Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кто он, «герой нашего времени»? (По одному из произведений современной






отечественной литературы)

Последние десятилетия отмечены сменой культурных эпох. Новый литературный (культурный) процесс получил название постмодерна. В связи с этим кардинальным образом меняется вся система мироощущения. Современная культура отрицает упорядоченность, веру в причинно-следственный процесс и абсолютную истину. Мир представляется как отдельные фрагменты, порой даже не связанные между собой. Образы, герои - вымышленные, беспочвенные, герои компьютерных игр. Они создаются в сознании, при этом в сознании


«Сочинения на свободные темы»



отдельно взятого человека один и тот же образ может выглядеть по-разному. Такого героя сложно анализировать, практически невозможно представить его жизнь, ведь такой персонаж создается в сознании другого героя произведения.

Примером постмодернизма в современной отечественной литературе может служить роман Виктора Олеговича Пелевина «Чапаев и Пустота» (1996 г.) - нашумевший, вызвавший много противоречивых мнений роман о советских героях Гражданской войны и героях многочисленных анекдотов Чапаеве и Петьке. У Пелевина Чапаев - мистик, учитель, ведущий своего ученика Петра Пустоту к постижению истины. Петр - поэт-декадент, монархист, по странному стечению обстоятельств занимающий место комиссара чапаевской дивизии. Роман построен как чередование фрагментов, описывающих жизнь Пустоты в двух реальностях-сновидениях: послереволюционной России, где встречает Чапаева, знакомится с Анкой, Котовским, и России современной, где он находится на излечении в психиатрической клинике. Чапаев и Петька ведут беседы о философии, о строении мироздания, посещают загробный мир и в конце романа тонут в реке Урал (условной реке абсолютной любви).

Составной частью текста романа являются фрагменты истории болезни Пустоты, из которой читатель узнает, что мировосприятие героя начало дробиться в подростковом возрасте, когда он вдруг обнаружил метафизические корни своей фамилии. С этого времени он стал интересоваться философскими категориями пустоты и небытия. В итоге Петр попадает в психиатрическую клинику. Кульминацией его болезни является эпизод с «глиняным пулеметом», при помощи которого созданные больным воображением героя Чапаев и Анка уничтожают вселенную и таким образом показывают Петьке, что «любая форма - это пустота... пустота - это любая форма». Герой приходит к выводу, что на самом деле ни о какой реальности речь не может идти, весь мир - это плод нашей фантазии. Все, что создает сознание героя, наделяется им самим реальным существованием. Он не сомневается в существовании сна-реальности периода Гражданской войны, для него современный мир менее реален, чем реальность Чапаева. Персонаж выступает создателем своей вселенной, оказывается творцом своего мира. Петр Пустота представляет собой обобщенный собирательный образ отдельного социального слоя российского общества, это образ людей, занятых творчеством (а потому немного не от мира сего) и живущих насыщенной интеллектуальной жизнью. А фамилия главного героя - Пустота - означает, что факты материального и духовного существования человека возникают из ничего и возвращаются в ничто.



Возникает вопрос: может ли такой герой, как Петр Пустота, быть героем нашего времени? Герой Пелевина (да и все остальные его герои) - это ли не герои всех компьютерных игр, которыми так увлечена современная молодежь. Только эти герои, помимо всего прочего, выписаны довольно талантливым современным писателем, и именно поэтому все же несут в себе смысловую нагрузку. Петр сочетает в себе черты и поэта-декадента (т. е., чтобы понять и выявить эти черты, необходимо знать поэзию серебряного века), и героя Гражданской войны (нужно знать отечественную историю), и черты современного человека с одуревшей от информации, от всеобщей компьютеризации головой. Таков герой Пелевина. Его нельзя назвать примитивным и не давать для изучения. Ведь подобный герой - яркое отражение нашей сегодняшней действительности.

