Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Особенности восприятия информации обучающимися
Предлагаемая мной концепция методов обучения строится на основании представлений, выработанных нейролингвистическим программированием, а именно: - все люди делятся на группы по предпочитаемым способам передачи, восприятия, обработки и хранения информации; - информация, представленная в предпочитаемой человеком модальности, быстрее и полнее усваивается; - более эффективным будет усвоение социального опыта, представленного полимодально и т.п. В каждый момент времени человек осознает лишь небольшую часть своего опыта. В специальной литературе есть данные о том, что человеческое сознание одномоментно удерживает от семи до девяти информационных объектов[38]. То, какая именно часть перцептивного опыта будет зафиксирована сознанием, каждый раз определяется взаимодействием типичных сенсорных возможностей, мотиваций и предыдущего научения[39]. Когда мы читаем, то, в принципе, можем, помимо содержания текста, осознавать звуки вокруг нас, качество воздуха, которым дышим, положение тела, вкус во рту, тип типографского шрифта, качество бумаги и т.п. Действительно, если текст неинтересен или непонятен, а книга чудесно оформлена, воспринимать мы будем все, а вот осознавать, скорее всего, – шрифт, иллюстрации, качество бумаги, шум за окном и прочее. Человек в течение своей жизни получает информацию о мире благодаря работе пяти органов чувств; зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные и вкусовые образы используются им также и для обработки поступающей информации. Три основных входных канала (зрение, слух и кинестетические чувства) формируют три основные системы восприятия, с помощью которых можно получить учебную информацию: визуальную (зрительную), аудиальную (слуховую) и кинестетическую (моторную)[40]. Обоняние и вкус редко используются в образовательном процессе, и мы эти информационные каналы относим также к кинестетической системе восприятия. Согласно положениям концепции нейролингвистического программирования, за работу с информацией отвечают две системы: репрезентативная и ведущая. Репрезентативная система отвечает за собственно восприятие информации, а ведущая – за ее обработку и хранение. Кроме того, именно ведущая система обеспечивает доступ к хранящейся информации при необходимости ее использования. Термины «репрезентативная система» и «ведущая система» для обозначения особенностей восприятия и обработки информации предложены основателями нейролингвистического программирования Р. Бэндлером и Д. Гриндером, ими же введены и термины для обозначения разных групп по особенностям восприятия: визуалы, аудиалы и кинестеты. В некоторых отечественных работах можно встретить обозначение «кинестетик» вместо «кинестет». Прямой перенос (калька) из английского языка в русский слова «kinestetic» неправомерен с позиций словообразования в русском языке: – визуал ьный – визуал; – аудиал ьный – аудиал; – кинестет ический – кинестет. Кроме того, в русском языке использование суффикса «ик» влечет за собой облако смыслов – от уничижительного до уменьшительно-ласкательного: лом – лом ик и сом – сом ик. Несмотря на то, что информация поступает по всем каналам, большинство людей, как правило, отдает предпочтение (переводит в план сознания, осознает) какому-либо одному из них. Так формируется первичная репрезентативная система (РС) – внутренняя сенсорная система, которая более развита, более часто и полно используется, чем другие[41]. Если РС визуальная, мир постигается в картинах-образах; если кинестетическая – в ощущениях тела; если аудиальная – в звуках; некоторые люди способны постигать мир посредством запаха и вкуса; встречаются люди, у которых одинаково хорошо развиты и используются все каналы ввода информации, в этом случае представления о мире более полные, чем при преимущественном использовании только одной системы. Большую роль в работе репрезентативной системы играет речь – анализ речи устной и письменной позволяет выявить особенности репрезентативной системы каждого конкретного человека. Описывая свой опыт, мы используем определенные языковые паттерны – визуальные, аудиальные, кинестетические, указывающие на то, в какой основной системе представлен внутренний опыт говорящего или пишущего индивида. При этом одни слова однозначно связаны с какой-то одной системой восприятия, другие – полимодальны по своей сути: · визуальные – ясный, фокус, образ, перспектива, видеть, показывать, все обозначения цветов и т.