Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структурно-функциональный анализ Парсонса






Т. Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе.

Система личности по Парсонсу контролируется системой культуры, а также социальной системой. Это не означает, что Парсонс не признавал определенную независимость системы личности:

«Будем считать, что, несмотря на то, что основное содержание структуры личности исходит из социальных систем и культуры путем социализации, личность становится независимой системой через отношения с собственным организмом и неповторимость собственного жизненного опыта; и это не просто побочное явление». (Parsons, 1970а, р. 82)

Создается ощущение, что Парсонс чересчур настаивает. Если система личности не побочное явление (эпифеноменом), ей, несомненно, отводится второстепенное или зависимое положение в его теоретической системе.

Личность определяется как организованная система ориентации и мотивации к действию индивидуального агента. Основным элементом личности является «потребностная диспозиция». Парсонс и Шилз определяли потребностные диспозиции как «важнейшие элементы мотивации к действию». Они отличали потребностные диспозиции от побуждений, представляющих собой врожденные тенденции — «психологическую энергию, которая делает действие возможным». Другими словами, побуждения являются скорее частью биологического организма. Потребностные диспозиции становятся как «эти же тенденции, когда они имеют не врожденный характер, а приобретаются в процессе действия как таковом». Иначе говоря, потребностные диспозиции есть побуждения, формируемые социальным окружением.

Потребностные диспозиции побуждают агентов к принятию или отрицанию объектов внешней среды или к поиску новых объектов, если доступные недостаточно удовлетворяют потребностным диспозициям. Парсонс различал три основных типа потребностных диспозиций. Первый тип побуждает агентов к поиску в социальных отношениях любви, одобрения и т. п. Второй тип включает усвоенные ценности, склоняющие агентов соблюдать различные культурные нормы. Наконец, существуют ролевые ожидания, благодаря которым агенты дают и получают адекватные ответы.

Это описание дает весьма пассивный образ агентов. Представляется, что на них либо влияют побуждения, в которых главенствует культура, либо, что более обычно, их формирует комбинация побуждений и культуры (т. е. потребностные диспозиции). Пассивная система личности — слабое место в целостной теории, и Парсонс, кажется, сознавал это. Несколько раз он пытался наделить личность некоторой креативностью. Например, он сказал: «Мы... не имеем в виду, что ценности личности целиком представляют собой " интернализованную культуру" или просто строгое соблюдение правил и законов. При усвоении культуры человек производит творческие изменения; но новый аспект не есть аспект культуры. Несмотря на подобные заявления, преобладающее впечатление от творчества Парсонса — пассивная система личности.

Представляется справедливым, что Парсонсу в своей теории не удается снабдить личность разумным набором качеств или механизмов, помимо потребностных диспозиций, и он создает себе трудности, не наделив личность достаточными характеристиками и достаточным числом различных механизмов для способности функционировать.

Билет № 22

Общество: понятие, сущность, основные признаки.

Общество – система (целое, состоящее из взаимосвязанных элементов); оно имеет свою структуру (элементы и порядок их взаимосвязи).

Обществу присуща ряд признаков, которые отличают его от других сообществ:

1) общая территория, составляющая основу социального пространства, в нем проживают, взаимодействуют, формируют и развивают между собой взаимосвязи члены общества. Обычно она совпадает с государственными границами;

2) общепринятая система норм и ценностей, система культуры, являющейся основой связей между людьми. Благодаря этому общество имеет большую интегрирующую силу. Оно социализирует каждого человека, каждое поколение людей, подчиняя их поведение действующим нормам и включая ее в общую систем и связей;

3) способность поддерживать и постоянно восстанавливать высокую интенсивность внутренних взасмозв 'связей, обеспечивать устойчивость социальных образований.

4) автономность, саморегуляция, саморазвитие, обеспечиваемые этими институтами и организациями и на основании тех норм, принципов, традиций и ценностей, которые возникают в самом обществе. Общество способно без вмешательства внешних сил создавать для людей такие формы организации и условия их жизни, которые необходимы для удовлетворения их потребностей, их самоутверждения и самореализации.

Такие существенные признаки и характеристики общества, на них указывают ведущие ученые и позволяют трактовать его как социальную систему, как целостность, обладает качествами, которых нет ни у одной из ее составляющих.

