Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как понимается в современной философии многомерность, многообразие бытия?






Признавая бытие; как единую основу всего существующего, современная философия вместе с тем выделяет в нем три относительно самостоятельных формы.

• Объективное бытие - материально-предметная реаль­ность: мир природы, вещей, состояний, процессов. Это изначальная форма бытия, даже если допустить, что она возникла из небытия.

• Субъективное, идеальное бытие - духовная сущность, мир идеального, мышления, сознания, мир понятий, формул, законов, теорий. Это неотъемлемая составная часть бытия. Вместе с тем это особая его часть. Дух, не есть природа.

• Объект - субъектное бытие, т.е. бытие человеческое, ин­дивидуальное и социальное, историческое, общественное, как бы синтезирующее в себе и материальную, и идеальную форму бытия. Современные философы часто называют эту форму бы­тия экзистенцией, подчеркивая ее уникальность.

Так, признавая существование и материального, и идеаль­ного бытия, В.С. Соловьев особо подчерки­вал, что в человеческом существовании наиболее ярко выражает­ся глубокое единство, всеединство всех форм бытия, которое присутствует в каждой из его форм, но не сводится ни к одной из них.

Современная философия включает в категорию бытия не только все материальное, но и моменты человеческого сознания, идеального, а также другие формы активности субъекта, человека.

Итак, бытие есть наиболее широкая по объему, охватываю­щая все многообразие реального мира, категория, обозначаю­щая всю доступную нам совокупность существующего, мир в целом.

Противостоящая бытию категория небытия обозначает, на­оборот, все, недоступное нашему мышлению, все, что не имеет каких-либо определенных качеств, свойств, признаков. В со­временной философии тем не менее указывается одно, единст­венное, но исключительное качество небытия — его способность порождать бытие, творить реальный мир. Поэтому небытие все чаще определяется как творческое ничто, активное начало, смыслообразующий вакуум, как мировой Разум, а в христиан­ской философии - как Бог - Дух Святой, создавший мир.

Каково философское определение материи! В чем разли­чия в понимании отдельными философскими направлениями роли материи в структуре мира?

Понятие «материи» неотделимо от понятия «бытия». С точ­ки зрения материализма, хотя материя и является лишь частью бытия, тем не менее она представляет собой то первичное, объективное, что является определяющим для развития всего остального мира. Духовное, идеальное, субъективное бытие для философа-материалиста есть лишь результат развития матери­ального, существует лишь после него и без него существовать не может.

Правда, новейшая философия склонна считать, что бытие изначально было дуалистичным, содержало в себе и материаль­ное, и идеальное в качестве составных частей. По своему ха­рактеру, считает И. Р. Пригожий, наша Вселенная плюрали­стична, комплексна1. (Пригожий И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса. — М., 1986. — С.37.)

«Весь действительный мир, состоит в постоянном взаимоотношении и непрерывном внут­реннем взаимодействии идеальной и материальной природы»2.

Представление о порождении материальным идеального выглядит сегодня столь же обоснованным, как и известная библейская легенда о порождении Евы из ребра Адама. И удив­ляться этому не приходится, поскольку сегодня, как и вчера, содержание понятия «материи» определяется уровнем развития человеческого знания, особенно естественно-научного.

Первоначально термин «материя» в переводе с греческого обозначал дерево, доски, строевой лес и использовался в фило­софии для выражения взгляда на мир как на организм, создан­ный из одного материала, общей основы - материи.

Вплоть до конца XIX в. под материей философы понимали лишь то или иное вещество, обладающее набором определен­ных физических свойств, качеств. Со временем появилось собственно фило­софское, специфическое понятие «материи», которое отдели­лось от более конкретного, естественно-научного.

Так, в философии К. Маркса считалось, что «материя» - не конкретное, а абстрактное понятие. Оно выражает те главные, существенные признаки, которые имеются у всех материальных вещей. А всеобщим свойством вещей является то, что они су­ществуют независимо от человеческого сознания.

Выражая этот новый подход к пониманию сущности мате­рии, В. И. Ленин писал: «Материализм вообще признает реаль­ное бытие (материю), независимое от нашего сознания, от ощущения, от опыта и т. п. человечества»1. (Ленин В.И. Полн. соб. соч., Т. 18. - С.346.)

