Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II этап. Осознание себя как субъекта взаимодействия






Механизмом личностного роста выступает децентрация (эмоциональная и интеллектуальная). Типом взаимоотношения является руководство — подчинение и кооперация.

Задачи этапа:

• формирование способности к целеполаганию;

• становление образов «Я-реального» и «Я-потенциального» («Каким я могу быть»);

• осознание своих переживаний и отношения к ровеснику!

• сравнение и идентификация себя со сверстником.

В процессе совместных предметных действий с ровесником происходит увязывание во времени отстоящих друг от друга событий и состояний. Повторяемость сопряженных действий организует ожидания ребенка и позволяет ему опережать в „х ощущениях изменения в действиях и, значит, настраивать себя на соответствующий отклик.

Чрезвычайно важно при этом воссоздавать целостную ситуацию. знакомую ребенку по общению со взрослым. Сам ребенок на себя в ней функции взрослого и осуществляет взаимодействие с партнером, действуя, как конкретный взрослый. Позиция сверстника остается неизменной. Поэтому оказывается очень полезным включать в структуру индивидуального занятия моменты общения «сильных» и «слабых» детей, т. е. с разным уровнем интеллектуального развития. Ведущему партнеру при этом придется более связно и четко выражать свои намерения, мысли, желания. Ему самому легче будет осознать цель своих действий. Ведомый же будет тянуться за более сильным партнером («в глазах умственно отсталого ребенка другой отста­лый ребенок является более умным, чем нормальный взрослый человек», — писал Л. С. Выготский). Т. е. для формирования самоутверждения, осознания себя как субъекта деятельности, требуется партнер, которого ребенок с нарушением в развитии сможет «обучать» (в диалогическом взаимодействии).

Аналогично строятся отношения по вектору Ребенок — Коллектив, т. е. используя механизм руководства — подчинения. Он способствует формированию функционального состояния Родителя в структуре личности и произвольности поведения.

На начальных этапах Н. Д. Соколова предлагает учить детей подражать действиям с куклой взрослого и передавать отношения между дочкой (куклой) и мамой. Демонстрируя разнообразные игровые сюжеты, педагог сопровождает свои действия Речью, планирует их, подводит итоги, выражает эмоциональное отношение к событиям и т. д. Наблюдая за взрослым, ребенок присваивает» способы не только игры, но и игрового и речевого общения, постепенно становится партнером взрослого, а затем — сверстника, которому эту роль «перепоручил» воспитатель или психолог.

Начиная со средней группы, проводятся игры-занятия в «семью» и «детский сад» с целью сплочения детей, проявления симпатии, заботы, умения замечать эмоциональное состояния близких людей, сверстников и воспитателей группы.

Приведем пример подгруппового занятия психолога по данной теме.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.