и т. д.). Определены основания для отказа в получении информации.

В ст. 31 Конституции РФ закреплено право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

1. Публичное мероприятие – это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, общественных и религиозных объединений. Целью такого мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

2. Собрание – это совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

3. Митинг – это массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

4. Демонстрация – это организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

5. Шествие – это массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.

6. Пикетирование – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Право на проведение подобных публичных мероприятий предоставляется только гражданам РФ. Инициаторами этих мероприятий могут быть граждане, достигшие 18 лет. В этой сфере действует уведомительный порядок, суть которого состоит в том, что уполномоченный, например общественного объединения, трудового коллектива и т. п., подает письменное заявление (уведомление) о предстоящем публичном мероприятии в местную администрацию не позднее 10 дн до намеченной даты его проведения. В заявлении указываются цель проведения мероприятия, сроки проведения и место. По результатам рассмотрения данного заявления принимается решение, которое сообщается уполномоченному, не позднее чем за пять дней до времени проведения публичного мероприятия.

Декларация прав и свобод человека и гражданина провозглашает, что осуществление указанного права не должно нарушать права и свободы других лиц. Запрещается использовать это право для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны. При проведении публичных мероприятий должен соблюдаться общественный порядок. По требованию представителей органов власти такое мероприятие может быть запрещено:

- если не было подано заявление о его проведении;

- если нарушен порядок его проведения;

- если возникла опасность для жизни и здоровья граждан;

- если нарушен общественный порядок. Лица, нарушившие порядок организации или проведения публичного мероприятия, а также участия в нем, при отсутствии признаков преступления несут административную ответственность по ст. 5.38 КоАП Российской Федерации.

Статья 22 Конституции РФ закрепляет право граждан на свободу и личную неприкосновенность. Под правом личной неприкосновенности понимаются гарантированные государством личная безопасность и свобода человека, состоящие в недопущении, пресечении и наказуемости посягательств на физическую, нравственную, психическую неприкосновенность и личную безопасность. Право на личную неприкосновенность может быть ограничено в отношении тех лиц, которые совершили правонарушение. В соответствии с ч. 2 ст. 22 Конституции РФ «…арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов».

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает в качестве одной из мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях административное задержание лица, совершившего административный проступок. Статья 27.5 устанавливает общий срок задержания, который не может превышать трех часов, а также (по некоторым категориям дел) специальный срок – не более 48 ч.

Право граждан на неприкосновенность жилища закреплено в ст. 25 Конституции РФ. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:

1) для спасения жизни граждан и/или их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

3) для пресечения преступления;

4) для установления обстоятельств несчастного случая.

Порядок проникновения в жилище в этих случаях регулируется Законом РФ «О полиции», Федеральным законом «О судебных приставах» и др.

Статья 27 Конституции РФ закрепляет право на свободу передвижения и свободу выбора места жительства. Данная конституционная норма полностью соответствует статьям Международного пакта о гражданских и политических правах. Принятый 1 октября 1993 года Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» установил лишь основные правила регистрации по месту пребывания и месту жительства. Именно этим законом была введена новая система регистрации граждан вместо ранее действующей системы прописки.

В ч. 2 ст. 27 Конституции РФ провозглашено право граждан свободно выезжать за пределы РФ и право граждан РФ беспрепятственно возвращаться на ее территорию. Эта конституционная норма нашла свое развитие в Федеральном законе от 15 августа 1996 года № 14-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Основными документами, удостоверяющими личность гражданина РФ, по которым граждане осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в нее, являются: паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт моряка (удостоверение личности моряка). Пересечение Государственной границы РФ осуществляется в соответствии с правилами, установленными Законом РФ 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации».

Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» дает следующие исчерпывающие основания возможных ограничений права гражданина на выезд за пределы РФ:

- если гражданин осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну;

- если гражданин призван на военную службу или направлен на альтернативную службу;

- если гражданин задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого или осужден за совершение преступления;

- если гражданин сообщил при оформлении документов для выезда заведомо ложные сведения;

- если гражданин уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом.

В этом законе определяются условия, когда перечисленные ограничения не должны меняться, например истечение установленного срока со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности и т. д. Во всех случаях временного ограничения права на выезд из Российской Федерации орган внутренних дел выдает гражданину уведомление, в котором указываются основание и срок ограничения.

