Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мещанство - большое зло, оно как плотина в реке, всегда служило только для застоя» (А. П. Чехов) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX






в.)

Борьба с мещанством занимала большое место в творчестве различных поэтов и писателей начала XX в. Все они понимали, что такое явление, как мещанство, губительно для общества, тормозит и мешает его развитию. Одним из поэтов, устремившим «отточенные пики» своей сатиры на борьбу с этим паразитирующим классом, был В. В. Маяковский. Самым ярким антимещанским произведением стала пьеса «Клоп», написанная в 1929 г. по просьбе В. Э. Мейерхольда. Но замысел этой пьесы, по словам Маяковского, созрел у него намного раньше, и «Клоп» явился как бы «театральной вариацией» множества плакатов и агиток, нарисованных поэтом задолго до написания пьесы.

В центре «Клопа» - молодой рабочий Присыпкин, который «с треском» отрывается от своего класса. Он опошляет нравственно-социальные понятия и идеи, еще недавно имевшие для него настоящий, подлинный смысл. Присыпкин - это глупый, самовлюбленный человек, «бывший партиец, ныне жених». Он собирается жениться на представительнице «очаровательного капитала», Эльзевире Ренессанс, объясняя это бракосочетание тем, что собственным благоустройством он весь класс возвысит. Присыпкин горделиво, «с чувством классового достоинства» целует свою невесту, величественно вручая ей свою пролетарскую особу. Чистую любовь, труд, духовное развитие Присыпкин променял на сытое прозябание за счет семейки Ренессанс. Фамилию свою Присыпкин меняет на Скрипкин, считая ее благозвучнее и солиднее, более подобающей его теперешнему положению. Мещанское прозябание главного героя Маяковский рисует на фоне всеобщей атмосферы «советской мешанины». Вспомним хотя бы начало первого действия, где раздаются уличные крики разносчиков пуговиц, кукол, абажуров, селедок и всякой другой мелочи, которые опошляют привычные представления о политике, истории и культуре.

Во второй части пьесы драматург переносит главного героя из 1929 г. на пятьдесят лет вперед. Попав в будущее, мещанин Присыпкин оказывается еще отвратительнее, грязнее, чем был в первой части. Маяковский, обличая главного героя, использует такие художественные средства, как фантастика, гротеск, карикатура. Перенос действия на полвека вперед является своеобразной проверкой временем Присыпкина. Маяковский судит мещанство судом истории. Коммунистическое будущее, которое драматург считал исторической закономерностью, не принимает в свое общество таких, как Присыпкин. Только люди труда имеют право называться людьми, а паразитирующее мещанство обнаруживает свое сходство с простейшими видами паразитов-насекомых и попадает в зоосад.

Картины будущего и мотив превращения главного героя в «клопуса-нормалиса» важны в пьесе. Они помогают разоблачить главного героя. Маяковский словно через увеличительное стекло показывает нам реальную сущность Присыпкина-мещанина, его извращенные вкусы, привычки, поведение. Главный герой, ведя паразитирующий образ жизни, тормозит развитие общества. Это (еще в первой части пьесы) понимает даже слесарь, который, взяв за шиворот


«Сочинения на свободные темы»



Присыпкина, выбрасывает его из общежития. Да и сам главный герой себя разоблачает: «...Я против этого мещанского быту - канареек и прочего... Я человек с крупными запросами... Я зеркальным шкафом интересуюсь...»

Высокое человеческое назначение Присыпкин променял на паразитирующее мещанское существование, светлое чувство любви - на сытое брюхо, труд - на праздное ничегонеделание. На злое осмеяние этого и была направлена сатира Маяковского, который завершил бичевание Присыпкина полным его изгнанием из общества.

58. «Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни...» (А. П. Платонов) (По творчеству В. Быкова)

Одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне. Эта тема сложна, многообразна, неисчерпаема.

