Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Росколотько Л.М. Философский анализ функциональной концепции времени Авторсф. канд. дисс. К., 1983.
Костюк В.М. Підтвердження та вибір гіпотези в науковому дослідженні. К.: Вид.: Київского унів., 1973: Его же: Логика. Киев — Одесса: Вища школа, 1975. Методология научного исследования, Киев — Одесса, Вища школа, 1976. Элементы модальной логики. К., Наукова думка, 1978. Например: Булавинов А.Н. Интуиционистские модальные пропозициональные исчисления и их интерпретации. Канд. дисс. М., 1979. Попова И.М. Системный подход в социологии и проблема ценностей. // Вопросы философии, 1968, N 5. Ее же: Ценностные представления и парадоксы самосознания. // Социологические исследования. 1984, N 4. Человек и социальные отношения. // Философская и социологическая мысль. 1991, N 7. Сознание и трудовая деятельность (Ценностные аспекты сознания, вербальное фактическое поведение в сфере труда). Киев — Одесса: Вища школа. 1985. Рук. авт. колл. И.М.Попова. Соавт.: В.Б.Моин, М.Б.Кунявский.
диссертация И.ЯМатковской «Проблемы этики в трудах Г.В.Плеханова» и докторская — «Проблемы развития гуманистического сознания в истории освободительного движения России (дворянский и разночинский периоды)», защищенные в Москве в 1968 и 1990 гг.. соответственно, а также целый ряд других публикаций1 посвящены исследованию социально-критического сознания, то есть сознания, отрицающего наличное бытие, направленного на поиски и реализацию различных возможностей исторического развития. И, Я. Матковская обращает внимание на особую, интегрирующую роль нравственного сознания в обществе.. Развитие социально-критического сознания, как правило, начинается с нравственного неприятия, осуждения наличного бытия или его элементов, осознаваемых как несправедливые, с активной разработки этической теории и своеобразного «сращения» собственно нравственных и теоретико-этических компонентов.2 В сфере нравственного сознания действует специфическая разнонаправленность индивидуального и общественного сознания: «чтобы остаться в пределах нравственности, индивидуальное сознание должно быть в той или иной степени ориентировано на общий, а не на личный интерес, в то время как общественное сознание — на наиболее гармоничное сочетание общественного и личного».3 При исследовании вопроса о соотношении целей и средств социальной деятельности проф. Матковская уделяет внимание феномену героизма. Герои и героизм — своего рода компенсаторный механизм, потребность в котором особенно четко проявляется в истории стран и народов, по тем или иным причинам отставших в своем развитии и вынужденных в короткие сроки догонять упущенное; объективное основание потребности в героизме — несоответствие между уровнем развития социальных задач и средствами их решения, а со стороны этической парадокс состоит в том, что вопрос о выборе средств ставится здесь в ситуации, когда выбирать не из чего. «Выбор при отсутствии выбора» социальную проблему превращает в этическую.4 С точки зрения автора, «интенсивная аксиологизация теории, этизация тех идейно-теоретических зон, которые, как правило, не обладают этическим содержанием», характерны для теоретических построений народничества 70-х годов.5
Матковская И.Я., АН. Радищев: у истоков революционной нравственности. // Вопр. философии, 1975, N I. Ее же: О социально-этических идеях декабристов.// Вопр. философии, 1975. N 12. Социальная организация как средство реализации социальных систем. Одесса — Киев, 1988. Проблема развития прогрессивной этической мысли России. Домарксистский период. М., Высшая школа, 1990.
|