Выезд гражданина за пределы России с целью постоянного проживания или временного пребывания не влечет для гражданина и для членов его семьи каких-либо ограничений политических, гражданских, трудовых, жилищных и иных прав.

Конституция Российской Федерации (ст. 53) провозгласила ответственность государства перед гражданином, подтвердив право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Статья 151 ГК РФ предусматривает компенсацию морального вреда. Статья 152 ГК РФ решает вопросы защиты чести, достоинства и деловой репутации.

Общие положения об имущественной ответственности сформулированы в ст. 16 ГК РФ. В ней определено, что убытки, причиненные гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе изданием нормативных правовых актов, не соответствующих закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Гражданам Российской Федерации предоставлена юридическая возможность самостоятельно защищать свои права и законные интересы, нарушаемые в процессе государственно-управленческой деятельности, способами, не запрещенными законом. Имеется в виду право на обращение, в том числе и на обжалование действий или решений исполнительных органов (должностных лиц), которые, по мнению граждан, нарушают или ограничивают их права и законные интересы.

Обязанности граждан в сфере государственного управления дополняют их административно-правовой статус и представляют собой предусмотренную законодательством и охраняемую государством необходимость их должного поведения в этой сфере.

Важнейшей обязанностью граждан является соблюдение ими административно-правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц.

В области государственного управления внутренними делами на граждан возлагаются обязанности соблюдать правила общественного порядка, безопасности дорожного движения, паспортной и регистрационной системы; в области юстиции – правила регистрации актов гражданского состояния и т. п.

Обязанности граждан устанавливаются исключительно действующими правовыми, в том числе и административно-правовыми, нормами.

Невыполнение или ненадлежащее выполнение гражданами своих обязанностей влечет за собой, как правило, административную ответственность. Составы конкретных правонарушений, совершаемых гражданами в сфере государственного управления, сформулированы в Кодексе РФ и законах субъектов РФ об административных правонарушениях.

Важным элементом административно-правового статуса гражданина являются гарантии реализации предоставляемых прав и обязанностей. Предназначены обеспечивать и создавать необходимые условия для реализации гражданами своих прав и исполнение ими обязанностей. К ним следует отнести: политические, экономические, организационные, социальные, культурные, юридические. На органы исполнительной власти возлагается:

- выполнение юридических обязанностей по обеспечению конституционных прав и свобод граждан;

- создание необходимых организационно-правовых усло­вий для их реализации;

- осуществление постоянного наблюдения и контроля за их реализацией;

- охрану прав и свобод граждан;

- применение мер административного принуждения в случаях их нарушения или ущемления.

Таким образом, под административно-правовыми гарантиями понимаются юридические средства, обеспечивающие фактическую реализацию прав и законных интересов граждан в сфере государственного управления.

Существуют специальные административно-процессуаль­ные гарантии прав граждан. Например, они закреплены законодательством о производстве по делам об административных правонарушениях (обстоятельства, смягчающие административную ответственность граждан; ограничения при применении к гражданам наиболее строгих административных взысканий и т. п.). Предусматриваются также административные процедуры, в рамках которых происходит реализация прав граждан (например, при рассмотрении жалоб и заявлений, при поступлении на государственную службу и т. п.).

Федеральный закон от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах» (в ред. Федерального закона от 28 июня 1997 года № 95-ФЗ) определил основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации. Он устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 1 закона беженцем признается «…лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений».

В п. 1 ст. 2 закона перечислены основания, по которым лицо не может быть признано беженцем. К этой категории отнесены лица совершившие преступления, за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства; которое в настоящее время пользуется защитой и/или помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев.

Федеральный закон «О беженцах» не распространяет свое действие «на иностранных граждан и лиц без гражданства, покинувших государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Статус вынужденных переселенцев регулируется Федеральным законом «О вынужденных переселенцах» – в ред. федеральных законов от 20.12.1995 № 202-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ (с изм., внесенными постановлением Конституционного суда РФ от 21.11.2002 № 15-П, федеральными законами от 24.12.2002 № 176-ФЗ, от 23.12.2003 № 186-ФЗ) признается «гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка».

Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации.

Закон предусматривает следующий круг лиц, которые не могут быть признаны вынужденными переселенцами:

«1) лицо, совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством Российской Федерации;

2) лицо, не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства Российской Федерации;

3) лицо, покинувшее место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.