И такой подход к определению материи, который стали называть философским, обнаружил свою устойчивость, особенно в XIX—XX вв., когда естественно-научные представления о материи стали быстро меняться.

Каковы современные естественно-научные представления о структуре материи, или так называемая картина мира?

Современные представления о структуре материи очень ус­ложнились. Причем количество свойств, видов и состояний бесконечно, как бесконечна сама материя. Чтобы разобраться в этом многообразии, выделяют некоторые общие, универсальные свойства материального бы­тия:

• структурность (упорядоченность, организованность);

• активность (движение, изменение, развитие);

• пространственно-временная форма существования, ин­формативность (способность содержать в себе определенный объем информации).

Современная физика выцеляет два основных способа суще-ствования материи: вещество и поле. Основной характеристикой вещества является масса, поля — энергая.

В материи, существующей в ввде вещества, в качестве основных струкгурных частей выделяют живую и неживую приро-ду, В неживой природе существует атомный уровень, молекулы (микромир); механические массы, соизмеримые с человеком, (макромир); планеты и звезды, звездные системы, галактики (мегамир).

В материи, существующей в виде поля, есть такие его виды, как Іравитационное, электромагаитное, ядерное и др.

В живой природе исследуются уровни: биологический, молекулярный, клеточный, органов и тканей, организм в целом. Выделяются также уровень популяций и живых систем (биоценозов) и уровень биосферы.

Высшим этапом в развитии живой природы является соци-альная жизнь. В ее составе исследуются индивиды, семья, коллективы, большие социальные группы, государство, системы государств, человечество в целом и, наконец, вся сфера, затро-нутая деятельностью человека, его разума, так называемая ноо-сфера.

Однако, как бы не усложнялись и не изменялись научные представления о материи, философское понимание этой категории отличается от них, выражая то общее, единое, универ-сальное, что присуще всем без исключения ее формам. С по-мощью понятия «материи» формируются представления о едиистве мира, включенности человека в процесс мирового ма-териального круговорота.

Уяснение философского представления о материи является необходимым условием формирования мировоззрения лично-сти, независимо от того, окажется ли оно в конечном счете ма-териалистическим, вдеалистическим или религиозным.

Но изучение этого базового философского понятия будет неполным, если не ознакомиться с основньши свойствами ма-терии, формами ее существования.

В чем закмочается специфака бытия вещеи, их свойств и отношений? Каковы особенности универсальных свойств материа: пространства и времени?

Нертъемлемым свойством материального, вещного бытия является его струкгурность, расчлененность на отдельные час-

ти, элементы. Дискретность материального бытия с неизбежно-стью порождает и другую особенность его существования — на-личие отношений, связей между отдельными материалъными объектами. Бытие любой вещи включает, таким образом, нали-чие той или иной связи с другими вещами. Это необходимый признак вещи, свойство ее бытия.

Понимание специфики бытия вещей оформляется с помо-
щью категорий пространства, времени и движения, которые
выражают важнейшие универсальные характеристики, необхо-
димые свойства вещей, их атрибуты.,,

Атрибут пространства харакгеризует определенный порядок существования вещей, а категория времени — их изменчивость.

В обыденной жизни эти понятия не вызывают трудностей. Но при более глубоком их рассмотрении возникают некоторые интересные и спорные вопросы.

В истории философии вопрос о сущности этгос понятий и их соотношении с понятием «материи» вызывал много споров.

Из опыта известно, что каждый из нас обладает чувством времени. Это чувство отражает ритмы работы нашего сердца, легких, мозга. Вместе с тем известно, что это чувство неточно, субъективно, относительно.

Основываясь на этом опыте, философы-материалисты ут-верждают, что пространство, время и движение не существуют вне материи, являются ее свойствами и потому — относительны.

Философы-идеалисты, напротив, считают, что пространство, время и движение существуют независимо от материи, от ве-щей и являются самостоятельными сущностями, модифика-циями духа. Иначе говоря, для этих философов данные катего-рии абсолютны.

В новейшей философии преобладает первый из указанных подходов. Ныне признается, что понятия «пространства», «времени», «движения» возникли из нашего опыта, наших по-стоянных наблюдений, т.е. в них много субъекгивного, относи-тельного.