По-своему к теме войны подходит писатель Василь Быков. В ранней военной прозе («Фронтовая страница», «Западня», «Журавлиный крик», «Третья ракета») герои Быкова поражают необыкновенным мужеством, стойкостью духа. Они верят, что погибают не напрасно, что враг все-таки будет остановлен. С оружием в руках погибают старшина Карпенко, ученый Фишер, Ванька Свист, держащие оборону на переезде («Журавлиный крик»). Тяжелораненый Иван Щербак кончает жизнь самоубийством, чтобы дать возможность своему товарищу спастись от гитлеровцев («Фронтовая страница»). Не пропустив танки, гибнут «сорокапятчики» старшего лейтенанта Желтых («Третья ракета»). Люди сильного характера, способные на самопожертвование, - Карпенко и Свист в «Журавлином крике», Кривенок и Попов в «Третьей ракете», Климченко в «Западне». На этих людей всегда можно положиться, они стойко и мужественно переносят все тяготы войны, ее нечеловеческие испытания и в то же время остаются обыкновенными людьми с естественными, простыми мечтами о конце войны, о здоровье, о жизни. «Им, - пишет Быков во „Фронтовой странице", - хотелось только одного -дожить до конца войны. Только б одолеть фашизм, дождаться победы, увидеть хотя бы один мирный день без огня и крови, и больше, кажется, ничего бы не нужно было. Они согласны были бы на любую работу, на самое скромное место в жизни, им всюду был бы желанный покой после того ада, который они пережили на фронте».

Под давлением обстоятельств не все люди способны выдержать обстановку, но эти люди внутренне готовы к предательству и трусости. Таковы Иван Пшеничный во «Фронтовой странице», Задорожный в «Третьей ракете», Рыбак в «Сотникове». Такие люди сознательно совершают предательство, но в то же время не лишены жалости. Рыбак помогает Сотникову, когда он нуждается в помощи. Но внутренняя надежда на спасение с помощью предательства берет верх. И человек предает своих товарищей, свою страну, свою землю.

Героем рассказа «Смерть человека», который, будучи тяжелораненым, мучительно преодолевает каждый метр пути, решившись на самоотверженный поступок.

Примеры, о которых рассказывает Быков, обнаруживают огромный духовный потенциал, скрытый в человеке. Не случайно фашисты писали о фанатизме советских людей, внутренний мир которых был просто недоступен их пониманию.

Еще раз хочется подчеркнуть, что в описании человека на войне писатель избегает одностороннего изображения: ведь человек постоянно меняется, проявляет то одни, то другие качества. Все герои быковских повестей, очень разные по характеру, возрасту, темпераменту, объединены одним: чувством чести, сознанием того, что они выполняют свой воинский долг, умением брать на себя ответственность в трудных жизненных ситуациях. Самый главный подвиг этих людей - это победа над собой, над своей усталостью и болью, которая и есть самый

Отредактировал и опубликовал на сайте: PRESSI (HERSON)


«Сочинения на свободные темы»



главный залог духовной крепости человека.

В повести «Знак беды» (1983 г.) автор показывает мирную жизнь хутора Яхимовщина. «В мирную жизнь вторгается страшное слово „война". Немцы быстро наступают», оставляя героям повести совсем мало времени на размышления. Петрок полагает: «Мы перед ними вины не имеем. А коли к ним по-хорошему, то, может, и они... Не съедят, может...» Степанида не верит в это. Она не покоряется палачам, она тщательно готовится к проведению вооруженной акции против немцев. Спасаясь от врагов, Степанида сама поджигает собственный хутор, свой привычный и устоявшийся мир, и гибнет в огне. Примечательна последняя фраза повести о бомбе, приготовленной Степанидой... «Но бомба дожидалась своего часа...» До бунта поднимается и Петрок, слабый характером, обычный деревенский житель.

У Василя Быкова нет ни одного произведения с благополучным концом - во время войны не может быть благополучия одних за счет других. И писатель это прекрасно понимает. Такой беззаветно преданный Родине народ невозможно победить - доказывает писатель каждым своим произведением. Не в этом ли кроется популярность его произведений на протяжении многих лет?