48. Каковы особенности лирики одного из современных поэтов? (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)

Осип Эмильевич Мандельштам - русский поэт, малоизвестный широкому кругу читателей. Однако от этого не менее талантлив и стоит в одном ряду с крупнейшими поэтами

Отредактировал и опубликовал на сайте: PRESSI (HERSON)


«Сочинения на свободные темы»



серебряного века Н. Гумилевым, А. Ахматовой, С. Есениным, В. Маяковским и др. Мандельштам - создатель литературного течения - акмеизма. Непростая судьба поэта и страны, в которой он жил, определила характер его творчества.

В 1913 г. вышел первый сборник его стихов под названием «Камень». Название вполне символично. Камень - природный материал, прочный и основательный. Для поэта каждое слово - это камень, из которого он выстраивает здание своей поэзии, используя его как строительный материал духовной культуры.

«Слишком легким плащом одетый, Повторяю свои обеты. Ветер треплет края одежды -Не оставить ли нам надежды?..»

(«Пилигрим»)

В стихотворениях этой поры чувствовалось мастерство молодого поэта, умение владеть поэтическим словом, использовать широкие музыкальные возможности русского стиха. Первая половина 1920-х гг. прошла в предчувствии чего-то страшного, появляется чувство обреченности.

«Образ твой, мучительный и зыбкий, Я не мог в тумане осязать. - Господи! - сказал я по ошибке, Сам того не думая сказать. Божье имя, как большая птица, Вылетело из моей груди. Впереди густой туман клубится, И пустая клетка позади».

Поднимается в творчестве Мандельштама конфликт между вечностью и человеком. Человек, по мнению поэта, преодолевает свою смерть путем созидания вечного искусства. Этот мотив начинает звучать уже в первых стихотворениях:

«Дано мне тело - что мне делать с ним, Таким единым и таким моим......На стекла вечности уже легло Мое дыхание, мое тепло».

(«Дано мне тело...»)

Человек - мгновенное существо «в темнице мира», но творчество делает его бессмертным.

Поэзия призвана, по выражению Мандельштама, возрождать духовную культуру. В одном из поздних стихотворений он сравнивал поэзию с плугом, который переворачивает время: старина оказывается современностью. Революция в искусстве неизбежно приводит к классицизму -поэзии вечного. «...Мироощущение для художника - орудие и


«Сочинения на свободные темы»



средство, как молоток в руках каменщика, и единственно реальное - это само произведение», - замечает поэт, -«существовать - высшее самолюбие художника».

У зрелого Мандельштама слово превращается из камня в почти живое существо, обладающее внутренней свободой. Такая метаморфоза не случайна, учитывая все мытарства и скитания поэта. Арест, ссылка, гонения не лишают автора силы духа. После его сатиры на Сталина его чудесным образом оставили в живых и только сослали. Но от этого поэт не перестал чувствовать себя свободной личностью. Мандельштам не ощущал себя перед «веком-зверем» ничтожной, жалкой жертвой, он осознает себя равным:

«...Мне на плечи кидается век-волкодав, Но не волк я по крови своей. Запихай меня лучше, как шапку, в рукав Жаркой шубы сибирских степей, Уведи меня в ночь, где течет Енисей, И сосна до звезды достает, Потому что не волк я по крови своей И меня только равный убьет».

(«За гремучую доблесть грядущих веков...»)

Стихи воронежского цикла долгое время оставались неопубликованными. Они не были, что называется, политическими, но даже «нейтральные» стихи воспринимались как вызов. Эти стихи проникнуты ощущением близкой гибели, иногда они звучат как заклинания, увы, безуспешные. Несмотря на то что автор пошел на уступки власти (пишет оду во славу Сталина), ему нет места в Москве, его семье нечего есть. Кормили друзья.

В мае 1938 г. Мандельштама снова арестовывают, приговаривают к пяти годам каторжных работ и отправляют на Дальний Восток, откуда он уже не вернется.

Смерть настигла поэта в одном из пересыльных лагерей под Владивостоком 2 декабря 1938 г. В одном из последних стихотворений поэта есть такие строчки:

«Уходят вдаль людских голов бугры, Я уменьшаюсь там - меня уж не заметят, Но в книгах ласковых и в играх детворы Воскресну я сказать, что солнце светит».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.