Билет № 24

Социология Э.Дюркгейма: социологизм, исследование девиации. Аномия как состояние общества.

СОЦИОЛОГИЗМ Э.ДЮРКГЕЙМА В ПОДХОДЕ К СОЦИАЛЬНЫМ ЯВЛЕНИЯМ - Для понимания " социологизма" необходимо выделить и различить в нем два аспекта: онтологический и методологический. 1) Онтологическая сторона " социологизма", то есть концепция социальной реальности, выражена в следующих базовых положениях: 1. Социальная реальность включена в универсальный природный порядок; она столь же устойчива, основательна и " реальна", как и другие виды реальности, а потому подчинена действию определенных законов. 2. Общество - это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам. Подчеркивает автономию социальной реальности по отношению к индивидуальной, то есть биопсихической реальности, воплощенной в индивидах. " Общество - не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией и представляющая собой реальность suigeneris, наделенную своими особыми свойствами". Идея дихотомии индивида и общества красной нитью проходит через все научное творчество французского социолога. Общая концепция человека: человек - это двойственная реальность, homoduplex, в которой сосуществуют, взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная. 3. Онтологическая сторона " социологизма" не сводится к признанию основательности и автономии социальной реальности. Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной и ее исключительное значение в детерминации человеческого сознания и поведения: значение же индивидуальной реальности признается вторичным. Таким образом, характерная онтологическая черта " социологизма" - это социальный реализм. Дюркгейм признает, что генетически общество возникает в результате взаимодействия индивидов, но, возникнув, начинает жить по своим законам. 2) Методологическая сторона " социологизма" тесно связана с онтологической и симметрична ей. 1. Познавательной целью социологии провозглашается исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей. Дюркгейм настаивает на применении в социологии объективных методов, аналогичных методам естественных наук. Исследованию должны подвергаться в первую очередь не понятия о социальной реальности, а она сама непосредственно. Основной принцип его методологии: " Социальные факты надо рассматривать как вещи". Социальный факт - это " любой вид действия, зафиксированный или нет, способный оказывать внешнее сдерживание индивида и имеющий собственное существование, независимое от индивидуальных проявлений". Факт есть высшее проявление закономерности, закон - общий внутренний базис факта. Основной принцип методологии Дюркгейма: " Социальные факты надо рассматривать как вещи". " Рассматривать факты определенного порядка как вещи - значит не зачислять их в ту или иную категорию реальности; занимать по отношению к ним определенную мыслительную позицию и приступать к их изучению, исходя из принципа, что мы ничего не знаем о том, что они собой представляют". " Социальные факты должны объясняться другими социальными фактами". Социальные факты - проявления группового или массового сознания. Их основные признаки: - объективное существование по отношению к отдельным индивидам; - принудительное воздействие на индивидов. 2. Из признания специфики социальной реальности вытекает самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни кодой из других наук, специфика ее методологии и понятийного аппарата. 3. Социология выступает не только как специфическая наука о социальных фактах. Считал, что задача науки не сводится к описанию и упорядочиванию социальных фактов, но она призвана вскрыть глубинные связи и закономерности. Наличие социальных закономерностей - признак научного характера социологии, ее родства с другими науками. Полагал, что социология должна изучать социальную действительность, имеющую специфические качества, присущие только ей. Элементы этой действительности - социальные факты, агрегатом которых и является общество. Эти факты и составляют предмет социологии. Также определяет социологию как " науку об институтах, их генезисе и функционировании". По Дюркгейму, социология занимает центральное место в общественных науках. Ее задача - не только исследовать социальные факты, но и вооружить другие общественные науки методом и теорией, на которых могут быть основаны исследования в различных областях социальной жизни. Различные социальные науки - это секции или отрасли социологии, изучающие коллективные идеи в конкретной (правовой, экономической, моральной, религиозной) сфере. Представители различных дисциплин должны быть объединены общей точкой зрения на характер социальных фактов, общим критерием для их оценки и общим методом исследования. Только тогда социология перестанет быть абстрактной, метафизической наукой. Представление Дюркгейма об основных разделах и отраслях социологии в определенной мере отражает его взгляд на значение тех или иных сфер социальной жизни. В целом делил социологию на три основные отрасли: 1. Социальная морфология аналогична анатомии; она исследует структуру и материальную форму общества. В ее сферу входит изучение географической основы жизни народов в связи с социальной организацией, народонаселения, его объема, плотности, распределения по территории. 2. Социальная физиология исследует " жизненные проявления социологии" и охватывает ряд частных социальных наук: - социологию религии - социологию морали - юридическую социологию - экономическую социологию - лингвистическую социологию - эстетическую социологию 3. Общая социология осуществляет теоретический анализ и устанавливает наиболее общие законы. Отношения между социологией и философией должны быть следующими. Необходимо отделить социологию от философии. Одновременно должен идти поиск новых форм связей между ними. Социологизм Дюркгейма в методологическом плане характеризуется следующими чертами: принципом объективного научного подхода к социальным явлениям и требованием объяснить социальное другими социальными явлениями.