59. «Поэзия - плуг, взрывающий время...» (О. Э. Мандельштам) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)

Поэтом своего времени был Маяковский. Он первый, используя свой необыкновенный ритм, соединил политику и лирику. Вся его любовь к человеку вылилась в мощную струю нового искусства. Шокирующая поэзия Маяковского часто не принимается людьми, мало читается. Но сомневаться в наличии таланта у поэта не приходится. Такая поэзия - всего лишь отражение своего времени: сумбурного, непонятного, сложного. Этими же эпитетами часто наделяется творчество Маяковского. Лирику его любить сложно, ее нужно понимать.

Немало своих стихов поэт посвятил патриотизму советских людей. Лучшие из них -«Товарищу Нетте - пароходу и человеку» (1926 г.) и «Стихи о советском паспорте». Первое стихотворение - воспоминание о советском дипкурьере Теодоре Нетте, героически погибшем при выполнении служебного долга. Вступлением к теме служит встреча Маяковского с пароходом, носящим имя прославленного героя. Но постепенно пароход как бы одушевляется, и перед поэтом возникает образ человека.

«Это он -

я узнаю его

В блюдечках-очках спасательных кругов.

Здравствуй, Нетте!»

Затем следует воспоминание о Нетте, который был другом Маяковского. Эти будничные воспоминания сменяются в центральной части стихотворения описанием героического поступка простого советского человека - «след героя светел и кровав». Рамки стихотворения расширяются: начатое с описания дружеской встречи, оно поднимается до мыслей о Родине, о борьбе за коммунизм.

«Такие, как Нетте, не умирают - память о них народ воплощает... в пароходы, в строчки, и в другие долгие дела».

Гимном советской Родине звучит и другое лирическое стихотворение Маяковского -«Стихи о советском паспорте» (1929 г.). Стихотворение начинается с незначительного события - с описания проверки паспортов в железнодорожном вагоне в момент прибытия поезда на


«Сочинения на свободные темы»



границу. И поэт замечает многое: и учтивость чиновника, который, «не переставая кланяться», «с почтеньем» берет паспорта американца и англичанина; и его пренебрежение при виде польского паспорта.

«И вдруг, как будто ожогом рот скривило господину. Это господин чиновник берет мою краснокожую паспортину».

Маяковский горд за свою могучую Родину:

«Читайте, завидуйте, я - гражданин Советского Союза!»

Важное значение приобретает в творчестве поэта тема творчества, места поэта в жизни людей, его назначение:

«Вижу идущего через горы времени, Которое не видит никто...»

Как и у Пушкина, у Маяковского поэт - пророк, который предвидит будущее и ведет за собой народ. Поэт у Маяковского в первую очередь является гражданином, глубоко страдающим за свой народ.

Не секрет, что поэт принял революцию. Он искренне верил, что необходимо переделать мир и стремиться к светлому будущему. В автобиографии «Я сам» Маяковский пишет, что вопрос принимать или не принимать революцию для него не стоял, так как революция - это воплощение мечты об обновлении мира и общества. Во имя революции Маяковский создает необычайный ораторский строй стиха, который поднимал, звал, требовал идти вперед.

«Сегодня рушится бесчисленное прежде, Сегодня пересматривается миров основа...»

Маяковский уже не сомневается в том, что его искусство нужно народу, что оно необходимо стране.

«Товарищ, дайте новое искусство,

Такое, чтобы выволочь республику из грязи...»

Свои размышления о поэтическом труде Маяковский продолжает в стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии» (1926 г.). Маяковский пишет: «Гражданин фининспектор! Простите за беспокойство. Спасибо, не тревожьтесь, я постою. У меня к вам дело деликатного свойства: о месте поэта в рабочем строю». Маяковский пишет о тяжелом труде поэта: «Поэзия - та же добыча радия, в грамм - добыча, в год - труды: изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды».

В своей предсмертной поэме «Во весь голос», которую он успел закончить, поэт писал: «Я к вам приду в коммунистическое далеко, не так как песенно-есенинский провитязь. Мой стих дойдет через хребты веков и через головы поэтов и правительств».

Отредактировал и опубликовал на сайте: PRESSI (HERSON)


«Сочинения на свободные темы»








© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.