п.; · аудиальные – слушать, говорить, резонанс, другими словами, созвучный, все слова, описывающие качество и количество звука и т.п.; · кинестетические – чувствовать, управлять, в контакте, напрягаться, держать, коснуться, все обозначения, связанные с температурой, фактурой поверхности (гладкий, грубый и т.п.), запахами, вкусовыми ощущениями и т.п.; · полимодальные – корчиться («корчи» можно и увидеть, и почувствовать); резкий (звук и запах), застилать (взгляд и постель) и т.п. Таким образом, анализируя паттерны высказывания и отдельные слова-предикаты, используемые в речи, можно определить первичную репрезентативную систему, которую преимущественно использует данный человек[42]. Справедливо и обратное: зная репрезентативную систему собеседника, можно напрямую «обратиться» к ней (активировать ее работу), используя соответствующие слова в собственной речи. Или, не зная модальность репрезентативной системы человека, можно так и не донести до него нужную информацию: если человеку с кинестетической репрезентативной системой все время говорить: «Посмотри…» и «Послушай…», то он, скорее всего, не обратит на ваши слова никакого внимания, соответственно, ничего и не запомнит. Особое значение этот факт имеет для педагогики в целом и методики преподавания в частности. Действительно, используя определенные слова-предикаты и языковые паттерны, мы можем оформленную в произнесенном слове информацию сделать доступной не только для людей с аудиальной репрезентативной системой, но и для всех остальных. Согласно словам А.В. Филиппова, «правильно выбрать модальность сигнала – значит повысить надежность приема, а, следовательно, и работы всей системы управления»[43]. Еще К.Д. Ушинский говорил о том, что «если вы хотите, чтобы дитя усвоило что-нибудь прочно, то заставьте участвовать:... зрение,... голосовой орган,... слух,... мускульное чувство руки,... призовите к участию осязание, обоняние и вкус... При таком дружном содействии всех этапов в акте усвоения вы победите самую ленивую память»[44]. На самом деле учитель в практической деятельности крайне редко учитывает особенности восприятия информации учениками, поэтому одно его воздействие и приводит к разным результатам. Менее всего усваивают кинестеты, так как учителю практически нечего им дать (в подавляющем большинстве методик преподавания, как правило, отсутствуют коды для трансляции информации в предпочитаемой ими форме). Если учитель визуал, то лучше всего у него на уроках усваивают визуалы и аудиалы. Если учитель аудиал, то несколько страдают и визуалы (особенно если учитель пренебрегает средствами наглядности), но они, как правило, все равно успешны, так как «добирают» информацию при чтении учебника. Но информацию человек не только воспринимает, он ее обрабатывает, хранит и повторно использует, обращаясь уже не к органам чувств, а к памяти о воспринятом. За функционирование этого «участка», как уже отмечалось, отвечает ведущая система (ВС). Ведущей системой называют предпочитаемый внутренний процесс для получения допуска к информации. ВС – это модальность мышления, в которой человек преимущественно обрабатывает и хранит информацию. Выделяют три основных способа обработки и хранения информации – визуальный, аудиальный и кинестетический[45]. Визуалы перерабатывают и хранят информацию в виде зрительных образов и могут думать сразу о многих вещах, так как делают это с помощью «картинок», представляющих мысли. Они могут представить и мысленно оперировать несколькими идеями-образами одновременно: выстраивать их последовательно, добавлять новые картины, совмещать несколько, чтобы получить одну, изменять и т.