Причины девиации по Э. Дюркгейму. В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания. Иначе говоря, не являются противоправными. Совокупность противоправных поступков или преступлений, получила в социологии особое название — делинквентное (буквально — преступное) поведение. Оба значения — широкое и узкое — одинаково употребляются в социологии.

Развернутое социологическое объяснение девиации впервые дал Э. Дюркгейм. Он предлагает теорию аномии, которая раскрывает значение социальных и культурных факторов. По Дюркгейму, основной причиной девиации является аномия, буквально — «отсутствие регуляции», «безнормность». По сути аномия — это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми. Все, что нарушает стабильность, приводит к неоднородности, неустойчивости социальных связей, разрушению коллективного сознания (кризис, смешение социальных групп, миграция и т. д.), порождает нарушения общественного порядка, дезорганизует людей, и в результате появляются различные виды девиаций.

Э. Дюркгейм считает девиацию столь же естественной, как и конформизм. Более того, отклонение от норм несет не только отрицательное, но и положительное начало. Девиация подтверждает роль норм, ценностей, дает более полное представление о многообразии норм. Реакция общества, социальных групп на девиантное поведение уточняет границы социальных норм, укрепляет и обеспечивает социальное единство. И, наконец, девиация способствует социальному изменению, раскрывает альтернативу существующему, ведет к совершенствованию социальных норм.

Билет № 26

Социальное действие и социальное взаимодействие как основа социального поведения.

Проблематику социального действия ввел Макс Вебер. Во-первых, важнейшим признаком социального действия является субъективный смысл - личностное осмысление возможных вариантов поведения. Во-вторых, важна сознательная ориентация субъекта на ответную реакцию окружающих, ожидание этой реакции.

Социальное действие — это преднамеренный, целенаправленный поведенческий акт, ориентированный на других, их возможные ответные действия.

Впервые это определение ввел и исследовал М. Вебер. Он пришел к выводу, что чело-век не только действует целенаправленно, но и ожидает от других людей ответной реакции.

С социального действия начинается социологический анализ любого явления, потому что оно первичный элемент социальной жизни.

Из определения следуют две составляющие социального поведения: мотивация и ориентация на другого человека. Необходимо различать понятия «социальное действие» и «поведенческое воздействие», которые не являются тождественными.

Деятельность человека должна быть ориентирована на других. Из этого следует, что не во всех сферах легко обозначить социальное действие (к примеру, при разработке новых технологий).

Иногда действие только по внешним признакам социальное, но по характеру таковым не является. Умение отличать их чрезвычайно важно при анализе социальных процессов.

Социальные действия системны, т.е. они имеют способность к возобновлению. Для этого требуется предсказуемость поведения сторон. Она осуществляется посредством принятых в обществе норм и культурных традиций. Таким образом, на первый план выходит способность культуры объединять людей, налаживать их взаимопонимание и интеграцию. Благодаря общепринятым стандартам поведение человека становится предсказуемым.

Социальные взаимодействия — один из видов социальных связей. Они представляют собой устойчивые, регулярно возникающие отношения между людьми.

Действия людей направлены на других людей с целью получения ответной реакции. Для таких действий характерны: возобновляемость; сопряженность; интерес к ответным действиям того, с кем человек взаимодействует.