Так, пространство возникает из наблюдений, что каждая вещь имеет определенную протяженность, объем, высоту, ши-рину, глубину. Каждая вещь занимает определенное место. Множество вещей существуют рядом друг с другом, Іраничат с чем-то. Пространство, следовательно, характеризует протяжен-ность, порядок существования вещей, их позицию по отношению к

другим материальным объектам. Оно имеет три измерения: вы-соту, ширину и глубину. Пространство однородно, т.е. каждая из его частей имеет те же качества, что и другая.

Но каждая из вещей, помимо указанных харакгеристик, имеет еще и определенное временное измерение. Это их свой-ство иногда называют четвертым измерением. Категория време-ни также основывается на нашем опыте, наблюдениях. Напри-мер, мы постоянно видим, что каждая вещь, явление имеют свою длительность, скорость протекания, свой ритм, темп, сменяемость, повторяемость. Каждая вещь имеет начало и ко-нец существования, не все явления существуют сразу, а есть определенная последовательность в смене событий — прошлое, настоящее, будущее. Время как раз и характеризует всеобщее свойство вещей и событий иметь длительность, определенный по-рядок смены друг друга. Время однонаправлечно, необратимо, его нельзя остановить или повернуть вспять. Каждое ушедшее мгновенье уже никогда не повторится.

Пространство и время являются сложнейшими философ-скими категориями. Это заметил уже Августин Аврелий (354— 430): «Что обыкновенно бывает у нас предметом разговора как не время? И мы, конечно, понимаем, когда говорим о нем или слышим от других. Что же такое... время? Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняюсь; но как скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсъ совершенно втупик»1.

Особенно сложно представить такие свойства пространства и времени, как их абсолютность и относительность. В совре-менной трактовке эти понятия выглядят так.

Абсолютностъ пространства и времени состоит в том, что они являются всеобщими и необходимыми свойствами сущест-вования материи.

Относительность их выражается в том, что пространствен-ные структуры и ритм времени определяются состоянием дви-жущейся материи, материальных объектов, физических полей, позицией наблюдателя и т.п. Это положение подтверждается теорией относительности А. Эйнштейна, современной экспе-риментальной физикой.

1 Антология мировой философии. В 4-х т. Т.1. 4.2. — М., 1969. — С.584.

Относительность времени представить сложно. Лучше всего это сделать путем сравнения, временных харакгеристик разных материальных объектов, процессов.

Так, историческое время, т.е. время существования цивили-зованного человеческого общества, составляет примерно 6 тыс. лет.

Предысторическое время, т.е. время становления человека в период до появления первых цившшзаций, исчисляется не-сколькими сотнями тысяч лет.

Геологическое время, т.е. время становления планеты Земля, составляет несколько миллиардов лет.

Космическое время для нас бесконечно, хотя ныне существу-ет мнение, что и оно имеет свою точку отсчета в виде момента «Большого взрыва», рождения бытия из небытия, происшед-шего около 20 млрд лет тому назад.

Для того чтобы осмыслитъ соотношение указанных типов времени, нужно допустить, что человек существует на Земле полмиллиона лет и условно предположить, что эти полмиллио-на лет равны одному дню. Тогда шеститысячелетняя мировая история составит всего-навсего 16 последних минут этого дня.

Таким образом, масштабы исторического, предысториче-ского, геологического времени почти несоизмеримы, относи-тельны, «привязаны» к тем объектам, свойством которых они являются. То же самое можно сказать и о пространственных свойствах разных объектов, например, микромира, макромира и мегамира.

Следовательно, понятия «пространства», и «времени» тесно связаны с материей, нсотделимы от нее. Каждый из нас живет в своем, определенном пространстве — времени.

Неотделимо от материи и еще одно ее универсалыюе свой-ство — движение.

Что такое движение с мочки зрения универсального свойства матгрии? Каковы современные представления об основнш формах движения?

Понятия «пространства», «времени» и «движения» тесней-шим образом связаны между собой. В движении выражается единство пространства и времсни. л#Ьд движешем понимается ёдинство перемещения вещей в пространстве и их изменения во времени.

Движение материи абсолютно, ее покой — относителен. Подчеркивая исключительную важность этого свойства приро-ды, Аристотель говорил, что незнание движения необходимо влечет за собой и незнание природы.

, Ошибочно понимать под движением только механическое

I перемещение вещей в пространстве. Это многогранное понятие

I включает всякре изменение вещей и процессов во времени.