п. – возможности здесь безграничны. Учащиеся, успешные в социальном восприятии и невербальной коммуникации, математике, правописании, распознавании слов, решении проблем, в работе с абстрактными идеями, – визуалы. Аудиальное мышление линейно: одна мысль следует за другой, в каждый момент времени аудиалы думают о чем-то одном. Это более медленный тип мышления. Именно аудиалами чаще всего оказываются учащиеся, хорошо понимающие прочитанное, точно следующие указаниям, пишущие выразительно. У кинестетов переработка и хранение информации основывается на ощущениях. Они доверяют своим предчувствиям, интуиции, представители этой группы скорее интуитивно «знают» что-либо, чем сознательно «обдумывают» это. Кинестеты интуитивно чувствуют, что именно этот ответ правильный, но далеко не всегда смогут аргументировано объяснить, почему это так. Кинестетическая память – это память мышечная. Кинестеты могут увлекаться тем, что делают в данный момент, их сосредоточенность сменяется рассеянностью и наоборот. В рисунках и сочинениях они в первую очередь выражают свои чувства, фиксируют ощущения. Кинестеты наиболее успешны в тех заданиях, где надо выбрать один вариант из нескольких возможных, им в этом помогает скорее интуиция, чем конкретные знания. Ведущая система может быть определена с помощью ключей доступа (или глазных сигналов доступа – ГСД) к информации. Доступ – это процесс получения информации, которая составляет воспоминание. ГСД – специфическое невербальное поведение, показывающее, что информация становится доступной для сознания – это движение глазных яблок в ответ на стимульное раздражение (вопрос). ГСД правильно организованного правши приведены в приложении 3 (рис. 3.1). У левшей глазные сигналы доступа инвертированы, в доступной нам литературе мы не обнаружили ГСД для переученных левшей. Определение ГСД – это только один из способов получения информации о модальностях восприятия. Например, тембр голоса выше (темп речи ускоряется) при зрительном состоянии, он понижается (темп речи замедляется) при кинестетическом. Ведущую систему помогают определить также поведенческие (приложение 3, табл. 3.3) и нейрологические (приложение 3, табл. 3.4) индикаторы, выделенные Свассинг и Барб[46]. Более того, не следует определять систему восприятия по одним только глазным сигналам доступа, так как в этом случае вы не застрахованы от ошибок и неточностей. Например, у вас есть три хорошо успевающих ученика с одинаковыми ГСД:,, (см. приложение 3), но один часто щурится, двигает бровями, жестикулирует на уровне груди и выше, говорит быстро, с повышением интонации в конце фразы; другой – жестикулирует на уровне пояса, улыбчив, в речи часто тянет " эээ..." или " ааа...", говоря при этом в ровном темпе; третий – совершает множество движений, ерзает, в некомфортной ситуации вертит в руках или грызет ручку, если не уверен в себе, буквально «умирает» к концу фразы. Это означает, что перед вами визуал, аудиал и кинестет, соответственно, у которых хорошо развиты все системы восприятия. В данном примере ГСД указывает на развитие соответствующей модальности восприятия (все системы развиты одинаково), а поведенческие и нейрологические индикаторы помогают определить, какая именно система для данного человека является предпочитаемой. Репрезентативная и ведущая системы связаны между собой. Если, воспринимая информацию, человек чувствует, видит, слышит, ощущает вкус и запах (работа репрезентативных систем восприятия), то есть полностью воспринимает ее, то у него гораздо больше шансов восстановить эту информацию по памяти. Однако такая полнота восприятия встречается все же достаточно редко. Гораздо чаще люди пользуются какой-либо одной системой, и если человек предпочитает и получать, и обрабатывать, и хранить информацию в виде картин-образов (или звуков, или чувствований тела), то репрезентативная и ведущая системы у него совпадают, в данном примере они визуальные (или аудиальные, или кинестетические). Такое совпадение систем встречается довольно часто, но все же не в ста процентах случаев. М. Гриндер[47] называет таких людей «трансляторами», так как модальности их репрезентативной и ведущей систем не совпадают, и они вынуждены транслировать (переводить) поступившую информацию из одной модальности в другую. Например, иногда люди получают информацию в виде картин-образов (звуков, кинестетических ощущений), а обрабатывают и хранят в виде звуков (ощущений, картин-образов). Об этом нам также позволяют судить глазные сигналы доступа, языковые паттерны, слова-предикаты, нейрологические и поведенческие индикаторы. В последнее время в Интернете можно встретить описание еще одной группы по модальности работы с информацией – дигиталы[48]. В этих материалах утверждается, что наряду с визуальным, аудиальным и кинестетическим способами работы с информацией есть еще один – дигитальный. В качестве обозначающего термина используется транскрипция английского слова «digital», так как, в отличие от «аналоговых» каналов (аудиального, визуального