Социальное взаимодействие является основой социологического анализа. Ученые с его помощью пытаются определить механизмы, действующие в обществе. Социальноевзаимо-действие в качестве объекта исследования использовали еще Эмиль Дюркгейм и Макс Вебер.

В определенной мере социальное взаимодействие является обменом, в ходе которого каждая сторона получает вознаграждение в обмен на определенные издержки. С этой позиции социальные взаимодействия подразделяются на следующие виды: обмен, происходящий на основе договоренностей; нежесткий (диффузный) обмен.

Первый вид взаимодействия характерен для экономической, политической жизни, отчасти социальной. Диффузный обмен в чистом виде характерен для нефор­мального общения. Он основан на доверии к другому человеку. Социальные отношения следуют из социальных взаимодействий. Они формируются благодаря ценностям. Человек будет осуществлять действия исходя из ценности результата для него, но не только результат определяет действие. На него влияют и такие ценности, которые формируются у человека на протяжении долгого периода времени.

В качестве ценности выступает благосостояние, которое подразумевает благополучие человека, его профессиональные качества, уровень образования, по­тенциал личности. Прочие ценности — это власть, уважение, дружба, любовь и т.д. Особенно значимо уважение. Оно выступает важным стимулом социальных взаимодействий.

Существует множество видов социальных отношений, некоторые из них более распрос-транены и являются основными. Может возникнуть ситуация, когда индивиды в своих интересах не зависят друг от друга. В этом случае у них нет стимула к взаимодействию.

Существуют другие виды отношений — подчинения, почтения, принуждения, харизматические отношения. Также есть множество разновидностей таких отношений, и нельзя производить их классификацию однозначно с позиций пользы, конфликта и т.д.

В современной социологии в этой связи утверждается мультипарадигмальный подход к анализу социальной реальности.

Билет № 28

Квази-группы и их изучение социологией.Толпа и её основные свойства.

Помимо указанных типов социальных групп в социологии выделяются группы, которые появляются непреднамеренно и носят случайный характер. Такие спонтанные неустойчивые группы называются квазигруппами. Квазигруппа – это спонтанное (неустойчивое) образование с кратковременным взаимодействием какого-либо вида.

Одним из самых ярких примеров квазигруппы является толпа. Толпа – это временное собрание людей, объединенных в замкнутом пространстве общностью интересов.

Социальная структура толпы, как правило, проста – лидеры и все остальные участники.

Физически ограниченное пространство приводит к социальному взаимодействию даже в тех случаях, когда люди в толпе стараются избегать межличностного контакта.

В зависимости от характера поведения и формирования толпы можно разделить на несколько видов.

Случайная толпа обладает наиболее неопределенной структурой. Например, собрание людей на улице возле произошедшего дорожно-транспортного происшествия. В этом виде толпы людей объединяют либо незначительные цели, либо вовсе бесцельное времяпровождение.

Индивиды слабо эмоционально включены в случайную толпу и могут свободно отделить себя от нее. Однако при определенном изменении условий такая толпа может быстро сплотиться и приобрести общую структурированность.

Обусловленная толпа – собрание людей, заранее планирующееся и относительно структурированное. Например, толпа, собравшаяся на стадионе для просмотра футбольного матча. В данном случае толпа «обусловлена» в том смысле, что поведение ее членов находится под воздействием определенных, заранее установленных социальных норм.

Экспрессивная толпа – социальная квазигруппа, которая обычно организуется в целях личного удовольствия ее членов при активности людей, которая уже сама по себе является целью и результатом. Например, собрание людей на проведении рок-фестиваля.

Действующая толпа. Под термином «действующая» подразумевается весь комплекс действий толпы. Одной из важнейших форм действующей толпы является сборище – эмоционально возбужденная толпа, тяготеющая к насильственным действиям. Сборища, как правило, имеют лидеров, однонаправленных в своих агрессивных намерениях и требующих строгого конформизма от всех членов.

Действия сборища направлены на какой-либо определенный объект и носят кратковременный характер. После этого сборище, как правило, распадается.

Распространенным примером сборища является ликующая толпа, которая имеет очень узкую направленность и после достижения цели быстро распадается. Другая форма действующей толпы – восставшая толпа.

Это насильственный и деструктивный коллективный взрыв. Такая толпа отличается от сборища тем, что при восстаниях поведение менее структурировано, менее целенаправленно и более неустойчиво.

