Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В чем заключается специфика категории бытия? Каковы его основные признаки?






I. Понятие «бытия» является центральным в философии. Наи­более близко к нему примыкают понятия «материи» и «сознания».

Характер понимания сущности бытия материи, сознания явля­ется основным показателем принадлежности философа к той или иной философской школе или направлению.

Понятие «бытия» равнозначны термины «действительность», «сущее», «нечто». Хотя предельная широта понятия «бытия» " затрудняет его определение, тем не менее можно указать неко­торые из его основных признаков:

• «Бытие» - самое широкое из философских понятий.

• «Бытие» - противоположно понятию «небытие», кото­рое Демокрит называл «пустотой», а религиозные философы Средневековья - «ничто», из которого Бог сотворил Землю. Философские категории небытия и бытия соотносятся между собой так же, как математические понятия ноля и бесконеч­ного натурального ряда чисел, который начинается с простой единицы. В современной философии и естественных науках категория небытия описывается как вакуум или межзвездное пространство. Однако в современной науке небытие представ­ляется не как пустота, а как своего рода инобытие, творческое, активное, порождающее, смыслообразующее начало, или праматерия.

• Бытие состоит в том, что в отличие от бесструктурного небытия, оно имеет свою структуру. Бытие разнокачественно, разнообразно. В качестве основных его форм в нем могут быть выделены материальная, идеальная, че­ловеческая, каждая из которых подразделяется на множество других. Небытие или инобытие - едино, бесструктурно; бытие множественно, многообразно.

• Бытие в отличие от небытия, пустоты, вакуума характеризуется разнообразными свойствами. Важнейшими из них являются связи, отношения, зависимости, влияния между отдельными частями и объектами бытия, в том числе и при­чинно-следственные. Свойства небытия значительно более ограничены: они, по сути, сводятся к способности небытия выде­лять из себя, порождать бытие, творить его.

• Тем не менее, несмотря на свое многообразие, бытие едино или как теперь выражаются, континуально, сводимо к единой основе так же, как бесконечный натуральный ряд чисел сводится к единице. Это свойство бытия В.С. Соловьев выра­жал категорией всеединства.

Однако в понимании сущности общей основы бытия у фи­лософов разных направлений было немало различий.

Как можно охарактеризовать различные толкования сущ­ности бытия в истории философской мысли?

Первоначально, в VII-VI вв. до н. э., античные философы (Фалес, Гераклит) понимали под бытием вещественную перво­основу мира. Но затем его понимание стало весьма многооб­разным. Поэтому целесообразно классифицировать различные подходы к пониманию этой сложной философской категории. Выделим прежде всего главные из них.

• Философы-материалисты полагали, что бытие матери­ально. Это может быть воздух, вода, огонь, земля и другие при­родные стихии. Так, по мнению Демокрита, бытие суть атомы: «Демокрит считает природой вечного маленькие сущности, бесконечные по числу. Их он называл атомами, так как они плотные и неделимые»1.

• Философы-идеалисты, напротив, признавали бытие иде­альным, полагая, что в его основе находится идея, всемирный разум, Бог и т.д. В частности, Платон и его сторонники «...сущее назвали идеями... они пришли к выводу, что существует идея всего... а все чувственно воспринимаемое существует по­мимо них и именуется сообразно с ними, ибо через причаст­ность к эйдосам существует все множество одноименных с ни­ми вещей»2. (Аристотель. Метафизика. Соч. В 4-х т. Т.1. — М., 1984. — С.328.)

Обосновывая свою позицию о сущности бытия, философы-идеалисты особо указывали на то, что хотя в идеальном и нет ни грамма материального, оно тем не менее образует особый идеальный мир, мир самостоятельный, реальный. В то время как формы материального бытия конечны, смутны, преходящи, в идеальном заложена возможность бессмертия. Эти особенно­сти духовного, идеального преимущества перед материальным обусловили и появление учений, отрицавших не только пер­вичность материального, но и вовсе какую-либо роль материи для человека. Такой позиции придерживался Джордж Беркли (1685—1753) и другие философы - субъективные идеалисты.

Представители этой философской школы вообще отрицали существование какой-либо объективной - материальной или идеальной - основы мира. С их точки зрения основа мира субъ­ективна, т.е. находится не вне человека, а в нем самом, в его духовном мире.

Так, по мнению Беркли и поддержавшего его Эрнста Маха (1838—1916), для человека реально существует не абстрактная материя, а лишь отдельные вещи. Но и они даны нам лишь в сознании, мышлении как «комплексы ощущений». Они то и яв­ляются для нас подлинной реальностью. Что же касается катего­рии материя, то, по словам Беркли, она нужна некоторым фи­лософам только как «повод для пустословия».

Современная философия стремится избавиться от крайно­стей в трактовке понятия «бытия». В его современном понима­нии как бы суммируются, интегрируются различные представ­ления.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.