и кинестетического), этот канал якобы «цифровой», работающий со словами и числами. При этом специфических нейрологических и поведенческих характеристик у дигиталов как бы и нет – они могут быть похожи и на визуалов, и на кинестетов. При определении ГСД дигиталы, по идее, должны выдавать однотипную реакцию – в ответ на все вопросы глаза уходят вправо-вниз по отношению к наблюдателю (приложение 3, рис. 3.6). Это связано с тем, что дигитал при стимульном раздражении обращается не к чувственному опыту, а к его словесному описанию. То есть он не вспоминает образы, звуки и ощущения, а проговаривает текст, описывающий это. Возможно, так оно и есть. Но мы не видим педагогического применения для этой информации, так как если дигитальный канал и существует (а основатели научного направления НЛП его не описывали) – он исключительно для внутреннего (даже «внутричерепного») пользования, а процесс обучения базируется на восприятии информации, поступающей извне. Можно представить себе и даже увидеть, как учитель организует восприятие информации, но невозможно даже помыслить о манипулировании процессами, происходящими в голове у ученика. Единственное замечание, которое приходит на ум по поводу обучения дигиталов (если такая группа все-таки реально существует), – их бесполезно вести на экскурсию, им незачем давать в руки лабораторную посуду, реактивы, натуральные объекты, их бессмысленно заставлять наблюдать и ухаживать за животными в живом уголке и за растениями на пришкольном участке. Нам представляется, что более эффективным с позиций организации передачи социального опыта будет дать этим ученикам прочитать текст о месте, в котором будет проводиться экскурсия, материалы, описывающие уже проведенную лабораторную работу, и т.п. По данным А.Г. Молибога[49] зрительные рецепторы воспринимают поток информации плотностью около 3 млн. бит/с., а информация, воспринимаемая человеческим ухом, оценивается в 5–20 тыс. бит/с. То есть «пропускная способность» визуального канала в 100 раз больше, чем у аудиального. Кроме того, на передачу одной и той же информации для слухового канала потребуется больше времени, чем для зрительного, но информацию для слухового канала готовить легче, поэтому именно он эксплуатируется преподавателями чаще других. Информация воспринимается также осязанием (2× 105 бит/с.), обонянием (10–100 бит/с.), вкусом (около 10 бит/с.). Однако реальное восприятие (апперцепция) значительно уже и лежит в пределах от 0 до 25 бит/с. Это означает, что визуальные способы работы с информацией самые эффективные. В частности, Е.Н. Кабанова-Меллер в своем исследовании[50] отмечала, что дети, неправильно решающие геометрические задачи, «не видят» чертеж, в отличие от тех, кто решает эти же задачи успешно. Иными словами, у детей, неправильно решающих геометрические задачи, неразвита способность визуализации: они не могут трансформировать словесно-логическую (устную и письменную) информацию в наглядно-образную (мысленный чертеж), что существенно снижает успешность в обучении геометрии. Обсуждая особенности восприятия информации, нельзя оставить в стороне и проблему ее визуализации. Способность преобразовывать все виды информации в зрительный образ (то, что мы подразумеваем под визуализацией) является показателем профессионального уровня специалиста любого профиля и абсолютно необходима для успешного обучения по всем предметам. Этот факт объясняется тем, что процесс визуализации информации позволяет свертывать содержание, фиксированное в разных формах (визуальной, аудиальной, кинестетической) в емкий, наглядный образ, который может быть развернут в каждый момент и использован в качестве основы для адекватных действий, мыслительных или практических. При создании внутреннего образа свертывание содержания осуществляется благодаря информации, поступающей по всем каналам восприятия, что положительно влияет на качество усвоения материала. Способность визуализировать информацию, как и все общие способности человека, развивается в процессе обучения, и существуют методические приемы, использование которых, с одной стороны, существенно ускоряет процесс формирования навыка визуализации информации, с другой, – предоставляет возможность коррекции усвоения знаний, а с третьей, – позволяет увеличивать объем передаваемой информации за счет ее концентрации, систематизации и выделения наиболее значимых элементов.
|