Восставшая толпа может состоять из различных групп, преследующих свои цели, но действующих в критический момент сходным образом. Такой вид толпы в наименьшей степени подвержен различным случайным явлениям извне, ее действия в большинстве случаев непредсказуемы.

Несмотря на то, что толпы сильно различаются по характеру и поведению, можно выделить общие черты, характерные для поведения людей в любой толпе:

1) внушаемость. Люди, находящиеся в толпе, как правило, более внушаемы. Они с большей вероятностью принимают мнения, чувства и действия большинства;

2) анонимность. Индивид ощущает себя неузнаваемым в толпе. Толпа часто действует как целое, ее индивидуальные члены не воспринимаются и не выделяются как индивиды;

3) спонтанность. Люди, составляющие толпу, имеют тенденцию к более спонтанному поведению, чем в обычных условиях. Как правило, они не задумываются над своим поведением и их действия диктуются исключительно эмоциями, царящими в толпе;

4) неуязвимость. Поскольку люди, составляющие толпу, анонимны, они начинают чувствовать себя вне социального контроля. Например, при осуществлении акта вандализма футбольными болельщиками каждый из участников действия снимает с себя ответственность, действуя со всеми вместе как единое целое.

В толпе теряют значение индивидуальные и статусные различия, действующие в «обычных» условиях социальные нормы и табу. Толпа понуждает отдельных людей одинаково действовать и буйствовать, сминает всякую попытку сопротивления или сомнения.

Тут понятны аналогии с бешеным потоком, селем и т. п. Но это лишь аналогии: поведение самой неистовой толпы имеет свою логику, причем это логика социального действия, участники которого действуют как существа социальные.

В действующей толпе, особенно всплоченной, всегда можно обнаружить более или менее определенную и устойчивую собственную структуру.

В ее основе лежит некоторый традиционный поведенческий стереотип (ксенофобия религиозная или этническая, кровная месть, «закон Линча» и пр.) и ролевой механизм (например, подстрекатели, активисты, крикуны и т. д.). Нечто подобное существует и в ситуации разобщенной, панической толпы (стереотип «спасайся кто как может» и соответствующее распределение ролей).

Ролевой этот набор в толпе беден, функции сводятся к триггерным и усилительным.

Билет №30

Социальный институт: сущность, понятие, основные признаки социального института. Виды социальных институтов.

Социальные институты — это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности и отношений людей, выполняющие общественно значимые функции.

К этому понятию относятся, например, институты семьи, религии, т.е. те области, где можно проследить устойчивые связи между людьми. Социальные институты создаются для решения проблем, касающихся непосредственно физических, духовных и материальных конфликтов.

Фундаментом, на котором строится все общество, являются социальные институты. Термин происходит от латинского «institutum» – «устав».

Впервые это понятие ввел в научный оборот американский социолог Т. Веблейн в книге «Теория праздного класса» в 1899 г.

Социальный институт в широком смысле слова – это система ценностей, норм и связей, которые организуют людей для удовлетворения их потребностей.

Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию.

С содержательной стороны – это определенная система целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях.

Социальные институты имеют историческое происхождение и находятся в постоянном изменении и развитии. Их становление называется институциализацией.

Институциализация – это процесс определения и закрепления социальных норм, связей, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Этот процесс состоит из нескольких стадий:

1) возникновение потребностей, которые можно удовлетворить только в результате совместной деятельности;

2) появление норм и правил, регулирующих взаимодействие по удовлетворению возникших потребностей;

3) принятие и реализация на практике появившихся норм и правил;

4) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института.

Институты имеют свои отличительные признаки:

1) культурные символы (флаг, герб, гимн);

2) кодексы поведения (присяга, клятва);

3) идеологию, философию (миссия).

В социологии существует общепризнанная система классификации социальных институтов на пять типов, которая основывается на потребностях, реализуемых с помощью институтов:

1) семья – воспроизводство рода и социализация личности;

2) политические институты – потребность в безопасности и общественном порядке, с их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть;

3) экономические институты – производство и добывание средств к существованию, они обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг;

4) институты образования и науки – потребность в получении и передаче знаний и социализации;

5) институт религии – решение духовных проблем, поиск смысла жизни.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.