С Так, движущаяся автомашина одновременно перемещается в

пространстве и амортизируется, стареет во времени. Не слу-

чайно при покупке подержанной машины обычно интересуют-

ся не только ее пробегом, но и датой выпуска. Книга, лежащая

на библиотечной полке, перемещается меньше, чем автомаши-

на, но также стареет во времени.

Именно поэтому верно утверждение, что материя не может существовать без движения. Как верен и тезис о том, что дви-жение не может существовать без какого-либо материального носителя: вещества или поля.

" Т В нвразрывном единстве материи и движения последнее все |же подчинено первой. Материя исходна, а движение производно. '— Движение — универсальное свойство материи, но оно в свою очередь обладает рядом признаков, качеств, собственных свойств. Перечислим важнейшие из них.

I* Движение объективно, т.е. оно существует независимо от

СГсознания человека. ! Иначе говоря, причина движения, измене-

ния материи заключена в ней самой. Отсюда вытекает и поло-

жение о бесконечности взаимопревращений материи как суб-

станции вечной и бесконечной.

• Движение характеризуется и таким качеством как все-общность. Это означает, что в природе нет таких явлений, ко-торые были бы лишены движения, а само существование мате-риальных объекгов во всех своих моментах и связях определя-ется движением.

Современная философия отвечает и на вопрос об источнике
движетія,
усматривая его в борьбе объективно существующих в
предметах противоположностей, таких, например, как действие
и противодействие в механическом движении, более низкая и
более высокая температура в тепловом движении, положитель-
ный и отрицательный заряд в электричестве, полярные интере-
сы отдельных людей и их объединений в общественном разви-
тии.

И наконец, еще одно качество движения определяется как его абсолютностъ. Конечно, современная философия не от-вергает существования в мире моментов устойчивости, равно-весия, покоя, стабильности. Однако при этом подчеркивается относительный характер таких состояний материальных объек-тов. Покой есть лишь момент движения, он преходящ, време-нен, относителен. О покое можно говорить только по отноше-нию к определенной точке отсчета, при более широком взгляде покой всегда оказывается лишь моментом движения.

Многообразие мира, форм его движения породили потреб-ность в упорядочении, классификации конкретных форм дви-жения материи, которые тесно связаны со своим носителем. Так, Ф. Энгельс выделял из множества форм пять основных: механическую, физическую, химическую, биологаческую, соци-альную.

Сегодня эта классификация выглядит устаревшей. Совре-менная наука значительно углубила и конкретизировала пред-ставления о формах движения материи. В настоящее время эта классификация включает в себя такие основные формы, как пространственное перемещение; элекгромагнитное движение, определяемое взаимодействием заряженных частиц; гравитаци-онную форму движения; ядерное взаимодействие; химическую форму движения как процесс взаимодействия молекул и атомов; геологическую форму движения, связанную с измене-ниями в материках, слоях земной коры; биологическую форму движения; социалъную форму движения.

Несомненно, что дальнейшее развитие науки будет вносить новые коррективы в ньгае существующую классификацию.

Научная классификация форм движения материи помогает понять несостоятельность механических попыток сведения высших форм движения к низшим: социалышх — к биологаче-ским, биологических — к физико-химическим и т.п. На прак-тике эта несводимость подтверждается малой результативно-стью попыток создания «человека-робота», элекгронных ана-логов человеческого мозга и т.п.

Изучение проблем структуры бытия, материи и ее свойств является необходимой предпосылкой формирования того или иного миропонимания. Вместе с тем полная картина бытия, действительности включает не только материальное, но и иде-альное духовное бытие. Анализ сущности идеального в некото-

рых отношениях представляется для теории и практики даже более значимьш, чем рассмотрение проблем материи.

Обосновывая эту мысль, русский философ начала XX в. Л. И. Шестов писал: «Материя — на самом деле самая покор-ная, поддающаяся человеку сущность. Вся беда, вся трагедия человечества не в ней, а в идеях. Самый страшный враг всего одушевленного — не косная материя... самый страшный и бес-пощадный враг — это идеи. С идеями и только с идеями нужно бороться тому, кто хочет преодолеть ложь мира».

Поэтому для формирования цельного философского миро-воззрения необходим также анализ сущности и форм идеаль-ного бытия, человеческого сознания, мышления, языка.

 

Глава






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.